Номер 5/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Экономическая политика: стратегия и тактика


14-16 июня 2000 г. под девизом “Стратегия на XXI век: солидарные усилия ради созидания и безопасного развития” прошел IV Петербургский экономический форум, собравший свыше 2 тыс. участников почти из 60 стран. Среди них – руководители правительств и парламентов, крупные финансисты и бизнесмены, многочисленные международные делегации, в том числе ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы.
Приветствуя участников, президент России Владимир Путин подчеркнул:
“За три года существования форум превратился в крупный центр интеграционных процессов и экономических идей. Он стал трибуной
для проведения широкой, последовательной дискуссии об экономическом развитии России и стран Содружества Независимых Государств, их роли
в международном сообществе”.

IV Петербургский экономический форум: ответы на вызовы XXI в.

Первый Петербургский экономический форум был арифметикой, а потом, следуя по восходящей, стал высшей математикой. Так достигнутый в рамках ПЭФ прогресс определил Егор Строев, председатель Совета Федерации РФ и Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ, организовавших три года назад в Санкт-Петербурге встречу политиков, ученых и предпринимателей.

Образ, найденный Е.Строевым, оправдан: если в 1998 г. в рамках форума подписано 52 договора и протокола о намерениях, предусматривающие капиталовложения на общую сумму более 2 млрд долл., то в 1999 г. уже представлено 1,5 тыс. проектов по значительно большему объему инвестиционных предложений. Только Северо-Западный регион благодаря ПЭФ реально вложил в производство более 1 млрд долл.

В то же время августовский кризис 1998 г., как справедливо отмечали участники дискуссии, наглядно показал недостатки проводимого в России курса реформ. Поэтому в структурах форума внимание было сосредоточено на анализе сделанных ошибок и поиске эффективных путей преодоления их последствий, вывода СНГ на более высокий этап развития и интеграции. Отсюда и девиз форума “Стратегия на XXI век: солидарные усилия ради созидания и безопасного развития”. Цели, заложенные в этот девиз, важны для разных измерений – глобального, национального, регионального. Но самое актуальное – человеческое измерение.

Во-первых, это отвечает современным представлениям о новой ступени развития, в центре которого личность. Во-вторых, в конечном счете всё работает ради человека. В-третьих, опыт ХХ в. учит: стремление к единству и взаимодополняемости является естественной составляющей жизни простых граждан.

Стабильность и четкость политического курса России, соблюдение разумного баланса защиты государственных интересов и открытости миру, самостоятельности регионов и сильной вертикали исполнительной власти дадут новый импульс сотрудничеству в рамках СНГ.

Председатель правительства РФ Михаил Касьянов отметил, что в стране сбалансирован и исполняется бюджет, ВВП за год (с мая 1999 г. по май 2000 г.) вырос на 7%, а индекс промышленного производства в январе – мае 2000 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил более 10%. Он подчеркнул: “Сейчас мы должны сделать все, чтобы экономический рост не захлебнулся натолкнувшись на ограничения, связанные с недостатком проводившихся ранее реформ в структурной сфере, как мы называем, реформ реформирования предприятий”.

На первый план выдвигается задача придания устойчивости инвестиционному процессу путем предоставления российским и иностранным инвесторам максимально благоприятных условий для вложения капиталов, защиты их прав и обеспечения каналов инвестирования в реальный сектор. Предпринимаемые меры в большинстве своем направлены на укрепление инвестиционного климата, одна из задач правительства – быть предсказуемым в своих поступках. Участники экономического процесса должны знать наперед, что власти собираются делать, какие законы будут работать завтра и будут ли они меняться.

Правительство выступило с инициативой по реформированию налоговой системы, в частности по изменению ставки подоходного и социального налогов, отмене налогов с оборота. Комбинация этих двух налогов – с одной стороны, снижение налогового бремени, а с другой – стимулирование предприятий к выплате полной зарплаты работникам, которые, оплачивая подоходный налог по единой ставке 13%, заинтересованы официально получать большую сумму – совмещает интересы государства, предприятия и работника. Необходимо также отменить большинство налоговых льгот, которые существуют в экономике.

Предполагается окончательно решить вопрос с задолженностью федерального бюджета, накопленной за прошлые годы, путем погашения одной части и урегулирования другой. Продолжится укрепление системы казначейства в регионах и переведение бюджетов субъектов на казначейскую систему. Решено также приступить к формированию единых товарных бирж – нефтяной, продовольственных товаров и др.

Среди мер, предусматривающих экономический рост, – обеспечение прозрачности и эффективности в деятельности естественных монополий и жилищно-коммунального сектора, реформа тарифной политики. Намечено приступить к совершенствованию системы корпоративного управления с тем, чтобы защитить права акционеров и на деле показать им, что акционеры через механизмы, закрепленные законом, реально управляют своей собственностью, реально принимают решения по ее эксплуатации.

Многие выступающие отмечали, что страны Содружества в основном преодолели последствия финансового кризиса 1998 г. В 1999 г. ВВП стран СНГ увеличился почти на 3%, а объем промышленного производства – на 7%. Но предстоит еще большая и согласованная работа, чтобы стабилизация и наметившийся подъем экономики не остались случайным эпизодом. Такие опасения оправданы. В регионе сокращается потребительский спрос, растет безработица. Сложилась неблагоприятная демографическая ситуация – только в 1999 г. численность населения в СНГ уменьшилась на 1 млн человек. Структурные сдвиги в промышленности происходят пока за счет опережающего развития добывающих отраслей, а в сельском хозяйстве часто преобладают не современные технологии, а доиндустриальные методы воспроизводства.

Все это означает, что вектор структурной перестройки в странах Содружества направлен пока не в будущее, а в противоположную сторону от мировой тенденции.

По мнению премьер-министра Украины Виктора Ющенко, судьбоносными проблемами развития являются обеспечение высоких темпов проведения реформ в странах Содружества и соответствие национального законодательства стандартам развитых стран. В этой связи на Украине принята программа действий правительства, она поддержана парламентом, и теперь все знают, куда надо двигаться. Кроме того, впервые за девять лет независимости в экономике страны появились положительные тенденции. Так, за 5 мес. 2000 г. ВВП увеличился на 5,4%, промышленное производство – на 10,8, инвестиции – на 35,8%. Опыт 10 лет сотрудничества в рамках СНГ свидетельствует о том, что удалось разрешить большинство вопросов, которые остались от прошлого. Тем не менее мы до сих пор находимся в поиске принципов, на которых должны строиться наши будущие отношения.

Продолжает оставаться актуальной проблема обеспечения надлежащего функционирования зоны свободной торговли. В последнее время произошли положительные перемены в сфере установления благоприятного режима в торговле. Достигнуто взаимопонимание с РФ о начале переговоров по изъятию из режима торговли и одновременного перехода на взимание косвенных налогов по принципу “страны назначения” товаров.

Вторая проблема, приоритетность которой обусловлена мировыми процессами, – определение места Украины в мировом рынке и, в частности, в ЕС. “Думается, эти цели совпадают с интересами наших партнеров по СНГ, поэтому хотелось бы выработать совместные подходы к их решению”, – подчеркнул украинский премьер-министр.

Остановившись на проблемах качества управления экономическими процессами, заместитель генерального секретаря ООН, администратор Программы развития ООН Марк Мэллок Браун одобрил пристальное внимание участников форума к местным проблемам как способу приблизить процесс развития к людям. Он отметил, что Программа развития ООН взаимодействует с ПЭФ уже два года, а в этот раз спонсировала его работу. Это сделано потому, что правильное управление на всех уровнях общества, как говорит генеральный секретарь ООН, может обеспечить лучшее развитие в области экономики и гуманитарного строительства. И правительства, и деловые круги понимают, что взаимоотношения в рамках СНГ – это условие долгосрочного успеха. Задача в том, чтобы раскрепостить огромный потенциал этого региона, для чего и важно хорошее управление на местном уровне.

“Я вижу, что после длительного и трудного переходного периода в России уже произошел поворот к лучшему, заметен экономический рост. Со своей стороны мы готовы помочь этому процессу, повысить качество жизни людей во всем регионе”, – заверил высокопоставленный чиновник ООН.


Зона свободной торговли –
путь интеграции стран СНГ
в мировую экономику


Страны СНГ осознают необходимость укрепления связей внутри Содружества. По мнению председателя комитета Совета Федерации РФ, губернатора Курганской области Олега Богомолова, принципиальное значение имеют принятие 2 апреля 1999 г. главами государств Декларации об основных направлениях развития СНГ и подписание протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) от 15 апреля 1994 г.

Создание ЗСТ предполагает формирование условий для свободного перемещения товаров и услуг, снятие барьеров во взаимной торговле, выравнивание условий для хозяйствующих субъектов в сочетании с разумной защитой внутреннего рынка. На практике это – трудное дело. Участники “круглого стола” отметили, что ни одно из этих условий в регионе СНГ не создано. Не удалось вовлечь в оборот интенсивные факторы обмена – производственную кооперацию и взаимные инвестиции. Медленно восстанавливаются производственные, научно-технические и финансовые связи. И хотя 1999 г. стал началом определенной экономической стабилизации, по-прежнему, как отметил полномочный представитель Белоруссии в Комиссии по экономическим вопросам Экономического совета СНГ Евгений Синявский, не удалось преодолеть тенденцию снижения товарооборота во внешней торговле – он сократился на 11% к уровню 1998 г. А из-за того что отсутствует полноценная зона свободной торговли, государства СНГ вынуждены осуществлять внешнеторговые операции через третьи страны.

По мнению участников форума, одной из главных задач формирования зоны свободной торговли является устранение введенных странами СНГ ограничений тарифного и нетарифного характера, сдерживающих развитие взаимных торговых связей. Так, например, с апреля 1999 г. по апрель 2000 г. количество изъятий выросло с 76 до 224. В том числе Азербайджан имеет изъятия по 19 товарным позициям, Белоруссия – 1, Казахстан – 70, Россия – 7, Таджикистан – 40, Узбекистан – 47, Украина – 40.

Кроме прямых изъятий из режима свободной торговли действуют также косвенные. К ним относятся лицензирование импорта, которое затрагивает 270 товарных позиций, и экспортных пошлин.

Другая сложная проблема формирования ЗСТ – переход на порядок косвенного налогообложения по принципу “страны назначения” товара. На новый принцип взимания налога на добавленную стоимость уже перешло большинство стран СНГ. Противодействие России в этом деле объясняется тем, что переход на взимание НДС по нулевой отметке со всей номенклатуры товаров российского экспорта в страны СНГ, когда многие из них имеют отрицательное сальдо в торговле с Россией, может привести к тому, что потери налоговых поступлений в российский бюджет составят от 600 млн до 1 млрд долл., а с учетом возможного увеличения “лжеэкспорта” до 2 млрд долл. В то же время сохранение действующего порядка может привести к двойному налогообложению отечественных товаров в России и повторно в стране-импортере. Вместе с тем товары, ввозимые в Россию, не будут облагаться НДС ни в стране-экспортере, ни в России, что приведет к дискриминации российской продукции и потере их рынка сбыта в странах СНГ, а также наводнению российского рынка дешевыми изделиями из государств Содружества.

Особое значение для взаимной торговли имеет решение проблемы погашения долгов ряда стран СНГ перед Россией, которые на начало 2000 г. оценивались примерно в 7,2 млрд долл., в том числе за предоставленные им госкредиты – 1,5 млрд и долг, сложившийся между хозяйствующими субъектами, – 5,7 млрд долл. Основной акцент в этой работе делается на денежные и имущественные формы погашения задолженности.

В ряду стратегических задач важное место занимает работа по формированию и развитию Таможенного союза пяти стран, которая осуществляется на основе договора, подписанного главами государств Белоруссии, Казахстана, России, Киргизии и Таджикистана 16 февраля 1999 г. По словам председателя Интеграционного комитета этого союза Нигматжана Исингарина, для создания общего рынка товаров участвующим в этом процессе странам предстоит выполнить ряд мер и пройти через несколько этапов развития. В частности, для реализации режима свободной торговли необходимы:

• последовательное снижение и отмена таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественных и иных равнозначных им по своим последствиям ограничений во взаимной торговле;

• гармонизация таможенного законодательства, механизмов тарифного и нетарифного регулирования в той мере, в какой это необходимо для осуществления режима свободной торговли;

• унификация форм таможенной документации для ведения таможенной статистики и упрощения таможенных процедур;

• обеспечение идентичности взимания косвенных налогов во взаимной торговле.

Конкретные меры принимаются при согласовании торгово-тарифного режима в отношении третьих стран, формировании единой таможенной территории государств-участников и общего рынка товаров. И это правило действует в отношении рынков капитала, товаров, услуг и труда.

Ключевым вопросом развития взаимоотношений стран СНГ на данном этапе участники форума посчитали создание ЗСТ. Поэтому они сформулировали следующие рекомендации:

Во-первых, сосредоточить главные усилия на полномасштабном запуске механизма функционирования режима свободной торговли. Закрепление такого преференциального режима позволит обеспечить реализацию принципа приоритетности экономического сотрудничества, получение ощутимых выгод для каждой страны СНГ.

Во-вторых, в качестве первоочередных мер необходимо обеспечить окончание выполнения внутригосударственных процедур по введению в действие соответствующих документов, способствующих формированию ЗСТ.

В-третьих, завершить двусторонние переговоры по изъятию из режимов свободной торговли и согласованию графиков их поэтапной отмены, а также переходу на взимание косвенных налогов по принципу “страны назначения” товаров.

В-четвертых, пристальное внимание уделить согласованию экономической политики, особенно сближению проводимых реформ в целях создания хозяйствующим субъектам стимулов для роста производства, инвестиционной деятельности, внедрения новой техники и технологии, повышения качества продукции и увеличения на этой основе взаимной торговли.

В-пятых, активизировать работу по созданию международных ФПГ, холдинговых компаний, СП и других прогрессивных форм взаимодействия национальных капиталов в производственной и инвестиционной сферах.


Межрегиональные ассоциации –
фактор стабильности


Все более активно идут процессы межрегионально-экономической координации и интеграции. При этом сотрудничество органов государственной власти субъектов РФ развивается в первую очередь в рамках ассоциаций экономического взаимодействия республик, краев и областей.

Подчеркнув этот факт, губернатор Нижегородской области Иван Скляров сообщил, что межрегиональные связи стали одним из стратегических направлений экономической политики его администрации: область заключила соглашения о сотрудничестве с 63 территориями страны. И это способствовало тому, что даже в самый острый кризисный период ситуация в области находилась под контролем.

Участники “круглого стола”, посвященного проблемам развития ассоциаций, отметили, что в 1990-1992 гг., когда создавались ныне действующие восемь межрегиональных ассоциаций, они прошли сложный путь от своего рода клубов губернаторов до полноценных интеграционных структур, призванных объединить усилия своих учредителей на формирование и функционирование единого экономического и правового пространства страны.

Перед ассоциациями поставлена задача готовить предложения по международным и внешнеэкономическим связям регионов. Поэтому регионы и их объединения представляют весомый компонент взаимоотношений России с мировой экономикой, приграничных связей. Та же Нижегородская область имеет деловые контакты со всеми странами СНГ, активно работает с Германией, Голландией, областью Брюссель. Магнитом для зарубежных инвесторов, по словам губернатора, являются благоприятные условия капиталовложений, определенные областным законом “О гарантии частных инвестиций” и другими документами. Администрация сформировала свой банк данных об имеющихся в области инвестиционных проектах и разместила его в Интернете.

В рамках ассоциации “Сибирское соглашение” уделяется внимание выходу сибирских товаров на внешние рынки. В частности, разрабатываются проекты экспорта в Китай избыточной электроэнергии и комплексного приграничного сотрудничества с Монголией.

Большая работа проводится ассоциацией “Северный Кавказ”, создавшей информационную структуру сотрудничества. В рамках этого объединения установлены прямые связи с партнерами из Донецкой, Луганской областей Украины, сопредельными районами Азербайджана и Грузии. В декабре 1999 г. в г. Ростове-на-Дону состоялось заседание совета ассоциации, принявшее решение о формировании совместно с приграничными государствами объединенного рынка на Северном Кавказе. В 2000 г. Международной ассоциацией развития свободных экономических зон совместно с мэрами городов, главами правительств республик, краев и областей – членов ассоциации “Северный Кавказ” предполагается учредить Союз черноморских, средиземноморских и каспийских экономических и таможенных зон как международное хозяйственное объединение.

Вместе с тем участники дискуссии отметили ряд недостатков, сдерживающих использование потенциала ассоциаций.

Такой анализ позволил сформулировать ряд конкретных рекомендаций.

Во-первых, продолжить работу над совершенствованием нормативной правовой базы, регулирующей развитие федеративных отношений и закрепляющей основные принципы формирования и реализации государственной региональной политики в РФ. С этой целью необходимо подготовить соответствующие предложения о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство об общих принципах организации и деятельности ассоциаций, а в связи с введением института полномочных представителей президента РФ в федеральных округах определить схему взаимодействия ассоциаций с этой структурой.

Во-вторых, предложено обобщить и распространить позитивный опыт внешнеэкономических связей субъектов РФ в рамках ассоциации, выработать рекомендации, направленные на развитие связей с регионами зарубежных стран, международными региональными организациями, содействовать формированию общих рынков товаров и капитала, включая организацию и проведение совместных форумов и ярмарок.

В-третьих, в области сотрудничества в рамках СНГ и развития приграничных связей принять участие в доработке государственной концепции приграничного сотрудничества, проработать вместе с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами вопрос о создании “СНГ-регионов” с учетом международного опыта и практики участия российских приграничных территорий в “еврорегионах”.

В-четвертых, укреплять единое экономическое пространство России за счет усиления роли ассоциаций в интеграционных экономических процессах, создания межрегиональных, межгосударственных многоотраслевых хозяйственных объединений.

Обзор подготовил
ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВ

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz