Номер 3/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Экономическая политика: стратегия и тактика


В начале апреля 1997 г. в Москве состоялась международная научно-практическая конференция “Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики”, организованная аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Институтом экономики РАН. Приняли участие около 600 человек. Открыл ее Председатель Совета Федерации Е.Строев. Среди выступавших были руководители ведомств, главы администраций регионов России, депутаты, российские и зарубежные
(из СНГ, стран ЕС, Китая) ученые.
На конференции работали шесть секций:
1. Разработка и реализация стратегии социально-экономического развития - приоритетная задача государства.
2. Государство в регулировании развития макроэкономики, институциональной и организационно-управленческой структуры.
3. Совершенствование бюджетно-налогового и денежно-кредитного регулирования рыночной экономики.
4. Роль государства в становлении предпринимательской среды, развитии малого и среднего предпринимательства.
5. Регулирование социальных вопросов: государственная социальная политика, политика занятости и доходов.
6. Государственное регулирование АПК.
Редакция имеет в виду опубликовать (после подготовки стенограммы) обзор конструктивных идей, предложений и рекомендаций, выдвинутых на конференции.
В этом номере публикуется выступление Председателя Совета Федерации Егора Строева.

Главные направления корректировки курса реформ в России

ЕГОР СТРОЕВ
Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации


Прошло более пяти лет, как мы шагнули в океан неосвоенных отношений. Многое изменилось за это время, изменились мы сами, на многие вопросы стали смотреть по-иному. В экономике страны, сознании людей произошли серьезные качественные сдвиги. Рыночный уклад, рыночные отношения стали объективной реальностью. С этим согласны сегодня почти все.

Но судьей, как и прежде, все равно остается время. Оно показало как реально назревшую необходимость реформ, так и поспешность, необузданность в их реализации. Экономика продолжает падать, жизненный уровень людей снижается.

Перед страной и властью встал вопрос как покончить с затянувшимся кризисом и добиться начала подъема. Как объединить интеллектуальные усилия всех, кто чувствует свою ответственность за настоящее и будущее России. Полагаю, сегодня есть шанс - может быть, последний - выйти именно на этот путь.

Во главе субъектов Федерации народным доверием выдвинуты люди, которые в подавляющем большинстве движимы сознанием ответственности не только перед своим краем, но и перед всей Россией.

На мой взгляд, и массовые акции трудящихся 27 марта подтверждают наличие огромного конструктивного потенциала в нашем обществе. Мы увидели в этот день не бессловесную покорность и не бунт «бессмысленный и беспощадный», а организованную и твердо заявленную волю нашего народа. Она критична по отношению к власти. Но в ней еще жива надежда на серьезную поддержку, если власть найдет в себе силы услышать и правильно понять голос народа.

Мы не можем оставить этот призыв без ответа. Самый адекватный ответ - упорядоченное и умное, осторожное и гибкое, но вместе с тем настойчивое и целенаправленное регулирование государством экономических и социальных процессов в интересах большинства населения. Государство уже не может оставаться сторонним наблюдателем. Лимит доверия исчерпан.

Чтобы поправить положение, нужно смело опереться на большую и разностороннюю отечественную науку. Совет Федерации последовательно ориентируется на привлечение к своей работе российских ученых, прежде всего экономистов, юристов, социологов. Сегодняшняя конференция - новое свидетельство укрепления связи науки и законодательной власти.

Вопросами экономической стратегии Совет Федерации занимается с первого дня своего существования. Неоднократно мы направляли правительству предложения и рекомендации по корректировке экономической политики, принимавшиеся самим Советом Федерации, субъектами Федерации, региональными ассоциациями экономического взаимодействия. В своей совокупности эти рекомендации имеют характер комплексной системы мер, призванных обеспечить выход из экономической депрессии и переход к устойчивому развитию.

К сожалению, сегодня можно признать, что власть в России опять осталась без действенной теории, а действенная теория в России вновь оказалась вдалеке от власти.

Мы столкнулись с таким очень грозным явлением, когда макроэкономика вошла в открытое противоречие с микроэкономикой, затронула регионы, системы власти, федеративного устройства, заложив детонатор на завтра.

Из поля зрения ушел главный вопрос - цены труда. Он оказался вне поля рынка. У человека, на самом деле, в рынке есть два варианта — либо продавать свои возможности, таланты и способности, либо организовывать производство товаров и услуг, покупая и используя систему ресурсов, включая трудовые. У нас, к сожалению, покупают только фиктивный капитал, причем государственный фиктивный капитал. И здесь мы опять возвращаемся к вопросу о том, что представляет из себя государство в условиях так называемого либерализма.

Власть окутана туманом затянувшейся междоусобной борьбы, разлагающей коррупции и усиливающимися кланами финансовых олигархий, которые сводят на нет решение даже самых простых, лежащих на поверхности проблем.

Следует остановиться на главных вопросах корректировки курса реформ.

Это, во-первых, социальная переориентация всей экономической политики. Любые действия, предпринимаемые в целях (или под предлогом) повышения экономической эффективности, должны соответствовать критерию повышения уровня и качества жизни населения. Именно поэтому мы неоднократно ставили вопрос о чрезвычайных мерах по выплате пенсий, социальных пособий и заработной платы работникам бюджетной сферы. Пора покончить с практикой принудительных беспроцентных займов у населения в форме задержек в выплате зарплаты, создать соответствующие механизмы защиты доходов от обесценения.

Под этим углом зрения вызывает ряд вопросов предлагаемая концепция жилищно-коммунальной реформы. Правительство стремится сократить расходную часть бюджета за счет уменьшения дотаций на жилищно-коммунальные услуги. И это в принципе правильно. Но эти шаги пока не подкреплены необходимым повышением заработной платы. Они не просчитаны с позиций их влияния на ожидаемый уровень жизни и социальные последствия - уже сегодня люди просто отказываются платить. Не решив вопроса зарплаты, думать о победе нельзя.

Второе важнейшее направление корректировки курса реформ видится в создании условий для стимулирования хозяйственной активности и более полного использования экономического потенциала субъектов Российской Федерации. Налоговая, бюджетная, денежно-кредитная политики должны строиться исходя из возможностей и потребностей каждого региона, с прицелом на его максимальную заинтересованность в мобилизации собственных ресурсов.

Сегодня мы имеем ситуацию, когда объем взаимных обязательств Центра и регионов определяется множеством факторов, но только не соображениями экономической эффективности.

Необходимо переориентировать денежно-кредитную политику на обслуживание производственной сферы. Иначе процесс высасывания денежных ресурсов из регионов в столичные финансовые пирамиды стимулирует на местах дальнейшее замещение рублей денежными суррогатами. Это может закончиться распадом экономического пространства России.

Если не уйти от конфискационной по существу налоговой системы, не закрепить за регионами фиксированных и реальных источников налогового самофинансирования, “бюджетный федерализм” и далее будет сводиться к торгу вокруг расходов государственного бюджета.

Совет Федерации выдвигал предложения по упрощению налоговой системы. Речь шла о снижении бремени налогообложения хозяйственной деятельности, об усилении стимулирующей роли налогов. Одновременно есть возможность увеличить доходы бюджета из неналоговых источников: природной ренты, управления госимуществом, наведения порядка в учете потребляемой подакцизной продукции, прежде всего алкогольных напитков. Но большая часть этих предложений игнорируется. Не выполняются даже принятые в этом направлении законы. (Вместо монополии на водку подняли еще раз цену до 40 тыс., дав простор жуликам.)

Время, наконец, определиться, какой должна быть налогово-бюджетная система, и принять соответствующие Налоговый и Бюджетный кодексы.

В-третьих, нужно навести порядок в денежном хозяйстве страны. Речь идет прежде всего о восстановлении нормального кругооборота денег, обеспечивающего расширенное воспроизводство общественного богатства.

Думаю, что сегодня говорить о макроэкономической стабилизации преждевременно. Объем просроченной задолженности предприятий вдвое превосходит объем денежной массы. Многие регионы страны вынуждены обходиться без денег и финансовых ресурсов.

Ради борьбы с инфляцией мы отказались от кредитов Центрального банка на финансирование кассовых разрывов в исполнении бюджета. Центробанку предоставили полную самостоятельность. Что мы получили взамен? Мы получили вексельные кредиты коммерческих банков на финансирование бюджетных расходов и пирамиду государственных казначейских обязательств (ГКО), сделавшую государство банкротом. Получилась та же эмиссия, только в пользу частных лиц. В результате около четверти бюджетных расходов уходит на обслуживание государственного долга, а до половины выделяемых бюджетных ассигнований оседает у посредников.

Так, до населения Севера не дошло и половины той помощи, которую оказывала Федерация в прошлом году. Система управления бюджетными расходами устроена так, что посредники присваивают до половины бюджетных ассигнований на Северный завоз, проведение посевной и уборочной кампаний, трансферты субъектам Федерации.

Наверное, простых рецептов решения этих проблем нет. Понятно одно: преодоление дезинтеграции экономики и предотвращение дальнейшего бегства капитала из производственной сферы требует активных и адекватных усилий государства. Нужны экономические и организационные инструменты, направляющие денежные потоки в подъем производственных инвестиций.

Рядом ученых и специалистов предлагаются конкретные механизмы решения этой задачи посредством институтов развития и системы инвестиционных счетов, соответствующего регулирования рынка ценных бумаг, активного использования государственных гарантий. Тогда можно думать о неинфляционных возможностях восстановления нормальной денежной массы и преодоления кризиса неплатежей. В этом случае направленная денежная эмиссия выполнит основную функцию кредитования экономического роста, а не средства перераспределения богатства, как сейчас.

Существенные резервы могут быть высвобождены мерами по усилению валютного контроля и дедолларизации экономики. Пока же количество иностранной валюты во внутреннем обращении растет и уже превышает объем наличной рублевой массы. Наша экономика все больше работает на накопление богатства за границей, а внутри страны не находится инвестиций даже для поддержания простого воспроизводства.

Давайте еще раз продумаем способы решения этой проблемы, обсудим имеющиеся многочисленные предложения наших ученых.

Четвертое важнейшее направление корректировки экономического курса — наведение порядка в управлении государственным имуществом. Ваучерная приватизация сменилась денежной. Но реализуется она по индивидуальным схемам передачи наиболее ценных объектов госсобственности “по заказам” наиболее влиятельных людей и финансовых группировок. Примеров тому много: алюминиевые гиганты, “Норильскникель”, Западно-Сибирский металлургический комбинат и др. Есть опасность, что и борьба с естественными монополиями может обернуться теми же результатами. Между тем мы так и не получили для большинства предприятий эффективных собственников. Отношения собственности до сих пор крайне неупорядочены.

Реформа предприятий назрела. Но она не может сводиться к банкротству неплатежеспособных, которых сегодня большинство. Главное здесь — восстановить связь между макроэкономической политикой и созданием условий для оздоровления ситуации на микроуровне.

В-пятых, необходимо определиться с приоритетами структурной перестройки экономики. В том, что делается в этом отношении сейчас, не просматривается единой и продуманной государственной стратегии.

В XXI веке нечего делать без развитой электронной промышленности, информатики, биотехнологий, атомной промышленности, активного использования космического пространства. В международной конкуренции выигрывают те страны и корпорации, которые добиваются технологических прорывов и опережают других по интеллектуальному уровню.

Стимулирование научно-технического прогресса должно быть стержневым направлением государственной экономической политики. Мы же пока, наоборот, допускаем колоссальное отставание в науке, технологическом уровне производства. Разрушается научно-технический потенциал, накопленный за предыдущие десятилетия. Странно: страна всеобщей грамотности дошла до того, что миллионы детей не посещают школы.

Идет массовая эмиграция лучших специалистов. Это не просто печально. В результате напрямую сокращается национальный доход. Мы лишаем себя возможности экономического роста на основе новейших научных достижений. Ассигнования на науку в федеральном бюджете скудны. Но и они финансируются не более чем наполовину. Нет необходимых условий для активизации негосударственных исследований и разработок. Действующий хозяйственный механизм блокирует инновационную активность предприятий.

Реформа во многом остановилась по причине забвения села — как базы, как основы всяких реформ. В огромной крестьянской державе селяне брошены на самовыживание. А ведь это рабочие места в промышленности и собственная база безопасности!

Объявив структурную перестройку экономики и научно-технический прогресс главными целями экономической политики, мы должны наполнить эту декларацию реальным содержанием. Выстроить под эту цель приоритеты бюджетной политики, изменить налоговую систему. Осуществлять соответствующую экономическую и торговую политику.

Поворот экономической политики к эффективному и устойчивому развитию требует кардинального укрепления правового фундамента экономических отношений. Рыночная экономика — это система прав и обязанностей. Без действенных правовых механизмов экономической ответственности за принимаемые решения и обязательства она функционировать не может. В этом отношении мы в последние годы ощутимо продвинулись вперед: принят Гражданский кодекс, создано законодательство, регулирующее основные сферы экономических отношений, юридически оформлены многие функции государственного регулирования.

Представляется, что сегодня все более актуальной становится задача создания целостной, внутренне непротиворечивой системы законодательных актов, своеобразного Кодекса государственного регулирования экономики. Совет Федерации готов внести свой вклад в это общее дело. Полагаю, что также настроены и Государственная дума, и Правительство, и регионы. Ну и конечно, эта работа не может обойтись без определяющего участия большой науки.

Я глубоко уверен, что в ближайшие годы Россия может войти в фазу устойчивого социально-экономического развития и долгосрочного подъема. Объединив в этом направлении усилия всех государственных институтов, большой науки, ответственного отечественного капитала, мы можем реализовать и реализуем эту возможность.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz