Номер 4/03 Главная Архив К содержанию номера

Экономическая политика: стратегия и тактика


Страны с переходной экономикой: итоги развития и перспективы

ЛЕОН ПОДКАМИНЕР
Венский институт международных экономических сопоставлений


• Основным фактором экономического роста в государствах ЦВЕ
в 2002 г. послужило увеличение внутреннего потребления
•Неожиданным оказался некоторый скачок в темпах роста, произошедший во второй половине 2002 г. в большинстве стран региона при отсутствии какого-либо ускорения в ЕС
• Можно предположить, что в странах с переходной экономикой темпы роста в 2003 г. будут примерно такими же, как в 2002 г.

Для мировой экономики 2002 г. был не особенно хорошим и явно плохим для хозяйственных систем стран ЕС, особенно Германии. При таких неблагоприятных внешних условиях можно было ожидать низких показателей развития в государствах ЦВЕ. Подобное допущение основано на практике предшествующих лет – тогда проявилась определенная корреляция темпов роста в ЕС и большинстве стран с переходной экономикой

Неожиданным оказался некоторый скачок, произошедший во второй половине 2002 г. в большинстве стран с переходной экономикой при отсутствии какого-либо ускорения в ЕС. С этого момента рост промышленного производства и экспорта в рассматриваемых государствах в целом усилился, хотя в некоторых из них усиление было лишь временным.

Думается, что изменения экономической политики, вероятно, ограничили последствия тех явлений, которые имели место в течение прошедшего года. Так, только в Венгрии и Словакии бюджетно-налоговые стимулы содействовали подъему деловой активности. Отмечу, что в названных странах в 2002 г. прошли парламентские выборы, которые послужили поводом для демонстрации предвыборной щедрости. Во второй половине 2002 г. некоторое ослабление денежно-кредитной политики осуществила также Польша, что выразилось в более решительном снижении процентных ставок и понижении валютного курса. Однако указанные меры пока не смогли оказать какого-либо воздействия на ускорение развития производства, поскольку для этого требуется более длительный период.


Факторы роста


Основным фактором экономического роста в государствах ЦВЕ в 2002 г. послужило увеличение внутреннего потребления. В то же время капиталовложения в целом находились на низком уровне (табл. 1).

Таблица 1

Темпы роста валовых инвестиций в основной капитал, %
 2000 г.2001 г.2002 г.
Чешская Республика5,45,5 0,6
Венгрия7,73,16
Польша2,7– 8,8– 7,2
Словакия1,29,6– 0,9
Словения0,2– 1,93,5
Болгария15,419,97,4
Румыния4,66,68,3
Хорватия– 3,89,710
Македония– 3,2  
Сербия и Черногория13,3  
Россия17,78,72,6
Украина14,420,86,2

Таблица 2

Торговый баланс, млн евро
 2000 г.2001 г.2002 г.
Чешская Республика– 3393– 3 424– 2 416
Венгрия– 4312– 3 572– 3 416
Польша– 18 739– 15 848– 14 907
Словакия– 980– 2 372– 2 263
Словения–1 491– 997– 608
Болгария– 1 832–2 414– 2 364
Румыния–2 909– 4 652– 4 220
Хорватия– 3 770– 5 022– 6 134
Македония– 835– 595– 899
Сербия и Черногория– 2 084– 3 291– 4 253
Россия65 12053 42349 123
Украина6675471 037

Представляет интерес тот факт, что в прошлом году можно было наблюдать более высокие темпы роста капиталовложений в прежде отстававших Румынии, Болгарии, Хорватии и Украине. Разочаровывающе низкими они были в России. Серьезный спад в этой сфере продолжался в Польше. Думается, что относительно высокие темпы в Венгрии не отражают динамику производственных капиталовложений: там в корпоративном секторе инвестиции значительно сократились.

Вклад внешней торговли в увеличение ВВП в 2002 г. в регионе в целом оказался позитивным, за исключением России и большинства стран, возникших после распада Югославии (табл. 2). Несмотря на слабые импульсы роста в ЕС, экспорт государств, собирающихся вступить в него (а также Украины), характеризуется хорошими результатами. В частности, они увеличили поставки продукции в Евросоюз (табл. 3). Это, на мой взгляд, является чрезвычайно важным достижением, поскольку импорт ЕС из других регионов в 2002 г. сократился почти на 5%. Странам с переходной экономикой явно удалось выиграть конкуренцию с неевропейскими государствами и повысить свою долю на данном рынке.

Показатели внешней торговли особенно удивительны, учитывая, что в реальном выражении валюты стран с переходной экономикой на протяжении 2002 г., как правило, продолжали укрепляться (рис. 1 и 2).

Хорошие результаты внешней торговли государств ЦВЕ в условиях депрессивной экономической ситуации в ЕС и реального укрепления их валют объясняются следующими причинами:

умеренным ростом ВВП;

улучшением показателей производительности, эффективности и издержек;

улучшением соотношения качества и цен.

Рис.1. Реальные валютные курсы (валюты стран за 1 евро, дефлированные по уровню покупательной способности, январь 1999 г. = 100)

Отмечу, что в странах, вступающих в ЕС, реальный прогресс с точки зрения уменьшения удельных трудозатрат в промышленности был весьма незначительным. Улучшения в области производительности труда и удельных трудозатрат лишь компенсировали последствия укрепления валют. В то же время существенное продвижение в этой области могло бы иметь и отрицательные побочные эффекты. Повышение производительности труда, как правило, связано с сокращением занятости и ростом безработицы, которая по региону в целом находится на высоком (а в некоторых странах на очень высоком) уровне и ее ощутимое снижение маловероятно даже в среднесрочной перспективе (табл. 4).

Безработицу будет трудно преодолеть из-за жизненно важного значения ценовой конкурентоспособности. Ее сохранение требует, чтобы повышение заработной платы находилось под строгим контролем, иначе возникают сложности с дефицитом внешнеторгового и текущего платежного баланса. Но такой контроль означает также сдерживание спроса на продукты и услуги, производимые внутри страны.

В 2002 г. происходило дальнейшее снижение уровня инфляции (табл. 5). В большинстве случаев оно шло постепенно и фактически не было результатом финансово-бюджетной политики. Инерционное регулирование соотношения “издержки – цены” будет, по всей вероятности, продолжаться и в обозримом будущем. Очень низкие показатели инфляции характерны, в частности, для Польши и Чешской Республики. По моему мнению, ее уровень в этих странах и не соответствует изменению структуры цен и может оказаться слишком низким. Данная ситуация, по всей видимости, означает наступление дефляции, нарастание которой может привести к разрушительным последствиям для корпоративного и банковского секторов (особенно в Польше).

Нет сомнения в том, что во многих государствах рассматриваемого региона укрепление валютных курсов сдерживало инфляцию. Возможно, что тенденции последних лет в этой области отразили финансовые (или даже спекулятивные) явления, поэтому правомерно говорить о наличии потенциала для коррективов, включая девальвацию. Однако вероятность существенных изменений довольно мала, поскольку солидный приток капиталов будет продолжаться даже в среднесрочном аспекте, особенно в связи с перспективой вступления ряда стран ЦВЕ в ЕС. Тем не менее, если уменьшение уровня инфляции продолжится, а именно это, я думаю, будет происходить, процентные ставки также будут стремиться к снижению, что, по-видимому, будет сдерживать тенденции к повышению валютных курсов.

Таблица 3

Темпы роста экспорта в страны ЕС, %
 2000 г.2001 г.2002 г.
Чешская Республика26,619,0 8,2
Венгрия28,110,48,4
Польша32,616,26,7
Словакия33,311,19,3
Словения14,36,21,3
Болгария38,216,55,9
Румыния37,420,314,2
Хорватия33,67,7– 2,8
Македония21,12,6– 4,8
Сербия и Черногория38,728,1 9,5
Россия71,42,4 
Украина41,718,11,7

Рис. 2. Реальные валютные курсы (валюты стран за 1 евро, дефлированные по уровню покупательной способности; январь 1999 г. = 100)

Таблица 4

Уровень безработицы, %
 2000 г.2001 г.2002 г.
Чешская Республика8,88,1 7,3
Венгрия6,45,75,8
Польша16,118,219,9
Словакия18,619,218,5
Словения7,06,46,4
Болгария16,919,717,8
Румыния7,16,68,5
Россия10,59,17,8
Украина11,711,19,8

Размышления о будущем


Учтем, что расширение частного потребления оказывает стабилизирующее воздействие на общие показатели роста – даже если частные доходы растут незначительно, инвестиции увеличиваются средними темпами. Думается, что при таких условиях результаты внешней торговли по-прежнему будут иметь очень большое значение. Также сохраняют силу общие соображения относительно потенциального снижения конкурентоспособности в результате завышенности валютных курсов. В то же время увеличение производительности и эффективности, вероятно, сможет компенсировать негативные последствия повышения реальной стоимости национальных денег. К тому же уже наметилось некоторое ослабление такой повышательной динамики, в частности в Венгрии и Польше. Кроме того, будет продолжаться улучшение качественных характеристик экспорта, даже в условиях некоторого замедления притока прямых иностранных инвестиций в некоторых странах.

Таблица 5

Инфляция и бюджетный баланс,
бюджетные балансы в % к ВВП
 2000 г. 2001 г.2002 г.
ИнфляцияБалансИнфляцияБалансИнфляцияБаланс
Чешская
Республика
3,9– 2,34,7 – 3,11,8– 2,0
Венгрия9,8– 2,89,2 – 2,75,3– 9,1
Польша10,1– 2,25,5 – 4,31,9– 5,1
Словакия12,0– 3,07,1 – 4,53,3– 4,8
Словения8,9– 1,48,4 – 1,47,5– 2,9
Болгария10,3– 0,77,4 – 2,25,80,0
Румыния45,7– 3,634,5 – 3,122,5– 3,1
Хорватия6,2– 4,04,9 – 2,72,2– 2,3
Македония10,62,35,2 – 2,51,5– 0,5
Сербия
и Черногория
85,6 89,0  16,5 
Россия20,81,421,6 2,916,02,1
Украина28,20,412,0 – 0,30,80,6

Предстоящее вступление в ЕС принесет вступающим ряд полезных результатов, например, в виде прямых иностранных инвестиций, трансфертов и облегчения доступа к кредитным ресурсам. Однако я укажу и на возможные краткосрочные трудности. Одна из них связана с высокими финансовыми затратами на внедрение различных стандартов ЕС. Новые члены должны принять внешние тарифы ЕС, что, вероятно, окажет негативное влияние на внутреннее производство многих видов товаров, прежде всего это коснется продукции текстильной и обувной промышленности. Но самая большая, на мой взгляд, угроза связана с задачами внутренней бюджетно-налоговой политики. Если вступающие в ЕС страны попытаются очень быстро адаптироваться к маастрихтским критериям, они должны будут проводить более жесткую политику, чем при прочих условиях. Нет сомнения, что это не будет благоприятствовать ускорению роста. Однако в данный момент трудно сказать, насколько серьезно страны, вступающие в ЕС, воспримут провозглашенные намерения относительно соблюдения маастрихтских требований.

Есть также и другие неопределенности. В частности, следует с большой осторожностью подходить к перспективам роста в самом Евросоюзе. Кроме того, нет уверенности относительно окончательных экономических последствий войны в Ираке. Так, повышение цен на нефть негативно повлияет на рост ВВП во всех странах ЦВЕ, за исключением России, которая от этого безусловно выиграет.

По моему мнению, в рассматриваемых странах ускорение роста в 2003-2004 гг. возможно при условии улучшения делового климата в ЕС. Однако последние оценки указывают, что темпы роста в ЕС будут низкими – в 2003 г., вероятно, не превысят 1%. Следовательно, можно предположить, что в странах с переходной экономикой они будут примерно такими же, как в 2002 г. (табл. 6).

Таблица 6

Прогноз темпов роста ВВП в 2003 и 2004 гг.
 2002 г.2003 г. 2003 г.2004 г.
предварительные данныеосновной сценарий"нефтяной
шок"
основной сценарий
Чешская
Республика
2,02,5 2,33,3
Венгрия3,33,73,6 4,0
Польша1,32,01,6 3,0
Словакия4,43,52,4 4,5
Словения3,03,32,7 4,0
Болгария4,34,53,2 5,0
Румыния4,94,03,8 4,0
Россия4,34,05,9 4,0
Украина4,64,02,7 4,0
Оцените эту статью по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz