Номер 4/03 Главная Архив К содержанию номера

Корпоративная культура


Успех в предпринимательстве зависит от личности руководителя

КЛАУС ШТАЙЛЬМАНН – крупный предприниматель Федеративной Республики Германия, президент компании “Klaus Steilmann GMBH & СОKG”, доктор экономики, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, член Римского клуба, сопредседатель Российско-германской образовательной программы социально-психологических и организационных проблем предпринимательства, бизнеса и менеджмента. В 1999 г. опубликовал статью «Природа экономического кризиса в России и сценарий выхода из него» («Проблемы теории и практики управления», № 5), анализирующую кризисную ситуацию в стране и предлагающую конкретные рекомендации по выходу из нее.
Ныне с вопросами о предпринимательском деле, решающих факторах успеха и существующих трудностях и препятствиях к г-ну К. Штайльманну обратился советник-консультант журнала Вадим Семенов.


- Скажите, г-н Штайльман, что в условиях ХХI столетия, информационно-технологической революции, интенсификации и глобализации бизнеса, усиления конкурентной борьбы означает стать и быть предпринимателем, желательно успешным?

- Предпринимательство всегда было очень сложным делом и труднейшей работой, требующей самоотверженности и большой отдачи. На собственном опыте помню, какой путь пришлось пройти. В 1958 г. я создал собственное дело – изготовление одежды со стартовым капиталом 40 тыс. марок, поместив небольшое объявление в газете. В нем был сформулирован главный девиз: «Мода для миллионов, не для миллионеров». Это сработало, что подтверждено практической деятельностью фирмы. Теперь же предпринимательское дело требует более высокого качества работы.

- Что необходимо ныне для обеспечения требуемого качества предпринимательской деятельности, какие факторы – объективные или субъективные – Вы считаете здесь главными?

- Конечно, важно все – и объективные, и субъективные факторы, но решающим при создании и организации дела являются, по моему убеждению, личностные качества руководителя. Ведь он является не только предпринимателем, а предпринимателем-управленцем. Для этого нужно быть личностью, способной создать и спланировать развитие предприятия, действовать самостоятельно и ответственно, проявлять инициативу и идти на риск, а не только наблюдать и давать указания. Он должен обладать силой воли и настойчиво работать, заботясь обо всем.

Среди положительных личностных качеств современного предпринимателя я выделяю следующие: целеустремленность, решительность; умение отстоять поставленные цели и добиться их выполнения; коммуникабельность; адаптация к нагрузкам, устойчивость к стрессовым ситуациям; выносливость и гибкость; увлеченность делом, заражающая других; волевое поведение в преодолении неудач; готовность к кооперации и располагающее поведение при установлении контактов.

Чтобы стать не просто предпринимателем, а предпринимателем успешным, нужно проявлять сметливость, постоянно вводить новое в деловой процесс. Деятельность инициативного, инновационного предпринимателя направлена на:

разработку новых идей и концепций в производстве продуктов и сфере услуг;

открытие новых рынков благодаря новым продуктам, процессам и сервисным услугам;

преодоление барьеров в мышлении;

сфокусированную концентрацию инвестиционного капитала;

оживление спроса;

  заботу о доступных ценах;

форсирование конкуренции.

- Каков по Вашему мнению и богатому опыту, путь к учреждению собственного предприятия, какие для этого шаги следует предпринять?

- Считаю необходимым выделить три основных этапа создания собственного дела.

Первый этап – развитие идеи и концепции бизнеса, выяснение, является ли идея новой и обещает ли она большой спрос. Для этого необходимо собрать информацию о рынке, технике и формах организации. Прежде всего следует получить ответы на вопросы: содержит ли выдвигаемая предпринимательская идея новизну и особенность; какие потенциальные конкуренты уже существуют; кто является потенциальным клиентом; можно ли предложить продукт или сервисные услуги за ту цену, которую готовы заплатить клиенты; какие подобные или заменяющие продукты или сервисные услуги уже существуют?

Второй этап – принятие решения об общей концепции и общей структуре предприятия, детализация последней, определение того, какие конкретные ресурсы требуются и какие задачи должны быть решены. Для этого важно уточнить основные идеи бизнеса: о развитии продукта – технические параметры, условия оформления, производственно-экономические показатели; о размещении предприятия – инфраструктурные, технические и производственно-экономические факторы; о развитии личностных качеств – профессиональные и предпринимательские предпосылки, склонность к производственно-экономическому анализу.

Третий этап – претворение в жизнь намеченных целей. Начинать следует с малого, многие пункты развития предприятия сразу нельзя запланировать, они могут быть определены лишь в процессе испытания. Надо постоянно осуществлять планирование и контроль за ходом дела, проверять достигнутый результат, перед тем как инвестировать огромные суммы.

Добавим, что при учреждении собственного дела есть альтернативы. А именно: приобретение уже существующего предприятия; создание виртуального предприятия в Интернете; инициативное и активное участие в существующем предприятии; приобретение идеи бизнеса в виде реализации товаров или услуг независимыми предприятиями под знаком изготовителя.

- Поскольку новое предприятие создается и действует в уже функционирующей предпринимательской среде, то какие факторы объективного и субъективного характера влияют на его успешное развитие?

- Таких факторов много. К объективным относятся ситуация на рынке и состояние конкуренции; финансирование и поддержка; оборот, расходы, доходы; рентабельность и ликвидность; размещение; риск; правовая форма. К субъективным я отношу новизну идеи и концепции предприятия и профессиональную и личностную пригодность персонала.

Вновь хочу подчеркнуть, что для успеха, решительного продвижения вперед нужны руководители и менеджеры определенного качества. Для руководящего и управленческого персонала неотъемлемы черты:

самостоятельность действий и готовность нести ответственность;

социальная компетенция;

желание повышать свой профессиональный уровень;

творческая жилка, богатство идей;

умение эффективно распределять время;

оптимизм.

- Какую роль в развитии предприятия Вы отводите ценностным и морально-этическим качествам руководителей и управленцев?

- Очень большую. Без этого не может быть поддержки предприятия, успеха в конкурентной борьбе. К основным ценностям я отношу законность, лояльность, доверие, надежность, сплоченность, правдивость, стремление к знаниям; правопорядок, дисциплину, радость в служении другим, красоту, эстетику, приверженность культурным традициям, общественное благо, которое предпочтительнее личной выгоды.

Отдельно следует выделить экологические ценности, охрану окружающей среды. В концепцию и практическую деятельность предприятия должны быть заложены принципы возобновляемой экологии: отказ от экологического демпинга; следование экологическим нормам и стандартам; создание для этого наблюдательных и контрольных механизмов; экологическая оценка использования энергии, площадей, ресурсов и окружающей среды. Этих принципов придерживается принадлежащая мне фирма, осуществляя, например, на предприятиях в Котбусе мероприятия по охране окружающей среды.

В морально-этическом плане предприниматели несут особую ответственность. Они должны соединять три фактора – экономичность, социальную предрасположенность, экологическую приемлемость. Следуя этому, практика бизнеса предусматривает отказ от детского труда, соблюдение социальных стандартов на предприятиях, активную защиту природы во всех местах расположения фирмы. В отношениях с персоналом и другими людьми следует придерживаться важнейших этических ценностей.

- Предпринимательство уже в ХХ в. вышло за рамки отдельных стран, а в XXI столетии приобрело глобальный характер. Какое влияние это оказывает на предпринимательское дело и что в связи с этим надо учитывать в первую очередь?

- Глобализация имеет как положительный вектор, предоставляя возможность выхода на международный уровень, так и отрицательный. Каждый предприниматель должен с самого начала изучать состояние международной конкуренции. С отрицательной точки зрения глобализация пугает многих предпринимателей тем, что почти каждый продукт и каждое изобретение за короткое время могут быть скопированы и дешевле производиться при более выгодных условиях размещения. Теперь можно намного быстрее, чем раньше, узнать о достижениях предпринимателей. При этом «подражатели» часто догоняют и опережают «первопроходцев». Выход из этих противоречий в том, чтобы поставить мировую торговлю на справедливую по отношению ко всем участникам основу.

- Вы хорошо знаете проблемы предпринимательства в Германии, много лет изучаете их в России. Какие основные обстоятельства препятствуют предпринимательскому делу в Германии и России?

- По моему мнению, эти препятствующие факторы различны. В Германии стать предпринимателем мешают недостаточное мужество и отсутствие желания; меньшее беспокойство за существование; наличие более престижных профессий; чувство уверенности, стремление к удобству; унаследование больших состояний; наличие измененных ценностей и отношений. Что касается России, то я бы выделил неуверенность и прежние надежды на возможности государства; небольшой опыт рыночной экономики; слабое содействие или поддержка; последствия плановой и централизованной экономики. Считаю, что в России нужно оказывать бульшую поддержку мелким и средним предприятиям, а средним – при выходе на международный рынок. Для начинающих российских предпринимателей интеграция на мировом рынке имеет очень большое значение и для доступа к финансово сильным экспортным рынкам.

- Каковы Ваши мысли о будущем, взгляды на перспективы предпринимательства в мире?

- Они в основном положительные, поскольку я оптимист. Необходимо постоянно заглядывать в будущее, думать о нем. Без прогнозирования развития активно и успешно заниматься предпринимательством нельзя. При этом прогнозировать предпринимательскую деятельность надо весьма конкретно: какие новые продукты и товары будем производить, какие продавать; какие новые сервисные услуги будем предлагать; что изменим в интересах клиентов. Это вселит уверенность и надежду на будущий предпринимательский успех.

Редакция журнала готовит к печати книгу
Клаудио Безоцци.
Нелегальные рынки: возникновение, структура, влияние.

Нелегальные рынки – торговля наркотиками, оружием, поддельными фирменными товарами или торговля людьми – воспринимаются общественностью чаще всего как выражение своего рода заговора против экономического и общественного порядка.

За каждой сделкой, которая нарушает установленные государством правила и законодательные нормы, кроется рука международной мафии – такое мнение широко распространено в средствах массовой информации и среди политиков.

Действительно ли нелегальные рынки обладают монопольной структурой? Контролируются ли они криминальными организациями? Является ли прибыль, которую получают нелегальные предприниматели, столь высокой, как обычно принято считать? Представляет ли она опасность для легальной э

Оцените эту статью по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz