Экономическая политика: стратегия и тактика
Комплексная основа развития Кыргызстана до 2010 г. – ответ на
вызовы XXI века
– Господин Посол, вся новейшая история Кыргызстана проходит под знаком реформ.
С какими проблемами пришлось столкнуться руководству страны на этом пути и как решались
эти задачи?
– Действительно, отличительная особенность современного развития Кыргызстана
– стремление к обновлению в ответ на вызовы, обусловленные интеграцией в мировое
сообщество и связанными с этим переменами. Эта трансформация была неизбежна, поскольку
все меняется в окружающем мире – и экономика, приобретающая глобальный характер,
и стандарты социально-политического развития, все более базирующиеся на концепции
соблюдения прав человека, и природная среда, требующая бережного отношения. Только
пересматривая старые и применяя новые подходы и методы решения политических, экономических
и социальных проблем и сохраняя при этом неизменную приверженность главным ценностям,
закрепленным в Конституции, национальным особенностям и традициям, наша страна может
динамично изменяться, расширяя свое участие в мировом развитии. За минувшее
десятилетие в стране создана совершенно новая экономическая система, функционирующая
в условиях независимого государства и потребовавшая глубинных изменений во всех
сферах экономической жизни. В ходе трансформации были предприняты решительные
действия по созданию основ рыночной экономики, что позволило сформировать частный
сектор, первичную рыночную инфраструктуру, ввести первыми среди стран СНГ национальную
валюту и проводить независимую денежно-кредитную политику, остановить гиперинфляцию
и возобновить в 1996 г. экономический рост. В 1996-2000 гг. средний темп роста ВВП
составил 5,5% в год, что было одним из лучших показателей в СНГ. Вместе с тем очень
скоро, в ходе острого международного финансового кризиса 1998-1999 гг., стало очевидно,
что общая макроэкономическая ситуация в стране остается неустойчивой и весьма чувствительной
к внешним воздействиям. Основной причиной этой неустойчивости является
незавершенность рыночных реформ, включая затянувшийся процесс перестройки государственного
сектора, неудовлетворительное функционирование финансового и других рынков, недостаточно
благоприятные условия для развития частного предпринимательства и привлечения прямых
инвестиций. На этот внутренний фон наложились негативные внешние факторы – высокий
уровень зависимости от мировой финансовой и экономической конъюнктуры, удаленность
от основных международных товарных и финансовых рынков, сложности в торгово-экономических
отношениях с соседними странами, а также угрозы со стороны международного терроризма
и религиозного экстремизма.
Традиционно
высокий, как и в советский период, дефицит государственного бюджета (более 9%
ВВП в 2000 г.), был одной из главных экономических проблем страны. Обслуживание
государственного долга, превысившего величину годового ВВП, оказалось самой большой
статьей государственных расходов и потребовало сокращения и без того скудных средств
на нужды государства. Несбалансированность бюджета связана и с тем, что в стране
сформировался значительный теневой сектор, составляющий, по оценкам, около 25% ВВП.
Для преодоления этих негативных явлений потребовались серьезные преобразования
во всех секторах экономики. Важнейшим шагом в реформировании сельского хозяйства,
на долю которого приходится более трети ВВП, стало введение частной собственности
на землю, что придало новый импульс долгосрочному развитию не только этой отрасли,
но и экономики в целом. В промышленности, производящей 20% ВВП, упор сделан на развитие
цветной металлургии и горнодобывающих предприятий, прежде всего добыче золота.
Стратегическое значение приобрел гидроэнергетический комплекс – второй по
значению источник экспортных поступлений. Большое значение для будущего страны
имеет развитая транспортная инфраструктура. Формирование разветвленной сети дорог
и авиалиний, вокзалов и складов позволит Кыргызстану реализовать доктрину Великого
шелкового пути и создать условия для преодоления географической изолированности,
а также системы телекоммуникаций и индустрии туризма. – Эти вызовы, очевидно,
потребовали новых подходов к решению накопившихся проблем? В чем их суть и как они
были приняты в обществе?
– Стремление народа Кыргызстана создать процветающее государство, в котором все
члены общества могли равно пользоваться достижениями политического, социального
и экономического развития, предполагает комплексный подход к обновлению и развитию
политических институтов, социальных благ и экономического потенциала. Другими словами,
мы должны были ответить на три непростых, но основополагающих вопроса: кем мы хотим
стать? куда мы хотим идти? и как мы сможем этого достичь? Ответы на эти вопросы
необходимо было собрать в единую для всего общества всеобъемлющую и согласованную
концепцию развития. Такая работа была проведена под эгидой Всемирного банка, и в
результате появилась долгосрочная программа, устанавливающая цели и направления
развития общества на долгосрочную перспективу. Она получила название Комплексная
Основа Развития Кыргызской Республики до 2010 г. (КОР). Девизом этой стратегии
стала заповедь эпоса Манас: “Через кропотливый, неустанный труд и знания – к процветанию
и благосостоянию”. Документ разрабатывался в течение двух лет. Над ним работало
большое количество ученых и специалистов, высказавших свои предложения в ходе многочисленных
дискуссий и обсуждений. Поэтому он полностью отражает желания большинства граждан
Кыргызстана. В 2001 г. КОР принял парламент страны, продемонстрировав консолидированное
объединение общества и частного сектора. Решающую роль в разработке КОР сыграл
президент Кыргызской Республики Аскар Акаев, сформулировавший важнейшие положения
программы. В частности, он определил четыре группы факторов, влияющих на ускоренное
развитие страны. Структурные аспекты предусматривают работоспособную и честную
государственную власть, действенную правовую и судебную систему, стабильную и поднадзорную
финансовую систему, хорошо отлаженную систему социальной защиты и эффективные социальные
программы. В гуманитарной сфере ведущую роль должны играть доступное образование
и качественные учебные заведения, современная система здравоохранения, а физические
аспекты развития предполагают качественное и в достаточном количестве водоснабжение,
надежное обеспечение энергией, развитые транспортные коммуникации и телекоммуникации,
защиту окружающей среды и сохранение культурных ценностей. Особые аспекты развития
включают секторальные стратегии для подъема сельских районов, развития городов и
поддержки частного предпринимательства, отдельные национальные стратегии, охватывающие
развитие межэтнического и религиозного согласия, поддержку бедных районов, а также
развитие регионального сотрудничества с соседними странами. Стратегия программы
направлена прежде всего на решение проблемы преодоления бедности. По словам президента
А.Акаева, для успеха дела нужно в первую очередь обеспечить активность самих
граждан как ключевого фактора достижения цели программы. Достичь этой цели можно,
во-первых, путем укрепления местного самоуправления и местных исполнительных
органов власти; во-вторых, за счет повышения активности бедных слоев, самих
людей, стимулирования их желания улучшить свою жизнь. Стратегический курс,
сформулированный в этой программе, нацелен на достижение политического и социального
благополучия, экономического благосостояния народа в условиях главенства принципов
свободы, человеческого достоинства и равных возможностей каждого. Основными составляющими
этой национальной идеи являются, во-первых, эффективное и прозрачное государственное
управление, во-вторых, справедливое общество, обеспечивающее защиту и человеческое
развитие и, в-третьих, устойчивый экономический рост. Основополагающим
принципом выбора этих целей, определения приоритетов и подходов к реализации
КОР признается максимальное участие в процессе представителей всех ветвей государственной
власти и гражданского общества, достижение согласованности совместных действий,
распределения полномочий и ответственности, а также обеспечение прозрачности и доступности
информации о предпринимаемых мерах, всестороннего мониторинга, оценки хода реализации
и достигнутых результатов. Говоря иначе, этот подход базируется на эффективном
использовании человеческого, экономического и природного потенциала в целях
национального развития и предполагает активное участие государства, частного сектора
и гражданского общества, а также сотрудничество с международным сообществом.
Замечу, что разработка КОР – не первый опыт долгосрочного планирования и прогнозирования
в республике. Лишь в последние 5 лет у нас разработано и уже действуют более 20
аналогичных проектов, в том числе Национальная стратегия устойчивого человеческого
развития, программы реформирования системы здравоохранения, рынка труда и занятости
населения на 1998 – 2000 гг., приватизации государственной собственности, развития
угольной промышленности до 2005 г., жилищного строительства, реформирования науки,
социально-экономического развития четырех областей и др. Работа над этими материалами
позволила учесть недостатки действующих программ и получить конкретный документ,
который поможет преодолеть имеющиеся недостатки и будет способствовать динамичному
развитию государства и общества. – Каковы национальные приоритеты долгосрочной
программы и механизм реализации национальных задач?
– Комплексная основа развития Кыргызстана определяет девять общенациональных
приоритетов, требующих немедленных действий. В числе важнейших – реформа государственного
управления. Мы убедились, что многие ныне действующие институты стали тормозом
дальнейшего продвижения рыночных реформ. Поэтому фундаментальной реорганизации будут
подвергнуты все ветви государственной власти – парламент, правительство и местные
государственные администрации, судебная система. В ходе реформы предстоит тщательно
пересмотреть и преобразовать управление государственными финансами, добиться прозрачности
и подотчетности их использования и искоренения коррупции. Вторая задача –
преодоление бедности. В настоящее время более 52% населения страны находится
за чертой бедности, которая становится социально и политически дестабилизирующим
фактором. Преодолеть этот недостаток, как мы полагаем, призвана национальная стратегия
сокращения бедности, рассчитанная на 2001-2003 гг. Аналогичные программы будут реализовываться
и в последующие годы. Третья задача – развитие села, малых городов и отдаленных
районов, где уровень бедности значительно превышает средние по республике показатели.
В силу того, что там проживает более 80% бедных, развитие села является важным приоритетом
и подразумевает не только финансовую и техническую поддержку сельскохозяйственного
производства, но и оказание жителям основных видов услуг, сопоставимых с теми, что
имеются в крупных городах. Четвертая задача – обеспечение устойчивого развития
в условиях безопасности. Высокий приоритет этого направления обусловлен необходимостью
обеспечить национальную безопасность государства, личную и имущественную защищенность
людей. В условиях существования внешних и внутренних угроз, включая эффективное
противодействие международному терроризму, религиозному экстремизму, незаконному
обороту наркотиков, организованной преступности. Эта работа выполнима лишь на основе
мобилизации внутренних возможностей и активного сотрудничества с другими государствами.
Важными факторами являются также сохранение экологического равновесия, предупреждение
чрезвычайных ситуаций техногенного характера и снижение последствий стихийных бедствий.
Пятый приоритет – развитие частного сектора. Важность этого направления
объясняется тем, что в сфере предпринимательства занято около 60% работающих граждан,
а доля их продукции в ВВП составляет свыше 42%. Мы рассчитываем, что этот сектор
не потеряет своих позиций и в будущем. Для этого создается благоприятная предпринимательская
среда, обеспечивается рост числа малых и средних предприятий. Решение этой задачи
подразумевает проведение реформ в правовой, надзорной и финансовой областях, в рамках
которых работают физические и юридические лица частного сектора, а также развитие
соответствующей рыночной инфраструктуры. Шестой приоритет – укрепление
финансовой системы, нынешнее состояние которой не обеспечивает приток необходимых
ресурсов для устойчивого роста. Сбережения населения в банках сократились до 6%
к объему ВВП, а банковское кредитование частного сектора составляет менее 4% ВВП.
Мы рассчитываем, что меры, намеченные КОР, позволят восстановить доверие населения
к коммерческим банкам, эффективно мобилизовать внутренние сбережения и удовлетворить
потребности населения и предпринимателей в кредитах и банковских услугах. Важную
роль будет играть и небанковский сектор – рынок ценных бумаг, негосударственные
пенсионные фонды, страховой бизнес, системы кредитных союзов и институтов микрокредитования.
– Но эти задачи, очевидно, трудно решить без развитых внешнеэкономических связей.
Какие приоритеты определены в этой сфере и каким видится сотрудничество с Россией
и другими странами СНГ?
– В сфере внешнеэкономических связей главные наши приоритеты – эффективное управление
внешним долгом, привлечение частных прямых иностранных инвестиций и внешняя торговля.
Принятие действенных мер в этой области, как вы справедливо отметили, объясняется
тем, что Кыргызстан не может двигаться вперед без обоснованных и высоко результативных
внешних заимствований. Но иностранные займы, привлекаемые под гарантии правительства,
должны быть в значительной мере замещены прямыми внешними и внутренними инвестициями.
Частный сектор при поддержке иностранных инвесторов должен взять на себя основную
долю ответственности за экономический рост в будущем. С целью развития внешней торговли
предполагается максимально использовать преимущества нашего участия в ВТО, региональных
союзах, двухсторонних и многосторонних соглашениях, расширение сотрудничества с
традиционными партнерами, а также поиск новых рынков сбыта для отечественной продукции
и услуг. В программе поставлена также задача улучшения торгового и платежного
баланса республики и увеличения объема привлекаемых прямых иностранных инвестиций.
Будет активизироваться заключение двухсторонних и многосторонних соглашений с зарубежными
странами по обеспечению свободного движения через границы товаров, финансовых и
трудовых ресурсов. За прошедшие 10 лет наша страна установила деловые связи
со многими странами мира и международными финансовыми организациями. Но основным
направлением как в политическом плане, так и в области внешнеэкономических отношений
является развитие сотрудничества с Россией. РФ в первые годы нашей независимости
активно помогала нашим предприятиям, выделяя кредитные ресурсы по межправительственным
соглашениям. К сожалению, в 2000 г. по сравнению с 1996 г. товарооборот с РФ упал
на 36%, с 309,1 млн долл. до 197,7 млн. При этом экспорт кыргызских товаров снизился
со 134,6 млн долл. до 65,1 млн долл., или в 2,1 раза, а импорт – с 174,5 млн до
132,6 млн, или на 24%. Вместе с тем доля РФ в товарообороте Кыргызстана со странами
СНГ выросла с 35,1% до 39%. Но в будущее мы смотрим с оптимизмом. В настоящее
время российская экономика находится на подъеме. Поэтому есть основания считать,
что Россия может активизировать экономические связи со своими партнерами по СНГ,
в том числе и с Кыргызстаном. Большие надежды мы связываем прежде всего с реализацией
Договора между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об экономическом сотрудничестве
на 2000-2009 гг., который был подписан в июле 2000 г. в ходе визита президента А.Акаева
в Москву. – Какие конкретные результаты предполагается достичь в ходе реализации
КОР?
– Важным фактором макроэкономической стабильности станет снижение уровня инфляции
с 9,6% в 2000 г. до 6,7% в 2004 г. и 4,5% в 2010 г. Одновременно с этим намечено
проводить активную политику сдерживания роста потребительских цен на уровне, не
превышающем 8% в год, а с 2005 г. – 5%. Снижение темпов инфляции будет достигнуто
путем проведения жесткой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Это должно
привести к стабильности обменного курса национальной денежной единицы – сома и повышению
доверия к ней. Ставится задача постепенного снижения хронического дефицита
государственного бюджета, усугубляемого высоким уровнем внешнего долга. Общий
дефицит государственного бюджета, который в 2000 г. был равен 8,9% ВВП и предположительно
составит 5,5% ВВП в 2001 г., к 2004 г. сократится до 3%, а к 2010 г. до 1,2%. При
таком развитии основная цель – не допустить снижения инвестиционных возможностей
частного сектора, для чего этому сектору предоставляется больше финансовой свободы
для роста. Государственное потребление в 2010 г. возрастет до 13,4% ВВП, обеспечивая,
таким образом, растущие потребности общества в качественном образовании и здравоохранении.
Анализ показал, что намеченные рубежи могут быть достигнуты при средних темпах
ежегодного экономического роста на уровне 5%. Эта задача выполнима, если учесть,
что подобные показатели были даже превышены в минувшем пятилетии. В 2001 г. этот
рубеж, по предварительным данным, вновь будет взят. В 2004 г. из-за высоких платежей
по внешнему долгу и сокращения государственных инвестиционных программ рост ВВП
замедлится до 4,6%, но затем по мере активизации процесса реформ снова увеличится
и к 2010 г. составит 6%. Мы рассчитываем, что экономический подъем будет
обеспечиваться в первую очередь частными инвестициями. Валовые внутренние инвестиции,
которые в 2000 г. равнялись 16% ВВП, к концу 10-летия постепенно возрастут до 20,2%.
Вместе с тем значительно изменится структура и источники финансирования. Внутренние
сбережения и капвложения частного сектора, поддерживаемые прямыми иностранными инвестициями,
обеспечат замещение кредитов, привлекаемых под гарантии правительства страны, что
также будет способствовать экономическому росту. – В чем суть мер, принимаемых
для повышения эффективности и прозрачности управления государством?
– Эффективное и прозрачное управление государством, на наш взгляд, способно дать
мощный импульс реформам, проводимым в других секторах общества. Но это достижимо
при условии формирования демократической, плюралистической и открытой системы, основанной
на принципе разделения функций всех ветвей государственной власти, их согласованном
взаимодействии при решении вопросов общественного и частного характера. Конституция
– основной закон, на основе которого принимаются другие законодательные и нормативные
акты. Вместе с тем опыт минувшего десятилетия свидетельствует об отклонениях от
конституционных норм в законотворческой и правоприменительной практике государственных
органов, деформации соотношения законов и подзаконных актов, произвольном построении
некоторых элементов правовой системы. Нередки факты, когда общеправовые принципы
верховенства закона, приоритета прав человека и гражданина, другие общепризнанные
нормы международного права, закрепленные в Конституции, реализуются непоследовательно
и не в полной мере. Для преодоления этого недостатка мы предполагаем провести
реформу законотворческой деятельности, судебной и правоохранительной системы,
обеспечивающую защиту прав человека, открытость всех этапов подготовки и принятия
правовых актов, судебных процедур и решений, участия в них представителей гражданского
общества. Все это позволит повысить эффективность управления государством, создаст
условия для устойчивого экономического роста, сокращения бедности, всестороннего
развития демократических институтов. Важное место в этих преобразованиях
отводится децентрализации и реорганизации исполнительной власти и рациональному
использованию государственных ресурсов. В результате этой трансформации, в частности
в сфере экономики, органы исполнительной власти сконцентрируют свои усилия на формировании
эффективной нормативно-правовой базы, защите частной собственности, обеспечении
макроэкономической стабильности, развитии рыночных институтов и инфраструктуры реального
рынка и др. Остальные функции будут переданы органам местного самоуправления, другим
демократическим институтам или частному сектору. Для выполнения поставленной задачи
намечено провести тщательный функциональный анализ деятельности госструктур с открытым
обсуждением принципов разделения полномочий и материальных ресурсов между центральными
министерствами и ведомствами – с одной стороны, и территориальными органами управления
– с другой. Этот анализ выявит недостатки и необходимые изменения в соответствующем
законодательстве и порядке финансирования органов управления. Такой оценке подлежит
деятельность каждой госструктуры в зависимости от ее способности исполнять свои
функции. Появится механизм прямой и обратной связи между государственными органами
и обществом. На основе анализа предполагается также изменить количество государственных
учреждений, сократить численность работающих в них сотрудников. Процессы децентрализации
и сокращения размеров управленческого аппарата сопровождаются увязкой обязанностей
сотрудников с соответствующими полномочиями, необходимыми для принятия и
реализации решений. Работа по оказанию услуг должна быть передана на уровень управления,
расположенный ближе к гражданам, которых он обслуживает. В результате исчезнет неоправданное
дублирование, будут четко разграничены полномочия и функции между центральными,
территориальными органами и органами местного самоуправления. Мы понимаем:
нововведения станут эффективными лишь в том случае, если население выскажет готовность
нести ответственность и рационально использовать имеющиеся ресурсы местных сообществ.
Поэтому передача полномочий на места сопровождается обучением персонала сельских
и районных администраций. Тем не менее государственная поддержка некоторых
социальных и обязательных услуг как и система выравнивания доходов между регионами
будут сохранены. Но для успеха этого дела межбюджетные отношения должны быть стабильными
и прозрачными, а местные бюджеты основаны на реалистических прогнозах и доступны
для населения. Функции государственного регулирования деятельности частного
сектора планируется финансировать за счет бюджетных ресурсов, а не специальных
средств, полученных за счет оказания платных услуг. – Вы сказали, что главный
принцип реализации КОР – партнерство и активное участие всех заинтересованных сторон.
Какие меры предполагается принять, чтобы эта цель была достигнута?
– Для комплексного решения проблем в рамках реализации КОР предусмотрены следующие
действия: • достижение согласия в обществе и общественной поддержки намеченных
мер; • активное участие и разделение обязанностей между заинтересованными
сторонами; • соблюдение и постоянное выполнение принципов партнерства и участия;
• независимая оценка результатов деятельности в рамках стратегии. Основные
партнеры – все ветви государственной власти, гражданское общество (неправительственные
и общественные организации, профсоюзы, политические партии, учреждения науки, культуры
и образования, средства массовой информации и граждане), частный сектор, а также
международные организации и страны-доноры. Все заинтересованные стороны получили
возможность принимать активное участие в реализации, мониторинге и оценке работ,
а также разработке программ и проектов в рамках КОР. Партнерство основано на деловом
сотрудничестве и постоянных консультациях, предполагает достижение консенсуса, активное
участие и разделение ответственности сторон, преемственность и последовательность
осуществляемых действий, анализ и независимую оценку и регулярное широкое обнародование
результатов работы. |