Номер 1/00 ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Экономическая политика:
стратегия и тактика


Основные ориентиры развития экономики и управления в Белоруссии в начале ХХI в.

МИХАИЛ МЯСНИКОВИЧ
доктор экономических наук, глава Администрации Президента Республики Беларусь


• Стратегический выбор Белоруссии – устойчивое социально-экономическое развитие с учетом национальной специфики
и опыта других стран
• Государство должно активно действовать в сфере экономики,
не допуская обвальной приватизации и обеспечивая экономический рост
• Необходимо повышать уровень теоретической и практической подготовки управленческих кадров
• Современный управленец должен обладать качествами, отвечающими требованиям ХХI в.

ХХI столетие потребует разработки принципиально новой парадигмы движения вперед, переосмысления накопленных знаний. Без этого невозможно дать ответ на главный вопрос: “Какой тип государства, общества и экономики мы стремимся утвердить в Беларуси?” Ответив на него, мы ответим и на вопрос, в каком именно руководителе нуждается наше общество в ХХI в.


Роль руководителя в обеспечении сочетания общечеловеческих
и специфических принципов социально-экономического прогресса


Главный вектор общественного развития должен находиться в русле глобальных тенденций цивилизации. Но при этом нами учитываются специфика исторического пути, своеобразие культуры и духовного склада белорусского народа. Жизнь научила нас пониманию того, что облик мира не может складываться в виде какой-либо одной универсальной схемы для всех стран и народов. В первую очередь – это растущее многообразие социально-экономических и социально-культурных моделей, которым присущ и общецивилизованный характер. Опыт истории убедительно свидетельствует, что Беларусь может успешно развиваться продвигаясь только по собственному пути, внося тем самым достойный вклад в цивилизационное разнообразие современного мира и занимая в нем свое место.

Государственные структуры целенаправленно и последовательно ведут в теоретическом и практическом направлении поиск адекватных форм и методов управления народнохозяйственным комплексом страны. Разработана национальная концепция устойчивого развития, в которой впервые обозначены основные ориентиры поступательного прогресса. Беларусь сделала свой выбор в пользу концепции устойчивого развития. Мы реально движемся к общим идеалам прав человека, демократии и свободной экономики. Они отвечают целям, к которым и ранее стремились многие народы. Это не отказ от прежних идеалов, а их современное развитие.

Магистральный путь движения к указанным целям – формирование в Беларуси развитого гражданского общества. Это очень емкое понятие, состоящее из многих слагаемых. Но смысл здесь вполне определенный: это будет белорусское гражданское общество – с национальной спецификой и в разумных пределах аккумулирующее опыт других стран. Не западное и не восточное, а именно белорусское.

Концепция устойчивого развития страны, безусловно, учитывает основные тенденции современного мира, заключающиеся в переходе к постиндустриальной, информационной ступени, становлении нового технологического уклада, дальнейшем углублении общественного разделения труда и глобализации хозяйственной жизни.

В контексте обозначенных тенденций определены основные задачи правительства, парламента, исполнительных и распорядительных органов республики, руководителей всех уровней, а именно:

• обеспечение и развитие в Беларуси социально ориентированной рыночной экономики;

• постепенный переход к постиндустриальному обществу на основе новых технологических укладов и формирование всесторонне развитого человека;

• создание эффективного правового государства, обеспечивающего активную поддержку крупномасштабных мер по достижению указанных ориентиров.

Белорусская модель развития отражает историю страны, традиции народа, его национальный характер с обостренным чувством солидарности, коллективизма и взаимопомощи. Поэтому, двигаясь поступательно к избранной модели, мы должны так организовать свою экономическую систему, государственные и общественные институты, чтобы свести к минимуму, а лучше вообще исключить такие явления рыночной экономики, как эгоцентризм, безработицу, резкую имущественную дифференциацию населения.

Цель намеченного курса – достижение достойного качества жизни народа Беларуси.

Для этого важное значение имеет формирование социально ориентированной рыночной экономики. Экономика может быть социально ориентированной в том случае, если и само государство является социальным. Иначе говоря, если государство силой своей власти поворачивает экономику в сторону решения обозначенных социальных проблем. Данные важнейшие вопросы особенностей многоукладной национальной экономики Беларуси, путей реализации в условиях нашей страны социально ориентированной политики государства и сегодня еще требуют своего дальнейшего исследования и осмысления.


Основные направления
модернизации экономики


Беларусь находится на начальном этапе перехода к постиндустриальному обществу и трансформации хозяйства страны в социально ориентированную рыночную экономику. Очень важно было на этом историческом повороте не совершить серьезных просчетов, как это случилось в ряде других стран. Пока нам удавалось выдерживать темпы экономических преобразований в оптимальном режиме.

Мы не допустили ухода государства из сферы экономики и считаем, что жизнь подтверждает правильность такой стратегии. Государство, особенно в переходных условиях, должно регулировать экономическую деятельность исходя из интересов общества, бизнеса и отдельного потребителя. Мне хорошо понятно утверждение президента Всемирного банка господина Дж. Вульфенсона, что минималистское государство “не причиняет вреда, но не может принести и много пользы”.

Республика не пошла по пути обвальной приватизации. Мы предпочитаем подходить к приватизации не с идеологической и политической точек зрения, а с позиции эффективности производства, роста экономики. Это, конечно, не означает, что реформирование было заморожено или приостановлено. За 7 мес. 1999 г. продукция негосударственных предприятий в общем объеме промышленного производства составила 41%, в объеме строительных и ремонтно-строительных работ – 62,8%, в объеме розничного товарооборота – 74%. Иначе говоря, мы поспешаем медленно, но уверенно.

Взвешенность в преобразованиях дает положительные результаты. Начиная с 1996 г. в Беларуси отмечается устойчивый экономический рост. Несмотря на негативное влияние внешних условий на экономическое развитие республики, сложные погодные факторы, сильно повлиявшие на сельскохозяйственное производство, республика смогла добиться положительных результатов и в 1999 г. Так, ВВП республики за январь – июль 1999 г. по отношению к аналогичному периоду 1998 г. составил 101%, продукция промышленности – 106,5, производство потребительских товаров – 106%.

Ввод в эксплуатацию жилых домов увеличен на 0,8%, в том числе в сельской местности – на 31,8%. Произошли положительные сдвиги и в финансовой сфере – уменьшилось число убыточных предприятий, повысился уровень рентабельности производства.

Президентом поставлена стратегическая задача по выходу республики в 2001 г. по важнейшим макроэкономическим показателям на уровень 1990 г. и эти цели будут достигнуты. Отдельные регионы и отрасли экономики уже вышли на эти показатели.

В настоящее время доля Беларуси среди бывших советских республик составляет: в производстве минеральных удобрений – 25%, химической продукции – 35, тракторов – 62, телевизоров и холодильников – 39, мяса – 14, масла – 16%.

Успешно развивается ряд инвестиционных проектов. Речь идет о производстве с зарубежными компаниями грузовых и легковых автомобилей, медикаментов и медицинского оборудования, о развитии сферы услуг и многом другом. Количество совместных предприятий в Беларуси выросло с 644 в 1995 г. до 936 в 1998 г. Число функционирующих иностранных предприятий за этот же период увеличилось с 237 до 480.

Партнерами и учредителями белорусских предприятий выступают фирмы 65 стран. Западноевропейский капитал хотя и медленно, но превращается в органическую составную часть нашей экономики. Мы надеемся на существенное увеличение зарубежных инвестиций в нашу экономику в ближайшее время. Для этого есть все предпосылки.

В последнем отчете ООН о человеческом развитии по такому важнейшему интегральному показателю, как индекс человеческого развития, Беларуси отведено 60-е место (в 1998 г. было 68-е).

В то же время придется приложить немало усилий для практической реализации имеющихся возможностей. Мировая экономика не стоит на месте, происходят существенные изменения, которые должна учитывать и наша экономика.

Глобализация рынка, интенсивное развитие международного научно-технического и производственно-инвестиционного сотрудничества, рост транснациональных корпораций, повышение роли международных специализированных организаций (ВТО и т.д.), информационная революция и другие изменения требуют от нас умения эффективно работать в новом конкурентном пространстве.

К сожалению, 1999 г. явился для экономики Беларуси серьезным испытанием на прочность. Негативно отразился на ней российский финансовый кризис. С конца 1998 г. экономика республики вынуждена была функционировать в условиях резко ухудшившейся конъюнктуры, высокой инфляции, финансовой разбалансированности. За январь - июль 1999 г. экспорт в Россию в долларовом исчислении снизился на 39,2%, несмотря на то, что фактические объемы поставок остались практически на уровне 1998 г.

Многие предприятия вынуждены были в последнее время переориентироваться на западный рынок. В результате наш экспорт за указанный период вне СНГ (а это прежде всего страны Запада) вырос на 35,9%. Однако этот рост не компенсировал падение валютной выручки в торговле с Россией.

Непростая ситуация складывается у нас не только во внешней торговле, но и в денежно-кредитной и ценовой политике.

Основными факторами роста цен по-прежнему остаются увеличение издержек производства и падающий курс белорусского рубля. Не удалось пока понизить уровень инфляционных ожиданий как со стороны предприятий, так и со стороны населения. Функцию сбережения и накопления выполняет в основном пока американский доллар, а не белорусский рубль.

В предыдущие годы денежно-кредитная политика государства была направлена на оживление и рост производства. Сейчас пришло время усилить акцент на снижении инфляции. Начало этому положено. Эмиссионные вливания Национального банка в экономику уже в 1999 г. значительно сократились, и такая тенденция будет выдерживаться и в дальнейшем.

Увеличение доходов населения остается нашей главной заботой. Есть уверенность, что запланированный рост реальных доходов на 1-2% будет выполнен. Советом Министров предусмотрен комплекс мер адресного характера по социальной защите наименее обеспеченных граждан.

В наших условиях развитие экономики и рост благосостояния людей зависит прежде всего от трудовой и исполнительской дисциплины в общественном производстве. Ни для кого не секрет ее недостаточный уровень, как и то, что нам в наследство достались некоторые негативные явления. Устранить названные недостатки призван принятый декрет президента страны “О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины”. Декрет, с одной стороны, исключает произвол и злоупотребление властью со стороны руководителей (нанимателей), а с другой – дает им действенные рычаги для наведения дисциплины и порядка на предприятии. Мы повсеместно переходим на контрактную систему, четко фиксирующую обязательства сторон, и это соответствует современному пониманию прав и свобод человека.

Большинство стран мира ориентируются на науку и технологии как главный фактор экономического роста. Национальная экономическая стратегия Беларуси также предусматривает максимальное использование новых знаний. Такая стратегия положена в основу всех национальных долгосрочных программ. Наукоемкость ВВП к 2015 г. прогнозируется на уровне 2,7-3%. В 1998 г. она составила в Беларуси 0,82% (для сравнения: в России – 0,54%).


Совершенствование управленческой деятельности


Управленческие кадры составляют золотой фонд нации, государства. От их профессионализма во многом зависит настоящее и будущее страны. В Беларуси к ним проявляются уважительное отношение, постоянная забота. С другой стороны, управленцы должны обеспечить выполнение главной задачи – создать надлежащий уровень благосостояния для всех граждан.

Переход общества к устойчивому и динамичному развитию предъявляет повышенные требования к кадрам государственного управления. Приоритетными направлениями кадровой политики в настоящее время в республике являются:

формирование единой системы работы с руководящими кадрами всех уровней управления и сфер деятельности;

обеспечение потребностей органов управления в кадрах профессионалов-управленцев, формирование резерва руководящих кадров;

повышение эффективности использования руководящих кадров, ответственности руководителей за решение стоящих проблем;

создание условий для профессионального роста управленческих кадров, обеспечение непрерывной переподготовки и повышения квалификации.

Общая численность руководителей всех сфер деятельности и уровней управления в нашей 10-миллионной республике в 1998 г. составила 376 тыс. человек. 60% руководителей имеют высшее образование, хотя в ряде отраслей экономики этот показатель значительно ниже. В лесном хозяйстве он составляет 35%, сельском – 42%.

Особым объектом кадровой политики являются руководители и специалисты органов государственного управления. В 1998 г. общая численность работников аппарата центральных и местных органов государственного управления (без работников поселковых и сельских Советов депутатов и таможен), министерств, госкомитетов и других организаций составила около 57 тыс. человек, в их числе 13 тыс. руководителей. Довольно высок образовательный уровень руководителей государственного аппарата: 86% из них имеют высшее образование.

За последние годы в республике благодаря совместным усилиям администрации президента, правительства, облисполкомов удалось в значительной мере обновить и омолодить наш кадровый корпус. В настоящее время удельный вес руководителей органов государственного управления в возрасте до 40 лет составляет 27%. И, как показывает практика, такая тенденция является оправданной, соответствует духу времени.

Ранее в силу высокой степени централизации процесса выработки и принятия организационно-управленческих решений от руководителей требовались не столько инициатива и самостоятельность, сколько элементарная исполнительность, умение выполнять спущенное сверху задание. Сейчас же при децентрализации руководства и управления существенно возрастают требования к уровню теоретической и практической подготовки управленческих кадров, которым приходится самостоятельно принимать и реализовывать решения в условиях быстро меняющейся ситуации на рынке.

На всех уровнях государственного управления необходимы не просто исполнители, а инициативные и творческие работники, опирающиеся на достижения науки управления, отечественный и зарубежный управленческий опыт. Более молодые руководители быстрее адаптируются к новым условиям хозяйствования и переменам.

Современные требования к управленческим кадрам заставили нас в корне перестроить систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров. Главное место в этой системе занимает Академия управления при Президенте Республики Беларусь, которая является ведущим научным, учебно-методическим и информационно-аналитическим центром. Академия осуществляет дополнительную переподготовку и повышение квалификации кадров различных отраслей народнохозяйственного комплекса республики, ведет подготовку специалистов (на базе среднего и высшего образования) в области экономики, управления и права.

За восемь лет существования в Академии управления прошли переподготовку по различным направлениям более 2300 человек. Около 30 тыс. человек (включая руководителей и специалистов местных органов управления) повысили квалификацию, в том числе в Институте высших управленческих кадров Академии управления.

Системно реализуя государственную кадровую политику, мы пришли к выводу о необходимости разработки целевой концепции последипломного образования. В числе важнейших направлений, на наш взгляд, в ней должны предусматриваться:

• создание организационных основ реализации государственной кадровой политики в области последипломного образования, обеспечение дальнейшего взаимодействия в этой области республиканских и местных органов государственного управления;

• осуществление целенаправленных мер по усилению мотивации в постоянном повышении профессионально-квалификационного уровня кадров, что должно найти отражение в соответствующих нормативных актах;

• организация изучения реального спроса на дополнительные образовательные услуги, разработка государственного регулирования рынка образовательных услуг в сфере последипломного образования;

• расширение масштабов международного сотрудничества в области переподготовки и повышения квалификации кадров.

Особое значение в профессиональной подготовке современных руководителей имеет овладение ими современными политическими, социальными и информационными технологиями, т.е. совокупностью форм, методов и средств, позволяющих своевременно получать и всесторонне анализировать необходимую информацию, принимать на этой основе эффективные решения, обеспечивать их реализацию. Сегодня здесь есть определенный дисбаланс между профессиональной, управленческо-экономической и правовой подготовкой.

Суммируя вышеизложенное, наши специалисты пришли к выводу, что для более эффективного решения всего комплекса назревших кадровых вопросов необходима разработка национальной концепции государственной кадровой политики. Ее реализация может найти отражение в общегосударственной программе “Кадры”.

Как показывает практика, не все руководящие кадры государственных органов республики в полной мере обладают необходимыми профессионально-деловыми и личностными качествами. Еще не изжиты случаи безответственного отношения к своим должностным обязанностям, низкой исполнительской дисциплины, бюрократизма, а иногда и злоупотреблений. По результатам выборочного опроса работников государственного аппарата, проведенного учеными Академии управления, на наличие консерватизма в работе органов государственного управления указало 28% опрошенных, бюрократизма – 30%.

При оценке эффективности деятельности того или иного руководителя, следует учитывать и анализировать следующие его качества:

• способность своевременно видеть проблемы и перспективы результатов своего труда, работать на опережение;

• умение реализовать намеченное, добиться существенных результатов;

• самообладание, высокую культуру и умение адекватно строить отношения с окружающими;

• самокритичность в оценке своей деятельности.

Не могу не затронуть проблему роста и формирования в нашем обществе новых политических лидеров. Ведь от них во многом зависит будущее государства. Трудный процесс реформирования государственной системы при сохранении политической стабильности, через который прошла страна, должен завершиться формированием политиков нового типа, способных закрепить достигнутое и обеспечить дальнейшее развитие белорусского общества.

При этом особая ответственность возлагается на людей, могущих вести за собой других, умеющих объективно и всесторонне анализировать динамику событий, болеющих не только за интересы представляемой ими социальной группы, а всего общества.

Выражая интересы конкретной группы людей, лидеры различных общественных объединений должны сознавать свою ответственность за сохранение национальных устоев и ценностей, которые из поколения в поколение передавались на белорусской земле. Это и стремление к стабильности, и широко известная белорусская толерантность, и справедливость, и многое другое, что позволило белорусам пройти через многотрудные витки истории и создать надежную основу для будущего развития государства и общества.


В основе статьи лежит доклад автора на международной научно-практической конференции “Руководитель на рубеже ХХI века” (22-23 сентября 1999 г., Минск, Белоруссия)

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz