Экономическая политика:
стратегия и тактика
Союз немецкой экономики в РФ подготовил
годовой отчет “Россия 2000 – шаги в правильном направлении”, составленный из
докладов комитетов и рабочих групп союза, в которых анализируются
экономическое и политическое положение в РФ в 2000
г., финансовая система страны, результаты и
условия работы в РФ немецких фирм и совместных
предприятий. При подготовке обзора доклада редакция журнала в
первую очередь обращала внимание на
содержащиеся в нем оценки экономических событий
и фактов, имевших место в России в 2000 г., новые
элементы, появившиеся в практике управления
экономическими процессами на различных уровнях
предпринимательской деятельности, итоги и
перспективы немецко-российского
торгово-экономического сотрудничества
Экономический рост – условие нового
качества немецко-российских связейЭкономика оправилась от шока
Каждый раз, говорится в докладе, когда Москва
после рискованного сальто от плана к рынку,
казалось, выходила из тяжелого положения,
следовали ощутимые удары, из которых самым
серьезным был крах финансового сектора после 17
августа 1998 г. Однако реальная экономика быстрее,
чем ожидалось, оправилась от шока, а промышленное
производство более полутора лет демонстрирует
рост 10%. Спада экономики, которого вследствие истощения
импортозамещающего сектора опасались еще год
назад, не отмечено. Напротив, внутренний рынок
бурлит и это касается прежде всего пищевой
отрасли, производства напитков, которые уже
давно стали тяговой силой российской легкой
промышленности. Внутренние расходы на
потребление в течение первого полугодия 2000 г.
увеличились на 9-10%, а инвестиции с января по
октябрь включительно – даже на 19%. ВВП вырос на 6-7%, тогда как в 1999 г. – на 3,2%.
Ощутимо улучшился настрой в деловых кругах.
Немецкая экономика, подчеркивается в отчете,
связывает большие ожидания с реформаторскими
усилиями правительства В. Путина, тем более что
новый глава Кремля придает немецко-российским
отношениям особое значение. Уже спустя два
месяца после его вступления в должность
президента приняты важные разделы второй части
Налогового кодекса РФ. Эти новации создают
предпосылки для улучшения инвестиционного
климата в России. Введение в 2001 г.
реформированного таможенного законодательства
станет еще одним добрым знаком, тем более что
этот шаг будет сопровождаться решительными
мерами по борьбе с коррупцией. Первый итог такого развития – закладка
краеугольных камней широкой экономической
реформы, которая еще год назад считалась делом
отдаленного будущего. В действительности,
двери
для новых реформ еще никогда не были распахнуты
так широко, как в условиях сегодняшней
оживленной конъюнктуры. Экономика наряду с уже названными факторами –
активизацией внутреннего рынка и замещением
импорта – выигрывает и за счет сохранения
высокой цены на нефть, которая в течение всего
лета колебалась в пределах 30 долл. за баррель, а
осенью достигала отметки 35 долл. Уже в первой
половине 2000 г. активное сальдо внешнеторгового
баланса России достигло 25 млрд долл., а за весь
год, по предварительным данным, составило около 60
млрд долл. Между тем оживление спроса и рост массы денег
привели к новому росту
инфляции. В то время
как в первом квартале 2000 г. ежемесячную
девальвацию удавалось сократить с 2,3% в январе до
1% в феврале и довести до 0,6% в марте, во втором
квартале она вновь ощутимо возросла, сначала на
0,9% в апреле, затем на 1,8% в мае, а в июле даже на 2,8%.
Этот эффект явился прежде всего результатом
действий ЦБР, который приобретал крупные суммы,
пополняя резервы иностранной валюты.
Соответственно возросла и внутренняя денежная
масса в рублях, которая была запущена в оборот, в
частности покупкой долларов. В третьем квартале
ЦБР начал тормозить покупку долларов, и месячный
темп инфляци снизился до 1-1,5%, а в целом за год она
составила примерно 20-22%. Позитивные сдвиги в регионах
Регионы России постоянно оказывались в центре
внимания российской политики. Введение семи
федеральных
округов
было воспринято в России по-разному. По
мнению одних, это решение направлено против
губернаторов, ставших очень влиятельными и
независимыми от федерального центра фигурами,
укрепит вертикаль власти и будет способствовать
реализации федеральных законов. Другие же
считают, что институт полномочных
представителей президента станет лишним уровнем
управления с еще большей бюрократизацией в
будущем. Объективной оценки
федерально-административных округов еще сделать
нельзя. Второй значимой мерой являются изменения в
межбюджетных
отношениях. В 2000 г. действовали прежние правила
распределения финансовых средств. Из 89 субъектов
РФ 76 получали дотации из федерального бюджета.
Плательщиками были такие экономически сильные
регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Татарстан,
Башкортостан и Красноярск. В 2001 г. правила
отношений бюджетов претерпели некоторые
изменения. Если раньше в регионах оставалось 70%
федеральных налогов, то сейчас только 50% (налог на
добавленную стоимость). В результате Москва
останется единственным субъектом РФ, у которого
выплаты в федеральный бюджет превысят сумму
финансовых дотаций из центра. Значение регионов России для немецкой
экономики продолжало возрастать. За последние
девять месяцев 2000 г. число созданных за пределами
Москвы немецких предприятий составляло 14% и было
значительно выше, чем в Москве, где они
составляют 5%. В ряде регионов этот процесс
поддерживается не в последнюю очередь
реформаторскими силами, которые делают ставку на
конкретную поддержку развития местного
потенциала и мобилизацию прямых зарубежных
инвестиций. Региональные правовые акты, особенно
в богатых сырьем регионах, предусматривают
создание гарантийных фондов в качестве стимула
инвестиций и мобилизации средств региональных
бюджетов для покупки инвестиционных товаров. Это
используется немецкой экономикой. Во многих регионах продолжало улучшаться
инвестиционное законодательство. В правовых
актах законодательно подтверждена защита
иностранных
инвесторов, которые были поставлены в равные
условия с отечественными предпринимателями. Так,
например, в Москве, Татарстане, Нижнем Новгороде
и Чувашии защита от конфискации, а также от
противоправных действий государственных
органов отражена в региональном
законодательстве. Использование доходов в
обследованных нами регионах также остается на
усмотрение инвестора. В этих регионах
гарантируется охрана имущества. Налоговые льготы прежде всего предоставлены
инвестициям в производство. Это проявляется, в
частности, в учреждении гарантийного фонда для
инвесторов в соответствующих бюджетах,
предоставлении кредитов из бюджетов,
целенаправленной поддержке мелких и средних
предприятий путем создания технопарков или
предпринимательских зон с арендной платой ниже
рыночного уровня, поддержке местных ТПП,
профессиональной подготовке предпринимателей,
организации и осуществления инвестиционных
проектов, целевого сбыта местной продукции в
других регионах России и за рубежом. Между
отдельными регионами даже появилась конкуренция
за право опекать отечественных и зарубежных
инвесторов. В экономически более сильных регионах местные
банки смогли укрепить свою базу
рефинансирования и благодаря этому стали играть
гораздо более активную роль в экономической
деятельности. Некоторые из этих учреждений
представлены в страховой компании “Гермес”,
принято положительное решение о первых
трансакциях. Московские банки также открыли для
себя регионы. После кризиса в 1998- 1999 гг.
столичные кредитные учреждения начали в
экономически интересных регионах вновь
открывать свои филиалы, предоставлять
предпринимателям кредиты. Однако для
самостоятельной кредитной политики банков ФРГ в
этих регионах еще нет необходимых условий. Правительство и земли Германии проявили
широкую активность в этом направлении. Союз
немецкой экономики совместно с
представительством немецкой экономики и
посольством Германии провели в Сибири ряд
региональных мероприятий, ставших выражением
стремления к расширению и консолидации
экономических отношений с Россией. Из предпринимательской практики
Для немецких предприятий, занимавшихся
торговыми операциями, появилась возможность
нормализовать свою деятельность, а в некоторых
отраслях, как, например, в строительстве, химии
или производстве бумаги даже добиться высоких
результатов. Тем не менее беспокойство вызывают
все возрастающие подделка и незаконное
использование торговых марок, нарастание
институционализированной коррупции при
взимании таможенных сборов, а также
недостаточная правовая стабильность на нижнем и
среднем уровнях в учреждениях и ведомствах. Производственным предприятиям с немецким
капиталом на местах часто устанавливают
завышенные тарифы на энергию, в результате чего
конкуренты получают значительные преимущества.
А в целом в соревновании за право стать местом
приложения инвестиций Россия по-прежнему
занимает одно из последних мест и не может
догнать Польшу и Чехию по прямым инвестициям И все же оптимизм вызывает тот факт, что
мелкие
и средние российские предприятия очень гибко
отреагировали на изменение основных условий
предпринимательской деятельности. Они ищут
свой шанс прежде всего на отечественных рынках.
