Управление предприятием
22-23 июня 1998 г. в Москве состоялась вторая
международная конференция по истории управленческой теории и бизнеса на
тему: “Реструктуризация организаций в
переходной экономике: теория и практика”. Ее
организаторами выступили экономический
факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и его кафедра
управления производством, Ассоциация развития
управления, Государственный университет
управления, международный журнал “Проблемы
теории и практики управления”, Ассоциация
консультантов по экономике и управлению,
Учебно-консультационные центры “Практик” и
“Маяк”. Редакция публикует обзор материалов конференции
и один из докладов. В следующих номерах журнала предполагается
поместить ряд статей на основе представленных
докладов.
Изменения как объект теории и практики
управления(обзор материалов конференции)Почти два года назад в МГУ им. М.В. Ломоносова
была проведена первая международная конференция
по истории управленческой мысли и бизнеса на
тему “Развитие концепций управления: вчера,
сегодня, завтра”. Ее основной целью была попытка
оценить состояние международной управленческой
мысли и определить направления развития
науки управления, высказать научные гипотезы о
парадигмах управления в будущем и на этой базе
обосновать требования к подготовке менеджеров1.
Первая конференция получила международный
резонанс, в частности, ей была посвящена
научная дискуссия в Гарвардском университете
(осень 1996 г.). Понимая, что без оценки практики нельзя
говорить о дальнейшем развитии науки управления,
ибо именно практика служит источником и
одновременно строгим судьей этого развития,
организаторы решили усилить прикладной аспект,
избрав в качестве темы второй конференции
актуальную сегодня для мирового сообщества
проблему –
изменение организаций и в
организациях
в
переходный
(в политическом,
экономическом, социальном и иных планах)
период.
Одним из аргументов выбора данной темы также
послужило принятое в октябре 1997 г.
Правительством РФ постановление о реформе
предприятий (№ 327), привлекшее внимание
государственных и общественных деятелей, ученых,
преподавателей, руководителей предприятий и
консультантов к проблемам реструктуризации
российских предприятий. На второй конференции обсуждались как
теоретические вопросы переходных экономик, так и
опыт всякого рода изменений организаций,
обусловленных переходными режимами. Причем
историческая направленность конференции
позволяла докладчикам выступать с
аналитическими сообщениями по организации
реформ в разные времена и эпохи как
экономических систем в целом, так и отдельных
организаций, компаний, фирм и предприятий в
России и других странах. Предметом дискуссий на конференции были
следующие вопросы. В чем специфика и особенности
переходных экономик и как это учесть в
изменениях организаций? Чем определяется
потребность в реформировании и вообще в
изменениях организаций? Каковы их факторы и
причины? Как оценить влияние прошлого в
настоящей деятельности и в будущем развитии
организации, предприятия, фирмы? В чем причины
сопротивления изменениям в организациях и как их
преодолевать? Как учесть изменения внешней среды
и предвидеть направления будущих изменений
организации? Какую помощь могут оказать
консультанты при проведении изменений в
организациях? Каковы результаты и оценки первых
экспериментов по реструктуризации российских
предприятий? В течение двух дней работы конференции было
сделано в общей сложности 27 пленарных докладов и
кратких сообщений, которые можно условно разбить
на три группы: историческую – реформы,
проводившиеся в разные времена и в разных
странах; экономическую – общие предпосылки
реструктуризации конкретных организаций;
консалтинговую – статистика, результаты
деятельности консалтинговых компаний и
подготовка кадров для них. Представленные
материалы позволяют обобщить уровень развития
теоретических разработок по проблемам
переходной экономики, оценить организацию и
результаты хозяйственных реформ в России
прошлых веков, проанализировать накопившийся,
пока еще небольшой опыт проведения
реструктуризации российских предприятий в
последние 3-5 лет и сформулировать основные
задачи управленческого консультирования по
вопросам реструктуризации организаций.
Реформы в России: прошлое и настоящее
n Профессор
В.Маршев
(МГУ) в
своем докладе “Реформаторские идеи –
эксперименты – реализаторы (исторический
аспект)” остановился на трех моментах. Во-первых,
он дал краткий обзор наиболее результативных
хозяйственных реформ в России во второй
половине ХIХ в., особо охарактеризовав земскую
реформу 1865 г., оцениваемую многими историками как
наиболее подготовленную и организованную,
сопоставимую по масштабам и значимости с
реформой 1861 г. К сожалению, вполне доступные
материалы реформы не нашли еще достойного
отражения в работах российских ученых. Во-вторых, докладчик остановился на триедином
подходе к подготовке, осуществлению, анализу и
оценке результатов любых целенаправленных
изменений в социумах. По его мнению, для этого
необходимо наличие трех равноценных оснований:
научной
идеи, результатов эксперимента и готовой к
изменениям человеческой среды.
Анализ
процессов подготовки и реализации, а также
результатов большого числа осуществленных
хозяйственных реформ в России показывает, что
если две первых компоненты практически всегда
были в наличии, то уровень подготовленности
человеческой среды, начиная от идейных
лидеров реформ и кончая “подопытными”
гражданами страны, оставлял желать лучшего. В
большинстве случаев “провалившихся”
(“нереализованных”, недоведенных до
запланированного результата) реформ причиной
оказывалась некомпетентность организаторов и
неподготовленность населения. И, наконец, третий тезис доклада был посвящен
сопротивлениям изменениям. Они по большей части
порождаются населением, т.е. теми, ради которых
чаще всего и осуществляются реформы. В процессе
осуществления изменений (реструктуризации,
реформирования, реинжиниринга и т.п.) происходит
нарушение Status Quo: неизбежное вмешательство в
привычное, устоявшееся, стабильное динамическое
состояние человеческого сообщества. И не всегда
равенство “Status Quo + Изменение = Хорошо"
является очевидным. Любой человек, действуя как рациональное
существо, хотел бы иметь убедительные
доказательства данного равенства. Он должен быть
в достаточной степени мотивирован, чтобы
согласиться подвергнуть себя
предполагаемому изменению. В противном случае
последнему будет оказываться сопротивление.
Причем формы могут быть как явными (в виде
результатов голосования, публичного отказа от
участия в реформах и т.п.), так и неявными или
тщательно скрытыми (некачественный труд,
невыходы на работу по “болезни”, умышленное
увеличение сроков выполнения работ, кража
материальных и духовных ценностей и т.п.). Особо остро сопротивление проявляется тогда,
когда “подопытные” не принимают никакого
явного участия на этапах выработки вариантов (не
привлекаются) и выбора “лучшего” варианта (их
мнение игнорируется) реформ. В таких случаях
“подопытным” обычно только сообщают, что “в
интересах народа и по просьбе граждан страны с
завтрашнего дня ...”. Далее можно вставлять текст
любого реформаторского решения правящего
класса, руководителей страны или каких-то
организаций. Феномен сопротивления срабатывает в странах
любой формации и на любом уровне управления –
страны в целом, отдельного региона, отдельной
организации, фирмы, предприятия и т.п. и гораздо
сильнее, чем подозревают и ожидают (если ожидают)
лица, принимающие реформаторские решения. А
эффект сопротивления нетрудно предсказать, что
иллюстрируют результаты большинства таким
образом принятых к “исполнению” хозяйственных
реформ. n В докладе доктора
экономических наук
Д.Платонова
(МГУ) “О
некоторых исторических особенностях
формирования промышленных структур в России”
были затронуты проблемы индустриального
развития страны. Докладчик высказал
оригинальную гипотезу, что если Запад
характеризует чисто отраслевая структура
хозяйствования, а Восток – функциональная, то
Россию – смешанная структура, сформировавшаяся
в силу своей континентальности и геоосновы
(наличие значительных приморских зон и водных
границ, большого числа рек и т.п.). Исторически
имелась громадная и одновременно дешевая
инфраструктура обмена, что в итоге привело к
созданию смешанной структуры хозяйства с четким
парным разделением: “город – село” и,
соответственно, “промышленность – сельское
хозяйство”. Все попытки реформирования такой
“естественной” структуры (например, создания
“аграрных городов”), нарушавшие парность
указанных выше сочетаний, приводили к неудачным
экономическим и социальным результатам. n Доцент
В.Погребинская
(МГУ) в докладе “Истоки государственного
регулирования в России” на основе анализа
истории реформ высказала мысль о том, что со
времен Петра I замыслы реформаторов и их
реальное воплощение значительно расходились.
Она выдвинула предположение о предсказуемости
результатов изменений в зависимости от точности
ответа на вопрос о соотношении объективности
экономических процессов, с одной стороны, и
целевых установок государственной власти – с
другой. Далее докладчик познакомил участников
конференции с имевшей место в истории России
дискуссией 20-х годов XX столетия между
“генетиками” и “телеологами” и провел
аналогию с нынешней экономической ситуацией
в России. Анализ данной дискуссии, по мнению
автора доклада, весьма актуален в настоящее
время, ибо сейчас, в очередной переходный период,
также должен быть решен вечный вопрос о границах,
формах и методах государственного
регулирования. С другой стороны, весьма важно,
что изучение этого опыта позволяет ответить
на вопросы: как исторически складывался подход к
решению проблем государственного регулирования
в переходный период, как “нащупывались” границы
государственного вмешательства, в чем причины
перерастания прямых методов регулирования в
административно-бюрократические (даже в
насильственно-административные). n В докладе профессора
Я.Радченко
(ГУУ) “Репродуцирование первоисточников -
инструмент реализации ретроспективного
подхода” в очередной раз прозвучал призыв к
ученым и практикам бережнее относиться к
историческому наследию России, к необходимости
переиздания и изучения незаслуженно забытых
первоисточников, архивных документов, рукописей
и иных раритетов, ибо история во многом
повторяется. В подтверждение идеи относительной
инвариантности социальных явлений и процессов
докладчик привел слова всемирно известного
русского исследователя социальных проблем
П.Сорокина о том, что “на исторической сцене
постоянно играется одна и та же пьеса: меняются
лишь акетры, костюмы и декорации”. Говоря о государственном строительстве в
переходный период, докладчик заострил внимание
на разделении компетенции органов
государственного управления, поиске новых форм
организации субъектов федерации и местного
самоуправления и некоторых других аспектах.
Он отметил, что данные вопросы ставились и
решались еще М.М. Сперанским,
ученым-энциклопедистом и
практиком-реформатором. К сожалению, его труды у
нас ни разу не переиздавались, а потому и
неизвестны тем, кто сейчас по долгу службы обязан
и пытается решить те же вопросы – депутатам
Государственной Думы, членам Совета Федерации. Докладчик подчеркнул недопустимость
пренебрежительного отношения к
социокультурному генофонду нации, ибо это не
только ценности, имеющие высокую рыночную
стоимость, но и огромный пласт наследия, утрата
которого может быть невосполнима как для науки,
так и для развития социума.
Общие условия и предпосылки реструктуризации
предприятий
n Академик.
Ю.Осипов
(МГУ),
начав свое выступление с риторического вопроса:
”Где находится Россия?”, охарактеризовал
положение, как “антихозяйственное” и
“антипереходное”, как ситуацию “мертвой
точки”. По его мнению, власть всеми своими
действиями демонстрирует нежелание разрешить
проблемы “анти“. Все попытки – как на уровне
государства, так и на уровне хозяйствующих
объектов – напоминают реализацию стратегии
выживания, а не развития. Хозяйство является
заложником первоначально накопленного капитала,
оно “заложено” в политику, в геополитику и т. д.,
и т.п. Причем государство не занимается
собственно экономикой, не собирается ее
“оживлять”, торговля интересуется
производством лишь в малых дозах, а финансовые
институты и вовсе производством не интересуются. Каковы пути выхода из сложившейся ситуации?
Либо капитал должен устремиться в производство,
либо государство должно поддержать
производство, либо необходимо осуществление
комбинации этих вариантов. В силу же
национальной специфики развития возникают
трудности в использовании успешного опыта по
решению подобного рода проблем переходных
экономик в цивилизованных странах. Однако Россия
обладает достаточно большим собственным
историческим опытом выхода из такого рода
застойных ситуаций с помощью мер
“государственного кнута”, принудительного
накопления капитала и т.д. n Доцент
А.Наумов
(МГУ)
сделал доклад на тему “Периодизация развития
бизнеса в России”, в котором предпринял попытку
осуществить периодизацию развития бизнеса в
России в последние 15-20 лет, рассматривая развитие
бизнеса как функцию двух переменных –
“государственное регулирование экономики” и
“рыночное регулирование экономики”. Причем обе
переменных, по его мнению, могут находиться в
одном из двух состояний: “сильное воздействие”
и “слабое воздействие” на экономику. Попарные
сравнения состояний каждой из переменных
позволяют выстроить матрицу состояний
переменных и соответствующих периодов развития
бизнеса. Далее докладчик проиллюстрировал и
аргументировал каждый из периодов фактическими
примерами из истории развития хозяйства России. Так, для современного этапа жизни страны (90-е
годы) период коммерциализации характеризуется
процессами перевода неэффективных
государственных структур на самоокупаемость с
правом получения прибыли в целях развития.
Государство, будучи не в состоянии вести
эффективную экономическую деятельность, вводит
в действие принцип: спасение утопающих - дело
рук самих утопающих. Период приватизации начался в 1993 г. с
распределения приватизационных чеков (ваучеров)
по трем вариантам акционирования предприятий. Усиление номенклатурной власти связано с
процессом создания новой номенклатуры –
высшая государственная и местная бюрократия,
руководство крупных коммерческих структур
(банков, нефтегазовых компаний,
финансово-промышленных групп). Последний, четвертый, период, по мнению
докладчика, обусловлен ускорением процессов
вертикальной и горизонтальной интеграции в
промышленности, а также сращиванием банковского
капитала с промышленным. Вместо развития малого
бизнеса ставка делается на политику олигополии. Рынок
| Государство
| слабая роль
| сильная роль
| Слабая роль
| Усиление коммерциализации
| Сильная государственная власть
| Сильная роль
| Усиление приватизации
| Сильная номенклатура
|
n Профессор
В.Тамбовцев
(МГУ) в докладе “Реструктуризация предприятий в
переходной экономике: точка зрения экономиста”
проанализировал систему ресурсов предприятия
(связанных с предметом деятельности, со
средствами воздействия на предмет, с субъектами
воздействия и др.) и указал, что “оптимум”
производственной функции, моделирующей фирму и
ее поведение, достигается задействованием
некоторых их комбинаций. Основная гипотеза
докладчика – наиболее адекватной теоретической
моделью стратегической реструктуризации фирмы
может выступать производственная функция так
называемого леонтьевского типа, в которой
конечный результат (объем производства, объем
продаж и т.п.) определяется как минимум набора
отношений объемов имеющихся ресурсов к
нормативам их затрат на единицу
соответствующего результата. Это предположение порождает представление о
лимитирующем ресурсе (ресурсах). Отсюда следует,
что фирма имеет две альтернативные стратегии:
приобретение лимитирующего ресурса в объемах,
обеспечивающих максимизацию желаемого
результата в пределах бюджетных ограничений, или
реализация относительно избыточных (по
отношению к лимитирующему) ресурсов. Критерием
выбора лучшей альтернативы, очевидно, является
максимум ожидаемой прибыли. Докладчик подчеркнул, что в переходных
экономиках в силу функционирования в них
рынка разнотипных институтов имеется гораздо
большее число
альтернатив сочетания ресурсов,
чем в экономиках сложившегося типа. Поэтому для
предприятий повышается актуальность
объективной реструктуризации стратегического
типа (в противоположность спонтанным
изменениям), потребность в проведении сложных и
трудоемких аналитических процедур. Однако на практике реализуется
противоположная тенденция. Большинство
руководителей российских предприятий,
действующих в условиях неустойчивости внешней
среды (прежде всего – правомочий
собственности) вполне рационально, не мудрствуя
лукаво, придерживаются второй, более житейской и
надежной стратегии – распродают фонды,
превращают их в ликвидные, стремятся “прежде
всего выжить, а не строить планы”. По мнению докладчика, последние
правительственные документы, посвященные
реформированию предприятий и задающие правила
процессу реструктуризации, не содержат
достаточно эффективных средств устранения
неопределенности и незащищенности тех реальных
правомочий собственности, которые не совпадают с
формальными (например, со структурой
акционерного капитала). А в отсутствие
действенной государственной защиты реальных
правомочий субъект таковых неизбежно будет
“уводить” полученную прибыль с формально не
принадлежащего ему предприятия для того, чтобы
материализовать капитал уже в ином месте и в иной
форме (вторая стратегия). Отсюда был сделан вывод
о несостоятельности предположения, что в
ближайшие годы будет осуществляться массовая
реструктуризация российских предприятий в том
ее стратегическом направлении и формах, на
которые рассчитывали авторы правительственных
документов. n Профессор
А.Бузгалин
(МГУ)
согласился с выводом предыдущего оратора, но при
этом указал на другую причину торможения
рациональной реструктуризации российских
предприятий в переходном режиме. Она, по его
мнению, заключается в существовании в нынешней
России конкурирующих между собой
финансово-промышленных группировок (или
кланово-корпоративных структур,
номенклатурно-капиталистических корпораций).
Именно они являются реальными обладателями
экономической власти в стране и в силу этого
реализуют выгодную им модель переходной
экономики. Многоуровневая структура данных
групп достаточно типична. На нижнем уровне
располагаются несколько предприятий (в
большинстве случаев прошедших процедуру
номенклатурной приватизации), рядом с ними
один-два банка-счетодержателя и несколько
сбытовых (часто просто паразитирующих на
перепродажах продукции предприятий) частных
фирм. А над ними – надстройка в виде организаций,
обеспечивающих лоббирование в государственных
структурах. Природа власти таких групп обусловливается
сутью нынешней социально-экономической
системы – доминированием механизмов
локального (в социально-экономическом
пространстве) корпоративного
(монополистического) регулирования, наиболее
сильно проявляющихся в области аллокации
ресурсов. Этот механизм отличен от прежнего
народнохозяйственного планирования по своим
субъектам, объектам, целям и содержанию. Он также
отличен и от классического рыночного механизма
совершенной конкуренции, так как хотя и является
многосубъектным и конкурентным, но одновременно
выступает механизмом
сознательного
формирования
пропорций и аллокации ресурсов. Эти и другие характерные черты существующего
механизма – спорадическое изменение
натуральнохозяйственных тенденций,
внеэкономическая трансформация отношений
собственности и т.п. – весьма стабильны и
достаточно быстро реализуют асоциальную модель
трансформации экономики. Стратегией своего
развития на ближайшую перспективу
корпоративно-клановые структуры наверняка
изберут не технологическую и/или социальную
модернизацию, а дальнейшее перераспределение
объектов и прав собственности в свою пользу и
расширение сфер своего влияния. Альтернативный
же путь, по мнению докладчика, предполагает
создание такой системы распределения прав
собственности и таких собственников, которые бы
способствовали выходу переходной экономики на
траекторию “опережающего развития”. Для этого
необходимо раскрепощение инновационного
потенциала квалифицированных работников в сфере
высоких технологий, науки, образования и в других
отраслях, определяющих облик экономики и
менеджмента ХХI в., что невозможно без
существенного перераспределения в их пользу
прав собственности (прежде всего, прав на участие
в управлении, контроле и других инноваторских
функциях). n Доклад
Е.Савелёнка
("Банк Российский кредит”) был посвящен
оригинальной и сложной проблеме и назывался
“Идеология компании и изменения в организации”.
Под
идеологией управления
он понимает
систему идей управления организацией, которые в
свою очередь, являются средствами формулировки и
передачи назначения и смысла выполняемых
сотрудниками действий, их настроений,
устремлений и т.д. Идеи здесь выступают главным
фактором формирования корпоративной культуры
(не совпадая с ней буквально), элементов
социальной психологии (настроений, вкусов,
взглядов, предпочтений и т.д.), обеспечения
самопредставления организации в процессе
социализации ее работников, формирования и
поддержания интеллектуальных и духовных основ
мотивации работников. Под
идеологией
организации
докладчик понимает идеологию
управления вместе с методами (приемами)
внедрения идей, элементами корпоративной
культуры (ритуалами, мифами, традициями и т.д.). Далее в докладе была сформулирована
многоплановая миссия идеологии в организации
(создание идей и ценностей для реализации их в
системе управления и организации в целом) и
рассмотрена система ее функций (интегративная,
целеполагающая, прогностическая, мобилизующая,
аксиологическая и самоидентификационная). В процессе изменений организации и в
организации идеология может выступать, по мнению
докладчика, и как объект изменений, и как
инструмент изменений. В качестве сопутствующего
фактора она может либо являться проводником идей
изменений и тем самым способствовать проведению
изменений, либо наоборот, выступать источником
сознательного и спонтанного сопротивления
изменениям. Очевидно, что комплексное
организационное изменение в той или иной степени
привносит элементы “новой” идеологии
организации, а потому по отношению к “старой”
может проходить в следующих направлениях:
игнорирование, противодействие (ломка),
соответствие и формирование новой идеологии. Как
правило, реальные изменения происходят по
“смешанному” сценарию. n Доцент
А.Берлин
(МГУ),
будучи непосредственным участником и одним из
руководителей реструктуризации известной фирмы
“Красный Октябрь” (Москва), выступил с докладом
на тему “Объективные предпосылки
реструктурирования системы управления
предприятий России”. В нем он обобщил опыт
проделанной работы и сформулировал следующий
вывод: “Экономика России пока не созрела для
революционных изменений (включая
реструктуризацию). С другой стороны во многих
организациях существует достаточно много
внутренних и внешних предпосылок для
осуществления эволюционных изменений, например,
в функциональных областях: организации
управления, снабжении, сбыте, финансах,
персонале, информационные связях и т.д.”. К внутренним предпосылкам докладчик отнес
достаточно развитую систему управления, уровень
корпоративной культуры, формирование в
организациях понимания стратегического
управления, уровень социальной среды и др. К
внешним – формирование глобальных
интегрированных рынков, появление доступных
информационных и инвестиционных ресурсов в
России и за рубежом, денационализация бизнеса и
т.д. Для успешного использования указанных
объективных предпосылок в процессе эволюционных
изменений руководителю организации необходимо
иметь, по меньшей мере, команду специалистов
(внутренних консультантов) в соответствующих
областях знаний.
Консалтинг и реструктуризация
Второй день конференции был посвящен
обсуждению докладов и присланных на конференцию
материалов по
проблемам управленческого
консультирования в области реструктуризации
российских предприятий. Были затронуты
общеметодологические и методические проблемы
управленческого консультирования в докладах
А.Посадского
(АКЭУ) – “Консалтинг как вид бизнеса в
России, доцента
В.Алешниковой
(ГУУ) –
“Методы работы консультантов по
реструктуризации предприятий”. Проблемы и опыт
реструктуризации предприятий в целом и
отдельных функциональных направлений их
деятельности (финансового менеджмента, кадровой
работы, служб маркетинга, инфраструктуры
предприятия и др.) в докладах:
Ф.Ригера
(“Роланд
Бергер & Партнер”) – “Реструктурирование:
основной подход, принципы, особенности”,
О.Сагировой
(“Роланд Бергер & Партнер”),
доцента
В. Смирновой
(ГУУ) и доцента
О.Кирилловой
(ГУУ) – “Реорганизация системы
управления предприятием с позиций
профессионального управления его
инфраструктурой”,
М.Жеребцова
(“ПАКК”) –
“Реструктуризация долгов российских
предприятий”,
В. Карпенко
(г. Сальск) –
“Опыт реструктуризации промышленности г.
Сальска”, доцента
Б.Чурюмова
(г.
Ростов-на-Дону) – “Проблемы
реструктурирования промышленности Ростовской
области”,
Г.Кажбиева
(г. Березники) –
“Опыт реструктуризации на химическом комбинате
АО “Бератон”. Некоторые обобщающие данные по
реструктуризации предприятий в России были
представлены в докладах:
Н.Лаба
(РЦП) – “Опыт
организации Проекта содействия
реструктуризации российских предприятий”,
В.
Балашова
(УКЦ “Практик”) –
"Реструктуризация промышленных предприятий
России как стартовый этап изменения бизнеса”,
Т.Хокканена
(Всемирный банк) –
“Практический опыт реструктуризации российских
предприятий”. Вышеназванные докладчики поделились опытом
осуществления конкретных проектов
реструктуризации российских предприятий,
выделив в качестве важнейших позитивных
результатов достижения в области снижения
издержек, реализации ликвидных фондов,
реорганизации отдельных служб и функций
управления, а в качестве основных проблем -
сопротивление внутренней среды, недостаточный
уровень подготовленности ее элементов к
изменениям, обусловленным реструктуризацией. ВАДИМ МАРШЕВ доктор экономических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, председатель Оргкомитета конференции
1См.: Проблемы теории и практики
управления. – 1997. – № 1. – С.20-35.
|