Номер 4/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Экономическая политика: стратегия и тактика


Новые подходы к реформе экономики

ЕГОР СТРОЕВ


• Необходимо изменить подходы к проведению реформ в сторону подъема отечественного производства
• Поворот от “спекулятивного” капитала к реальному производству позволил оживить экономику большинства субъектов Российской Федерации
• Назрело время совершенствования государственного строительства
и усиления управляемости экономики

Стабильность любой страны зависит прежде всего от состояния экономики. Экономические интересы всегда объединяли людей. Когда же таких интересов не было, не было и стимулов к объединению. Станет страна крепкой и богатой хозяйственной державой – многие политические и социальные проблемы исчезнут.

Сейчас общество должно ответить на один из самых волнующих вопросов – по какому пути пойдет Россия, сможет ли правительство, поддержанное президентом и Федеральным Собранием, предложить новый курс реформ, который позволит вывести страну из системного кризиса? Задачи десятикратно осложняются тем, что приходится начинать восстановление рухнувшей экономики в условиях полного недоверия народа к власти.


Кризис 17 августа 1998 г.
и роль регионов в улучшении экономической ситуации в стране


Кризис не только подорвал финансовый потенциал России, потерявшей после него 300 млрд руб., но и доверие людей к реформам. Резко снизился их уровень жизни и сократился платежеспособный спрос, страна практически лишилась кредитно-денежной и платежно-расчетной систем, от нее отвернулись международные финансовые организации и многие зарубежные партнеры. Экономика оказалась в глубоком депрессивном состоянии, подошла к той грани, за которой просматривается потеря самостоятельности.

Как показала проверка специальной комиссии Совета Федерации, причинами кризиса стали, с одной стороны, грубейшие ошибки выбранного курса, а с другой – криминализация всей кредитно-финансовой системы, где господствовал “спекулятивный” капитал. Но, отступив, спекулятивный капитал стремится вернуть свои позиции.

В то же время всякий кризис имеет положительные стороны, а новый шок может при разумном подходе оказать оздоравливающее действие на экономику. Ослабление позиций спекулятивного капитала открыло путь реальному сектору. Согласно прогнозу Центра экономической конъюнктуры, показатели промышленности в 1999 г. должны превысить аналогичные прошлогодние показатели. Ежемесячный прирост промышленного производства с декабря 1998 г. по март 1999 г. зафиксирован на уровне 1 – 1,5%.

Это видно в субъектах Федерации. Сегодня экономика позитивно работает именно здесь. Россия всегда поднималась в первую очередь за счет регионов. После августовского кризиса некоторое улучшение экономической ситуации произошло в 55 субъектах Федерации. В январе – феврале 1999 г. в половине регионов выросли объемы производства и отгрузки продукции. В целом до трети регионов ожидают дальнейший промышленный рост. Кроме того, увеличились налоговые поступления, стала сокращаться задолженность регионов и местных предприятий по заработной плате, пенсиям. И несмотря на то что около 30 регионов пока испытывают трудности, в целом положение стабилизируется.

Анализ деятельности промышленных предприятий в наиболее трудных регионах Центральной России в послеавгустовский период показал, что между хозяйственными субъектами “пошли” платежи, появились реальные деньги и возможность выплаты заработной платы, отмечено оживление производства.

Впервые я как глава администрации Орловской области могу сказать с уверенностью: мне легче стало решать многие вопросы. Бюджет области первых двух месяцев 1999 г. удалось выполнить на 200%. Я перестал звонить министру финансов и просить: отдайте мои трансферты. Те налоги, которые собираются в области – налог с продаж, акцизы, другие поступления, обеспечивают своевременную выплату зарплаты, пенсий, пособий.

И еще остается возможность привлечения инвестиций. Кредиторы продолжают доверять субъектам Федерации и в тяжелых условиях кризиса. Мы получаем сейчас кредитов больше, чем трансфертов. И эти средства можем использовать для реализации таких хозяйственных и социальных программ, замыслы которых в обычное, некризисное, время не удавалось воплотить в жизнь.

Поэтому я воспринимаю оптимистически то, что происходит. Можно критиковать правительство Примакова за нерешение тех или иных вопросов, но не стоит забывать, что именно его деятельность повлияла на положительную тенденцию в хозяйственном комплексе.


Пути совершенствования государственного строительства


Народ – самый строгий судья решений. Необходимо найти общее понимание различными политическими силами государственных интересов. Основой такого понимания может быть правильный подход к совершенствованию государственного строительства. Совет Федерации еще два года назад предлагал концепцию, которая главным условием управления государством определяет полное исключение бесконтрольности или неподконтрольности одной ветви власти другой.

Формирование такого механизма государственного управления – юридическая, практическая, интеллектуальная проблема. Над ней мы сейчас работаем.

Она связана с острой дискуссией о целесообразности исправлений и устранения “белых пятен” в российской Конституции.

Сейчас ведется много разговоров о том, что для повышения эффективности взаимодействия центра с регионами необходимо отменить систему выборов губернаторов и подчинить их президенту или премьер-министру. Мое мнение иное. Во-первых, выборы региональных лидеров – один из важнейших элементов федеративного устройства. Во-вторых, избранные населением главы администраций являются “барьером” для сосредоточения в центре всей полноты государственной власти.

Надо иметь законодательную базу, которая позволила бы центру влиять на субъекты Федерации, где нарушаются Конституция, законы бюджетной и финансовой политики, разрушается экономика и никто за это не отвечает. Решение этого комплекса проблем и позволит создать условия для развития новых отношений в системе построения государства.

В хозяйственном комплексе страны приоритетными направлениями экономической политики государства на среднесрочную перспективу является восстановление разрушенного воспроизводственного процесса в реальном секторе. Для этого необходимо ликвидировать перекосы в ценообразовании на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, изменить подходы к оценке труда, стимулируя рост платежеспособного спроса путем совершенствования структуры зарплаты.

К приоритетным направлениям относятся также восстановление управляемости экономическими процессами, поддержка национальных программ в области развития решающих отраслей машиностроения, переработки продовольствия, жилищного строительства, обобщение и использование опыта регионов в области управления.


Необходимо изменить подходы
к проведению реформ, решить первоочередные проблемы
экономического развития


Очень важно опереться на реальное производство, поддержать отечественного товаропроизводителя как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Необходимо усиление роли государства в регулировании экономических процессов в условиях рынка и выполнение обязательств перед гражданами по своевременной выплате зарплаты и пенсий. Совет Федерации предлагал эти направления в качестве основы реформирования экономики еще два года назад.

Но сегодня такие меры уже недостаточны. Без новых подходов к проведению преобразований из глубокого кризиса нам не выйти. Речь не идет об отмене рыночных отношений, снижении роли предпринимательской инициативы или стремлении замкнуться в собственной “скорлупе”. Напротив, при осуществлении дальнейшей реформы необходимо опираться на просыпающуюся инициативу регионов и накопленный опыт рыночных структур, а также согласованность действий всех ветвей власти.

В условиях жесткого дефицита времени нормализация ситуации в экономике и ее последующий рост возможны при обеспечении политической стабильности и возвращении доверия к власти, формировании четких и понятных каждому гражданину целей экономической политики государства, когда каждое практическое действие будет приниматься на основе хозяйственной эффективности и социальной цены.

Для выхода на траекторию устойчивого роста необходимо решить ряд проблем, среди которых, я бы назвал скорейшее реформирование налоговой системы. Нам нужны налоги, позволяющие “оживить” отечественное производство.

Давно пора изменить политику цен и тарифов. Мы уже неоднократно слышали обещания правительства снизить тарифы на услуги естественных монополий и удержать рост цен на энергоносители. Между тем цены в энергетике с 1991 по 1997 г. поднялись в 114 раз и их повышение продолжается.

Почему наши производители платят за энергоносители, конструкционные материалы, услуги естественных монополий в 1,5 – 2 раза больше, чем их зарубежные конкуренты? Россия снабжает природными ресурсами Европу по приемлемым ценам, а своих производителей подвергает дискриминации. Поэтому требуется закон о ценообразовании и регулировании цен естественных монополий, в котором должны быть четко обозначены правовые границы добросовестной конкуренции и предусмотрены формы и ограничения государственного вмешательства как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Не соответствует требованиям дня и политика валютного регулирования и контроля. Все последние годы из России бесконтрольно “уходило” примерно по 1 млрд долл. ежемесячно. При таком “кровопускании” даже самая мощная в мире экономика долго не проживет. Однако этот процесс не приостановлен. Либо удастся остановить “бегство” капитала, либо придется отказаться от свободной конвертируемости рубля. Иного не дано: надо резко ужесточить меры по пресечению “утечки” средств из страны.

Много раз поднимались проблемы денежно-кредитной политики. Очень уж понравился нашим “денежным” властям примитивный монетаризм, позволяющий произвольно устанавливать объемы эмиссии и делить ее по своему усмотрению. Ни за что не отвечать, да еще получать благодарности МВФ “за жесткую денежную политику”.

Но эта политика окажется действительно полезной, когда будет направлена на стимулирование роста инвестиционной активности и улучшение финансового положения предприятий. Этого нельзя добиться без целевого регулирования денежных потоков, притока инвестиций в производственную сферу, последовательного контроля за снижением процентных ставок и принятия необходимых мер по предотвращению использования денег в качестве “мыльных пузырей” финансовых спекуляций.

Руководство Центробанка колеблется – поддержать ли региональные банки или спасать проворовавшиеся в центре. Хотя известно, ни один региональный банк в результате кризиса не пострадал, потому что не играл в ГКО. И сегодня именно эти банки –надежный и реальный путь прямого вложения в экономику и подъема ее эффективности.


К усилению управляемости экономики


Главной ошибкой переходного периода стал отказ от государственного регулирования. Наконец-то все признали необходимость управления рыночными процессами.

Вместе с тем рыночные институты так же, как государственные, сейчас находятся в “разобранном” состоянии. Где конкуренция, эффективные собственники и свободное предпринимательство, образующие маховик развития? Скажем откровенно: они задавлены организованной преступностью и коррупцией, зажаты монополиями и налогами, брошены правоохранительными органами на произвол судьбы.

Выведение этих “родимых пятен”, оставшихся от шоковой терапии, должно стать одним из приоритетных направлений экономической политики правительства в среднесрочной перспективе. Теперь пришло время восстанавливать управляемость. Это означает прежде всего наведение порядка в сфере прав собственности, прямое и эффективное управление государственной собственностью и контроль за соблюдением общественных интересов при управлении другими формами собственности.

Не менее важно восстановить процесс воспроизводства в реальном секторе, для чего требуется ликвидировать перекосы в ценах на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, изменить подходы к оценке труда. Труд как основной ресурс экономики нельзя отделять от процессов ее преобразования. Отсюда –повышение внимания к вопросам социального партнерства, соответствие позиций государства интересам рабочих и работодателей. Первый шаг к сближению этих позиций и интересов следует сделать в направлении согласования ценовой и валютной политики с политикой формирования доходов трудящихся.

Восстановлению управляемости подлежат и финансовые потоки, включая валютный контроль и подготовку мер по вовлечению средств теневых структур в формирование государственного бюджета. Экономики нет и без создания и развития институтов и систем контроля, обеспечивающих эффективную инвестиционную и инновационную политику, без формирования и реализации продуманной, рассчитанной на завтрашний день кадровой политики, поддержки науки, образования, здравоохранения, которые связаны с воспроизводством “человеческого капитала”, а также разработок фундаментальных технологий ХХI в.

Приоритетным направлением экономической политики любой страны является поддержка национальных программ-мультипликаторов в автомобиле-, авиа-, станкостроении, отраслях переработки продовольствия, дорожном и жилищном строительстве. Некоторые из таких программ уже одобрены российским правительством.

Наконец, исправлению положения способствует повышение доверия к позитивному опыту, который приобретен субъектами Федерации в сфере управления, промышленности и аграрном секторе, в реализации социальных программ, восстановлении и развитии межрегиональных кооперационных связей.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
12345
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz