Интервью
Капиталы идут туда, где для них созданы
условия– Уважаемый доктор Майер-Ландрут, расскажите,
пожалуйста, о торговой и промышленной политике
вашего концерна на российском рынке.– “Даймлер-Бенц”АГ представлен на российском
рынке предприятиями разных отраслей
промышленности, но самая главная –
автомобилестроение. Успешнее всего продаются
автобусы. Раньше было разделение труда стран СЭВ
и Россия получала автобусы марки “Икарус” из
Венгрии. Автобусы “Мерседес” по показателю
цена-качество вполне могут конкурировать с
венгерскими, а также с теми моделями, которые
сейчас поступают из скандинавских стран или из
Италии. Таким образом, в России имеются широкие
возможности и для продажи автобусов марки
“Мерседес”. Замечу, наша компания выиграла
тендер Мирового банка на поставку автобусов в
вашу страну, и сейчас уже около двух тысяч наших
машин курсируют по российским дорогам. Поставки автобусов в Россию потребовали
решения двух новых задач. Во-первых, развития
послепродажного сервиса. Сейчас в Москве уже
есть сервисная станция, осуществляющая
обслуживание автобусов на самом высоком уровне.
Во-вторых, сборки автобусов в вашей стране с
постепенным переводом производства отдельных
частей и комплектующих на территорию РФ. Одно
такое предприятие здесь работает. Это
Голицынский автобусный завод. Правда, управление
этим заводом налажено без участия специалистов
“Даймлер-Бенц”. Производство автобусов
осуществляется по лицензии. На автобусы,
производимые в Голицыно, устанавливаются
двигатель, коробка передач и другие узлы ходовой
части марки “Мерседес”, а в остальном автобус
выпускается силами завода. К сожалению, эта фирма
не очень успешно работает в последние годы,
несмотря на то, что получила от концерна
“Даймлер-Бенц” товарный кредит запасных частей
и комплектующих. Мы продолжаем работать с
голицынскими автомобилестроителями, но если на
территории России будет открыто новое сборочное
производство автобусов, то работа будет
организована на другой базе. Необходимо
привлекать менеджеров и специалистов по
продажам из “Даймлер- Бенц”. Что же касается легковых автомобилей, то они
продаются в основном в больших городах. За
последние несколько лет построена обширная
дилерская сеть, включающая более двадцати фирм,
которые продают машины и осуществляют их
сервисное обслуживание по всей России. На
текущий год наши партнеры заказали автомобилей в
два раза больше, чем было продано за прошлый год.
Это не означает, что в России будет продано машин
в два раза больше. Часть спроса,
удовлетворявшегося ранее машинами
“сомнительного” происхождения, наши посредники
сумели перехватить. И это несомненная их заслуга.
Не последнюю роль в увеличении объемов продаж
через официальных дилеров сыграла разветвленная
сеть сервисных центров, открытых нашими
российскими партнерами. Очень важно, что у нас
есть центральный склад запчастей и все сервисные
станции наших дилеров как в Москве, так и в
Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и
других городах оперативно обеспечиваются ими с
этого склада. Вообще развитие дилерской сети
продолжается. К сожалению, развитию наших отношений на
российском рынке мешает нерешенность таможенной
проблемы. Дело в том, что российские таможенные
пошлины базируются на цене ввозимого товара. А
наши машины, как известно, довольно дорогие,
поэтому высокая таможенная пошлина
автоматически почти удваивает их стоимость на
местном рынке. Мы исследуем различные варианты
решения этой проблемы и в первую очередь
рассматриваем возможность реализации на
российском рынке подержанных машин. Что касается рынка грузовиков, то он
недостаточно насыщен, и у компании есть
перспектива значительного роста продаж.
Особенно в секторе машин малой грузоподъемности.
Сейчас в этой категории продаются “Газель” и
немного – “УАЗ”. Однако качество и надежность
этих машин, по мнению многих наших экспертов, не
очень высоки. Поэтому в дальнейшем, надеемся,
будет выгодно развивать в России совместное
производство аналогичных грузовиков марки
“Мерседес”. Для начала можно организовать
сборочное производство, а затем постепенно
переходить к производству отдельных
комплектующих. В области авиастроения наша компания имеет 38%
акций европейского концерна “Аэробус” и
участвует в производстве самолетов “Аэробус”
(до 150 посадочных мест) на заводе в Гамбурге.
Сейчас в России эксплуатируются пятнадцать
самолетов “Аэробус” и имеется перспектива
увеличения парка. В космической области фирма занимается
разработкой некоторых частей для будущей
орбитальной станции “Альфа”. Совместно с
Космическим научно-производственным центром
имени И.В. Хруничева осуществляется проект по
выведению на орбиту с помощью российских ракет
спутников, сконструированных “Даймлер-Бенц”.
Этот проект реализуется через совместную
компанию “Еврокот”. Крупное направление нашей работы – услуги в
области программного обеспечения, в первую
очередь, для страховых компаний и банков. Этот
проект развивает наша дочерняя компания
“Дебис”, которая сейчас создает фирму для
разработки программного обеспечения в России.
Кроме того, “Дебис” и “Газпром” создали
совместную компанию для сотрудничества в
смежных добыче и транспортировке газа областях.
Так, например, осуществляется переработка леса,
вырубленного при прокладке газопроводов. Для
нужд “Газпрома” производится закупка
оборудования и материалов на западных рынках. Существует программа “Пшеница 2000”. Она
предусматривает сотрудничество “Дебис
Интэрнэшнл Трэйдинг ГмбХ” с Орловской областью
в сельском хозяйстве и имеет целью увеличение
урожайности зерна на 80%. Проект охватывает полный
цикл сельскохозяйственных работ и включает
поставку современной техники и технологии. Предприятие “Адтранс”, основанное
“Даймлер-Бенц” и “АББ”, уже больше года
сотрудничает с российскими партнерами в области
эксплуатации в России совместно разработанных
электровозов и другой железнодорожной техники.
Это новое предприятие будет поставлять в Россию
электровозы, оснащенные двигателями,
рассчитанными на разную силу тока, которые могут
использоваться во всех регионах России. У нас
такие двигатели разработаны, а в России их пока
нет. – Как Вы считаете, сборочное производство
автомобилей лучше начинать на базе уже
существующего производства (может быть и
автомобильного) или “с нуля”?– Войти в систему машиностроительной фирмы или
даже в структуру завода, производящего такую
продукцию, очень опасно. Так как мы не в состоянии
получить полную и достоверную информацию о
положении дел на этих предприятиях.
Бухгалтерский учет в России ведется по системе,
отличной от западной, и мы не имеем возможности
точно оценить ни само предприятие, ни его долги.
Лучше всего использовать существующие
производственные помещения с подведенными
коммуникациями или начать с зеленой лужайки.
Важно учесть при выборе места производства и
наличие достаточно квалифицированной рабочей
силы и близость рынков сбыта. В целом, я думаю,
лучше начинать производство “с нуля”. – Каковы, по Вашему мнению, основные
препятствия на пути немецких инвесторов в
Россию?– Первая и самая большая проблема – запутанная
налоговая система. Все бизнесмены последние
два-три года ждут Налоговый кодекс, который
сделает эту систему более прозрачной. Его первая
часть принята – это хорошо. Но для инвестора
важнее вторая часть этого документа, где
определяются конкретные ставки и виды
налогов. Сегодня их, к сожалению, слишком
много. В некоторых регионах сумма местных и
федеральных налогов больше, чем полученная
прибыль. Это гротеск. Этого не должно быть. Также существуют административные и
бюрократические проблемы. Иногда права фирмы
продолжают ущемляться даже после судебного
решения. В первую очередь, это означает, что
стране еще недостает современного
экономического мышления, понимания
равноправия частной и государственной фирм. Столь же важным представляется необходимость
перехода российских компаний на международные
стандарты учета и отчетности. По-прежнему очень
часто при создании совместных предприятий или
кредитовании иностранные специалисты не имеют
возможности оценить реальное положение дел на
российском предприятии-партнере, оценить
задолженность и другие обязательства. Еще одна проблема – обеспечение нормальных и
выгодных условий для инвестора. Инвестор должен
быть уверен в том, что он не только не потеряет
свои капиталы, но и получит прибыль. Пока нельзя
сказать, что эти условия очень выгодны для
иностранного капитала. Может быть, они
устраивают тех, кто продает шоколад или сигареты
– товары повседневного спроса. Но для
инвестирования в долгосрочные проекты созданные
условия недостаточны. – Вы говорили, что ваша фирма в будущем
собирается частично переводить производство в
Россию. Как Вы считаете, является ли это типичным
и для других немецких фирм?– В этом деле большую роль играют
макроэкономические факторы. Очевидно, что для
Германии географическое положение России
намного предпочтительнее, чем, например, Китая.
Мы соседи. Кроме того, немецким предпринимателям
легче достичь взаимопонимания с российскими
коллегами, чем с китайскими, имеющими отличную от
европейской философию жизни. Но практика
показывает, что капиталы идут только туда, где
для них созданы благоприятные условия. И пока эти
условия благоприятнее в Китае или в Малайзии,
капиталы будут вкладываться именно в эти страны,
а не в Россию. – Если исключить упомянутые выше препятствия
на пути иностранных инвестиций, есть ли другие
сдерживающие факторы? Как Вы оцениваете научный
потенциал и трудовые ресурсы России?– Необходимо отметить высокий уровень
подготовки технического персонала большинства
предприятий. Вообще математическая и в целом
техническая подготовка российских специалистов
часто лучше, чем западных. Например, уровень
подготовки молодых специалистов, которые
привлечены для реализации упомянутого мною
проекта по разработке программного
обеспечения, можно оценить как “блестящий”.
Таким образом, технически имеются все условия
для реализации совместных проектов. Необходимо
создать благоприятный климат в стране в целом, а
для этого нужно предложить более выгодные
рамочные условия. – На примере с производством автобусов Вы
показали, что для успешной работы на предприятии
необходимо вводить менеджмент с “Даймлер-Бенц”.
Как Вы оцениваете уровень подготовки российских
управленцев?– Исторически сложилось, что в советские
времена профессия администратора не ценилась, и
большинство умных людей осваивало только
технические специальности. В Советском Союзе
работа в администрации всегда воспринималась
как не самая интересная. В странах с рыночной
экономикой менеджмент и продажа - это самые
главные элементы успешного производства и
реализации продукции. В России же никто ничего не
должен был продавать, нужно было лишь
производить по намеченному плану. Таким образом,
администрация не играла большой роли. Поэтому
имеется большой дефицит управляющих. Уже несколько лет реализуются разные программы
обучения молодых россиян, в том числе и
инженеров, нацеленные на изучение менеджмента. В
нашей компании есть своя собственная программа,
в рамках которой сейчас семь молодых людей
обучаются в разных фирмах нашего концерна,
разбросанных по всему миру. Одна девушка
стажировалась в Южной Африке, другие - в Англии,
но все поработали и в Германии. В этом году мы
снова устроим конкурс вакансий на работу на
предприятиях концерна “Даймлер-Бенц”. На период становления нового производства на
фирме должны работать люди, которые хорошо знают
свое дело. Сейчас во всем мире существует
тенденция замены иностранных специалистов
местными. Они лучше ориентируются в своей стране,
лучше понимают обстановку и специфику. – Мы знаем, что ваш концерн активно участвует в
развитии германо-российских отношений в
культурной сфере. Что привлекает вас в этом?– Мы исходим из того, что такой крупный концерн,
как наша фирма, должен нести ответственность и за
дела в общественной жизни. Для этого делается
довольно много во всем мире, в том числе и в
России. Это и культурное спонсорство, и
спортивное. |