Современные информационные технологии в реформировании жилищно-
коммунального хозяйства
ВЛАДИМИР ЗОТОВ доктор экономических наук, профессор,
префект Юго-Восточного
административного округа Москвы
Недавно в Юго-Восточном административном округе Москвы при участии общероссийской
общественной организации «Муниципальная академия»1 состоялось заседание
«круглого стола» на тему: «Современные информационные технологии в реформировании
жилищно-коммунального хозяйства».
Выбор этой темы обусловлен тем, что без
современных информационных технологий невозможно проводить реформу ЖКХ в таком крупном
городе как Москва. Эти технологии должны обеспечивать мониторинг состояния жилого
фонда, инженерных сетей и коммуникаций (включая диспетчеризацию жилых зданий, паспортизацию
домов, дворовых территорий и т. д.), организацию расчетов с населением и оказание
адресной социальной помощи, контроль за потреблением тепло- и энерго- ресурсов и
его оптимизацию, автоматизацию сбора, передачи, обработки и анализа информации,
а также информационную поддержку процесса принятия управленческих решений.
Все это свидетельствует о необходимости организации и эксплуатации эффективной
информационной инфраструктуры. Существенной предпосылкой успешной реализации этой
задачи в Москве является возможность использования технической базы – волоконно-оптической
сети, разветвленность которой позволяет дотянуться практически до каждого дома.
Эта уникальная коммуникационная система создана в городе при активной поддержке
мэра Москвы Ю. М. Лужкова.
Используемые сегодня в жилищно-коммунальном комплексе
г. Москвы разнообразные автоматизированные системы в основном создавались на основе
функционального подхода и ориентированы на текущее состояние нормативно-законодательной
базы. Поэтому они не предусматривают реализацию функции социальной направленности
и защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, что определено в настоящее
время в качестве одного из приоритетных направлений реформы ЖКХ города.
Большинство
внедренных систем не обеспечивают динамической настройки на постоянно изменяющееся
законодательство и нормативную базу и, к примеру, не обеспечивают прозрачности всего
процесса начисления и оплаты жилищно-коммунальных платежей.
Поэтому одно из магистральных направлений совершенствования информационных
технологий в ЖКХ – это информационные системы, используемые при расчетах с населением.
Высокую эффективность обеспечивают расчеты на базе единого информационно-расчетного
центра.
Единый информационно-расчетный центр – это такая система сбора информации,
которая позволит создать базу данных по всему спектру жилищно-коммунальной сферы
и закольцевать в единую информационно-технологическую цепочку все службы ЖКХ. Такая
организация работы будет способствовать повышению комфортности жителей в общении
с обслуживающими организациями и поставщиками услуг, отменит бесконечные очереди
в различные жилищные и ресурсоснабжающие организации. В почтовый ящик просто будут
опускать единый документ, – “счет-квитанцию”.
На «круглом столе» были высказаны
разные мнения по формированию расчетных центров. Обобщив предлагаемые варианты,
мы приходим к выводу, что такие центры должны базироваться на районном уровне с
возможностью объединения в системе округа.
В Юго-Восточном округе есть территории,
где внедрена банковская система расчетов с поставщиками услуг ЖКХ, например, в районе
«Печатники». Вместе с тем техническая оснащенность жилищно-коммунальных служб и
объем требуемых финансовых вложений не везде позволяет нам внедрять подобные технологии
с использованием волоконно-оптической сети.
Высказанные на конференции мнения
специалистов убеждают нас в целесообразности создания информационно-расчетной системы
в районах. Надо максимально использовать имеющийся потенциал, который в ДЕЗах и
районных центрах жилищных субсидий сегодня есть. В дирекции пришли работать грамотные
профессионалы, они владеют компьютерными технологиями, и не учитывать этого нельзя.
Хорошие информационные технологии имеют многие ведомства, и этот потенциал также
должен быть использован. Речь идет о возможности модернизации уже внедренных систем.
Такая возможность сегодня есть, в первую очередь, на базе Городского центра жилищных
субсидий, где создана трехуровневая (город-округ-район) информационная система.
Разработанная и внедренная центром технология единого информационного пространства
ЖКХ города позволяет начислять платежи за жилищно-коммунальные услуги, оформлять
субсидии и льготы, автоматически делить платежи по предприятиям-поставщикам услуг,
регулировать финансовые и информационные потоки. Такая система дает возможность
совместить все платежи населения за жилищно-коммунальные услуги в единый платеж
с разбивкой по их видам, позволяет производить начисления, перерасчеты и деление
платежей в автоматическом режиме.
Однако, по мнению участников «круглого стола»,
технология единого информационного пространства ЖКХ города, созданная в Городском
центре жилищных субсидий, – не единственно возможный путь.
Методам решения
этих проблем и перспективам использования информационных технологий в ЖКХ города
будет посвящена экспозиция Юго-Восточного административного округа Москвы на специализированной
выставке-конференции «УПРАВЛЕНИЕ 2002», которая будет проходить в Москве 22 - 25
октября 2002 г. (www.expos.ru).
Эти проблемы также будут обсуждаться на научно-практической конференции «Современные
технологии принятия управленческих решений». Конференция организуется общероссийской
общественной организацией «Муниципальная академия» и также проводится в рамках выставки
«УПРАВЛЕНИЕ 2002». Планируется обсудить проблемы совершенствования механизмов
муниципального управления, вопросы развития информационно-коммуникационных технологий,
создания единого информационного пространства муниципального образования, использование
Интернет-технологий и другие.
От имени оргкомитета выставки-конференции и
президиума «Муниципальной академии» мне хотелось бы пригласить принять участие в
работе этой конференции специалистов, разрабатывающих проблемы использования современных
информационных технологий в принятии управленческих решений.
По вопросам участия
в конференции следует обращаться по тел./факс (095)376-24-10; 376-08-39. E-mail:
rma@guu.ru. 109542, Москва, Рязанский пр., 99, Главный учебный корпус, офис 127.
Общероссийская общественная организация «Муниципальная академия»
http://municipal.akad.ru
1Общероссийская общественная организация «Муниципальная
академия» зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 6 августа
1999 г. (свидетельство о регистрации № 3758). Муниципальная Академия явилась первой
общероссийской организацией, которая начала комплексно подходить к рассмотрению
задач муниципального управления, опираясь прежде всего на науку, на научный потенциал
ее членов.
Членами Академии и ее учредителями являются мэры многих городов, главы районов и
городов районного значения, руководители ассоциированных муниципальных структур,
депутаты Государственной думы, Московской городской думы и руководители представительных
органов муниципальных образований, академики РАН, члены российских и международных
академий, ректоры вузов, известные ученые и практики. Региональные отделения Академии
созданы в 69 субъектах Российской Федерации.