Номер 4/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Управление экономическим развитием области

(письмо из Ульяновска)

ВАДИМ ХОМЕНКО
доктор экономических наук,
заведующий кафедрой финансов и кредита
Ульяновского государственного университета
(Россия)


• Образование областного экономического комитета могло бы решить проблему управления территориальным развитием
• В руках местных властей сконцентрированы важнейшие рычаги воздействия на предприятия региона

Изыскание новых путей и моделей экономического развития в настоящее время выливается преимущественно в определение общеэкономических условий (налоговой, таможенной, общефинансовой политики) и отчасти совершенствование работы низового звена - предприятий и организаций. Но крайне ограничено изучение теоретических и практических основ организации управления хозяйством отдельных регионов (областей). Мы не видим серьезных исследований регионального управления. Среди специалистов и руководящих работников распространенным стало мнение о второстепенной роли государства в инвестиционном процессе по сравнению с рыночными регуляторами. Этот взгляд переносится и на уровень отдельных регионов, создавая вакуум в деятельности местных органов власти.

Сегодня на вопрос "кто управляет" ответить сложно. В областном руководстве при наличии комитетов, отделов при администрации и непосредственно заместителей главы администрации нет четкого распределения функций. Один и тот же проект может обойти все инстанции и непонятно, кто же его будет подписывать и утверждать. В конечном итоге все стекается к главе администрации. В этом отношении минимальна роль и законодательного собрания, в котором практически отсутствует представительный аппарат экспертов-специалистов. С главой администрации согласовывают мало-мальский серьезный проект, хотя этого и не требуется. Иными словами, на местах нет органов, которые в полной мере решали бы задачу хозяйственного развития области.

Между тем возникла острая необходимость квалифицированного регионального управления. В качестве центрального органа, на который должна возлагаться ответственность за это, на наш взгляд, должен быть областной экономический комитет. Его главная задача - разработка программ развития, стратегии и тактики их реализации. При экономическом комитете целесообразно создать ученый совет как рекомендательный орган, к участию в котором привлекаются ученые области, специализирующиеся на решении отдельных экономических проблем.

Областной экономический комитет должен обеспечивать в первую очередь реализацию федеральных программ на уровне области. Одновременно он станет курирующим органом для различных предпринимательских ассоциаций, союзов, политических и общественных организаций, вырабатывающим программные экономические документы для областной администрации и областных исполнительных и законодательных органов. Создаваемый из числа высококвалифицированных специалистов, выдвигаемых от политических и общественных организаций, обеспечивающих поддержку правительственного курса реформ, областной экономический комитет будет служить инструментом, способствующим интеграции мнения научных и предпринимательских структур.

Практика позволяет нам сформулировать следующие основные направления экономической работы высшего руководства области (региона).

Разработка стратегических программ профилизации региона и их межрегиональная увязка. Основу воздействия на экономическое развитие областей должны составлять, по нашему мнению, разрабатываемые на перспективу программы профилизации производства - аналоги федеральных программ развития, основанных на "точках роста". Речь идет только о крупных производствах, сопоставимых, например, с АО "УАЗ", АО "Авиастар", АО "УЗТС" и т.д. Программа профилизации должна строиться на оценке имеющихся и новых альтернативных проектов и изучении федеральных и региональных рыночных ниш.

Необходимо видеть, что в условиях кризиса, удорожания транспортных расходов и возрастания таможенных сборов должна закрепляться тенденция ускоренного развития внутрирегиональных связей и создания замкнутого производственного цикла внутри крупных экономических районов, каким, например, является Поволжский район. Остальные производства должны пройти жесткую оценку с точки зрения конкурентоспособности на федеральном и международном рынке. Стимулирование и финансирование их - предмет внимания прежде всего федерального руководства к "точкам роста".

Поволжский регион исторически рассматривался как достаточно самобеспеченный, связанный мощными транспортными системами (реки, сквозные железнодорожные и автомобильные линии). В то же время тенденции, проявившиеся в годы реформы, не дали развиться региону. Ориентиром руководства многих областей и республик стали не внутрирегиональные, а федеральные и межгосударственные связи. Представляется, что такой ход событий (неестественный для нынешнего этапа преобразований) можно изменить посредством разработки региональных программ в рамках ассоциации "Большая Волга", а это глобальные проекты типа свободной таможенной зоны на базе Ульяновского аэропорта АО "Авиастар". В случае реализации проект даст громадный эффект за счет изменения схемы транспортировки грузов, идущих в настоящее время в Поволжье, но проходящих растаможивание в Москве. Развоз из г.Ульяновска грузов по областям и республикам Поволжья, смещение капиталов в центр Поволжья реанимирует исторически естественную консолидацию экономических связей внутри региона, уравняет отдельные области с точки зрения их реформирования и прежде всего обеспечит развитие Ульяновской области - одной из наиболее отсталых в этом отношении.

На основе межобластных программ удастся оценить инвестиционную привлекательность поволжского региона в целом. Впоследствии это позволит построить эффективную вертикаль управления на федеральном уровне и соответствующим образом сформировать инвестиционные потоки "федеральный центр - регион - область".

Обеспечение режима благоприятствования профилеобразующим предприятиям и организациям. В настоящее время сложилась ситуация, когда руководство большинства областей склонно думать, что такой режим формируется на федеральном уровне. Наш анализ говорит о другом. В руках областного руководства сконцентрированы важнейшие рычаги формирования режима благоприятствования:

большая часть налогов имеет местный статус;

работа по регистрации деятельности и выпуска ценных бумаг большинства предприятий, прав собственности на имущество и землю сосредоточена на местном уровне;

местные власти могут организовать рынок ценных бумаг, обеспечить гарантии под инвестиционные проекты зачастую не меньше, чем на федеральном уровне.

В конечном счете деятельность местного руководства определяет развитие как товарного, так и фондового рынков.

В руках местных властей находится важнейший элемент создания благоприятного экономического и инвестиционного климата - пакет акций приватизированных предприятий.

Особенно внимательно необходимо подходить к возможностям финансово-промышленных групп (ФПГ) областного и межобластного уровней. Из их числа особо выделяются группы, осуществляющие жилищное строительство. Специфика последних состоит в постоянном взаимодействии с государственными органами по вопросам землеотвода, архитектуры, инженерного благоустройства и т.д. Но современные схемы накопления, предлагаемые коммерческими строительными структурами, весьма привлекательны для всех слоев населения, так как предусматривают различные формы постепенных денежных накоплений и выкупа жилья. Повышенный риск инвестиций предполагает государственные гарантии и контроль в сфере жилищного строительства. По мере укрепления финансового положения групп доля государства в акциях (паях) будет снижаться.

Пакеты акций, входящих в структуру ФПГ предприятий, которыми владеют государственные фонды имущества, могут обмениваться на пакеты центральных управляющих компаний ФПГ. Важно, чтобы федеральные нормативные акты обеспечивали полную реализацию подобной схемы.

Передача акций предприятий в центральную управляющую компанию ФПГ более рационально, чем передача их в трастовое управление банкам, так как при этом стимулируется развитие уже созданных ФПГ, а не их формирование через деятельность банков (зачастую трастовое управление акциями может и не завершиться созданием эффективных финансово-промышленных альянсов).

Если государственные органы будут входить в число учредителей крупных ФПГ, то это создаст основу для формирования рынка областных ценных бумаг, четкой целевой ориентации их выпуска с точным учетом возможной эффективности вложений. Формирование определенного количества ФПГ создаст не только критическую массу для развития необходимой конкуренции на рынке конечных товаров и услуг, но и условия для решения проблемы неплатежей внутри замкнутых технологических целей, составляющих основу ФПГ.

Пользуясь крупным пакетом акций, государственные органы управления могут не только участвовать в конкретных решениях по развитию данных предприятий, но и эффективно контролировать реализацию данных решений и общее финансовое положение предприятий путем привлечения к аудиторским проверкам базовых аудиторских фирм. Постоянное сотрудничество с солидными аудиторскими организациями в существенной мере может изменить нынешнюю ситуацию, когда аудиторское заключение необходимо исполнительным директорам только для формального прохождения соответствующих отчетных документов.

Государственные органы должны быть первыми там, где они владеют крупными пакетами акций, инициаторами плановых аудиторских проверок, дающих рекомендации по оздоровлению финансового состояния предприятий. Представляется, что в дальнейшем эффективность такого сотрудничества не будет находиться под вопросом и директора сами будут идти на него.

Важнейшим направлением может стать использование пакета акций, находящихся в портфеле областных государственных органов управления, как элемента зарубежных кредитных линий. Такие предложения уже имеют место со стороны зарубежных банков.

Это относится к государственному участию (на областном уровне) в организации инвестиционных потоков в рамках крупных проектов и крупных предприятий. Что касается средних и мелких предприятий, то они потенциально менее связаны с государственным контролем и управлением, так как функционируют в режиме высокой конкуренции и достаточно мобильны. Государство обычно определяет для них лишь ряд льгот, способствующих стимулированию определенных направлений развития.

В настоящее время малые предприятия не могут вести дела с крупными партнерами и другими малыми и средними предприятиями, находящимися за пределами региона. Еще не сложились надежные коммерческие каналы получения и обобщения предложений и гарантий для организации подряда с внешними крупными инвесторами. Поэтому местная администрация временно могла бы взять на себя роль связующего звена и от имени малых коммерческих предприятий выступать с предложениями по адресу внешних клиентов. В дальнейшем эти функции могут быть переданы формирующимся союзам, представляющим интересы малого бизнеса.

Создание финансовой и информационной инфраструктуры рынка. Какие-либо программные документы со стороны органов областных руководств по данному вопросу - исключительная редкость.

Нельзя не видеть, что финансовая инфраструктура в развитых странах формировалась десятилетиями. Россия же пытается выйти на этот уровень слишком быстро. В таком случае надо стимулировать со стороны государственных органов разработку нормативов насыщенности рынка обслуживающими его финансовыми структурами различной функциональной принадлежности, с различными объемами и качественными характеристиками. К сожалению, это одно из самых слабых мест в финансовой политике. Пока видно лишь стремление подталкивать процесс концентрации финансовых структур, поднимая планку уставного капитала. Но ряд финансовых структур, например биржи, по своей природе должны обслуживать не только областные, но и региональные (межобластные) потребности в движении товаров и фондовых ценностей. Поэтому вышеупомянутые нормативы должны ориентироваться как на областной, так и в ряде случаев на региональный и федеральный уровни.

Очевидно, что стимулируя и ориентируя развитие финансовой структуры в определенном направлении, областное (региональное) руководство должно делить с соответствующими организациями и возможный риск от их деятельности. Одним из вариантов компенсации такого риска может стать создание областных (региональных) льготных страховых фондов, в значительной части пополняемых за счет средств областных бюджетов.

Интересы государства на местном уровне могут представлять различные государственные инвестиционные компании, так же как представляют эти интересы на рынке государственных бумаг Центральный банк и его региональные управления. Естественно, что на уровне региона достаточно одной инвестиционной компании. Но при этом приходится категорически отказываться от предлагаемой и реализуемой в ряде регионов России идеи создания параллельной единой государственной депозитарной системы. Это объясняется тем, что государство одновременно выполняет функции и депозитария, и инвестора (дилера). Такое совмещение нецелесообразно, учитывая возможность использования в коммерческих целях конфиденциальной (неравнодоступной) информации.

Кадровое обеспечение программ реформирования. Деятельность руководства областей (регионов) по рассмотренным выше направлениям объективно должна подкрепляться формированием на территориях мощной прослойки квалифицированных специалистов, способных разбираться и в тонкой материи цивилизованных рыночных отношений. Речь идет о подготовке специалистов на уровне среднего и высшего образования по традиционным и нетрадиционным экономическим, управленческим и юридическим специальностям. Необходимо признать, что здесь тоже необходимо создать свой рынок - рынок кадров.

К сожалению, многие крупные областные вузы негативно воспринимают появление новых учебных заведений, на коммерческой основе осуществляющих подготовку соответствующих специалистов. Взамен предлагаются идеи создания супермощных областных университетов и вузов, концентрирующих (а точнее монополизирующих) подготовку специалистов. При этом теряется эффект и от специализации, и от коммерциализации обучения.

Не секрет, что многие областные университеты превратились в "коммуны", где средства, заработанные на факультетах, осуществляющих коммерческий набор абитуриентов, перераспределяются на нужды других факультетов, часто только в целях поддержки самих преподавателей. С идеей монополизации подготовки кадров надо расстаться как можно быстрее.

Адресная поддержка населения. Основные ее принципы в практике большинства развитых стран отработаны достаточно полно. Конечно же, они не имеют отношения к льготному приобретению продуктов питания через талонную систему или бесплатному проезду на городском транспорте. Необходимо поддерживать лишь отдельные слои населения, объективно не имеющие возможности для повышения своего крайне низкого уровня жизни. Одновременно требуется выдерживать допустимые нормативные пропорции в разрыве между уровнями реальных доходов отдельных групп граждан.

Информационная база управления. Любая система управления является недееспособной, если она лишена своей информационной основы. Информацию можно брать от органов государственной статистики. Но этого будет явно недостаточно: нужна и узкоспециализированная информация. Она есть в Центральном банке, Торгово-промышленной палате и т.д. Ее можно получить через различные ассоциации предпринимателей и их союзы (не опускаясь до конкретных предприятий, что очень трудоемко). Госкомстат в этом случае выступает лишь как один из важнейших источников информации. Сам сбор информации за пределами объемов, предоставляемых в органы статистики, в этом случае не носит обязательного характера для лиц, ее представляющих, а следовательно, информация может не только представляться, но и покупаться (либо обмениваться на что-то).

Исходя из этого вырисовывается профиль полукоммерческой областного значения организации, где помимо администрации учредителями выступят и другие государственные органы, коммерческие и некоммерческие организации - все кому нужна информация. Учредители будут получать ее бесплатно (или со льготами), все остальные - платно.

Но "сырая" информация устроит далеко не всех. Наиболее приемлема она будет, когда пройдет этап глубокой структуризации, аналитической обработки с выходом на систему прогнозов. Мы должны признать необходимость существования внутри рассматриваемой организации регионального (областного) информационно-аналитического центра. Отдельно функционирующие информационные системы уже не работают на общие цели. Встает задача их объединения.

На примере Ульяновской области можно выделить ряд таких систем: оптиковолокнистой связи территориального управления Центрального банка, телеспутниковая связь Ульяновского государственного университета, терминальная связь компании "Юкос" и т.д. Их включение (хотя бы частичное) в единую областную информационную техническую систему уже в большей части решило бы поставленную задачу. Подключение к федеральным и межгосударственным информационным сетям также вполне возможно.

Изложенные подходы к формированию областной экономической политики отражают, на наш взгляд, современный уровень хозяйствования, позволяющий оптимизировать экономические процессы в регионе.

ЭКОНОМИСТЫ О ПРОБЛЕМАХ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО
РЫНКА ТРУДА

26-29 мая 1997 г. в Воронеже состоялась международная конференция "Экономические реформы в России и становление рынка труда", организованная в рамках европейской программы TACIS-ACE Воронежским государственным университетом при поддержке администрации Воронежской области. В конференции участвовали представители вузов и научно-исследовательских организаций Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Казани, Петрозаводска, Липецка, Орла, работники административных служб Воронежской области, а также ученые из Великобритании, Германии, Греции и Испании. Были представлены 36 докладов и сообщений.

n Профессор Воронежского государственного университета И.Шаршов отметил, что специфическими условиями формирования рынка труда в России являются гигантский монополизм, предельно деформированная структура производства, низкий жизненный уровень, высокая безработица, особенно скрытая. Несмотря на рост цен, производство продолжает падать. Выход из кризиса возможен только на основе роста занятости и эффективности производства.

Чтобы включиться в мировую хозяйственную систему, нужно создать сначала национальный рынок - с обоснованным уровнем протекционизма, развитым собственным производством, обеспечивающим нормальное воспроизводство материальных благ, услуг, рабочей силы, с проведением выгодной для страны политики перемещения факторов производства. При этом необходимо повысить как уровень подготовки предпринимателей, так и роль государства, которое представляет собой важнейший фактор эффективности рыночных отношений.

n Заместитель главы администрации Воронежской области Л.Селитренников и заместитель начальника Главного экономического управления администрации В.Кирьянчук подчеркнули, что в процессе реформирования экономической и политической системы в России центр тяжести смещается на региональный уровень. Здесь разрабатываются концепции новой региональной политики, в том числе в сфере занятости. Одним из важнейших направлений поддержания занятости на экономически безопасном уровне является инвестирование основного капитала, сохранение и создание новых рабочих мест.

Продолжение на стр. 97

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz