Управление инвестиционной и инновационной деятельностью
Законодательное обеспечение инвестиционной политики
АНАТОЛИЙ АКСАКОВ
кандидат экономических наук,
заместитель председателя комитета
Государственной думы РФ
по экономической политике и предпринимательству
• Россия располагает внутренними резервами, позволяющими более
чем в 2 раза увеличить финансирование экономики
• Бюрократизация принятия экономических решений и связанная
с ней коррупция – барьер на пути инвестиций
• Формирование критической массы компаний, имеющих кодексы корпоративного поведения,
благоприятно повлияет на имидж России
и ее инвестиционную привлекательность
Анализ макроэкономических показателей свидетельствует: российская экономика вступила
в фазу роста, а точнее в фазу оживления хозяйственной деятельности. После длительного
и глубокого спада по уровню ВВП и производства промышленной продукции Россия выходит
на уровень 1993-1994 гг. Впервые за переходный период рост потребительских и инвестиционных
расходов внес существенный вклад в совокупный спрос и стал причиной нового конъюнктурного
оживления экономики. Однако сделанного недостаточно, чтобы гарантировать улучшение
инвестиционного климата и долгосрочное оживление деловой активности. Говорить о
выходе на траекторию устойчивого экономического роста преждевременно, пока не будет
обеспечено стабильное увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, причем не
только в сырьевых отраслях, но и в обрабатывающей промышленности. Добиться успеха
можно только путем поддержки предпринимателей инструментами государственной политики.
Источники финансирования экономики
По оценке Министерства экономического развития и торговли РФ, потребности российской
экономики в инвестициях составляют около 100 млрд долл., тогда как в 2001 г. страна
располагала только 50 млрд. Тем не менее источники, позволяющие в 2 раза увеличить
финансирование экономики, есть. Во-первых, средства самих предприятий – амортизационные
отчисления и нераспределенная прибыль, составляющая, по нашим оценкам, примерно
70 млрд долл. Во-вторых, сбережения населения, которые оцениваются, по разным
источникам, от 30 млрд до 80 млрд долл. В-третьих, средства государственных
и коммерческих банков, составляющие примерно 6-8 млрд. В-четвертых, появились
резервы у Пенсионного фонда. Расчеты показывают, что уже в 2002 г. – первом году
пенсионной реформы – накопительная часть трудовой пенсии составит более 1,3 млрд
долл., а за 10лет – от 8 до 14 млрд. Наконец, создав в стране благоприятный
инвестиционный климат, можно получить неисчерпаемый источник капиталовложений в
виде прямых иностранных инвестиций. Для того чтобы эти финансовые ресурсы
были вовлечены в экономический оборот, превратившись в инвестиции, необходимы серьезные
изменения в государственной экономической политике. Государственный ресурс.
Следует изменить формы и методы управления государственным бюджетом с таким расчетом,
чтобы он стал стимулом развития инвестиционного процесса. К сожалению, сам бюджет
государства пока слабый. Его инвестиционные возможности оцениваются только в 5 млрд
долл., но и они используется крайне неэффективно. Депутатам Государственной думы
при утверждении федерального бюджета приходится ежегодно участвовать в распределении
средств, выделенных на инвестиции. Однако ни разу не удалось сконцентрировать их
на приоритетных направлениях. Деньги распыляются по сотням мелких объектов – на
строительство бань в Москве, реконструкцию школ и театров, медицинских учреждений.
Причем понятно, что эти средства уйдут в “песок”. Так что ставка на государственный
бюджет на данном этапе развития экономики бесперспективна. Средства предприятий.
Возможности здесь большие. Но эффективно использовать их мешает двойственная политика
властей. С одной стороны, по инициативе правительства Государственная дума приняла
революционное решение о снижении ставки налога на прибыль с 35 до 24%, а с другой
– для снижения налогооблагаемой прибыли разрешено принимать к вычету все обоснованные
и необходимые затраты. По одному решению введена либеральная амортизационная политика,
но отменены льготы, в том числе так называемая инвестиционная льгота, которая позволяла
предприятиям направлять средства на развитие производства, снижать налогооблагаемую
прибыль в 2 раза – до 17,5%. Если сравнить эту цифру с 24%, до которых снижен налог
на прибыль, то выходит, что законодательные акты поддержали те предприятия, которые
“проедают” свой доход, не вкладывают средства в развитие производства. Те же, кто
реально укрепляет экономику, от этой меры выиграли немного. Компенсировать
исчезнувшую инвестиционную льготу удалось в одном виде деятельности. Это касается
амортизационной политики или налогообложения лизинговой деятельности. Лизинговые
компании получили право применять ускоренную амортизацию с коэффициентом 3. Причем
выбирая форму реализации данного положения, они могут исходить из своих интересов.
В частности, использовать линейный метод или метод уменьшающегося остатка. Начисляя
значительную сумму на амортизацию, предприятие снижает налогооблагаемую прибыль.
Это существенная поддержка бизнеса. Анализ показывает, что с 2002 г., когда новый
закон вошел в силу, подобный вид инвестиционной деятельности получит стремительное
развитие. Мы рассчитываем, что на него обратят внимание и западные инвесторы, которые
раньше испытывали проблемы при уплате налогов на лизинговую деятельность. Во-первых,
лицензирование этого вида работы отменено. Во-вторых, из закона “О лизинге” убраны
все противоречия с Гражданским и Налоговым кодексами. Система налогообложения теперь
осуществляется по Налоговому кодексу, что позволяет более прозрачно и предсказуемо
осуществлять деятельность, не боясь возникновения правовых коллизий.
Законодательство и судебная защита
В последние годы экономическая история пестрела огромным числом скандалов, связанных
со взаимоисключающими судебными решениями по одному и тому же вопросу. Было много
проблем, связанных с длительностью рассмотрения хозяйственных споров в судебных
инстанциях. Сейчас напряжение снизилось. Во-первых, все экономические споры
стали рассматриваться только в арбитражных судах, а суды общей юрисдикции из рассмотрения
этих вопросов исключаются, и есть основание утверждать, что взаимоисключающих решений
по хозяйственным спорам по одному и тому же вопросу не будет. Во-вторых,
скоро исчезнет и проблема сроков рассмотрения споров. Одна из причин прежних затяжек
с вынесением решения – так называемая апелляционная инстанция в том же суде,
который рассматривал спор. Поскольку это один и тот же суд, люди хорошо знают друг
друга и оказывают влияние на судью, принимающего решение по апелляции. Поэтому Комиссия
по защите прав инвесторов предлагает поправку к Арбитражному процессуальному кодексу
– исключить апелляционную инстанцию или перевести ее на более высокий уровень, чтобы
судьи одного и того же суда не могли повторно рассматривать один и тот же вопрос,
поскольку это ведет к затягиванию решения. Другое направление судебной реформы
– развитие института третейских судов. Для его становления в Государственной
думе уже подготовлен законопроект о третейских судах. К сожалению, в документе пока
существует норма, в соответствии с которой арбитражный суд может отменить или подтвердить
решение третейского судьи. Нетрудно предвидеть, что любое решение этой инстанции
будет оспорено и окончательное решение все равно останется за арбитрами. Поэтому
при рассмотрении законопроекта в ходе очередного слушания внесено предложение эту
статью изъять и сделать решение третейского суда окончательным. Выигрыш очевиден
– экономия времени. Новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ лишил прокуратуру
надзорных функций, в соответствии с которыми она могла предъявить иск по хозяйственным
спорам, участвовала в спорах хозяйствующих субъектов и за это получала на свой специальный
счет 10% суммы, взысканной с проигравшего. В результате данная правовая норма стимулировала
активность прокурорских работников, которые буквально искали повод, чтобы возбудить
дело против хозяйствующих субъектов и тем самым пополнить свой бюджет. В первую
очередь это касалось малого и среднего бизнеса. Поправки, внесенные в закон
о прокуратуре, вопрос фактически сняли, а в Арбитражно-процессуальном кодексе будет
сказано, что прокуратура выступит от имени государства, т. е. в спорах хозяйствующих
субъектов участвовать не будет. Причем устанавливается закрытый перечень вопросов,
по которым прокуратура сможет предъявлять иск. Данная мера, несомненно, будет способствовать
снижению произвола в проведении уголовных расследований и необоснованных обвинений,
что является важным условием для повышения деловой активности на микроуровне, усиливает
мотивацию общества к активной деятельности в целом.
Дебюрократизация
предпринимательской деятельности
Важнейший фактор развития российской экономики – дебюрократизация принятия решений
и борьба с коррупцией. Прежде всего это относится к системе валютных отношений и
валютного контроля. Вектор либерализации этого сектора экономики определен: президент
поручил правительству подготовить законопроект, направленный на либерализацию
валютного регулирования. В настоящее время доля обязательной продажи валютной
выручки предприятий Центральному банку снижена с 75 до 50%. На следующем этапе она
составит 25%, а потом будет полностью исключена. Однако сегодня состояние российских
финансов таково, что без этого способа пополнения золотовалютных резервов не обойтись.
К нему прибегают многие страны. Данным инструментом, в частности, пользуются Турция,
Бразилия, ЮАР и т.д. Очевидно, правительство еще не уверено, что без такой валютной
подпитки сможет погасить большой внешний долг, появится угроза дерегулирования валютного
рынка и устойчивости рубля. Вероятно, страхи преувеличены, но они существуют.
На наш взгляд, либерализация валютного рынка должна сопровождаться обеспечением
реальной конвертируемости рубля, о сроках которой пока речь не идет. Думаю,
что цель будет достигнута только при эффективном развитии экономики и стабилизации
экономической ситуации в стране. Государственная дума уже приняла ряд законов,
способствующих устранению бюрократических преград в экономике. Среди них – закон
о государственной регистрации юридических лиц, устанавливающий единую систему
регистрации и регистрационных органов. Новый порядок, по нашему убеждению, сможет
хотя бы частично решить проблему фирм-однодневок, которые раньше регистрировались
в муниципальных органах. Он исключает ситуацию, когда по подложному паспорту регистрировались
десятки фирм в разных городах страны, а отследить этот процесс было невозможно –отсутствовала
единая база данных. С принятием нового закона положение изменится, так как единая
национальная база данных позволит отсечь недобросовестных предпринимателей.
Второй пакет законов о дебюрократизации охватывает проблемы лицензирования предпринимательской
деятельности. Он предусматривает 5-кратное сокращение лицензируемых видов, устанавливает
их единый перечень. Один из таких законов – “О лизинге”. В свое время предприниматель,
который хотел заниматься такой деятельностью, должен был собрать массу документов,
представить их в Минэкономразвития, дождаться, когда соберется комиссия, принимающая
решение о предоставлении лицензии, заплатить какую-то сумму денег. Все это сдерживало
развитие предпринимательства. В настоящее время первый шаг к упрощению процедуры
сделан, хотя еще остались виды деятельности, которые не нуждаются в лицензировании.
Например, сбор макулатуры. Подобную работу надо поощрять, но Министерство природных
ресурсов настаивает на государственном контроле, потому что считает: макулатуру
собирать опасно. Третий пакет законодательных актов посвящен защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В пакете содержится, в частности,
законопроект о защите прав экономических агентов при проведении государственного
контроля их деятельности. Необходимость документа вызвана тем, что наши предприниматели
“замордованы” контролирующими органами. А закон устанавливает процедуру и периодичность
проверок. На подходе и следующий акт – о сертификации технических стандартов. Он
представлен Минэкономразвития, соответствует мировым стандартам и, очевидно, будет
быстро принят. Хотя у него есть противники. В первую очередь с ним не согласен Госстандарт
РФ, который напрямую заинтересован в сохранении прежнего порядка сертификации и
стандартизации, позволяющего ведомству получать определенную сумму денег.
Корпоративное управление
В прошедшее десятилетие ахиллесовой пятой российского инвестиционного климата
были корпоративное управление и защита прав собственников. Отсутствие международных
стандартов в этой сфере препятствовало притоку инвестиций в экономику, росту деловой
активности и повышению конкурентоспособности российских товаров. Во многом подобная
ситуация стала возможной в силу дефектов институциональной системы – неэффективного
правоприменения, неразвитого законодательства по вопросам корпоративного права,
непрозрачности экономики и низкого качества работы судебной системы, при которой
радикальное преобразование института собственников в России сопровождалось созданием
соответствующих механизмов корпоративного управления. Однако за последние
годы произошли перемены к лучшему, свидетельствующие об эволюции взглядов и позиций
по вопросам корпоративного права и менеджмента как представителей государства, так
и владельцев и управляющих ряда российских компаний. Эта проблема находится в центре
внимания Государственной думы, так как ее решение создает предпосылки для модернизации
экономики и ее структурной перестройки. Правительство подготовило Кодекс корпоративного
поведения, имеющий в основе международные стандарты управления и рекомендованный
к применению на российских предприятиях. Со своей стороны и Государственная дума
сформировала Комиссию по защите прав акционеров. Возникло также несколько
саморегулирующихся организаций инвесторов для защиты прав их участников. Все это
благоприятно отразилось на фондовом рынке России – его капитализация, составлявшая
в 2000 г. 50 млрд долл., на 1 января 2002 г. достигла почти 80 млрд. Примечательно,
что значительно увеличили капитализацию фирмы, которые существенно улучшили качество
корпоративного управления, нормализовали отношения менеджмента и акционеров. Пример
тому – нефтяная компания ЮКОС, которая только в 2001 г. в 3 раза повысила общую
сумму превращенных в капитал ценных бумаг. В последнее время заметно выросла
роль совета директоров компаний, повысился профессионализм входящих в него директоров.
Этому способствует программа “Совершенствование корпоративного управления в России”,
разработанная Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Эту же цель преследует
программа “Независимые директора”, начатая 2 октября 2001 г. по инициативе Ассоциации
по защите прав инвесторов и компании “Эрнст энд Янг”. В рамках проекта создана новая
профессиональная организация – некоммерческое партнерство “Национальная ассоциация
независимых директоров”, призванная содействовать российским АО в повышении эффективности
их деятельности путем внедрения передовой практики работы независимых директоров.
Цель организации – формирование эффективного механизма корпоративного управления
и общественного контроля, повышение профессионализма и этических стандартов деятельности
независимых директоров российских предприятий. В 2001 г. в советы директоров 38
компаний вошли представители АПИ. В 2002 г. для этой работы ассоциация уже предложила
своих кандидатов в советы директоров 70 предприятий. Задача состоит в том,
чтобы набрать критическую массу фирм, соблюдающих кодексы корпоративного поведения,
устранить возможности для незаконного изъятия собственности, осуществляемые ныне
через лазейки в законодательстве. Существенные сдвиги в правовом обеспечении корпоративного
управления и прав собственников снизят риски для инвестирования и повысят эффективность
менеджмента компаний. Такое развитие событий в целом благоприятно повлияет на имидж
России и ее инвестиционную привлекательность. |