Номер 3/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Письма в редакцию


Рынок труда и управление занятостью в потребкооперации Республики Белоруссия

ЛЮДМИЛА МИСНИКОВА
кандидат экономических наук, доцент
К. АНДРЕЕВ
аспирант
Гомельский кооперативный институт (Республика Белоруссия)


Одна из ключевых проблем рынка труда – наличие безработицы. На 1 июля 1999 г. в 10-миллионной Белоруссии официально зарегистрировано 96 889 безработных, а всего с начала года в службу занятости обратилось более 132 тыс. человек. 105 694 из них трудоустроены, 15 444 – прошли переподготовку. Уровень официальной безработицы снизился с начала до конца года с 1,89 до 1,71%. Количество вакансий составило 53,1 тыс., что на 3,1% превысило показатели 1998 г. Тем не менее в среднем на одно вакантное место в Белоруссии сегодня претендуют 2 человека.

Особенно беспокоит рост безработицы среди молодежи. Молодые люди в возрасте 16–29 лет составляют 49,8% общей численности состоящих на учете безработных. Высокий удельный вес выпускников учебных заведений в структуре безработных можно объяснить снижением роли некогда отлаженной системы их распределения на работу. Более половины выпускников ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений не могут найти работу в соответствии с полученной специальностью.

Вызывает тревогу проблема длительной безработицы. Так, из числа безработных, учтенных службой занятости, 17,3% были безработными более года, 32,5% – от 6 мес. до года. Долговременная безработица опасна для экономики и общества, поскольку ведет к потере стимулов к поиску работы, утрате профессиональных навыков, моральному износу полученных знаний.

Достаточно высок и уровень скрытой безработицы. В мае 1999 г. в промышленности в режиме неполного рабочего времени работали 58 тыс. человек, еще 44 тыс. находились в вынужденных административных отпусках, у 16,5 тыс. он был неоплачиваемым.

Научно обоснованная система подбора кадров и управления трудовыми ресурсами давно применяется в США и Западной Европе как важнейшее средство повышения эффективности функционирования предприятия. Учитывая реальную экономическую ситуацию в республике, в которой действуют предприятия сегодня, невозможно требовать от них единовременной коренной перестройки системы управления предприятием, в то время как ее постепенная реструктуризация и модернизация – наиболее оптимальный, на наш взгляд, путь развития.

Значительная роль в стабилизации положения на рынке труда принадлежит системе потребительской кооперации. Белкоопсоюз является крупной организацией, существенно влияющей, особенно в сельской местности, на экономику Белоруссии. По состоянию на 1 января 1999 г., на предприятиях, в организациях, учреждениях потребительской кооперации занято 141 546 человек, основная доля которых приходится на торговлю – 50,8%. За последние годы наметилась тенденция к повышению образовательного уровня работников: доля работников с высшим образованием выросла до 8,2% (1990 г. – 6%, 1995 г. – 7,8%) а среднее специальное образование имеют 23,9% общей численности работников (1990 г. – 19,9%, 1995 г. – 23,9%). Проходят обучение: заочно в вузах 2 784 человека и 1 107 в техникумах, на дневных отделениях в вузах 3 103 и 1 447 человек в техникумах.

Несмотря на позитивные изменения в качественном составе кадров фактически имеющаяся численность по-прежнему не обеспечивает полного укомплектования штатных должностей руководителей и специалистов, требующих соответствующего уровня образования.

Конкурентные преимущества предприятиям системы потребительской кооперации дает работа системы формирования трудового потенциала отрасли, основу которой составляет ведомственный образовательный комплекс, включающий Гомельский кооперативный институт, шесть учебно-производственных комплексов “ПТУ- техникум”, два профессионально-технических училища. Они являются поставщиками одного из главных ресурсов, жизненно необходимых для осуществления деятельности предприятий – квалифицированных кадров. В связи с растущими темпами морального износа знаний, которые по расчетам западных специалистов составляют до 15% ежегодно, непрерывно совершенствуется и развивается система повышения квалификации кадров потребительской кооперации.

Новые требования к персоналу заставили Белорусский союз потребительских обществ в корне перестроить систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Начиная с 1993 г. в учебных заведениях потребительской кооперации республики введен целевой прием, осуществляющийся в соответствии с заказами областных потребсоюзов и предприятий Белкоопсоюза, формируемыми на основе их потребности в специалистах и кадрах массовых профессий.

В настоящее время он увеличивается, однако все еще не покрывает имеющуюся потребность (в 1998 г. по кадрам с высшим образованием он составил 25% потребности, со средним специальным образованием – 24, рабочим профессиям – 50%). Целевые направления выдаются организациями и предприятиями в условиях гласности, а их количество на выделенное место не ограничивается. В целях обеспечения конкурсного отбора организация должна направлять на каждое место не менее двух абитуриентов, в противном случае абитуриент теряет право целевого приема и участвует в общем конкурсе по области, а с 1998 г. – в общем конкурсе по учебному заведению (по правилам приема в государственные учебные заведения).

Кандидаты для целевого приема подбираются из числа членов потребительских обществ, молодежи, постоянно проживающей в сельской местности, уволенных в запас военнослужащих, работников потребительской кооперации и других лиц, изъявивших желание работать в ее системе по окончании учебного заведения и имеющих аттестат (диплом) с отличием или хорошими и отличными оценками. При этом обязательным условием выдачи такого направления является совпадение места жительства абитуриента и места нахождения заказчика, что обеспечивает в дальнейшем его возвращение и закрепление в этой организации.

Предусмотренные в положении меры способствуют, с одной стороны, повышению заинтересованности предприятий и организаций потребительской кооперации республики в выявлении реальной потребности в специалистах, обоснованности их кадрового заказа, эффективному использованию специалистов, с другой стороны – укреплению дисциплины выпускников кооперативных учебных заведений за своевременное прибытие на работу в соответствии с заключенными договорами.

Плодотворная работа кооперации зависит от количественного и качественного состава руководителей и специалистов, степени эффективности использования занятых в системе работников. В условиях самостоятельного планирования кооперативными организациями численности работников необходимым шагом стало приведение в систему на уровне районного потребительского общества всех этапов работы по определению обеспеченности системы потребительской кооперации кадрами в соответствии с требованиями к уровню их квалификации и образования, нормативной и дополнительной потребности в кадрах. Основная цель определения дополнительной потребности в кадрах – обоснование необходимости, объема и форм подготовки специалистов с высшим, средним специальным образованием и профподготовки в учебных заведениях Белкоопсоюза и республики в целом.

Центральное место в системе переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов с 1997 г. занял Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Белкоопсоюза при Гомельском кооперативном институте, через который в 1998/1999 учебном году прошло 350 работников потребительской кооперации. Система последовательного образования помогает слушателям адаптироваться к новым, быстро меняющимся условиям.

Несмотря на отсутствие в работе предприятий целостной системы управления трудовыми ресурсами, соответствующей мировой практике, в ответ на насущные потребности предприятий разрабатываются и внедряются комплексы мероприятий, логично вписывающиеся в схемы научно организованного менеджмента персонала.

Таким шагом, на наш взгляд, можно считать разработку и внедрение единовременного профессионального учета кадров в потребительской кооперации, так как создание эффективного механизма управления предприятием невозможно без отработанной системы информации о нем. Проведение ежегодной инвентаризации кадров не только дает возможность более полно учитывать индивидуальные и профессиональные качества работников, но и определять направления повышения эффективности использования кадрового потенциала.

Определяются наличие специалистов и работников, имеющих высшее, среднее и среднее специальное образование и возможности использования их в соответствии с полученными в учебных заведениях уровнем образования, специальностью и специализацией, навыками и умениями, опытом работы и личными качествами работников, трудовым стажем. Стаж работы рассматривается как одна из важных характеристик труженика. В отличие, с одной стороны, от существующей в США практики, когда все внимание работодателей сфокусировано на таких моментах, как уровень профессионализма, рекомендации с предыдущего места работы, резюме работника и др., а трудовой стаж практически игнорируется, а с другой – от практики в Японии, где трудовой стаж ставится во главу угла.

Сегодня качество персонала во многом определяет успех предприятия на рынке. Это обусловливает необходимость взвешенного и ответственного подхода к планированию трудового потенциала отрасли. Эффективность этой работы зависит от отлаженности системы учета кадров в организациях потребкооперации, данные которого используются при составлении статистических отчетов, проведения расчетов потребности в кадрах и определения целевого заказа на их подготовку.

Дополнительная потребность в кадрах устанавливается как разница между потребностью, требующей покрытия, и возможным увеличением числа работников за счет собственных резервов. Остальная часть потребности (дополнительная) покрывается за счет подготовки специалистов в учебных заведениях Белкоопсоюза и республики, а также приглашения специалистов из других предприятий, поиска их на рынке труда.

При этом выясняются абсолютная дополнительная потребность, соответствующая необходимости привлечения новых работников, и относительная, включающая как количество новых работников, так и повышающих уровень образования работников, уже занятых на рассматриваемых должностях.

Таким образом, в потребительской кооперации сложилась цельная система, направленная на повышение эффективности и упорядочение подготовки и использования выпускников учебных заведений.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz