Номер 6/01 Главная Архив К содержанию номера

Менеджмент и маркетинг


Секреты успеха и задачи менеджмента на современном этапе

МИЛОСЛАВ РАНСДОРФ
кандидат наук (Чешская Республика)


• Предприятия, располагающие эффективной информационной системой, имеют больше шансов для успеха
• Процветающие фирмы формируют структуру управления так, чтобы она открывала простор для инновационных потоков, поступающих снизу, и давала равные возможности всем работникам
• Надо находить людей, желающих учиться, преданных делу и предоставить им возможность свободно действовать
• На мировой рынок способны выйти не только крупные транснациональные корпорации, но и средние и даже мелкие фирмы

Что сегодня нужно, чтобы выжить в быстро изменяющейся экономической среде и создать предпосылки для достижения успеха? Международный опыт показывает, что удача сопутствует тем, кто опирается на старые принципы бизнеса, которые отчасти были забыты в 70-80-е годы в период потребительского бума. Происходит возврат к проверенным инструментам и профессиональным навыкам прошлых лет с учетом того, что появилось в 90-е годы в политике, социальной сфере и культуре. При этом результаты реформы В. Клауса (бывший премьер-министр Чешской Республики, главный разработчик концепции системных преобразований) убеждают в том, что “принцип чистоты” не действует, “чистые решения” – не продуктивны. Это лишний раз подтверждает слова известного венгерского экономиста Я. Корнаи: “Любая реальная система основывается на компромиссах противоречащих друг другу принципов и требований”.


Новый тип финансирования


В настоящее время конкретный бизнес способен обезопасить себя от спадов в экономике, если сумеет избежать чрезмерных долгов и создаст надежную финансовую систему. Это позволит ему добиться максимальной гибкости и остаться привлекательным для инвесторов нового типа, которые разочарованы в структурах, погрязших в долговых обязательствах.

Корпорации, имеющие большие долги, вынуждены добиваться, чтобы те составляли менее 55-60% общего объема капитала (показателя, типичного для 80-х годов). Действуя таким образом, они не могут в полной мере использовать выгоду от полученного кредита, но в долгосрочной перспективе данная политика способствует оздоровлению.

Сказанное не означает, что совсем прекратилось финансирование в долг. В 1990 г. вице-президент по вопросам внутренней политики Американской торговой палаты Д. Йозеф отмечал, что хотя теоретически наиболее благоразумным является финансирование на солидной основе, финансирование в долг обходится дешевле. Выход – в поиске рационального сочетания этих форм. Отсюда и возврат в 90-е годы, к таким смешанным финансовым инструментам, как конвертируемые векселя. В результате кредиторы и получатели кредитов смогли воспользоваться выгодами финансирования в долг и при этом обезопасить себя инвестированием на солидной основе.

Вывод – процветание корпораций основывается не на том, какие долговые обязательства они способны взять на себя для достижения желаемого эффекта, а на их готовности принимать решения исходя из допустимых для себя объемов платежей по этим обязательствам. В развитых странах важнейшим условием обеспечения конкурентоспособности организации является отсутствие чрезмерных долгов. К сожалению, в 90-е годы в Чешской Республике возобладала тактика, порожденная волной неоконсерватизма и уже давно отвергнутая на Западе. Это представляет серьезную угрозу для будущего развития нашей экономики.


Как найти новые источники финансирования


Итак, в 90-е годы в ведущих капиталистических государствах начался поиск альтернативных источников финансирования. А. Тейлор предсказал, что в США будут развиваться крупные финансовые институты и пенсионные фонды в качестве источников для финансирования бизнеса, появятся гибридные специализированные финансисты и не боящиеся риска капиталисты. Это и произошло. Крупные корпорации в целях децентрализации риска стали использовать свои свободные денежные ресурсы на финансирование мелких фирм, имеющих перспективные разработки, товары и технологии. Причем они не пытаются их поглотить, а стремятся вкладывать средства в развитие, стараются получить доступ к нововведениям и стимулируют предпринимательскую активность. В результате малые и крупные компании становятся взаимозависимыми элементами общей предпринимательской структуры.

В этой связи отмечу, что для чешской экономики важно не допустить банкротства таких промышленных гигантов, как Љkoda Plzeт или ИKD Praha, и обеспечить контроль за их деятельностью со стороны национального капитала.


Активное обучение
и воспитание работников


В последнее десятилетие прошедшего века для США одной из главных проблем в экономическом развитии стал недостаточный уровень образования и профессиональной подготовки кадров. Западная Европа из-за притока рабочей силы из других регионов также столкнулась с этим. С. Гербрехт в начале 90-х годов отмечала, что новые рабочие менее образованны, особенно это касается умения читать и математических знаний, в то время как ожидания и запросы работодателей повышаются, поэтому фирмам придется взять на себя ответственность за повышение уровня образования своего персонала. Компании, полагавшиеся на действующую систему образования, часто проигрывали в конкурентной борьбе. Как следствие, корпорации вынуждены были активизировать деятельность в данной области, выделять средства на образование и повышение квалификации кадров.

В рассматриваемый период в Чехии имели место как локальная нехватка кадров, так и относительный избыток сравнительно дешевой и высококвалифицированной рабочей силы. Поэтому особое внимание необходимо уделить созданию соответствующей информационной сети, охватывающей всю страну.

Государства Западной Европы, в особенности Германия, пытались и продолжают пытаться решить проблему кадрового дефицита за счет Чехии. Конечно, этому отчасти препятствует сложившийся у них высокий уровень безработицы (так в ФРГ он достигает 12,5%, а на территории бывшей ГДР – около 22%). Однако в ряде отраслей отечественной экономики может катастрофически уменьшиться число квалифицированных специалистов, что в будущем отрицательно скажется на развитии страны.

Еще один важный момент. В современных условиях ощущается острая необходимость в стратегической ориентации науки, культуры и просвещения, что, в частности, объясняется существованием корреляционной связи между уровнем культуры и творческой инициативой работников. Пока этим видам деятельности уделяется недостаточно внимания, и они утрачивают свою былую значимость. Но наука, культура и просвещение очень важны для сохранения специфических черт нации и перехода к качественному росту, основанному на использовании единственного обновляемого ресурса – квалификации кадров.

Чешские предприятия привыкли перекладывать заботу об обучении работников на государство. Однако в результате приватизации они лишились базы для пополнения рабочих кадров в лице профессиональных училищ. Поэтому фирмам, желающим добиться высоких результатов, необходимо самим заниматься повышением квалификации персонала. Такое переобучение кадров, как свидетельствует опыт других стран, более эффективно, чем проводимое государственными органами.

На отечественной промышленности также отрицательно сказывается развал науки. В развитых странах 75% прироста национального дохода обеспечивается за счет применения научных достижений. В Чехии за годы трансформации экономики ассигнования на НИР сократились почти в 7 раз. Так, в 1993 г. закрыты 23 академических института, многие доведены до критического состояния, число выдаваемых патентов уменьшилось до доли процента от прежней величины.

В такой ситуации очень важно следить за научными разработками, осуществляемыми в других странах. Предприятия, располагающие эффективной информационной системой, имеют больше шансов выжить. Примером может служить Швейцария, некоторые фирмы которой основывают на этом свою стратегию. В результате в Швейцарии добавленная стоимость в 8 раз превышает уровень, достигнутый в Чешской Республике.


Гибкая связь с персоналом


В настоящее время работники не согласны с тем, чтобы вся их жизнь сводилась только к труду. Для того чтобы найти и удержать квалифицированных рабочих и техников, фирмам приходится быть более гибкими и перестраиваться с учетом новых требований. Они не могут дискриминировать женщин, должны с большим вниманием относиться к семьям сотрудников. Еще в начале 90-х годов Д. Сирот (президент и основатель консультационной фирмы Sirota Alper and Pfau) высказал мнение, что компании, способные быстрее и полнее других учесть интересы детей своих сотрудников, смогут лучше выстоять в тяжелых условиях. Для того чтобы удержать человека на фирме в течение 15 – 20 лет, необходимо активно помогать ему в трудные периоды жизни. Следует также считаться со старением работников и ограничением их роста по службе, а также с нежеланием некоторых из них уходить на пенсию в 65 лет.

В силу названных причин в 90-е годы в некоторых странах на отдельных фирмах были запущены программы, предусматривающие возможность перехода персонала на работу по гибкому графику, введение неполной рабочей недели и нерабочих дней для сотрудников с детьми; оказание им, а также молодежи социальной помощи (непосредственно по месту работы или спонсорской организацией); разделение обязанностей между несколькими работниками; возможность перевода на другую работу без повышения; организацию надомного труда (как правило, с использованием персональных компьютеров).

Ясно, что чешским фирмам, стремящимся занять ведущие позиции, необходимо, не откладывая в долгий ящик, ввести в действие прогрессивные формы труда и социального обеспечения работников и их семей. Только так они смогут сохранить квалифицированные кадры и усилить позиции на рынке.


Работникам – более широкое участие
в процессе принятия решений


Одним из признаков лояльности руководства по отношению к трудовому коллективу и поведения, способствующего нововведениям, является привлечение работников к активному участию в обсуждении проблем корпорации. Менеджеры не должны смотреть на них как на роботов. Президент по связям с персоналом компании CNBC Н. Росабал считает, что в этом десятилетии проекты и нововведения часто будут поступать от представителей низших звеньев организаций. Сотрудники, непосредственно участвующие в производстве и оказании услуг, являются наиболее перспективным источником предложений инновационного характера, направленных на повышение эффективности работы. Секрет успеха в том, что руководители должны найти людей, желающих учиться, преданных делу, интеллигентных и предоставить им возможность свободно действовать.

Для того чтобы работники организации могли более активно участвовать в принятии решений, необходимо упростить существующую структуру бизнеса, устранить звенья управления, отделяющие рабочих от высших менеджеров. Это не означает, что следует полностью отказаться от услуг целого слоя руководителей среднего звена, достаточно смешать “белые” и “синие” воротнички и их обязанности. Фирмы, осуществившие такие преобразования, смогут быстрее приспособиться к требованиям заказчика и повысить качество продукции. Им легче перейти от массового к индивидуальному производству, ориентированному на конкретного потребителя.


Ориентация на производственную программу технологического процесса


Эффективность и качество производства повысятся, если корпорации вместо обеспечения массового выпуска продукции за основу примут тематический (проектный) принцип построения организационных единиц. Так, Д. Хембрик считает, что следует формировать немногочисленные структуры, небольшие отделы и их подразделения, ориентированные на определенные торговые группы. Это позволит быстрее выполнять заказы, улучшить информационный обмен, оперативнее принимать решения и повысить заинтересованность работников в результатах труда.

В Чешской Республике сохранилась и еще долго будет действовать другая структура, базирующаяся на принципах системной рациональности индустриальной эпохи. Она предусматривает строгое деление на организационные единицы и однозначное установление их полномочий, а также жесткое разделение производственного процесса на отдельные этапы. Принципы, на которых строится данная система, характерны для авторитарного управления. Возможно, что иностранные владельцы наших предприятий постараются сохранить ее. Однако фирмы, стремящиеся обеспечить свое процветание на длительный период, должны ввести у себя целевой менеджмент.


Справедливее вознаграждать работников


По мнению Д. Хембрика, наиболее эффективным способом вознаграждения работников за труд является создание универсальной программы распределения прибыли между подразделениями компании, начиная с торгового отделения и кончая руководящим органом. Так обеспечивается справедливое участие каждого работника в результатах деятельности. Причем принципиально важно отказаться от привилегий и побочных доходов членов руководства как оскорбительных и отгораживающих их от рядовых работников факторов (или хотя бы ограничить таковые). Персональные лифты, столовые, специально выделенные у входа в здание места для парковки автомобилей – все это отделяет людей, находящихся на верху служебной лестницы, от тех кто внизу. Руководители высшего звена должны быть ближе к работникам, проявлять творческий энтузиазм, создавать благоприятную обстановку для всех. Для того чтобы выполнить данные требования, необходимо избавиться от лицемерия и цинизма.

В этом плане ситуация в Чешской Республике осложняется рядом моментов. Для прошедшего десятилетия характерно относительное равенство различных категорий трудящихся в доходах и потреблении, причем доля заработной платы в семейном доходе постепенно сокращалась и снижалась заинтересованность в повышении эффективности труда. Последствия такой политики будут отрицательно сказываться еще некоторое время. Вместе с тем в фирмах, находящихся в собственности иностранцев, начала проявляться кастовость: в частности, появились специальные столовые и площадки для парковки автомобилей руководящих работников. В общегосударственных интересах нам необходим переход от равенства в потреблении к предоставлению членам трудового коллектива равных возможностей. Некоторые процветающие фирмы уже формируют структуру управления так, чтобы она открывала простор для инновационных потоков, поступающих снизу, и давала равные возможности всем работникам.


Информационные технологии
и совершенствование управления


Переход к современной структуре бизнеса базируется на применении достижений информационных технологий. А. Тейлор отмечает, что массовое производство требует координации деятельности различных участков, оно невозможно без большого количества руководителей среднего звена. Но по мере совершенствования информационных технологий такая координация становится ненужной. Распоряжения могут передаваться с одного на другой конец фирмы, а решения способны принимать низшие ее звенья.

Другими словами, такие технологии позволяют и работникам, и руководителям высшего звена очень быстро получать необходимую информацию. Благодаря этому повышается оперативность управления, более того, могут быть ликвидированы целые звенья административного аппарата, существовавшие лишь для сбора, структурирования и распространения информации. К тому же информационные технологии дают возможность выделить и изучить быстро меняющиеся микрорынки. В Чехии предпринимательская культура в данной области не достигла должного уровня, а появление владельца-иностранца в ряде случаев вызвало даже расширение бюрократии.


Открытость инновациям со стороны


В 90-е годы процветали и, вероятно, будут процветать в дальнейшем компании, способные организовать общие исследования со сторонними лабораториями и университетами, а также создающие совместные предприятия. Вместо того чтобы полагаться на собственную научно-исследовательскую и проектную базу, крупным корпорациям следует инвестировать в мелкие организации, обладающие необходимым научным потенциалом, или присоединить их к себе. Движимые желанием активно участвовать в конкуренции, они должны предоставлять информацию другим организациям на лицензионных началах.

Такой подход сегодня важен для американских, японских и западноевропейских фирм, а для чешских компаний имеет еще большее значение. В конце 80-х годов отечественные предприятия производили продукцию 70% отраслей, при этом на страну приходился лишь 1% научных достижений, появляющихся во всем мире за год. Нам нужно довести долю ассигнований на науку и исследования до 2% ВВП, повысить эффективность изучения мировых научно-технических достижений. Отечественные предприятия должны активно участвовать в формировании и реализации государственной научно-технической политики. Это особенно важно, поскольку последние правительства не имели определенной структурной, научной и научно-технической политики. Кроме того, нашим предприятиям придется очень экономно вести хозяйство, так как их финансы находятся в весьма сложном положении.


Экология как сфера
предпринимательской деятельности


В 90-е годы забота об окружающей среде во все возрастающей мере влияла на судьбу корпораций как в текущем периоде, так и в долгосрочной перспективе. В развитых странах экологическое движение воспринимается как явление всемирного масштаба. Многие родители проявляют живой интерес к тому, какой мир достанется в наследство их детям. Отсюда возрастающая готовность инвестировать в эту сферу. Капиталовложения, направленные на решение текущих экологических проблем, можно считать наиболее перспективными, так как они помогают подготовиться к надвигающимся сырьевым и экономическим кризисам.

Компаниям, стремящимся в долгосрочной перспективе укреплять свои позиции в чешской экономике, в первую очередь следует вкладывать капитал в мероприятия, направленные на формирование и развитие у населения экологической грамотности как основы современных жизненных ценностей и нового образа жизни. К тому же все новое в образе жизни населения может служить объектом для предпринимательства.


Глобальный подход вместо национализма


Представителям отечественного бизнеса необходимо осознать, что предстоит делать в условиях усиливающейся глобализации экономики. С учетом этого фактора руководящие органы компаний будут вынуждены принимать решения, разрабатывать стратегию, проводить исследования, выпускать продукцию и оказывать услуги, а также совершенствовать производственные процессы.

В настоящее время даже розничной торговле и предпринимателям, оказывающим услуги местного масштаба, приходится сталкиваться с конкуренцией иностранных компаний, сотрудничать с зарубежными заказчиками и смежниками, получать товары из других стран. Начиная с 90-х годов процветали, как правило, те фирмы, которые учитывали специфику иностранных рынков, научились вести переговоры с зарубежными заказчиками и конкурировать с чужеземными компаниями внутри страны и за ее пределами.

В Чешской Республике таким прогрессивным веяниям препятствуют ложное представление о национальной исключительности, опасения возможных отрицательных последствий (в том числе социального характера), стремление сохранить позиции хотя бы на внутреннем рынке. В этой связи отмечу, что в результате продажи Auto Љkoda Mladб Boleslav (производящего почти 4% ВВП страны) 8% чешского экспорта стало контролироваться концерном Volkswagen. С производством данной продукции связаны многие отечественные предприятия, поставляющие материалы и комплектующие изделия, т.е. их процветание теперь во многом зависит от положения зарубежной фирмы.

Пока иностранные партнеры не торопятся вкладывать средства в развитие чешских предприятий из-за хаотичности правовой системы, отсутствия элементарной уверенности в завтрашнем дне и непрозрачности производственно-хозяйственной деятельности.

В целом необходимо направить усилия на преодоление изоляционизма в сознании населения, как можно полнее информировать общество о возможностях зарубежных рынков и их неиспользованных ресурсах. Проникновение на рынки других стран знаменует также и информационный прорыв, а от информации зависит достижение успеха в предпринимательской деятельности на длительную перспективу.


Завоевывать иностранные рынки


В современном мире фирмы уже не могут выживать и процветать без того, чтобы не проникать на рынки других стран. В начале 90-х годов В. Арчи (в 1990 г. вице-президент по международным вопросам Торговой палаты США) отметил, что это вызвано причинами как оборонительного, так и наступательного характера. Для предприятий ряда отраслей из-за высоких затрат на исследования и проектирование, а также из-за потребности в крупных инвестициях жизненно важен рынок сбыта продукции, по своим масштабам превышающий национальный рынок (даже рынок США). Компании, преодолевая национальные границы, получают возможность наблюдать конкурентов в их среде, знакомиться с их технологиями и предпринимательскими стратегиями и тем самым подготовиться к конкуренции на внутреннем рынке. Полученные знания могут быть использованы в целях повышения качества продукции и услуг.

На мировой рынок способны выйти не только крупные транснациональные корпорации, но и средние, и даже мелкие фирмы. Причем, по мнению Арчи, достижение успеха там в большей степени зависит от знания собственного производства, чем от информированности о торговых связях. Компания сможет достичь лучших результатов, если производимая ею продукция (оказываемые услуги) на рынке не имеет аналогов, стоит дешевле, чем у конкурентов, обладает лучшими параметрами, отличается гарантированным высоким качеством и имеет хорошо налаженную систему сервисного обслуживания.

Сегодня прямые частные инвестиции направляются, как правило, не на объекты, в которые уже вложен труд, а предоставляются тем структурам, которые проторили себе дорогу на рынок, могут противостоять технологиям конкурентов, и, самое главное, получили доступ к рынку квалифицированной рабочей силы, что может способствовать повышению стоимости выпускаемой продукции. С этой точки зрения Чешская Республика привлекательна дешевизной и высокой квалификацией умеющей адаптироваться рабочей силы.


Качество прежде всего


В развитых странах предприятия, производящие товары и оказывающие услуги невысокого качества, практически не имеют шансов выжить. Потребители стали настолько искушенными и придирчивыми, что их невозможно убедить в чем-либо, полагаясь лишь на маркетинг. М. Фелдберг считает, что необходимо возобновить практику подбора, тренировки и управления персоналом с тем, чтобы он проникся идеей производства продукции и оказания услуг, которые действительно отвечают потребностям заказчиков и дают прибыль, вместо того чтобы манипулировать потребителями, вынуждая их покупать то, что произведено.

Стратегия, предусматривающая нацеленность на качество продукции и услуг пригодна для всех, начиная с огромных производственных корпораций и кончая мелкими розничными магазинами, действующими исходя из ситуации, сложившейся на рынке в данный момент. Для достижения успеха на рынке всем придется вспомнить старые времена, когда репутация компании зависела от качества производимой продукции и готовности оказать важную дружескую услугу.

Наиболее простой способ обеспечить высокое качество – ввести в корпорации совершенно новую культуру (ее называют по-разному – менеджмент абсолютного качества, менеджмент интегрированного процесса). Это, по мнению А. Тейлора, означает, что для всех, начиная с высшего руководства и кончая низшими звеньями системы управления, самым главным является обеспечение высокого качества продукции и услуг, удовлетворение потребностей заказчиков. Каору Ишикава считает, что только благодаря введению системы абсолютного качества удастся справиться с неопределенностью окружающей экономической среды.

***

Не верю тем, кто пессимистически высказывается о шансах нашей экономической реформы. Думается, прав профессор менеджмента Г. Митзберг, трактовавший преобразования, которые происходят в странах Восточной Европы, следующим образом: “Милтон Фридман в свое время изложил суть выбора – или свободное предприятие, или самоуничтожающийся социализм. В наше время мировая печать трубит, что свободное предприятие победило. Однако это сбивающая с толку бессмыслица. В действительности одержала победу сбалансированность над несбалансированностью. Восточноевропейцы слишком сконцентрировали власть в центральных органах, в то время как мы на Западе распределили власть между различными формами собственности – от полностью самостоятельных до государственных предприятий”. Еще в самом начале перемен он рекомендовал представителям бывшего социалистического блока снова заняться планированием и разработать стратегию, соответствующую конкретной ситуации и потребностям. Он советовал избегать идеологически окрашенных крайностей.

Я солидарен с таким подходом и не согласен с мнением тех внешних наблюдателей, в частности А. Хеллер, которые считают, что в странах бывшего социалистического блока происходит постмодернистская революция. Для переживаемого нами исторического этапа характерно умонастроение, присущее с одной стороны периоду термидора, а с другой – реставрации. Во время французской революции это была эпоха большого риска и небывалых возможностей для предпринимательства. Нам, для того чтобы выжить, нужен не постмодернистский менталитет, а всеобщая увлеченность работой. Необходимо использовать фазовый сдвиг социально-экономического развития в целях создания благоприятных условий для предпринимательства.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz