Регионы: управление и
развитие
О стратегии устойчивого
функционирования региона(опыт Владимирской области)ВАЛЕРИЙ КРЕТИНИН кандидат экономических наук, начальник экономического управления администрации Владимирской области (Россия)
• Устойчивое развитие региона невозможно
без расширения горизонта планирования • Сохранение динамики предыдущих лет потребует
вовлечения в реальный хозяйственный сектор внутренних и
внешних инвестиций • Социальное развитие области будет напрямую
связано с рационализацией финансово-бюджетной политики,
преобразованиями в жилищно-коммунальном хозяйстве • Повышаются роль и ответственность
исполнительных и представительных органов власти, комитетов
территориального самоуправления
Администрация Владимирской области постоянно
расширяет
горизонт планирования.
Разработанная Программа развития области на
2000-2003 гг. дала возможность оценить
социально-экономические процессы за последние 10
лет, проанализировать, сопоставив со
среднероссийскими показателями, реальное
положение дел в регионе, обозначить круг проблем,
на которых предстоит сосредоточить усилия. Последние четыре года регион ускорил развитие.
Стремясь преодолеть последствия кризиса,
администрация области при поддержке
Законодательного собрания и органов местного
самоуправления оказывает действенное влияние на
ход экономических преобразований.
Совершенствуется законодательная база,
осуществляется структурная перестройка
отраслей, получает поддержку промышленный и
аграрный комплексы, малый бизнес, активизируется
внешнеэкономическая деятельность, принимаются
меры по тарифно-ценовому регулированию и
созданию благоприятного инвестиционного
климата, усилено внимание к подготовке кадров. За последние три года принято более 170 законов и
2 тыс. постановлений главы администрации. Самыми
значимыми стали областные законы об основах
промышленной и научно-технической политики;
дополнительных льготах иностранным инвесторам;
едином налоге на вмененный доход; льготах
организациям, обеспечивающим занятость
социально не защищенных категорий населения.
Большой блок законов посвящен социальным
вопросам. Промышленная политика открывает двери
внутриобластной кооперации и объединению
предприятий, выпускающих сходную продукцию или
имеющих единую технологическую цепочку, в
холдинговые компании. Третий год успешно
функционирует стеклохолдинг, что позволило
гибко и планомерно на базе научных разработок
реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Формируются новые организационные структуры в
рамках Программы развития агропромышленного
комплекса. Образовано, в частности, объединение
“Ополье”, ставшее, по существу,
финансово-промышленной группой. Начиная с 1997 г. формой поддержки
товаропроизводителей, обеспечения организаций
социальной сферы необходимыми товарами и
услугами является областной заказ. В его
реализации участвовали почти 400 предприятий,
выпустившие продукцию на сумму 232,2 млн руб.
Конкурсные торги стали важным инструментом
экономии бюджетных средств (более 14 млн руб.). Удалось прекратить падение валового
регионального продукта (ВРП) и выйти на
траекторию экономического роста. К 1996 г.
индекс физического объема промышленного
производства достиг 127,7%. По темпам роста среди
субъектов РФ Владимирская область заняла
ведущее место в Центральном федеральном округе,
переместившись с 40-й позиции на 7-ю в целом по
России. Значительную роль здесь сыграла
оборонная отрасль (25 предприятий, 10 из которых
имеют статус государственных). Ее продукция в
объеме промышленного производства области
составляет около 20%. Выросла значимость
агропромышленного сектора, получившего в 1999 г. из
федерального и областного бюджетов 139,8 млн руб., в
1,6 раза больше, чем в предшествующем году. Согласно проведенному журналом “Эксперт”
инвестиционному рейтингу регион среди субъектов
РФ занимает 34-е место по потенциалу и 12-е – риску.
Предприятиями и организациями всех форм
собственности в 1999 г. освоено 3 362,1 млн руб.
капитальных вложений. Инвестиции в основной
капитал составили 2 708,2 млн, из них 56%
направлено в производство и 44% – в сферу услуг.
Определяющий источник финансирования в основной
капитал (60%) – собственные средства предприятий и
привлеченные, в том числе из внебюджетных фондов.
В 1999 г. из федерального бюджета выделялось 8,2% и
из областного – 2,6% средств всех источников
финансирования. С 1997 г. в экономику области благодаря введению
налоговых льгот привлечено 264 млн долл.
иностранных инвестиций, что почти в 11 раз больше,
чем за три предыдущих года. В рамках
инвестиционной программы средства областного
бюджета идут на решение острых социально
значимых проблем (газификация, жилищное
строительство, телефонизация и др.). В 1999 г. уровень зарегистрированной безработицы
по отношению к экономически активному населению
снизился в области на 1,6 пункта, а коэффициент
напряженности – с 32 до 7,7 на одно незанятое место.
Если на начало 1997 г. было зарегистрировано 72
тыс. безработных, то на начало 2000 г. – около 28
тыс. Появились положительные тенденции роста
заработной платы и сокращения ее задолженности.
Ликвидированы долги по оплате труда в бюджетной
сфере, своевременно выплачиваются пенсии. Некоторые показатели социально-экономического
развития области все же ниже среднероссийского
уровня – объем ВРП на душу населения почти в 2
раза, объем промышленного производства на 1/4,
инвестиций в основной капитал в 2 раза, розничный
товарооборот в 1,9 раза. Высока степень износа
основных фондов (52,3%) и значителен удельный вес
убыточных предприятий (38,5%). Предстоит возродить
ряд градообразующих предприятий. Состояние реального сектора экономики
оказывает негативное влияние на социальную
сферу. Средняя зарплата по области составила 1,8
прожиточного минимума, или на 35% ниже
республиканского уровня. Расходы бюджета на одного ученика в
общеобразовательных и одного воспитанника в
дошкольных учреждениях составляют
соответственно 65% и 78% среднероссийских. Программой развития на 2000-2003 гг. предусмотрено
приближение показателей по объемам потребления
социальных благ к среднероссийским, что позволит
обеспечить рост реальных денежных доходов
населения не менее чем на 16%, ВРП в среднем
ежегодно на 3-5%. По прогнозу годовой выпуск промышленной
продукции увеличится на 4-5%. Наращивать темпы
будут цветная металлургия, электроэнергетика,
химическая и нефтехимическая, стекольная
промышленность, машиностроение и
металлообработка. Сохранение динамики предыдущих лет потребует
вовлечения в реальный сектор экономики региона
внутренних и внешних инвестиций. Доля инвестиций
в основной капитал увеличится с 9 до 11%, а
ежегодный прирост прямых иностранных инвестиций
ожидается не менее чем на 10-15%. Привлечение средств за счет ассигнований
федерального бюджета, выделяемых на
безвозвратной и возвратной основах под гарантии
областного бюджета, позволит ежегодно получать
около 80 млн руб. Посредством аккумуляции
денежных средств населения, в том числе через
областные займы и ипотеку, дополнительно
поступит в оборот почти 150 млн руб. Кроме того,
формирование региональной инфраструктуры
прежде всего через лизинговые фонды даст
возможность привлечь от 20 до 50 млн руб.
инвестиций. Особая роль в финансировании реального сектора
экономики отводится банковской системе региона,
которая должна сориентироваться на увеличение
объемов кредитования и предоставление
аккумулированных ресурсов субъектам
хозяйствования под приемлемые проценты. Намечен
значительный прирост кредитных вложений, в том
числе на развитие промышленности – 45%; торговли,
частного предпринимательства и малого бизнеса –
48%; связи в – 2 раза. Среднесрочная программа предусматривает меры
по поддержке экспортоориентированных отраслей,
а также развитию инфраструктуры организаций,
обеспечивающих продвижение товаров по всей
цепочке экспорт-импортных операций. Реализация
намеченного позволит увеличивать объем экспорта
на 7% ежегодно. При этом будут задействованы
финансовые механизмы в виде льгот и кредитов
производителям-экспортерам, выпускающим
продукцию с высокой степенью обработки. В
перспективе предполагается формирование
областного бюджетного целевого фонда поддержки
экспорта. Планируется переход на добровольную
сертификацию (самосертификацию). Принимаются
меры государственной поддержки организаций,
предоставляющих полный спектр услуг участникам
внешнеэкономической деятельности. Сейчас в области функционирует более 6 тыс.
малых предприятий с численностью занятых свыше 46
тыс. человек. Зарегистрировано 56 тыс.
предпринимателей без образования юридического
лица. Основная задача малого
предпринимательства видится в увеличении его
доли в ВРП с 11 до 12,5% и удельного веса занятых с 12
до 14%, что равнозначно дополнительному
привлечению в эту сферу около 8 тыс. человек. Общий объем валовой продукции сельского
хозяйства в 2000 г., по прогнозным расчетам,
составит 105,4% к уровню 1999 г. Есть основания
считать, что тенденция подобного роста на уровне
2% в год сохранится и на перспективу. К 2003 г. за
счет повышения урожайности рост производства
зерна к уровню 1998 г. составит 55%, картофеля 14%,
овощей 22%. Следует заметить, что за последние годы
доля личных подсобных и крестьянских
(фермерских) хозяйств в производстве
сельскохозяйственной продукции достигла 60%.
Кооперации и интеграции неструктурированного
сектора оказывается возможная финансовая и
организационная поддержка. Задачей строительной отрасли является
увеличение объемов ввода жилья к 2003 г. до
среднероссийского уровня – 0,22 м2 на одного
жителя. Для этого предусматривается привлечение
собственных средств предприятий, средств других
регионов России, бюджетных ресурсов в рамках
областных и федеральных программ. Основным
источником финансирования жилищного
строительства становятся средства населения.
Необходимо вовлечь в хозяйственный оборот
имеющуюся недвижимость, используя ипотеку.
Предстоит разработать нормативно-правовую базу,
создав доступный механизм кредитования
жилищного строительства. Уже формируется
система предоставления населению долгосрочных
займов на жилищное строительство, покупку
квартир с оплатой в рассрочку. Бюджетом 2000 г. на
это отведено 10 млн руб. Для снижения стоимости
возводимого жилья предполагается использовать
налоговые льготы, организовать контроль за
выдачей технических условий, перейти на новые
архитектурно-строительные системы домостроения. Чтобы стабильно снабжать производство и
население энергетическими ресурсами,
администрация области участвует в реализации
программы финансового оздоровления ОАО
“Владимирэнерго” исходя из прогноза ежегодного
роста энергопотребления в среднем на 2%. Привести в соответствие объем потребления
предприятий с возможностями оплаты призван
принятый областной закон “Об энергосбережении и
повышении эффективности использования
топливно-энергетических ресурсов”, резко
ужесточающий контроль за расходованием топлива
и электроэнергии, а также программы
энергосбережения по отраслям производства,
городам и районам области. Социальное развитие области в ближайшие четыре
года будет в значительной мере связано с
преобразованиями в жилищно-коммунальном
хозяйстве (ЖКХ). Следует признать, что до сих пор
не решены задачи, стоявшие перед органами
местного самоуправления, в том числе по созданию
условий для конкуренции в сфере предоставления
коммунальных услуг. Администрациям городов и районов предстоит
сформировать
муниципальные заказы
на услуги
ЖКХ и заключить
муниципальные договоры
с
предприятиями, их оказывающими. Проведение
второго этапа реформы в этой сфере потребует
усиления социальной защиты малоимущих слоев,
повышения доли оплаты услуг населением. Среднесрочной программой предусмотрен
комплекс мер, содействующих развитию
предпринимательства, занятости безработных и
незанятого населения, расширяющих объем и виды
общественных работ, профессиональное обучение,
поддерживающих самозанятость граждан и в первую
очередь молодежи. Пока еще слабо определена ответственность
работодателей и наемных работников за
выполнение взаимных обязательств. Для
устранения этого пробела предстоит создать в
области систему управления охраной труда,
предупреждения производственного травматизма и
профессиональных заболеваний. Отрабатываются качественно новые подходы к
региональной финансовой и бюджетной политике,
чтобы лучше использовать налоговый потенциал,
повысить ответственность за полноту и
своевременность уплаты налогов в бюджет, более
четко разграничивать доходы и расходы по уровням
бюджетной системы. Бюджетная политика до 2003 г. отдает приоритет
финансированию социальной сферы через
упорядочение норм расходов, полноту
предоставления учреждениями социальной сферы
услуг, гарантированной защиты социально
уязвимых категорий населения со стороны
государства. В здравоохранении объем удельных
затрат на охрану здоровья населения будет
доведен до среднероссийских показателей на
основе внедрения стандартов бюджетной
обеспеченности и расширения платных услуг.
Планируется продолжить адресную социальную
поддержку граждан, выделив первоочередную
выплату государственных пособий семьям с детьми. Важный раздел среднесрочной программы на
ближайшие годы отводится повышению роли и
ответственности исполнительных и
представительных органов власти через
деятельность Совета по местному самоуправлению
во Владимирской области, ассоциаций местных
властей и малых городов области, участие
представителей муниципалитетов в формировании
регионального законодательства. Повышается
статус представительных органов, комитетов
территориального общественного самоуправления,
советов старост при администрациях районов,
сельских округов, старост сельских населенных
пунктов. Завершается разработка Программы
государственной поддержки и развития местного
самоуправления на 2001-2003 г. В конечном итоге в 2003 г. к уровню 1999 г. ВРП
увеличится на 17%, производство промышленной
продукции – на 22, сельскохозяйственной – на 12%. Реализация среднесрочной программы развития
области позволит лучше взаимоувязать цели,
задачи и источники финансирования намеченных
преобразований, придать устойчивость
функционированию различных секторов
региональной экономики. |