Научная жизнь
Прогноз развития Чешской Республики до 2015 г.
Книга написана коллективом работников Центра социальной и экономической стратегии
(ЦСЭС)1 Карлова университета во главе с профессором Мартином Потучком.
Важнейшие направления деятельности Центра – совершенствование экономической теории
(методологии), исследование возможных вариантов развития Чешской Республики с учетом
различных исходных посылок и методологических подходов и применение их результатов
на практике. В его задачи входит выявление и анализ ключевых проблем экономики,
факторов, препятствующих прогрессу. Он занимается составлением частных и сводных
анализов, прогнозов и сценариев социального, экономического и политического развития
страны. Первые результаты работы ЦСЭС представлены в опубликованной монографии.
Замысел написать данную монографию родился под воздействием исследования “Пять
сценариев для Европы”, выполненного Forward Study при Европейской комиссии в Брюсселе.
Сотрудники ЦСЭС разработали три основных сценария развития Чехии.
Первый сценарий под названием “Победоносные рынки” построен на предположении
о быстрой интеграции страны в ЕС и ее участии в мировых рынках. Он предусматривает
ускоренное развитие экономики при увеличении различия между теми, кто способен освоиться
в новых условиях, мобилен, обладает волей, имеет необходимое образование и способен
его использовать, и теми, кто не смог подключиться к этому процессу. Считается,
что в результате глобализации понятие “государство” утратит свое прежнее значение
и будет трактоваться как категория культуры. Чешская Республика, имея свою культуру,
язык и историю, будет частью огромного целого, руководствующегося законами рынка.
Суверенитет национальных государств и правительств будет уступать мощи, влиянию
и компетенции наднациональных институтов.
Второй сценарий – “Институциональная адаптация” – исходит из того, что
Чехия вступит в ЕС до 2004 г., и рассчитан на способность страны использовать преимущества,
связанные с этим членством. Он предусматривает проведение взвешенной политики участия
страны в ЕС, сочетание экономического и социального развития. Предполагается, что
наднациональные институты будут править всем и ЕС сумеет повысить эффективность
процессов принятия решений внутри сообщества с учетом институциональных рамок функционирования
рынка.
Третий сценарий называется “Умеренный прогресс в пределах возможного консенсуса”.
В соответствии с ним вступление Чешской Республики в ЕС намечается лишь в конце
первого десятилетия XXI в. Причем оно будет осложнено внутриполитическими проблемами.
И после вступления внутри страны сохранится напряженная обстановка. Более того,
Чехия не сможет добиться эффективного участия в ЕС. Под воздействием процессов,
происходящих в мире и Европе, страна будет сдвигаться на второразрядные позиции
с ориентацией производства и кооперационных связей на менее требовательные рынки.
Попробуем сравнить сценарии по наиболее важным сферам жизнедеятельности общества
(см. таблицу).
Авторы отмечают, что логическим продолжением работ по формированию описанных
сценариев является определение приоритетов дальнейшего развития Чешской Республики
на основе установления соответствия между желаемыми целями и путями их достижения.
Среди главных целей выделяются экономический рост; повышение качества жизни населения;
социальная сплоченность; безопасность страны и ее населения; охрана окружающей среды.
При изучении их взаимозависимости будут использованы сценарии развития, предусматривающие
стратегически различающиеся подходы к модернизации и основанные на динамике сбалансированности
(несбалансированности) трех главных факторов координации общественной жизни – рынка,
государства и гражданского сектора (непосредственно самого населения).
Таблица
Три сценария вероятного развития Чешской Республики
I сценарий | II
сценарий | III сценарий |
Победоносные рынки |
Институциональная адаптация |
Умеренный прогресс в пределах возможного консенсуса |
Экономика |
Рынок доминирует в мировом масштабе, в том числе в
ЕС и Чехии. Чешская экономика становится эффективным участником наднациональных
сообществ. Вместе с тем увеличивается влияние на нее конъюнктурных колебаний мировой
экономики | Страна быстро приспосабливается к условиям
ЕС. Национальная экономика (как часть европейской и мировой) создает благоприятную
среду для ускоренного развития капитализма. Рост налоговых сборов позволяет государству
инвестировать в науку, образование, культуру и здравоохранение |
Чехия оказывается в изоляции, что ведет к утрате возможностей
развития экономики. Усиливается давление на правительство со стороны неконкурентоспособных
предприятий, требующих установления защитных барьеров. Ослабление валюты и относительно
высокая инфляция способствуют корыстному поведению на рынке сильных субъектов |
Политика |
Политическая система не способна противостоять широкому
участию сильных экономических лоббистов в принятии решений. Главенство прагматизма
глобальной экономики приводит к подчинению ей политики государства |
Усиливается роль государства как главного глашатая
общественных интересов. Чешские политики постепенно начинают принимать участие в
принятии решений в рамках Евросоюза | Некомпетентность,
демагогия и склоки вносят хаос в политическую жизнь страны. Проевропейски настроенные
и ориентированные на модернизацию политические движения утрачивают поддержку общественности.
Их место немедленно занимают популисты |
Население |
Усиливается напряжение между нищающими (с увеличивающимся
населением) и богатеющими (со стареющим населением) государствами. Те, кто оказался
на обочине глобализации, прилагают усилия, чтобы примкнуть к эксклюзивному клубу
развитых стран | ЕС и Чешская Республика стремятся
создать эффективные механизмы перераспределения, обеспечивающие сохранение социального
согласия на всех уровнях | Чехия становится временным
прибежищем для нелегальных беженцев из развивающихся стран Ближнего и Центрального
Востока, а также беженцев по экономическим причинам из Восточной и Юго-Восточной
Европы |
Оборона |
Увеличивается финансирование обороны. Чехия играет
хотя и второстепенную, но вместе с тем активную роль в реализации доктрины НАТО
как мирового жандарма | Чешская Республика в полной
мере участвует в строительстве европейских оборонительных систем. Возрастает значение
обеспечения безопасности страны в рамках единой Европы |
Страна делает ставку на обеспечение безопасности исключительно
своими силами. Растет влияние полувоенных организаций, примкнувших к национальному
движению |
Труд |
На чешском рынке труда выявляется четкое разделение
на хорошо оплачиваемую работу, выполняемую квалифицированными, успешно адаптировавшимися
специалистами, и дешевую – для остальных граждан |
Ограниченность возможностей использования трудовых
ресурсов низкой квалификации с недостаточной способностью адаптироваться к новым
условиям отчасти компенсируется проведением в жизнь активной политики обеспечения
занятости населения | Следствием проводимой политики
является хроническая безработица, достигающая высокого уровня, так как неэффективная
экономика не способна создать необходимый спрос |
|
Миграция и семья |
Границы прозрачны. Массовый отток молодежи в Западную
Европу и Северную Америку компенсируется иммиграцией. Поэтому растет численность
населения страны. Усиление требований к результативности труда способствует дальнейшему
ослаблению семейных уз | Расширяются возможности
для эффективного использования талантливых и молодых работников непосредственно
в Чешской Республике. Кроме того, в рамках ЕС обеспечивается свободное перемещение
рабочей силы. Молодежь создает семью в более зрелом возрасте, чем прежде. Имеет
место стагнация численности и возрастной структуры населения |
Принимаются административные меры для ограничения отъезда
талантливых и молодых работников. Численность населения падает. Страна стареет.
Особым приоритетом пользуются большие семьи, состоящие из представителей нескольких
поколений |
Экология |
Требования охраны окружающей среды реализуются медленно
и часто селективно – чистая окружающая среда существует лишь для богатых |
При охране окружающей среды соблюдаются требования
бережного отношения к природе и предотвращения ее загрязнения. Особое значение придается
средствам регионального воздействия | Активисты экологического
движения считаются маргиналами. Общественность с опозданием реагирует на экологические
катастрофы, проявляя озабоченность только при выявлении их последствий и в основном
на местном уровне |
Для каждого сценария характерен оригинальный подход к проблеме глобальной
модернизации на общеевропейском уровне и в стране.
ВАЦЛАВ ДВОРЖАК
кандидат экономических наук
(Чешская Республика)
1Прогноз развития Чешской Республики до 2015 г. Центр
социальной и экономической стратегии. Карлов университет. Издательство “Gutenberg”.
– Прага. – 2001. – 245 с.
|