Из истории управления
Российские генерал-губернаторы
(“облеченные доверием
и лично известные императору”)
СЕРГЕЙ СЕКИРИНСКИЙ
доктор исторических наук,
заведующий отделом журнала “Отечественная история” РАН
“Имея постоянное и тщательное попечение о благе жителей вверенного ему края,
Генерал-губернатор есть местный высший блюститель порядка во всех оного частях,
непрестанно ревизующий все действия мест и лиц ему подведомственных для предупреждения
или для прекращения нарушения законов, всего противного безопасности и пользе общей
или же несообразного с видами Верховного Правительства, известными ему, как лицу,
полным доверием Государя
Императора облеченному”
Из утвержденной Николаем I 29 мая 1853 г.
Общей Инструкции генерал-губернаторам
Проблема обеспечения и укрепления целостности государства относится к числу “сквозных”
в российской истории и до сих пор актуальных. Один из путей ее решения был недавно
предложен серией президентских указов, создавших систему из семи федеральных округов
во главе с “полпредами” главы государства. В связи с этим заговорили и об историческом
опыте территориального управления Российской империей посредством главных местных
начальников – генерал-губернаторов. Вспоминая историю, не станем забывать и об уязвимости
прямых аналогий с прошлым.
Надзор или управление?
В имперский период реформой местного управления всерьез занялась лишь Екатерина
II. При ней страна была разделена на сорок губерний во главе с губернаторами, а
между губерниями и центром ввели посредствующее звено в лице наместников (генерал-губернаторов).
Всего их было 19. Большинство наместничеств (генерал-губернаторств) состояло из
двух губерний. По замыслу императрицы, генерал-губернаторы должны осуществлять общий
надзор над местной администрацией, не вмешиваясь в текущее управление. Но поскольку
их функции не были четко определены, надзор легко переходил в управление, не связанное
правовыми рамками. Каждый наместник управлял вверенным ему краем по своему усмотрению,
а между собой наместники общались как полусуверенные государи. Быстро стала очевидной
и угроза возникновения “системы разрозненных сатрапий”.
Павел I, вступив на престол в 1796 г., тотчас же упразднил генерал-губернаторства
как постоянную территориальную единицу для всей империи. И в дальнейшем на постоянной
основе они существовали лишь в столичных городах и главным образом на периферии
империи. В Петербурге генерал-губернаторство упразднили уже при Александре II, а
в Москве его существование имело особый смысл, подчеркивая почетное значение второй
столицы империи.
На административном просторе
Законодательной основой деятельности генерал-губернаторов до конца империи стал
Наказ, принятый в 1853 г. Современники сразу же отметили расплывчатость и неясность
формулировок этого нормативного акта. Единая и четкая инструкция, определяющая права
и обязанности генерал-губернаторов, была вообще невозможна в силу большого разнообразия
региональных условий, в которых им приходилось действовать. Поэтому, как и в XVIII
в., власть генерал-губернаторов по- прежнему носила во многом не правовой, а
личностный характер.
Смена лиц во главе того или иного генерал-губернаторства влекла за собой и смену
политического курса. Среди российских генерал-губернаторов встречались люди под
стать характеру занимаемой ими должности: с ярко выраженной индивидуальностью, независимым
(порой и крутым) характером, несомненными администраторскими способностями и даже
политическими талантами. Все эти качества им было бы гораздо труднее реализовать
на службе в центральном правительственном аппарате, где инициатива даже высокопоставленного
сановника сковывалась присутствием “синклита” равновеликих ему “чинов” и самого
монарха.
Масштабной деятельностью и широкими антикрепостническими взглядами в николаевской
России отличались Михаил Воронцов – генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии,
а также – “по совместительству” – наместник и главнокомандующий войсками на Кавказе,
и Николай Муравьев-Амурский – генерал-губернатор Восточной Сибири, покровитель
многих политических ссыльных (декабристов и Михаила Бакунина) и гонитель зарвавшихся
местных богачей (откупщиков и золотопромышленников). В течение же трех последних
царствований заметный след на генерал-губернаторском поприще оставила группа генералов-"кавказцев".
Среди них – Александр Барятинский, друг императора Александра II, наместник
на Кавказе и главнокомандующий армией, которая нанесла решительное поражение Шамилю;
Михаил Лорис-Меликов, временный генерал-губернатор в Астрахани, а затем в
Харькове, чья карьера крупного военного администратора и государственного деятеля
реформаторского склада тоже началась на Кавказе; Илларион Воронцов-Дашков,
друг Александра III и министр императорского двора, венцом государственной деятельности
которого стало десятилетнее наместничество на Кавказе (1905 – 1915 гг.), отмеченное
почти непрерывными преобразованиями и широкими начинаниями.
Между министрами и губернаторами
Формулировки полномочий губернаторов и генерал-губернаторов в законодательстве
совпадали почти дословно, оттого и разница между ними заключалась прежде всего не
в обязанностях, а в степени власти. Но были и другие различия. Выбор генерал-губернатора
считался личной прерогативой монарха (губернаторов император назначал по представлению
министра внутренних дел). Главный местный начальник назначался именным указом “из
облеченных доверием и лично известных императору лиц” и только из числа военных.
Царский выбор ограничивался списком генералов, находившихся на действительной службе.
Император обычно согласовывал намеченную им кандидатуру с военным министром и министром
внутренних дел. Но случались назначения на генерал-губернаторский пост и в обход
всех министров.
В отличие от губернатора генерал-губернатор подчинялся не указанным министрам,
а Сенату и обладал правом непосредственного обращения к императору; ежегодные всеподданнейшие
отчеты генерал-губернатора не имели фиксированной формы, что давало ему дополнительную
возможность доводить свое мнение до монарха практически по любому вопросу; все изменения
в управлении краем производились лишь после получения предварительного отзыва генерал-губернатора;
сам статус и функции генерал-губернаторской должности были гораздо более вариативными
в зависимости от местных условий и обстоятельств, необходимость учета которых в
управлении государством и составляла основной смысл института генерал-губернаторов.
Все это позволяло им быть более строптивыми в отношениях с центральными ведомствами,
вступать с ними в пререкания и т.д. Главная проблема и состояла в том, что созданная
в начале XIX в. министерская вертикаль власти (каждое ведомство имело свой управленческий
аппарат в губернии: представителем МВД выступал губернатор, одновременно выполнявший
и более широкие функции представителя императора и общего надзора за местными ведомственными
властями) входила в противоречие с существованием главных местных начальников в
лице генерал-губернаторов, которым подчинялись “по горизонтали” все органы управления
на их территории. С одной стороны, генерал-губернатор порою шумно конфликтовал с
министрами, с другой – ему явно или скрыто противостояли и губернаторы, поскольку
главный местный начальник пытался подменить собою и тех и других. Ведь при сохранении
приоритета за военно-политическими функциями управления большой удельный вес в повседневных
заботах многих генерал-губернаторов приобретали административно-хозяйственные дела.
Но вокруг генерал-губернатора не было целой системы местных властей, окружавших
начальника губернии. В административной деятельности главный местный начальник опирался
только на личную канцелярию и чиновников особых поручений. В той или иной степени
ему подчинялись и расположенные в крае войска. Самостоятельно генерал-губернатор
мог объявить губернатору лишь замечание, все остальные взыскания налагались с санкции
императора. Координация действий между генерал-губернаторами, министрами и губернаторами
удавалась с большим трудом. Частичный выход из этих противоречий нашли за счет компромисса
путем вытеснения института генерал-губернаторов на окраины Российского государства.
Политическая роскошь
или вынужденная необходимость?
“Серединная полоса России осталась вне серьезного влияния генерал-губернаторской
должности”, – констатировал в 1866 г. видный русский историк и государствовед, профессор
Санкт-Петербургского университета Александр Градовский. Усматривая основной смысл
этого института в чрезвычайной политической власти, он считал его полезным
лишь в качестве переходной меры там, где, как например на восточных и юго-восточных
окраинах, российское государство было “расположено... военным станом”. Государственное
же единство в целом, по его мнению, достигается “вовсе не тем, что во главе областей
ставятся лица облеченные чрезмерною властью”. Оно “зависит от совокупного действия
системы однообразных установлений”, а “дело объединения государства кончено” лишь
тогда, “когда все граждане поставлены под охрану общих законов, когда на этих
законах основываются общие для всех права”. И ведущая тенденция в практике государственного
строительства в общем соответствовала выводам ученого.
Если в начале XIX в. в Российской империи насчитывалось три генерал-губернаторства,
а к середине их стало 10 (плюс 2 наместничества), то со второй половины века в административной
практике прослеживается уже курс на сокращение их числа. “При настоящем нашем государственном
устройстве, – говорилось в справке МВД ”О времени учреждения и упразднения генерал-губернаторов"
(1895 г.), – сохранение генерал-губернаторского управления представляется уместным
в таких отдаленных от центрального правительства областях, где существуют еще племена,
которые не перешли первоначальных культурных форм, где есть народности, занимающиеся
разбоем, которые нужно удерживать в повиновении силою, где плохие пути сообщения,
границы не определены и плохо защищены".
Если еще в середине XIX в., вскоре после окончания Крымской войны наместник Кавказа
князь Александр Барятинский намеренно оттягивал проведение телеграфной линии в Тифлис
для того, чтобы сохранить большую независимость от Петербурга, то с распространением
телеграфа в пореформенной России генерал-губернаторская власть становилась уже,
по замечанию одного современника, “политической роскошью”.
Курс на сокращение числа генерал-губернаторств не был, однако, прямолинейным.
Попытки их воссоздания на основной территории государства в Европейской части России
предпринимались в периоды, когда ожидались (накануне освобождения крестьян) или
действительно возникали угрозы чрезвычайных политических ситуаций (на рубеже 1870
– 1880-х гг. или в 1905 г.) либо в связи с подготовкой конституционных реформ, призванных
изменить конфигурацию политического “тела” империи на федеративной основе (в конце
царствования Александра I или уже в начале XX в.). Все эти попытки или вовсе остались
на стадии проектов, или же носили сравнительно кратковременный характер.
Наиболее масштабный “рецидив” генерал-губернаторского управления спровоцировало
покушение на Александра II в апреле 1879 г., когда в Петербург, Харьков и Одессу
были назначены временные генерал-губернаторы с подчинением им начальников близлежащих
губерний. Но “не вполне, а на том лишь основании, как подчиняются главнокомандующему
армией губернии и области, объявленные на военном положении”. Посредниками между
центральными и местными органами министерского управления (губернаторами и другими
губернскими учреждениями) временные генерал-губернаторы не стали, скоро и полномочия
их урезали, а на протяжении 80-х годов они вообще были упразднены. Главную ставку
власть делала все же на губернаторов, назначаемых главой государства и лучше вписывавшихся
в систему министерского управления и российского законодательства в целом. Генерал-губернаторства,
сохранившиеся к 1917 г., находились в основном на периферии империи, значительная
часть которой ныне вообще оказалась за пределами Российской Федерации.
Проекты по автоматизации – разработано в центре,
внедрено в регионе
Региональные предприятия, обращаясь в столичные фирмы за услугами по автоматизации,
рассчитывают получить качественный программный продукт, квалифицированный сервис
и долгосрочные гарантии. Причем сегодня к данной работе все больше подключают и
местные внедренческие фирмы. Это позволяет существенно снизить затраты и увеличить
скорость решения технических проблем заказчика при сохранении гарантии качества
выполняемых работ, которые обеспечивает генеральный подрядчик. Кроме того, местные
специалисты обладают наработками по внедрению подобных программ на предприятиях
региона. Поэтому генподрядчику нет смысла разрабатывать весь продукт самостоятельно.
Партнерская схема внедрения подразумевает поэтапное выполнение проекта. Вся работа
делится на две части: подготовительную и внедрения. На подготовительных этапах
генподрядчик формулирует цели и задачи проекта, определяется стратегия и тактика
проведения работ. Чтобы сократить количество выездов на места, заказчик предоставляет
описание своего бизнеса и пожелания, что именно он хочет автоматизировать. С учетом
данной информации генподрядчик дорабатывает стандартные анкеты. Далее готовится
предварительный вариант плана и бюджета работ. Он приобретает окончательные параметры
на месте, после детального анализа существующих проблем. Там же вырабатываются рекомендации
по оптимизации бизнес-процессов, подлежащих автоматизации.
Этапы внедрения – разработку технического проекта, тестирование, обучение
пользователей, составление должностных инструкций, поставку всего программного и
аппаратного обеспечения – практически полностью выполняет местная фирма под руководством
специалистов генподрядчика. Сдача каждого этапа происходит совместно, но ответственность
при этом берет на себя последний.
Региональные заказчики видят преимущества такой схемы работ в том, что проект
выполняется на высоком профессиональном уровне и полностью удовлетворяет их запросам.
Поэтому число заказов по автоматизации, поступающих из регионов в столичные фирмы,
в настоящее время растет.
АЛЕКСЕЙ ФЕДОСЕЕВ
директор по информационным проектам консультационно-внедренческой
фирмы “ИНТАЛЕВ”
|
|