Менеджмент и маркетинг
Деловая этика и менеджмент: современные подходы
БОРИС ШПОТОВ
доктор исторических наук,
ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН
• Этика бизнеса не может сводиться только к набору моральных норм, а должна
служить инструментом для менеджера при принятии решений
• Для введения этического фактора в практику управления необходимо использовать
разработанные специалистами стандартные приемы
и рекомендации
В последние годы деловая этика, или этика бизнеса, заняла свое место в системе
российского бизнес-образования, но отечественные разработки в этой области пока
еще слабо отвечают практическим задачам менеджмента. В учебниках по данной дисциплине
деловая этика обычно представлена как свод моральных норм, необходимых в бизнесе,
что составляет только часть ее предмета – нормативную этику. Вместе с тем повышенное
внимание уделяется правилам этикета (как говорить по телефону, вести себя на переговорах,
писать деловые письма и т.п.)1. В исследованиях же прикладного характера
(например, по управлению персоналом) специфика моральных проблем и решений часто
не отражена. В результате деловая этика выступает не в качестве инструмента для
менеджера при принятии решений, а как набор моральных постулатов, при этом вопрос,
как использовать их в конкретных ситуациях, остается без ответа. В современной
западной литературе предмет деловой этики представлен иначе. Правила этикета изучаются
как самостоятельная дисциплина, а управленческая, прикладная этика подробно
рассматривается наряду с нормативной. Речь идет о моральных аспектах таких функций
бизнеса, как маркетинг и реклама; использование интеллектуальной собственности,
конфиденциальной информации, электронных коммуникаций; инвестирование; управление
людскими ресурсами; слияния и поглощения; профессиональные услуги; охрана окружающей
среды; управление транснациональными компаниями и др2. Очевидно,
что научить российских предпринимателей и менеджеров применять деловую этику на
практике невозможно, если излагать ее только на нормативном уровне, поскольку этика
предполагает сложный выбор нравственно оправданных и не противоречащих целям бизнеса
решений.
Назначение деловой этики и ее структура
Деловая этика базируется на уважении интересов не только своей фирмы, но и партнеров,
клиентов и общества в целом. Данное правило распространяется также на конкурентов
– запрещается наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы.
Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные
возможности доступа к ним. Нарушение прав собственности, присвоение
закрытой информации, недостоверная реклама, ущемление свободы потребительского выбора,
коммерческий шпионаж вызывают деформацию рыночных отношений, повышают риски и трансакционные
издержки. Нечестная информация отталкивает покупателей, дискриминация по непрофессиональным
признакам и “переманивание мозгов” искажают отношения на рынке труда. Получение
выгодных заказов не на конкурсной основе, а по блату, за взятку или посредством
шантажа и угроз также разрушает рынок. Основа современной деловой
этики – социальный контракт (неформальное соглашение компании и ее внешнего окружения
о единых нормах поведения) и социальная ответственность фирмы (максимальное использование
ее преимуществ и сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников
бизнеса, так и общество в целом). Этика бизнеса действует на трех соподчиненных
иерархических уровнях. 1. Мировой уровень (гипернормы). Эти нормы основаны
на общечеловеческих ценностях и зафиксированы в “Принципах международного бизнеса”
– всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих
компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии. В сжатом виде
они сводятся к социальной ответственности бизнеса (создание общественных благ, рабочих
мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения
в целом); модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций;
повышению доверия к бизнесу; уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей
в конкуренции; признанию верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные
законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали); содействию свободе многосторонней
торговли; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных
действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли)3.
Особо выделяются моральные обязательства компаний и предпринимателей по отношению
к следующим категориям лиц: • покупателям (высокое качество товаров
и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства); • работникам
(достойная оплата и условия труда, охрана здоровья и трудоспособности, равные права
и возможности трудоустройства); • владельцам и инвесторам (гарантирование
справедливой прибыли на вложенный капитал, свободный доступ к информации, ограниченный
лишь рамками закона и условиями конкуренции); • поставщикам (справедливые
и честные отношения с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие
принуждения и излишних судебных разбирательств, обмен информацией и привлечение
к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок и др.); •
конкурентам (взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов,
отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ,
уважение прав собственности); • местному населению (соблюдение прав
человека, уважение культурной целостности, спонсорские акции, участие компаний в
гражданской жизни). Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным
и корпоративным этическим кодексам и правилам. 2. Макроуровень (в масштабе
отрасли или национальной экономики). Это гипернормы и близкие к ним этические постулаты,
реализуемые в отраслевых или национальных кодексах этики бизнеса (например, “Двенадцать
принципов ведения дел в России”). Речь идет об уважении частной собственности и
рыночной конкуренции, достоверности информации, отсутствии несправедливой дискриминации
на рынке труда. Социальные контракты заключаются на макро- и микроуровнях.
3. Микроуровень (в масштабе отдельной фирмы и ее клиентов). Это принципы
доверия и отсутствия дискриминации в отношениях между поставщиками и покупателями,
персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т.д. Их нарушение влечет
различные потери (рост накладных расходов, конфликтные ситуации и др.). На данном
уровне решаются и постоянно возникающие (особенно в сфере управления людьми) частные
этические проблемы. Как сделать эти принципы работающими? Не секрет, что менеджеры,
привыкшие к количественным критериям эффективности и испытывающие нехватку времени,
нередко стремятся пренебречь этическими решениями, представляющими для них известные
трудности. Очень непросто также оперировать разными уровнями этических норм. Гипернормы
могут противоречить микроуровневым нормам и другим конкретным задачам бизнеса. Помочь
здесь (хотя и в ограниченной степени) могут стандартные приемы и некоторые новые
рекомендации специалистов по введению этических решений в практику управления.
Этика и управленческие решения
Идеальных управленческих решений, абсолютно приемлемых для всех заинтересованных
сторон, практически не существует. Овладение же стандартными приемами позволяет
менеджеру объяснить свое решение заинтересованным сторонам, а последним – оценить
качество моральных аргументов. n Имеются два
наиболее распространенных принципа построения этической аргументации – принцип утилитаризма
и принцип нравственного императива. Согласно принципу утилитаризма действие
считается морально оправданным, если оно приносит или имеет тенденцию принести максимальную
пользу максимальному числу лиц. Суммарная польза сопоставляется с объемом причиняемого
ущерба, и если он перевешивает, решение является неэтичным. Если же все альтернативные
действия причиняют ту или иную степень ущерба, то выбирается “наименьшее зло”.
В соответствии с принципом нравственного императива моральные решения
не должны зависеть от конкретного результата (любая взятка есть зло, обман одного
клиента так же аморален, как и многих). Применять на практике оба эти принципа
достаточно сложно. Выявить круг “задетых” решением лиц и организаций, просчитать
все последствия, а главное, определить, чьими интересами поступиться, – трудоемкая,
а иногда невыполнимая задача. Так, расширение кредита выгодно потребителям,
но чревато сокращением поступления прибылей, нанесением ущерба компании и акционерам.
Успешная забастовка важна для рабочих данного предприятия, но несет убытки работодателям
и клиентам, не отвечает интересам потребителей. Определить, какое из зол “наименьшее”,
одним методом “вычитания” невозможно. Хотя принципы утилитаризма и нравственного
императива применяются (в модифицированном виде) в современной этике бизнеса, для
решения ряда сложных вопросов используются и другие методы.
n При возникновении конфликта между этическими нормами
разных уровней его рекомендуется решать по принципу приоритетности.
Такой конфликт возможен при размещении филиалов компании в странах или регионах
с иной культурой. Хотя гипернормы и макронормы должны доминировать, необходимо считаться
и с микронормами. Так, если западная компания создает предприятие в экономически
отсталой стране, она вводит принятые на Западе правила техники безопасности, запрещает
несправедливую дискриминацию при найме и использование детского труда. Считается,
что данные гипернормы отвечают как интересам этой страны, так и ее развитых партнеров.
Вместе с тем оплата труда должна соответствовать местным стандартам, чтобы не дестабилизировать
экономику и выдержать “принцип справедливости” в отношении других предприятий.
n Современная этика бизнеса отдает приоритет тем
локальным нормам, которые четко формулируются, поскольку в противном случае
их трудно использовать для принятия решений Неоднозначен, в частности,
вопрос о занятости женщин на физически трудных работах. В некоторых странах это
широко практикуется, в то время как на Западе считается недопустимым. Конфликт норм,
таким образом, налицо. Если даже приходится решать подобный вопрос на основе
местных обычаев, моральные соображения не должны полностью игнорироваться. Можно
ввести специальные программы облегчения условий труда или систему компенсаций. Важно
по мере возможности обеспечить “пригонку” норм и их логическую взаимосвязь.
n При разработке управленческих решений приходится
рассматривать и взвешивать их экономические, технологические, политические, социальные
и этические аспекты. Если учитываются все или большинство из них, решение оказывается
наиболее обоснованным. Сами обоснования либо принимаются, либо используются для
выработки альтернатив, либо отвергаются. Моральный аспект имеют многие решения,
задевающие интересы других людей или организаций, но правильный выбор не всегда
лежит в области этики. Например, для репутации фирмы важно выяснить,
уменьшат ли выгоду от реструктуризации моральные издержки, возникающие вследствие
сокращения штатов, или, напротив, компания скорее выиграет, чем потеряет, скажем,
в глазах инвесторов, а, быть может, сокращение штатов безальтернативно и не подлежит
моральной оценке. Хотя для бизнеса экономическое обоснование принимаемых
решений играет ведущую роль, это не значит, что этика уступает или препятствует
экономической либо иной выгоде. Позиция менеджеров, нередко приписывающих этике
“антиприбыльную” направленность и исключающих ее из рассмотрения, ошибочна. При
выработке оптимального решения важно, чтобы этические соображения усиливали действие
экономического или других факторов, а те в свою очередь усиливали действие этического.
Этика не претендует на роль “судьи”, она скорее направлена на принятие обоснованного
решения, оправданного со всех точек зрения. Можно, скажем, подкрепить технологическое
решение, ясное только специалистам, моральными аргументами, понятными сотрудникам
фирмы и принятыми в ее организационной культуре. Решение выделить ассигнования для
спонсорской деятельности или на новые очистные фильтры невозможно аргументировать
экономическими соображениями, но тут “сработает” этика, учитывающая социальные приоритеты.
Продажа спиртного несовершеннолетним увеличивает прибыль, но не допустима с этической,
правовой, социальной точек зрения, и их совокупность перевешивает экономические
доводы. Если по экономическим или технологическим причинам нельзя повысить качество
продукции, этические требования к ней не исчезают, а сводятся к минимально приемлемому
уровню (безвредность товара, небольшое число рекламаций). Необходимость этического
обоснования принимаемого решения появляется в тех случаях, когда у руководства возникает
ощущение, что могут быть нарушены стандарты деловой морали. При этом принимаются
во внимание корпоративные этические кодексы, а при возникновении нестандартной ситуации
главную роль играют этические взгляды руководства или группы менеджеров равного
служебного статуса. Сама острота этического аспекта, т.е. явная необходимость
с ним считаться, определяется рядом прогнозируемых факторов. Речь идет о масштабе
моральных последствий, как положительных, так и отрицательных; социальном
консенсусе – степени морального одобрения или осуждения обществом, клиентами
и (или) коллективом организации решения или действия; вероятности ущерба или
пользы от принимаемого решения для заинтересованных групп; быстроте проявления
последствий; величине дистанции (психологической, культурной, служебной) между
лицами, принимающими решение, и теми, кого эти решения затрагивают (если дистанция
мала, то последствия проявятся быстро, а если велика, то они дойдут медленно, в
ослабленном виде или не проявятся вообще); концентрации последствий, т.е.
проценте лиц, на которых распространяются последствия принятого решения. Определение
остроты этического аспекта – сложный процесс, зависящий от морали принимающих решение
менеджеров и их положения в иерархии. Обычно решения принимаются тогда, когда
их эффективность выше минимально приемлемого уровня, и отвергаются в противном случае.
Например, экономическое решение отвергается, если норма прибыли на инвестиции
будет ниже заданной величины. С точки зрения этики решение неприемлемо, если оно
создает конфликт интересов. Минимально приемлемая инициатива одобряется, если другие
решения подкрепляют ее и в совокупности дают выигрыш (метод совокупной выгоды).
Как считает профессор Пенсильванского университета Д.П. Фритцше, экономические
и этические аспекты решения способны усиливать или ослаблять друг друга. Он условно
поделил их на три уровня – желательный, минимально приемлемый и неприемлемый, т.е.
ниже минимальной эффективности (см. таблицу). По мнению Фритцше, желательный
моральный эффект тесно связан с желательной нормой прибыли, поскольку справедливое
трудоустройство расширяет возможности найма высококвалифицированных работников и
не требует дополнительных затрат. Предоставление социальных благ дает экономическую
отдачу (рост производительности труда, лояльность потребителей), а объективная информация
о продукте может немного понизить прибыль, но сохранить покупательский спрос.
Минимальные отступления от моральных норм, считает Фритцше, скорее уменьшат прибыль
до минимально приемлемой величины, чем повысят ее, как и решение получать небольшую
прибыль вполне совмещается с небольшими этическими погрешностями. Наконец,
крупные взятки, обман и дискриминация при трудоустройстве создают острые отрицательные
этические проблемы, чреватые финансовыми потерями.
n Для эффективного использования этики при принятии решений необходимы по
меньшей мере два условия – внимание менеджеров к этим вопросам и высокая
организационная культура. Первое характерно для тех компаний, руководители которых
являются подлинными лидерами, весь персонал стоит на позициях, что “этичный бизнес
– это хороший бизнес”, стратегия и тактика подчинены удовлетворению запросов основных
деловых участников, сложился гибкий механизм приспособления к меняющемуся внешнему
окружению. В таких фирмах считают, что этика поддерживает корпоративную культуру
на необходимом уровне и это помогает укреплять бизнес. Согласно одной из принятых
на Западе моделей этически обоснованных решений принимающие их менеджеры действуют
по следующей схеме: 1. Собирают информацию для всестороннего обоснования решения.
Если оно затрагивает интересы основных участников бизнеса, менеджеры прогнозируют
степень положительного и отрицательного воздействия. 2. Подбирают соответствующие
этические гипернормы и микронормы. Если между ними возникает конфликт, применяется
правило приоритетности: доминируют первые, а из вторых предпочтение отдается тем,
которые согласуются с первыми, выстраиваются с ними в логический ряд и формулируются
четко и понятно. Так, одни компании соблюдают конфиденциальность переписки
служащих по своей электронной почте, ссылаясь на неприкосновенность посланий, другие
контролируют ее, мотивируя это своим правом собственности на компьютеры и сохранением
служебной информации. Этическим решением является недвусмысленное, четкое и ясное
заявление компании о своей политике в отношении использования ее компьютеров служащими
(независимо от конкретного содержания такого заявления). 3. После
исключения неприемлемых вариантов готовятся два варианта этического обоснования
– желательное и минимально приемлемое. 4. Выясняется, возможно ли преобразовать
(в силу внешнего давления или производственной необходимости) минимально приемлемое
этическое обоснование в желательное. Например, на предприятии имеет
место конфликт двух этических гипернорм – неприкосновенности частной жизни и моральной
ответственности работодателя за жизнь и здоровье занятых. Последняя реализуется
через правила техники безопасности, которые, в частности, требуют тестирования сотрудников
на употребление наркотиков и алкоголя. Поскольку такие проверки будучи абсолютно
необходимыми не приносят вреда, они этичны, а неприкосновенность частной жизни отходит
на второй план. Однако работодатель несет ответственность за добросовестность тестирования,
чтобы исключить увольнения из-за неправильно сделанного анализа.
Экономический аспект решения
(норма прибыли на инвестиции, %) | Этический аспект решения |
Желательный уровень |
11 – 9 | Справедливое трудоустройство без дискриминации
по непрофессиональным признакам
Предложение социальных благ
Достоверная информация о продукте |
Минимально приемлемый уровень |
8 – 6 | Нечестность в мелочах
Небольшие взятки или подарки
Несущественные неточности в информации |
Неприемлемый уровень |
5 – 3 | Крупные взятки
Обман клиентов, потребителей
Дискриминация по непрофессиональным признакам |
Источник: Fritzsche D.P. Business Ethics. A Global
and Managerial Perspective. – New York: The McGrow-Hill Co. – 1997. – P. 105.
5. При недостаточности этического обоснования принимаемого решения следует руководствоваться
другими обоснованиями – экономическими, технологическими, социальными.
Так, сокращение штатов при реконверсии или модернизации производства, если
оно диктуется производственной необходимостью, трудно оценивать с моральной точки
зрения. Суммарный выигрыш от такого сокращения (экономический, технологический)
перевешивает моральные соображения в пользу сохранения рабочих мест. Уволить же
недисциплинированных сотрудников, пренебрегающих нормами морали, можно и по одним
этическим мотивам. Гибкое применение деловой этики позволяет ведущим
западным фирмам максимально использовать потенциал этического фактора, не создавая
конфликта с остальными компонентами. Что касается российских компаний, то
еще несколько лет назад существовала возможность быстрого успеха только благодаря
отсутствию конкуренции, отмыванию денег, получению льгот, обману вкладчиков, уклонению
от уплаты налогов. Сегодня ситуация меняется, и важным условием быстрого развития
бизнеса становятся усвоение и соблюдение принятых в мировой практике этических норм,
а также приемов их использования. В этих условиях большое значение будут иметь отечественные
разработки, связанные с этическим обоснованием управленческих решений.
1См. Браим И.Н. Этика делового общения: учебное пособие.
Минск: НКФ “Экоперспектива”. – 1996; Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. – М.: ИНФРА-М.
– 1995; Уткин Э.А. Этика бизнеса. Учебник для вузов. – М.: Зерцало. – 1998.
2См. Де Джордж Р.Т. Деловая этика. В 2-х томах. Пер с англ. - СПб.: Экономическая
школа; М.: Издательская группа “Прогресс”. – 2001.
3Полный текст “Принципов международного бизнеса” приводится в кн.: Шихарев
П.Н. Этические принципы ведения дел в России. М.: Финансы и статистика, – 1999.
– С.151 – 159.
Корпоративное управление
в Германии Окончание. Начало на стр. 88 Важным аспектом в
рекомендациях экспертов является контроль над руководством предприятий. Здесь имеются
наиболее заметные отличия от англосаксонских моделей. В Германии руководящие органы,
наблюдательный совет (НС) и правление, строго отделены друг от друга. Правление
занимается текущими делами, а НС контролирует правление. НС заседает в основном
раз в квартал и получает информацию из отделов контроллинга или учета и отчетности.
В англосаксонской системе менеджеры и их контролеры сидят в одном и том же Совете
(Board) и заседают чаще, чем германские НС, а подкомитеты профессионально снабжают
контролеров информацией. Недостаток системы заключается в том, что во многих англосаксонских
компаниях глава концерна и главный контролер – одно и то же лицо. Несмотря
на некоторые преимущества англосаксонской модели, комиссия “Corporate Governance”
четко придерживается германского устава предприятий. Основная причина – право наемных
работников участвовать в принятии решений в НС. Тому, кто хочет ввести англосаксонскую
модель, пришлось бы вытеснить представителей наемных работников из НС, а это сейчас
в Германии немыслимо. Правительственная комиссия рекомендует расширить права
и обязанности НС. Только сильный, независимый и информированный НС сможет эффективно
контролировать ведение дел на предприятии. Члены правления должны теперь в большей
мере считаться с тем, что к ним могут быть применены санкции. В будущем они станут
отвечать не только за умышленное предоставление неверных сведений для рынков капитала,
но и за халатность. Использование современных информационных и коммуникационных
технологий играет главную роль в докладе комиссии. В целях улучшения коммуникации
с инвесторами и общественностью предприятия должны создать интернет-портал в форме
“Германского регистра предприятий”, через который смогут также запрашиваться данные
из Торгового регистра. Ряд предложений нацелен на то, чтобы сделать более профессиональными
и эффективными ежегодные собрания акционеров, на которых предприятия отчитываются
перед пайщиками. Так, например, акционеры смогут участвовать в общих собраниях,
не присутствуя на них лично, а реализуя свои права через Интернет. Кроме того,
надо облегчить возможность подачи исков со стороны потерпевших акционеров. Препятствия
для подачи подобных исков будут в значительной степени ликвидированы, а в отдельных
случаях инвесторы смогут подавать совместные иски против правления предприятия.
Прозрачность для инвесторов усиливается еще и за счет того, что предприятия обязаны
готовить ежеквартальные отчеты, которые перед их представлением будут контролироваться
аудиторами. И, наконец, расширяются возможности финансирования предприятий за счет
выпуска новых видов акций, например по отдельным направлениям деятельности.
Подготовил Е.Кошечкин |
|