Управление инвестиционной и инновационной
деятельностью
Партнерство американского государства, местных властей и частного
сектора в реализации научно-технических достижений
СЕРГЕЙ ЕМЕЛЬЯНОВ
кандидат экономических наук,
старший научный сотрудник
Института США и Канады РАН
• Администрация США проводит политику государственно-частного партнерства
при разработке передовых технологий и внедрении достижений науки в производство
• На основе обобщения опыта государственно-частного партнерства сформулированы новые
принципы федеральной научно-технологической политики
• В государственно-частных партнерствах американские штабы обеспечивают учет местных
интересов и осуществление краткосрочных проектов, а федеральное правительство –
реализацию долгосрочных целей и правовой основы кооперации
Обострение международной конкуренции, уменьшение доли исследований и разработок
США в общемировом объеме, сокращение внутреннего и внешнего рынков для американской
продукции, снижение занятости и ухудшение экономических показателей в 70-80-х годах
заставили пересмотреть традиционные подходы к участию государства в создании и распространении
новых технологий. Традиционные механизмы передачи технологий, разработанных за счет
средств государственного бюджета, были слишком медленными и неэффективными для новых
условий ускорения НТП. Круг военных подрядчиков государства в этот период в силу
ужесточения требований к военным НИОКР и сложности федеральной системы государственных
закупок все более ограничивался. При этом разработка наиболее критичных для экономики
и безопасности США технологий – программного обеспечения, компьютеров, полупроводников,
телекоммуникаций, новых материалов и производственных технологий – все более стимулировалась
не военным заказом, а растущим спросом рынка. Поэтому для сохранения и укрепления
военно-технического превосходства страны необходимо было искать пути эффективного
использования в интересах государства возможностей коммерчески ориентированной промышленности.
Сотрудничество государства и бизнеса в области науки и технологий
С начала 90-х годов администрация США сформулировала новый подход, согласно которому
государство и частный сектор как равноправные партнеры совместно осуществляют поиск
решений проблем развития экономики и общества и разделяют ответственность при реализации
согласованных стратегий. Государство содействует развитию рынка, но не заменяет
его. В то же время государство в своих решениях и программах учитывает роль рыночных
факторов, использует их возможности и концентрирует усилия в тех сферах, которые
открытый рынок не в состоянии эффективно развивать. Обобщение практики взаимодействия
государства и частного сектора позволило Совету по национальной конкурентоспособности
США сделать в 1996 г. вывод о том, что научно-технологическое сотрудничество является
главным направлением решения проблем, которые стоят сегодня перед американским обществом.
Программы государственно-частных партнерств ориентированы на содействие частному
сектору в реализации передовых и высокорисковых технологий с длительным циклом разработки
и эффективном использовании достижений науки в производстве, что призвано стимулировать
развитие экономики. При этом указанные партнерства определяются как кооперационные
соглашения, объединяющие в различных комбинациях частные промышленные компании,
университеты и правительственные ведомства, организации и научно-исследовательские
лаборатории для совместного достижения конкретных научно-технологических результатов
при четком разделении стоимости выполняемых работ в сфере НИОКР, необходимых для
этого ресурсов и опыта. Эти партнерства варьируются в широком диапазоне по масштабам
деятельности и охвату проблем от межфирменных структур или соглашений до комплексных
сетей, включающих участников от всех трех движущих сил инновационного процесса –
правительства и государственных научных организаций, частных промышленных фирм и
академических институтов. Партнерства призваны брать от каждого участника все лучшее
для повышения общего уровня НИОКР и успешного участия в конкуренции. В свою
очередь правительства штатов и местные власти совместно с частными компаниями и
академическими организациями стали формировать разнообразные партнерства и осуществлять
совместные программы. В рамках этих программ созданы сети технического обучения
и исследований, в так называемых инкубаторах технологий отрабатывались бизнес-технологии,
обеспечивалась грантовая поддержка разработки новых коммерчески ориентированных
технологий, через системы содействия развитию промышленности распространялись информация
и производственные технологии. В рамках стратегий экономического развития регионов
власти штатов осуществили интеграцию федеральных лабораторий, университетов, промышленных
консорциумов и центров тестирования и сертификации в единый инновационный цикл.
Создаваемые партнерства и совместные программы учитывали возможности новых технологий,
потребности новых рынков, финансовые возможности и менеджмент, необходимые для успеха
на этих рынках.
Новые принципы федеральной научно-технологической политики
До сих пор традиционное для США разделение научного процесса на исследования
и разработки приводило к тому, что если научная деятельность не входила в область
фундаментальных исследований, то она почти автоматически попадала в область коммерческих
разработок, где государство не принимало активного финансового участия. А это оставляло
за пределами государственного внимания базовые технологические разработки, составляющие
важную часть научно-технического и экономического прогресса. С другой стороны, компании
стали вкладывать меньше средств в долгосрочные и высокорисковые технологические
исследования, даже если они могли принести значительные выгоды обществу в целом,
в результате чего в жертву приносился интеллектуальный потенциал будущего развития
страны. В последние годы во взаимоотношениях правительства и промышленного
сектора исследований и разработок произошло радикальное изменение ролей: если раньше
многие отрасли выступали лишь в качестве исполнителя оплаченных государством заказов,
то теперь промышленные подразделения все чаще берут на себя роль “равных партнеров”
в деле реализации НИОКР. Промышленные партнеры не только на равных участвуют в затратах,
но и получают право голоса при выборе проектов, управлении ими и использовании полученных
результатов. В 1984-1996 гг. в США приняты законодательные акты, которые сняли
некоторые антитрестовские ограничения для межфирменных объединений в сфере науки
и технологий. Принятие в 1984 г. Закона о кооперационных исследованиях разрешило
такие объединения в сфере доконкурентных исследований и разработок, а также создание
консорциумов в области науки и технологий, в том числе включающих государственные
учреждения и компании частного сектора для стимулирования передачи федеральных технологий,
повышения конкурентоспособного уровня промышленности, снижения опасности неконкурентного
поведения частных компаний. В 1993 г. предпринят следующий шаг. Закон о национальных
кооперационных исследованиях и производстве разрешал партнерам совместно разрабатывать
технологию, полученную в объединенных исследовательских венчурных компаниях (ИВК).
Такие компании получили широкое распространение, и уже к 1996 г. в США зарегистрировано
665 ИВК, а к концу 1998 г. – 741. Самый быстрый рост числа ИВК отмечен в 1995-1996
гг.: соответственно 115 и 97. Подавляющее большинство членов ИВК – коммерческие
фирмы (до 86%). Доминирующая область исследований и разработок в таких подразделениях
– телекоммуникации, их доля – 20% ИВК, далее следует экологические и транспортные
проекты (10%), новейшие материалы и энергетика (по 9%) и программные продукты (7%)1.
Важный аспект промышленно-федерального сотрудничества – перенос технологии, разработанной
в государственных и вузовских подразделениях, в промышленные фирмы. Такого рода
партнерство осуществляется в рамках так называемых СКИР – Соглашений о кооперационных
исследованиях и разработках. Предоставление фирмам и университетам возможности
получать необратимые и эксклюзивные патентные права на федеральные технологии (лицензирование
федеральных патентов) расширило участие частного бизнеса, в том числе малого и среднего,
в разработках и распространении технологий, улучшило координацию научно-технологической
политики федеральных ведомств. Проведенный американскими экономистами анализ
экономических результатов государственной поддержки науки и технологий показал,
что для ориентации экономики США на инновационный путь развития потребовалась концентрация
усилий государства на заключительном этапе инновационного цикла2. Образование
технологических партнерств государства и частного сектора как нельзя лучше отвечало
этим целям. При формировании указанных партнерств учитывалось сложившееся разделение
ответственности между их главными участниками – федеральным правительством, частным
промышленным сектором, федеральными лабораториями, университетами и правительствами
штатов. Частный сектор обеспечивает вывод результатов научных и технологических
исследований на рынок. Университеты и федеральные лаборатории создают новые знания
и базовые технологии. Федеральное правительство обеспечивает широкую поддержку реализации
национальных целей и удовлетворение общественных потребностей. Штаты инвестируют
в образование и экономическое развитие регионов.
Научно-технологические партнерства федерального правительства и правительств
штатов
Участие в технологических партнерствах местных органов власти является одним
из наиболее принципиальных моментов государственно-частной кооперации. В государственной
научно-технологической политике США последних лет все большее внимание уделяется
привлечению штатов к финансированию исследований и разработок в рамках федеральных
программ, совместной выработке национальных научно-технологических приоритетов и
использованию их научно-технологического потенциала в национальных интересах.
Сегодня в США широко признается основополагающая роль штатов в экономическом
росте регионов посредством использования науки и технологий. Практически все штаты
учредили в своей администрации управления по науке и технологиям. В течение 90-х
годов штаты последовательно включали научно-технологический компонент в свои экономические
планы – в 1991-1995 гг. не менее 13 штатов приняли региональные стратегические планы
в сфере развития науки и технологий различного масштаба и степени сложности. В 1995
г. совокупные расходы штатов на исследования, разработки и материально-техническую
базу сферы науки и технологий составили 3 млрд долл. Сегодня в США реализуется
ряд федеральных кооперационных программ – программ партнерства (некоторые из них
сформировались на базе программ штатов). • Для более полного удовлетворения
интересов частного сектора в конце 80-х – начале 90-х годов Конгресс США одобрил
создание двух программ, прямо направленных на усиление конкурентоспособных позиций
американской промышленности – программы передовых технологий (Advanced Technology
Program – ATP) и партнерства по содействию промышленному производству (Manufacturing
Extension Partnership – MEP). Основное назначение программы MEP – консультативное
и техническое содействие малым производственным фирмам в части соответствия международным
стандартам качества и эффективности. В рамках Программы передовых технологий Национального
института стандартов и технологий осуществляется грантовое финансирование компаний
для разработки и коммерциализации базовых технологий. Бюджет АТР в 1997 г. составлял
218 млн долл. За 1990-1996 гг. в рамках АТР разрабатывалось 238 проектов, в которые
вложено около 2 млрд долл. государственных и частных средств. Среди получателей
субсидий на исследования и разработки в рамках программы АТР – как отдельные компании,
так и объединенные венчурные фирмы. Средний размер субсидии – 3,4 млн долл. Оценка
эффективности работы Программы передовых технологий американскими экспертами показала,
что программа особенно эффективна в поощрении исследований и разработок с высокой
степенью риска. По мнению экспертов Административно-бюджетного управления США (АБУ),
программа стимулировала создание венчурных фирм, содействовала развитию доконкурентных
исследований. Хотя эти две программы охватывают только малую часть федерального
бюджета в области НИОКР, они значительно повышают отдачу вложенных государственных
и частных средств и содействуют привлечению частных инвестиций в промышленное освоение
полученных технологий. • Межведомственная Инновационная исследовательская
программа малого бизнеса (Small Business Innovation Research – SBIR – program).
В рамках программы на конкурсной основе предоставляются гранты малым предприятиям
для их участия в программах исследований и разработок федеральных ведомств. Каждое
федеральное ведомство, в сферу деятельности которого входит осуществление исследований
и разработок, выделяет малому бизнесу небольшой процент средств, предназначенных
для проведения внешних исследований. • Региональные центры передачи технологий
(Regional Technology Transfer Centers – RTTCs) НАСА связывают технологические инициативы
штатов и территорий с НАСА и федеральными научно-технологическими организациями.
• Различные программы исследовательских центров, координируемые ННФ и другими
ведомствами, направленные на объединение усилий частных фирм и университетских исследователей.
• Кооперационные соглашения в области исследований и разработок – СКИР (Cooperative
research and development agreements – CRADAs). Эти соглашения разрешают ученым и
инженерам федеральных лабораторий сотрудничать с коллегами из внешних организаций
(в основном организаций частного промышленного сектора, а также федерального правительства)
в области разработки и внедрения новых технологий. Постоянно расширяющаяся практика
использования СКИР (см. таблицу) говорит об эффективной увязке интересов государства
и частного сектора в области создания и коммерциализации научно-технологических
продуктов. Всего за 1992 – 1995 гг. заключено 3 512 СКИР. Около 75% соглашений в
1995 г. заключено с промышленными фирмами. Однако в 1996 – 1997 гг. число действующих
СКИР уменьшилось до 3 239. • Проект технологического реинвестирования (Technology
Reinvestment Project – TRP), координируемый Агентством передовых исследовательских
проектов (Advanced Research Projects Agency – ARPA) министерства обороны. В рамках
проекта осуществляется финансирование сотрудничества компаний частного сектора и
университетов в области создания новых технологий и их освоения с помощью правительств
штатов. Целью проекта является оказание помощи министерству обороны в закупке коммерчески
разработанных технологий и усиление коммерциализации оборонных технологий. Проект
технологического реинвестирования используется в качестве инструмента технологической
конверсии нового типа. Технологии, созданные в оборонных целях за счет государственного
финансирования, рассматриваются как технологический капитал, который необходимо
реинвестировать для внедрения новых и более экономичных промышленных процессов как
в оборонном, так и в гражданском производстве. Целью этого проекта является привлечение
инвестиций для разработки технологий двойного применения и помощь малым предприятиям,
выделившимся из числа подрядчиков военного ведомства, в их переходе к гражданскому
производству. Заслуживает особого внимания механизм распределения ресурсов
федерального уровня и штатов в поддержке научно-технологических партнерств.
Штаты фокусируют свою деятельность на реализации относительно коротких по времени
программ исследований и разработок, а также на вопросах коммерциализации технологий,
где они имеют преимущество ввиду более близкого расположения к рынку. Все инициативы
штатов формируются под сильным влиянием частных фирм и отражают знание местных рынков
продукции и услуг как внутри штата, так и включая граничащие с ним регионы. Включаемые
в программы направления работы, виды продукции и услуг отвечают местным потребностям
и нацелены на получение конкретного коммерческого эффекта. Таким образом,
в государственно-частных технологических партнерствах штаты учитывают местные интересы
и выполнение краткосрочных проектов, а федеральное правительство – отражение национальных
интересов и реализацию долгосрочных целей, а также обеспечивает правовую основу
такой кооперации. Роль правительств штатов заключается также в поддержании эффективного
процесса передачи технологий из федеральных лабораторий в частный сектор, содействии
развитию частной промышленности, укреплении взаимодействия в области научных исследований
между академическим сообществом и частным сектором. Местные сети деловых контактов,
включая институты обеспечения доступа компаний к необходимым технологиям, существенно
сокращают стоимость получения выгод от достижений науки и технологий. Потенциал
партнерства государства и штатов не ограничивается программами, нацеленными на экономический
рост. Предполагается расширение участия штатов в федеральных программах, предусматривающих
получение значительных научно-технологических достижений в отдельных отраслях хозяйства
– транспорте, информатике, энергетике и пр.
Численность СКИР, заключенных федеральными ведомствами США в 1992-1995
гг.
Министерства и ведомства | 1992 |
1993 | 1994 | 1995 |
Всего | 502 | 877 |
1130 | 1003 |
В том числе: | |
| | |
министерство сельского хозяйства | 41 |
103 | 72 | 54 |
министерство торговли | 86 |
147 | 97 | 82 |
министерство обороны | 131 |
201 | 298 | 371 |
министерство энергетики | 160 |
367 | 564 | 462 |
агентство по охране окружающей среды | 20 |
5 | 10 | 8 |
министерство здравоохранения | 53 |
25 | 36 | 22 |
министерство внутренних дел | 3 |
15 | 39 | 4 |
министерство транспорта | 8 |
14 | 14 | 0 |
Источник: Science and Engineering indicators – 1998. National Science
Board, Wash. 1998.
1Science and Engineering Indicators – 1998. National
Science Board, Wash. 1998.
2уН. ОБРТ.: Investing in innovation: Towards A Consensus Strategy for Federal
Technology Policy. |