Средний класс охотно идет на контакты с
немецкими партнерами. Благодаря этому возникают
прямые хозяйственные связи, формируется новый
тип предпринимателя. Новая экономика развивается в России, как и в
Западной Европе, со значительным отставанием от
США.
Опыт, однако, в основном однообразен: В2С
даже в развитых центрах России (особенно в Москве
и Петербурге) еще не стал делом, которое можно
вести с покрытием затрат. Преимущественно
институциональные инвесторы обеспечили
множество стартовых проектов капиталом максимум
на один-два года. Первые тенденции консолидации
на этом рынке (например, магазины электронной
торговли) уже намечаются. В В2В формируются как
раз первые горизонтальные и вертикальные связи.
Шансы огромны. Часто, однако, недостаточная
компьютеризация потенциальных партнеров в В2В
является серьезным недостатком в полном
использовании всех возможных преимуществ этой
революционной формы электронных коммерческих
связей (“скорость, экономия издержек,
прозрачность”). Поэтому сегодня едва ли можно
думать о сквозных цепочках В2В с более чем двумя
или тремя партнерами. Этот потенциал открывается
лишь немногим отраслям и предприятиям, имеющим в
целом плоские цепочки связей и возможность
осуществления необходимых инвестиций вдоль всей
цепочки логистики. Многие немецкие предприятия разработали
первые проекты В2В в России (например,
“ДаймлерКрайслер”, “Балчуг Кемпинский”,
“Бурда”, “Шварцкопф”, “Сименс”) с объемом
инвестиций более полумиллиона марок. Сравнение с
Западной Европой и США в относительных, и
особенно абсолютных цифрах, умеренный рост в
сфере В2В, а также В2С по-прежнему
делают Россию
интересным партнером в заказе
информационно-технологических услуг. В
отдаленной перспективе заметна и готовность к
созданию целых центров разработок. В 2000 г.
рынок лизинговых услуг
в России
развивался положительно. Первые иностранные
лизинговые компании, среди них “Автомобили
ДаймлерКрайслер Сервис лизинг”, “Дойче лизинг
Восток”, “Райфайзен лизинг”, уже начали свою
деятельность. Тенденция к оживлению рынка лизинга вновь
выявила необходимость радикальной реформы
законодательства в этой области. Основная
проблема в том, что возникающие в связи с
лизинговой операцией правовые отношения
регулируются различными, часто противоречащими
друг другу положениями и нормами. В адаптации
нуждаются прежде всего различные позиции
Гражданского кодекса и закона о лизинге. Новое в управлении персоналом
В ходе поступательного развития экономики
улучшается положение на
рынке труда. По
данным правительства РФ, уровень доходов в 2000 г.
вырос на 25%. Развитию позитивных тенденций в
положении с кадрами способствует расширение
деятельности зарубежных инвесторов в России, что
особенно в крупных городах ведет к заметному
увеличению числа российского персонала на
предприятиях с иностранным участием. Возрастает
число быстро развивающихся российских
предприятий, которые вновь стали принимать на
работу отечественных специалистов прежде всего
из иностранных фирм, ушедших с рынка после
кризиса 1998 г. Многие из этих сотрудников
вернулись на иностранные предприятия. По мнению
экспертов некоторых кадровых агентств, растущий
интерес российских наемных работников к
зарубежным предприятиям объясняется ростом
зарплат на этих предприятиях. Поиск персонала на российском рынке труда
по-прежнему непростое дело. С одной стороны, есть
много хорошо подготовленных специалистов, не
имеющих работы или недовольных своим окладом, а с
другой – сложно найти опытных профессионалов.
Для должностей среднего или более высокого
уровня мастерства требуются помимо специального
образования дополнительно два-три года опыта
успешной работы. Во многих случаях уже и на
российских предприятиях необходимы знания
иностранного языка, так как сотрудничество с
зарубежными партнерами расширяется. Проблема безработицы несколько смягчилась, тем
не менее по уровню занятости все еще существуют
большие различия между экономически более или
менее успешными крупными городами и провинцией.
Проблема скрытой безработицы сохраняется. Положение на российском рынке труда несколько
разрядилось. Люди чувствуют себя увереннее,
строят планы на будущее и уже не хотят браться за
работу, не связанную с имеющейся профессией.
Рынок профессионалов расширился главным образом
за счет работников, повышающих квалификацию на
предприятиях с иностранным участием. Хорошо
подготовленные специалисты на 99% имеют
постоянную работу и получают хорошие оклады.
Уволенные после кризиса 1998 г. работники
банковского сектора нашли более или менее
достойную работу в существующих сегодня
примерно 1 300 банках и вновь возникших
инвестиционных учреждениях и в настоящее время
уже не оказывают давления на рынок труда. К
профессиям, которые сегодня больше всего
требуются, относятся юристы и налоговые
консультанты, доходы которых очень сильно
возросли. Существует большое предложение
менеджеров по маркетингу и рекламе,
специалистов-управленцев и вспомогательного
персонала. Потребность в
специалистах-информатиках, однако, не
удовлетворена, поскольку их готовят не в вузах, а
прежде всего на иностранных фирмах. После кризиса 1998 г. на предприятиях с участием
немецкого капитала многие иностранные
сотрудники заменены местными специалистами. Это
произошло вследствие острой конкуренции в
оплате, потребовавшей сокращения себестоимости.
Кроме того, на рынке труда оказалось много
высококвалифицированных отечественных
специалистов, владеющих иностранными языками.
Теперь на первый план выступает проблема
межкультурного
недопонимания, проявляющаяся в различном
восприятии немцами и русскими стиля руководства
и подчинения, организационной культуры,
обслуживания клиентов. Постоянный рост
межкультурных знаний и навыков в коллективе
является в настоящее время основной задачей
немецкого менеджмента в России. Оздоровление несомненно, но не окончательно
При поверхностном взгляде может сложиться
впечатление, что экономика России неожиданно
стала чрезвычайно мощной. И хотя положительные
тенденции оздоровления, несомненно, значительны,
наивно полагать, что кризис уже миновал.
Фундаментальные
ошибки все еще ждут своего исправления и прежде
всего во все еще не реформированном банковском
секторе.
Серьезной болезнью, в частности, является
высокая
долларизация российской экономики, которая
достигает 70% и которую следует рассматривать
по-прежнему как основную причину оттока капитала
за рубеж. Для России, получающей доход от продажи
нефти на мировом рынке, нефтяное благо весьма
обманчиво. Неожиданное падение цен, как это
произошло в апреле 2000 г., когда стоимость барреля
нефти упала до 20 долл., при длительном сохранении
низкого уровня может отбросить страну к новому
кризису ликвидности. Не помогут и накопленные ЦБ
резервы в объеме 25-30 млрд долл., которые в
абсолютных цифрах все еще очень низки по
сравнению с другими странами. Развитие немецко-российского товарооборота
сдерживается
административными барьерами.
Ограничительная таможенная политика РФ,
множество нетарифных препятствий в торговле
осложняют поставки. Причем в первую очередь это
относится к введенному в 1999 г. и действующему до
сих пор жесткому и малопонятному
валютному
законодательству
и системе
сертификации
товаров. С лета 2000 г. для российского экспорта с немецкой
стороны вновь стали обсуждаться
страховые
гарантии “Гермеса”. Этому способствовало и
то, что в рейтинге стран ОЭСР Россия переведена с
низшей 7-ой ступени (наибольший риск) на 6-ю,
благодаря чему затраты на страхование стали
сокращаться. Как бы ни развивались условия торговли в
ближайшем будущем, а также несмотря на еще
существующую структурную слабость большой части
российской производственной сферы, в
предстоящие годы
немецкие оференты, особенно
в сделках по поставкам товаров потребления,
могут попасть под конкурентное давление прежде
всего малых и средних российских предприятий,
которым удалось совершить скачок к хорошему
менеджменту и качеству и которые предлагают
товар, соответствующий западным стандартам, но
по значительно низким ценам. Поэтому и в 2000 г. продолжалось развитие,
согласно которому только непосредственно на
местах производящие немецкие предприятия будут
занимать стабильные позиции на средне- и
долгосрочную перспективу, поскольку лишь они в
состоянии производить свою продукцию с
российскими расходами и продавать ее по
российским ценам.
Однако прямые инвестиции в
Россию в абсолютном выражении не только
по-прежнему невелики, но в последние два года
сокращаются.
И все же Германия со своими
совокупными инвестициями 6,566 млрд долл. и прямыми
инвестициями 1,093 млрд долл. на конец июня 2000 г.
занимали в России второе место после США.
Немецкая экономика проявляет готовность к
расширению инвестиционной активности в России. Подъем немецко-российской торговли
Вследствие роста внутреннего спроса вновь
переживает подъем и немецко-российская торговля,
которая в 1997-1998 гг. упала с 33,6 млрд до 29,6 млрд
немецких марок, а в 1999 г. достигла низшей отметки
26,2 млрд марок, причем немецкий экспорт составил
лишь 9,9 млрд марок. Однако в 2000 г., по
предварительным оценкам, немецкий экспорт в
Россию вырос примерно на 2 млрд и достиг 11,9 млрд
марок, в то время как импорт из России увеличился
на 5,7 млрд и составил 22 млрд марок, а годовой
оборот предположительно составит около 34 млрд
марок. Этот рост объясняется, с одной стороны, более
высокими ценами на энергоносители, а с другой – в
нем отразился ощутимый сдвиг пропорций
обменного курса между евро и американской
валютой в пользу последней. Так, расширение
объема закупок сырой нефти, составившее почти 43%
российских поставок, оставалось в границах 7%, в
то время как выручка выросла на 160%. Структура
российского экспорта в Германию, где четко
доминирует сырье, еще резче выделяется с учетом
сводных позиций из природного газа и
горюче-смазочных материалов. В первой половине
2000 г. российский экспорт превышал импорт почти на
7%, хотя немецкие поставки вновь начали
увеличиваться и достигли 5,4 млрд марок, что
означало рост почти на 35%. Он происходил за счет
синтетических материалов, ткани, бумаги и
картона, а также красок и лаков. И напротив,
поставщики изделий из железа и стали понесли
небольшие потери. Картина готовых изделий почти
ничем не омрачалась. Эта категория товаров,
составляющая почти 3/4 общего объема немецкого
экспорта в Россию и являющаяся наиболее
значимой, за немногими исключениями
характеризовалась основательным оздоровлением.
Хотя докризисный уровень не восстановлен, по
доминирующим экспортным товарам, например
автомобилям (+94%), изделиям электротехники (+52%) и
оргтехнике (+74%), прирост оказался выше средних
показателей. Сырая нефть и природный газ
соединяют в себе около 3/4 общего объема поставок. Благодаря изменению таможенных правил
(введение “зеленого коридора” – таможенного
оформления для официальных импортеров) удалось
значительно увеличить сбыт легковых
автомобилей, положительно развивались операции
с запасными частями и сервисом. На торговлю основными производственными
фондами товаров негативно влияет так называемое
положение о 90 днях, в течение которых после
предоплаты должна быть произведена поставка
из-за рубежа. Лишь в краткосрочных сделках,
например с продуктами питания или запасными
частями, это не создает проблем. По промышленному
оборудованию только проектирование занимает от 3
до 12 мес. Это ведет к тому, что клиентам
приходится регулярно запрашивать лицензию у
банка России. Это длится, как правило, 6 мес. и
представляет собой существенное препятствие.
При поставке инвестиционных товаров в Россию
обещанное освобождение от таможенной импортной
пошлины и налога на добавленную стоимость
российское правительство не продлевало, что
означает дополнительное удорожание инвестиций
на 30%. Таможенная политика
России также мало
изменилась. Это относительное спокойствие тесно
связано с разработкой нового Таможенного
кодекса. С его помощью российское правительство
намерено сделать важный шаг в направлении
Всемирной торговой организации. В рамках разделения России на семь федеральных
округов ГТК РФ также объявил о своей
территориальной
реструктуризации. Планируется при каждом
полпреде президента разместить окружное
таможенное управление. Параллельно идет
концентрация таможен и таможенных постов. Только
в Москве из более чем 600 таможенных складов и
складов временного хранения более половины уже
закрыты. Выражением нового качества немецко-российских
экономических связей является формирование
рабочей группы высокого уровня “Стратегические
вопросы немецко-российского сотрудничества в
экономической и финансовой сфере”, о создании
которой договорились федеральный канцлер Г.
Шредер и президент В. Путин во время
межправительственных консультаций 15-16 июня 2000 г.
в Берлине и которая 26 июля того же года собралась
на свое учредительное заседание. Усилия этой компактной группы
высокопоставленных лиц позволят реализовать
первоочередные проекты и тем самым дать импульс
дальнейшему развитию немецко-российского
сотрудничества, подчеркивается в годовом отчете
Союза немецкой экономики в РФ. |