Номер 6/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Экономическая политика: стратегия и тактика


СНГ и мировое хозяйство: перспективы и трудности взаимодействия

ВАСИЛИЙ СРЕДИН
заместитель министра иностранных дел РФ


• Формирование мощных региональных коалиций, обладающих общностью экономических и политических интересов, стало определяющим в системе международных отношений
• Линия на развитие России как части мирового хозяйства предполагает ее вхождение в основные структуры международного общения
• Облик СНГ в XXI в. будет зависеть от экономического взаимодействия государств-участников, адекватно сочетающего общие
и индивидуальные интересы

Рыночные преобразования в России дали возможность активнее задействовать внешние факторы для решения внутренних задач. Они же предопределили и подход к поиску нового места нашей страны в структуре международных экономических отношений. Мы решительно повернули в сторону последовательного перехода на принятые в мировом деловом общении стандарты и правила. Особый акцент сделан на развитии сотрудничества с международными организациями, региональными и субрегиональными торгово-экономическими объединениями.


Плюсы и минусы глобализации


Открытие России для внешнего мира совпало с кардинальными изменениями международного характера. Речь идет о глобализации, под которой подразумевается в первую очередь увеличивающаяся взаимозависимость экономик различных стран вследствие роста трансграничных перемещений товаров, услуг и капитала, а также интенсивного обмена информацией и технологиями. По существу, можно говорить, что сформировалось такое мировое экономическое пространство, где отраслевая структура и география размещения производительных сил определяются с учетом глобальной конъюнктуры, а экономические подъемы и спады постепенно приобретают всемирные масштабы. Новые информационные технологии, революция в средствах коммуникации, согласованная либерализация рынков товаров, услуг и финансов ускорили экономические процессы и уменьшили степень свободы в экономической деятельности.

В системе международных отношений определяющим также стало формирование и развитие мощных региональных коалиций, обладающих общностью хозяйственных и культурно-цивилизационных, а нередко политических и военных интересов. В таких условиях даже самые крупные и мощные державы действуют в рамках многосторонних организаций, позволяющих достичь мультипликации усилий и более эффективно защищать свои интересы на мировой арене.

Еще одной отличительной чертой стало наличие глобальных международных институтов, управляющих глобальной экономикой, – Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и Всемирного банка.

Благодаря этому глобализация имеет очевидные положительные стороны: облегчается хозяйственное взаимодействие между государствами, создаются условия для беспрепятственного доступа стран к передовым достижениям человечества в экономической и научно-технической сферах, выравнивания уровней развития различных регионов. Тем самым стимулируется общемировой прогресс.

В то же время для многих государств, включая Россию и страны СНГ, глобализация создает немалые трудности и риски. Они проистекают прежде всего из-за резкого снижения экономического потенциала наших стран, вызванного перестройкой экономики с плановых на рыночные принципы, дезинтеграционными процессами на постсоветском пространстве, а также недостаточной подготовленностью национальных экономических, административных и правовых систем.  В результате сопоставление СНГ по мировым экономическим показателям с крупнейшими региональными объединениями – Европейским союзом (ЕС), Североамериканской зоной свободной торговли (НАФТА) и организацией Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) – свидетельствует о явной слабости Содружества:

• доля СНГ в мировом ВВП (по паритету покупательной способности) – 3% при 24 у ЕС, 26 у НАФТА и 29% у АТЭС (без членов НАФТА);

• доля СНГ в государственных расходах – 1,5% при 40% у ЕС, 21 у НАФТА и 21% у АТЭС;

• доля СНГ в инвестициях – 3% при 19% у ЕС и НАФТА и 36% у АТЭС.

Такое “соотношение сил” подчас вынуждает нас в ущерб себе принимать правила игры более сильных участников хозяйственного обмена. Не случайно плюсы и минусы глобализации, поиск путей управления этим процессом, нейтрализация его негативных аспектов интенсивно обсуждаются на международных форумах, в том числе на встречах “большой восьмерки”. Поэтому наша задача – сделать плоды глобализации доступными максимальному числу стран, одновременно защитив их неокрепшую экономику от перепадов мировой экономической и финансовой конъюнктуры. В этой связи, несомненно, приемлема идея установления справедливого и демократического международного экономического порядка, основанного на принципах рыночной экономики и верховенстве закона.


Барьеры на пути российских товаров


Представляется необходимым обеспечить учет национальной специфики и конкретных условий экономического развития различных государств. Важно максимально ограничивать возможность возникновения ситуаций, подобных мировому финансовому кризису 1997-1999 гг., когда Россия и многие другие страны испытали на себе дестабилизирующий эффект быстрых и крупномасштабных миграций портфельных инвестиций, действий международных финансовых спекулянтов.

В складывающихся условиях для России необходимо при расширении экономических связей тщательно продумывать дальнейшие шаги, в полной мере учитывать собственные национальные интересы и реальные экономические возможности.

Линия на развитие России в качестве органической части мирового хозяйства предполагает ее вхождение в основные структуры международного экономического общения. Поэтому важное значение придается продолжающимся переговорам о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию на основе стандартных требований, но с предоставлением определенного периода для адаптации к правилам ВТО. Отсюда курс на постепенное (по мере достижения устойчивого роста производства) и дифференцированное по секторам открытие российского рынка с соблюдением необходимых и допустимых мировой практикой мер защиты отечественного производителя.

С либерализацией внешнеэкономической деятельности обострилась проблема допуска наших товаров на внешние рынки. Отечественные экспортеры сталкиваются не только с усилением конкуренции, но в ряде случаев и с попытками искусственного ограничения присутствия России в отдельных секторах торговли.

Одним из основных препятствий на пути развития торгово-экономического сотрудничества с наиболее развитыми странами остается нерешенность вопроса о признании рыночного характера российской экономики. В результате в отношении нашей страны продолжают применять особые, дискриминационные правила внешней торговли, которые включают в себя различного рода ограничения. Последние, в частности, позволяют западным партнерам инициировать так называемые антидемпинговые процедуры, затрудняют доступ российских производителей на рынки высоких технологий.

Благодаря предпринятым дипломатическим усилиям с 1 июля 1998 г. из “европейского права” удалены все прямые упоминания и характеристики России как страны с нерыночной экономикой. Приходится констатировать, что существенных подвижек в практике наших торговых отношений с ЕС тем не менее не произошло.


СНГ перед выбором формы интеграции


Сходные проблемы возникают и у других государств – участников СНГ. Поэтому перед нами встает одна задача – как найти свое место в меняющейся конфигурации современного мира. Речь, по сути, идет о выборе: входить в мировое хозяйство по одиночке, что для многих стран СНГ обернется скорее всего поглощением одним из формирующихся мировых “полюсов”, или ускорить создание собственного интегрированного сообщества, способного играть самостоятельную роль в международных делах и укрепляющего позиции входящих в него государств.

При поиске ответа на этот вопрос следует учитывать, что мировая экономика сегодня представляет многоярусную и весьма динамичную систему, на верхнем “этаже” которой происходит обмен преимущественно науко- и техноемкими готовыми изделиями и их компонентами. В частности, на эту статью дохода в развитых странах приходится от 85 до 95% прироста ВВП. Нижний “этаж” этой системы – сфера торговли природными ресурсами или их производными.

Очевидно, что сепаратная интеграция стран СНГ в  мировое хозяйство при их нынешнем положении на нижнем “этаже” мирового рынка и слабом технологическом уровне приведет к превращению стран Содружества в сырьевую периферию мировой экономики. Данное обстоятельство является одним из решающих в определении долгосрочного курса России на укрепление Содружества и приоритетное развитие всесторонних связей со странами СНГ.

Следует, однако, признать, что развитие сотрудничества в Содружестве проходит непросто. Нарастают центробежные тенденции, связанные часто с объективным несовпадением национальных интересов государств-участников.

Факторами, размывающими наше взаимодействие, стали экономический кризис и нехватка инвестиционных ресурсов. Как следствие, усиливается переориентация внешнеэкономических связей стран СНГ на “дальнее зарубежье”, сокращается товарооборот между партнерами по Содружеству. Так, удельный вес “дальнего зарубежья” в торговле стран СНГ увеличился до 70%. Доля России в общем объеме зарубежных инвестиций в государствах Содружества снизилась до 1%.

Каковы причины такого положения? Принято считать, что серьезные проблемы создают различия в глубине и масштабах реформ в РФ и других странах СНГ, неустойчивые позиции их национальных валют и хронические неплатежи. Полагаю, что этим дело не ограничивается.

Не последнее место занимает объективная заинтересованность всех стран Содружества, включая Россию, в получении иностранных инвестиций для модернизации национальных экономик, а также в реализации производимых товаров и услуг за твердую валюту. Решить эту задачу возможно главным образом на путях приоритетного сотрудничества с промышленно развитыми странами и международными финансово-экономическими организациями. Но тогда страны СНГ неизбежно превращаются в конкурентов.

Очевидно, что облик Содружества в  XXI в.  будет в решающей степени зависеть от того, удастся ли наладить такое экономическое взаимодействие государств-участников, которое адекватно сочетало бы общие и индивидуальные интересы. Для этого необходимы активные меры по ликвидации существующих, во многом искусственных барьеров в торговле, обеспечению реальной конвертируемости национальных валют, устранению нередко диаметральных расхождений в национальных хозяйственных законодательствах, отказу от практики двойного взимания косвенных налогов, налаживанию на деле производственной кооперации, созданию общего аграрного рынка.

Президенты стран СНГ четко сформулировали эти приоритеты в Декларации глав государств – участников СНГ об основных направлениях развития Содружества, принятой на заседании Совета глав государств 2 апреля 1999 г. Теперь главное, чтобы этот документ не повис в воздухе, не остался “вещью в себе”, как это нередко у нас случается.

Фундамент для дальнейшего движения вперед уже заложен. Это в первую очередь проделанная работа на многостороннем уровне по формированию зоны свободной торговли. На этом же заседании президенты подписали Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение от 15 апреля 1994 г., которые направлены на ликвидацию искусственных барьеров во взаимной торговле, реальный запуск режима свободной торговли товарами на многосторонней основе. Важно, что соглашение удалось дополнить принципиально новыми положениями, предусматривающими создание конкретных механизмов и строгую дисциплину реализации. Они обеспечивают регулирование торговых связей в интересах всех участников Содружества.

Как значительный шаг вперед можно рассматривать тот факт, что текст Протокола максимально приближен к основополагающим принципам ГАТТ/ВТО. Это отвечает стремлению государств – участников СНГ присоединиться к Всемирной торговой организации.

Динамизм работе по созданию зоны свободной торговли, надо полагать, придаст подписанное главами правительств 4 июня 1999 г. Решение об основных направлениях работы по выполнению установки президентов по формированию зоны свободной торговли, а также Соглашение о порядке транзита через территорию государств-участников.

Все эти меры будут способствовать реальной интеграции в рамках СНГ, а также повышению роли самого Содружества в мировой экономике.

ЛИДЕРЫ ГЛОБАЛЬНОГО БИЗНЕСА ПРИЗНАЮТ НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕДИНОНАЧАЛИЯ

На пороге третьего тысячелетия западный бизнес переживает кризис лидерства. Лишь 21% руководителей крупнейших корпораций мира уверены, что смогут эффективно управлять своими компаниями в следующем веке. Таков итог одного из опросов, проведенных недавно по заказу журнала Economist и международной консалтинговой фирмы Andersen Consulting.

Другое исследование, предпринятое Колумбийским университетом в 1998 г., показало, что главный менеджер (исполнительный директор) современной американской корпорации держится у руля в среднем 4 года (в некоторых компаниях 2,5 года), т.е. в 2 раза меньше, чем его предшественники несколько десятилетий назад. В 1998 г. в США были отправлены в отставку 33% исполнительных директоров против 20% в 1997 г. и 8% в 1996 г. Если прежде руководителей увольняли чаще всего за плохие финансовые показатели, то теперь – за отсутствие способностей к лидерству.

Хотя корпорации уделяют внимание данной проблеме - по сведениям Американской ассоциации подготовки и развития кадров, только в США на повышение квалификации топ-менеджеров ежегодно тратится около 50 млрд долл., - вопрос заключается в содержании этой подготовки. В условиях глобализации бизнеса и современной технологической революции традиционные модели лидерства катастрофически устаревают, а новые требования к менеджерам, диктуемые изменившейся средой бизнеса, с точки зрения корпоративной стратегии во многом выглядят парадоксальными, спорными и рискованными. Прогнозирование спроса на лидеров ХХI в. и их

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz