Номер 2/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Как реанимировать производство

ВАЛЕРИЙ НОСОВ
Генеральный директор "АМО ЗИЛ"


• Задача заключается в том, чтобы обеспечить стабильное, устойчивое развитие
• Россия может достойно войти в ХХI век, оставаясь великой державой, только при поступательном развитии собственной промышленности
• Сегодня формула нормального жизненного уровня и достойного вознаграждения за труд устроит абсолютное большинство населения

Есть глубокая убежденность в том, что реформы должны идти непременно, но неторопливо. Ведь экономика и финансы не терпят насилия. Задача заключается в том, чтобы обеспечить стабильное, устойчивое развитие производства.


Противоречия реформ


Так называемые реформы, начатые более шести лет назад, фактически провалились. Рынок, который обязан был отрегулировать товарно-денежные отношения, не состоялся. Предприятия лишились оборотных средств, имущества в результате разрушительной приватизации, а безудержный рост цен на энергоносители и тарифов на транспорт привели всю промышленность в упадок. Критическая ситуация, сложившаяся в товарном производстве, в полной мере распространяется и на ЗИЛ. Государство душит нас налогами, а топливно-энергетический комплекс и железная дорога – немыслимыми тарифами. Даже при нормальной реализации завод испытывает постоянный дефицит средств на пополнение текущих ресурсов, работает с колес, идет на поводу и полностью зависит от поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий, которые продолжают навязывать свои цены.

В настоящее время с ЗИЛа ежемесячно взимается свыше 20 налогов, сумма которых в среднем составляет 40-45% суммы реализуемой продукции (т.е. не дохода, а выручки). А чтобы производство не остановилось, надо еще приобретать материалы и комплектующие, цены на которые продолжают постоянно расти. И зарплату нужно выплачивать.

Количество налогов из года в год увеличивается, расчеты становятся все сложней. На мой взгляд, должен быть один налог, взимаемый с предприятия, а дальнейшее его распределение между бюджетами различных уровней – забота финансовых структур государства.

По поводу налогов хотелось бы напомнить некоторым нашим реформаторам, что в послевоенной Западной Германии (в период, когда она занималась  крупномасштабным реформированием) предприятия были освобождены от уплаты налогов на срок от 3 до 5 лет с обязательным представлением отчетов о финансовых результатах в налоговые инспекции. Предприятия приучались к правильной, точной и своевременной отчетности, а главное – у них появился источник финансирования: им была предоставлена возможность направить свои средства на развитие производства и пополнение оборотных средств.

Сегодня в России задолженность по налогам может привести многие предприятия к банкротству. В результате подобной процедуры государство единовременно взыщет часть недополученных налогов в виде имущества и акций предприятий, но надолго лишится перспективных налогоплательщиков.

Думается, что опыт работы АМО ЗИЛ в рыночных условиях показывает реальные пути в области реанимации производства. Правительство Москвы пошло по пути поддержки промышленности города в целом и ЗИЛа в частности. Находящемуся в критическом положении заводу была оказана огромная помощь. Денежные средства шли через фонд поддержки промышленных предприятий города, который кредитует наиболее эффективные производства и проекты, и из городского бюджета, в котором финансирование промышленности выделено отдельной строкой.

Были приняты и другие меры по различным направлениям: формирование городского заказа на зиловские автомобили, участие в поставках по межрегиональным соглашениям с субъектами РФ и странами СНГ, передача жилого фонда в муниципальную собственность, создание новых рабочих мест, информационная поддержка.

Однако главное – это кредитование, которое идет исключительно на пополнение оборотных средств, утраченных всеми товаропроизводителями в начале 90-х годов. К настоящему времени задолженность ЗИЛа перед городским бюджетом цивилизованно урегулирована, чего не скажешь о долгах завода государственному бюджету. К сожалению, в ответ на обращения руководства Москвы в Правительство РФ передать ему долги городских предприятий перед федеральным бюджетом поступают категорические отказы.

И не специалисту ясно, что Россия может достойно войти в ХХI в., оставаясь великой державой, только при поступательном развитии собственных промышленных предприятий. Для этого, по моему мнению, необходимо принять следующие меры.


Что мы предлагаем?


Надо объявить долговую налоговую амнистию, которая освободит предприятия от старых долгов. Либо, по крайней мере, объявить мораторий на выплату задолженности по налогам перед бюджетами всех уровней и перед внебюджетными фондами на срок до 3 лет, с последующим погашением части данных платежей в течение 10 лет. Задолженность по начисленным пеням и штрафам снять.

Оживление реального сектора  экономики невозможно без существенного, минимум в 2 раза, снижения налогового бремени с производителя путем введения разумной налоговой системы (предусматривающей, в частности, оптимальный процент налоговых изъятий). Это выведет деньги из теневого оборота и обеспечит расширение налогооблагаемой базы.

Следует также внести изменения в налоговое законодательство с тем, чтобы максимально упростить процесс начисления и уплаты налогов, резко сократить их количество. Это значительно облегчит процесс контроля со стороны фискальных органов, позволит сократить расходы на содержание непомерно раздутого государственного бюрократического аппарата.

В настоящее время предприятия производят отчисления в четыре внебюджетных фонда (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования). Их целесообразно объединить в единый социальный налог, а уровень его снизить как минимум вдвое. Только такое снижение подтолкнет предпринимателей к отказу от выдачи заработной платы сотрудникам “черными” деньгами.

Сегодня важной задачей становится восстановление цепочки “деньги – товар – деньги”. Предельное сжатие денежной массы под видом борьбы с инфляцией довело ситуацию до абсурда: деньги из оборота были практически исключены, не стало полноценных реальных денег, т.е. нормального средства обмена. В результате до невероятных размеров вырос удельный вес бартерных операций (так, на ЗИЛе он составляет 91%), а это губительно для конечных производителей продукции.

Должна быть разработана разумная система государственного кредитования промышленных предприятий и продажи продукции с использованием системы лизинга.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять тревогу по поводу отбрасывания отечественной автомобильной промышленности назад с исторической магистрали научно-технического прогресса. Известно, что создание одного рабочего места в автомобильной промышленности ведет к формированию 10 рабочих мест в других отраслях. Таким образом, подъем автомобильной промышленности даст толчок развитию всего народного хозяйства, увеличит занятость людей и повысит социальную стабильность.

Научно-техническое развитие промышленности, и в первую очередь автомобилестроения, должно стать одним из тех приоритетных направлений государственной политики, которые, вне сомнения, выведут Россию на передовые рубежи ХХI в.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz