Номер 2/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Управление социальным развитием


Безработица и политика занятости в Болгарии

ЦВЕТЕЛИНА ГАНКОВА-ИВАНОВА
доктор экономики
ИВАН ПЕТКОВ
доцент, заведующий кафедрой “Публичная администрация”
Технического университета (Болгария)


• Отсутствие правовой, институциональной и информационной основ лишает успеха политику занятости в Болгарии
• Положительные явления в сфере занятости имеют пока ограниченный характер

Одна из целей экономической реформы в Болгарии - установление рынка труда с присущими ему структурами и механизмами. Процессы, протекающие в этой области, характеризуются следующим:

• значительное снижение уровня занятости;

• распад централизованно-плановых отраслевых, региональных и профессиональных структур занятости и постепенное формирование новых;

• существенные перемены в движении рабочей силы - как в общем ее обороте, так и в характеристике его форм.

Развитие отдельных компонентов рынка труда находится в зависимости от общего хода экономических перемен. Анализ занятости и состояния безработицы в рамках институциональной и информационной базы натыкается на ряд ограничителей, из-за которых многие явления приходится рассматривать при помощи косвенных показателей. Ограничители могут быть двух видов - институциональные, связанные с отставанием трудового законодательства от формирующихся экономических условий, и эмпирические, обусловленные низкой надежностью статистики фирм и трудовых бюро.


Состояние занятости


В 1994-1998 гг. в изменении занятости населения наблюдались определенные закономерности (табл. 1). Ограниченный рост занятых вследствие сезонных работ - результат оживления в сельском хозяйстве, а также в области туризма и мелкого бизнеса. Соотношение между числом безработных и числом свободных рабочих мест достигает самых высоких значений в феврале и декабре.


Уровень и динамика безработицы


Безработица была особенно велика в 1990-1993 гг., после чего до середины 1996 г. наблюдалось ее уменьшение. Однако в конце 1996 г. и начале 1997 г. в результате общего экономического и финансового кризиса она снова возросла.

Данные за 1998 г. показывают, что стабильной остается  тенденция последних лет, свидетельствующая, что зарегистрированными безработными с правом на получение пособий являются в основном освобожденные из сферы услуг, хотя их число по сравнению с 1997 г. и уменьшилось на 28,8%. В индустриальной сфере доля освобожденных сократилась на 0,5%, и только в сельском и лесном хозяйствах число безработных увеличилось на 4,9%.

В 1998 г. средняя продолжительность пребывания на рынке труда составила 9,3 мес., что ниже показателя 1997 г. практически для всех групп безработных. Исключение составили лишь безработные без определенной специальности. Быстрее получили работу лица с высшим образованием - 5,9 мес. Сократилось и число молодых людей, оставшихся без работы на длительное время: их доля снизилась на 3,3 пункта и достигла 12,6%.

В 1998 г. число мужчин и женщин, зарегистрированных в бюро труда, уменьшилось по сравнению с предыдущим годом соответственно на 12,4 и 13,9%. Тем не менее безработица среди женщин остается достаточно высокой: их доля составляет 54,9% общего числа не имеющих работы.

Под влиянием сезонных факторов и осуществляемой структурной реформы в 1998 г. углубляется процесс перегруппировки безработных по профессиональному признаку: доля зарегистрированных безработных без специальности и квалификации увеличилась до 61,1% и остается наиболее многочисленной группой. В то же время число безработных с рабочей специальностью и специалистов уменьшилось соответственно до 23,1 и 15,7%. Следовательно, рабочая сила, имеющая низкий образовательный уровень, остается менее защищенной от экономических перемен. Таким образом, сохраняется тенденция, свидетельствующая, что безработные, окончившие профессионально-технические училища и имеющие образование менее восьми классов, составляют наибольший удельный вес среди безработных - 58,4%.


Защита от безработицы
и стимулирование занятости


Ход экономической реформы и хозяйственная конъюнктура определяют и основные приоритеты политики, проводимой в Болгарии на рынке труда. Эта политика направлена на создание условий и стимулов для обеспечения конкурентного и адекватного рынка труда посредством оказания помощи безработным в трудоустройстве, профессиональной ориентации и реализации программ и проектов стимулирования занятости. Деятельность национальной службы занятости сосредоточена в основном на следующих направлениях:

развитии нормативной деятельности;

стимулировании занятости;

обеспечении защиты при безработице;

поощрении работодателей;

повышении профессиональной квалификации, профессиональном ориентировании и организации обучения;

защите национального рынка труда;

реализации международных договоренностей и проектов;

контрольной деятельности.

Основным источником финансирования активных и пассивных мер на рынке труда выступает фонд “Профессиональная квалификация и безработица” (ПКБ).

По сравнению с предыдущими семью годами в 1998 г. наблюдается увеличение средств, выплаченных фондом ПКБ. На их величину влияют усовершенствование мер и программ, нацеленных на стимулирование занятости и повышение качественной характеристики рабочей силы.

Таблица 1

Занятость в соответствии
с наблюдением рабочей силы
Годы Изменение, % Коэффициент занятости, %
Х.1994 - 41,7
Х.1995 -1,6 43,9
III.1996 -1,1 43,1
VI.1996 3,2 45,4
XI.1996 -1,4 44,7
VI.1997 0,2 44,8
XI.1997 -2,0 43,9
VI.1998 3,9 45,3
XI.1998 -7,2 42,4

Источник: Национальный статистический институт

Пассивные меры при безработице включают действия, связанные с социальной защитой, а именно размер денежного обеспечения и пособий. Уменьшение среднегодового числа лиц, получивших пособие по безработице в 1998 г., является результатом изменений, наступивших в структуре входного и выходного потоков безработных.

Активные меры. В соответствии с приоритетами политики занятости, определенными стратегией рынка труда, разработанной в 1994 г. министерством труда и социальной политики, продолжается тенденция к усовершенствованию структуры расходов на активные меры. Законом о защите населения при безработице и стимулировании занятости регламентированы следующие формы оказания помощи - посреднические услуги в области занятости; создание условий для минимальной трудовой занятости; профессиональная подготовка и переподготовка работников; содействие при поступлении на работу; специальные услуги при организации самостоятельной хозяйственной деятельности.

Посреднические услуги. В 1998 г. из-за спада производства в ряде отраслей экономики число трудоустроенных безработных оказалось на 11,9% ниже, чем в предыдущем году. Причем в наибольшей степени это коснулось лиц без определенной специальности. Для защиты этой категории населения разработана Программа временной занятости, реализация которой позволила иметь следующую структуру лиц, устроенных на работу в соответствии с режимом регистрации: без права на обеспечение и пособие - 72,4%, с правом на обеспечение - 27,4%, с правом на социальное пособие - 0,2%.

Таблица 2

Безработные, получившие денежное обеспечение и пособие по безработице
Показатели 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 Прирост % 1998/97 г.
Обеспечение 129 240 163 098 145 659 107 509 98 660 148 046 109 283 -26,2
Социальные пособия 19 244 23 680 22 389 17 897 15 772 9 880 2 601 -73,7

 

Рис.1. Структура расходов фонда ПКБ на активные и пассивные меры на рынке труда

Распределение трудоустроенных безработных не равномерно по различным регионам и зависит от структуры экономики, деятельности фирм, создания новых рабочих мест, освоения квот по Программе временной занятости.

Создание условий для минимальной трудовой занятости. В 1998 г. в соответствии с преференциальным требованием о стимулировании работодателей, трудоустраивающих безработных лиц до 28-летнего возраста с высшим образованием и до 24-летнего возраста со средним образованием и ниже или не получивших места после учебы, на работу устроено 502 человека, из которых 443 нанято частными фирмами и кооперациями. Причем наибольшую долю - 61% - составили молодые люди со средним специальным и средним общим образованием, а наименьшую - получившие неполное высшее образование.

В том же году с 6-месячным испытательным сроком трудоустроено 220 человек, остававшихся без работы длительное время (с регулярной регистрацией в бюро труда более 12 мес.), из них 179 женщин.

Программа “От социальных забот к занятости” адресована группам безработных с неравноценным положением на рынке труда, которые являются контингентом как бюро труда, так и службы “Социальные заботы”. В 1998 г. этой программой были охвачены 3 937 человек, из которых 131 мать-одиночка и около 3 тыс. безработных без социальных пособий. В ноябре 1998 г. начал действовать еще один проект - программа “Зима”, позволившая найти работу в зимние месяцы. Благодаря разработанным мерам создано дополнительно 13 284 рабочих места, принято 10 770 человек, причем 8 213 из них состояли на рынке труда более 6 мес. В том же году по программам, реализуемым ассоциациями по занятости и во исполнение закона и правительственных решений на работу устроено 744 человека, а размер средств, выплаченных фондом ПКБ, составил свыше 800 млн левов, которые были распределены между безработными.

Рис.2. Лица, работающие по программе временной занятости

Для финансирования предприятий и фирм, трудоустраивающих безработных на срок не менее 3 мес., в 1998 г. из фонда ПКБ выплачено около 84 млн левов. Это позволило принять на работу 757 человек, причем 89,2% из них получили место в частных фирмах и кооперациях.

Профессиональная подготовка и переобучение кадров. В 1998 г. с целью повышения квалификации безработных и их конкурентоспособности на рынке труда в стране организовано более 600 курсов, на которых прошли обучение около 6,5 тыс. человек, из которых лишь немногим более 1 тыс. получили первую специальность. Остальные освоили  дополнительную профессию или повысили квалификационный разряд. Следует отметить, что среди учащихся курсов по сравнению с 1997 г. значительно (на 17,2%) увеличилась доля лиц, окончивших ПТУ или менее восьми классов. В то же время число более образованных безработных уменьшается.

Специальные услуги при организации самостоятельной хозяйственной деятельности. В 1998 г. 846 безработных начали самостоятельную хозяйственную деятельность и после одобрения их проекта территориальными органами службы занятости сразу же получили причитающееся пособие. Однако в том же году прекратилось действие постановления Совета министров Болгарии от 26 марта 1996 г., которым регламентировались меры стимулирования занятости в производстве и переработке табака.

На основании анализа динамики, структуры и причин безработицы в Болгарии можно сделать следующие выводы.

1. Основным фактором высокого уровня безработицы является свертывание производства и рынка труда. Все усилия ликвидировать безработицу без оживления экономики безуспешны и скорее всего являются продолжением ложной активности, а не решением проблемы.

2. Средняя продолжительность периодов безработицы в стране относительно высокая, что является индикатором начавшегося формирования устойчивой и инертной массы людей, имеющих небольшие шансы получить новую работу. При этом женщины, молодые люди и лица с низким образовательным уровнем или не имеющие специальности составляют группы с наивысшей степенью риска оказаться без работы.

Рис.3. Безработные, окончившие курсы квалификации

3. В Болгарии введены практически все традиционные компоненты политики занятости, но они не могут притупить воздействие повышения предложения рабочей силы и понижения ее спроса. Отсутствуют правовая, институциональная и информационная основы для их применения. Существенный недостаток этой политики - отсутствие адекватной системы контроля рынка труда.

4. В 1997-1998 гг. занятость заметно уменьшилась в тех отраслях, где сильно частное предпринимательство - торговля, ремонт автомобилей и бытовой техники, операции с недвижимостью, сдача в наем, гостиницы.

5. Занятость увеличивается в промышленности и строительстве и уменьшается в сельском и лесном хозяйстве. Больше всего доля занятых в частном сельском хозяйстве, что связано с возможностями найма рабочей силы и самонайма, которые дают восстановление прав собственности на сельскохозяйственные угодья. Положительной является тенденция увеличения занятых в сфере услуг в частном секторе. Наиболее значительным этот рост наблюдается в деятельности неправительственных организаций, научных исследованиях, операциях с недвижимостью, гостиничном хозяйстве и общественном питании.

Анализ отраслевой структуры и динамики занятости в последние годы показывает положительные перемены, но они имеют ограниченный характер. Различные отрасли обладают не одинаковыми возможностями для создания новых рабочих мест, поэтому развитие тех или иных сфер экономики в результате благоприятной конъюнктуры в 1997-1998 гг. все еще не означает существенного сокращения безработицы. Неэффективное распределение рабочей силы предопределяет ее неполноценное использование, что в свою очередь ведет к снижению доходов и сокращению ВВП.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz