Построение систем учета, анализа и прогнозирования государственных
финансов
ДМИТРИЙ АНДРИАНОВ
доктор физико-математических наук, профессор, академик РАЕН
ГАЛИНА ПОЛУШКИНА
кандидат экономических наук,
ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВ, МИХАИЛ КУЛАКОВ, ОЛЬГА РЕЧИЦКАЯ,
ЕВГЕНИЙ ОВЧАРОВ, КОНСТАНТИН КОСВИНЦЕВ
аспиранты кафедры экономической кибернетики
Пермский государственный университет
Деятельность государственных структур в сфере управления финансовыми ресурсами
как сочетание мер бюджетного, налогового, денежно-кредитного регулирования предполагает
выполнение в оперативном режиме многовариантных прогнозно-аналитических расчетов
на больших объемах информации. Обеспечить комплексную информационно-аналитическую
поддержку формирования решений в сфере управления государственными финансами призваны
специализированные системы поддержки принятия решений (СППР). В общем случае
под СППР понимаются программные системы, имеющие следующие компоненты: •
информационный (совокупность ретроспективных данных предметной области);
• аналитический (специальные аналитические методы обработки накопленных
данных, отыскания закономерностей и другие функции анализа ретроспективной информации);
• прогнозный (функции прогнозирования, моделирования последствий различных
вариантов эндогенных и экзогенных воздействий, планирования процессов принятия решений
с учетом результатов моделирования и прогнозирования).
СППР и задачи управления
государственными финансами
СППР в сфере управления государственными финансами предусматривает: 1.
Учет поступления и расходования государственных финансовых средств, в том числе:
• мониторинг отчетности государственных органов, обеспечивающих поступление налоговых
и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней; • мониторинг государственного
финансирования расходов, осуществляемого из бюджетов всех уровней, и использования
распорядителями бюджетных средств полученных ассигнований; • мониторинг привлечения
внутренних и внешних заимствований в бюджеты всех уровней и расходования средств
на их погашение и обслуживание. 2. Анализ показателей, характеризующих
государственные финансы: • динамики и структуры поступления налогов и
сборов, задолженности и недоимки по их уплате; • взаимосвязей между поступлением
государственных доходов и влияющими на этот процесс факторами; • динамики
и структуры государственных расходов, соотношения государственных доходов и расходов,
межбюджетных отношений; • источников финансирования дефицита и направлений
распределения профицита государственного бюджета; • обеспеченности потребностей
платежного оборота денежными знаками. 3. Прогнозирование и планирование
движения государственных финансовых ресурсов: • прогнозирование поступления
налогов и сборов в бюджеты всех уровней с учетом различных вариантов решений в области
государственной налоговой и бюджетной политики, макро- и микроэкономических прогнозов;
• оценку обоснованности проектов доходов бюджетов всех уровней; • планирование
государственных расходов с учетом прогнозов поступления доходов и оценки потребностей
получателей бюджетных средств; • разработку оптимальной стратегии управления
внутренним и внешним государственным долгом, которая в долговременной перспективе
обеспечит устойчивый экономический рост при исполнении обязательств РФ по внутренним
и внешним займам.
Принципы построения
и архитектура СППР
Накопленный авторами опыт теоретических исследований и разработки, внедрения
и сопровождения СППР в области управления государственными финансами позволяет выдвинуть
базовые принципы построения таких систем: • интеграция информационных, научно-методологических
и аналитических ресурсов; • унификация процедур учета и контроля; •
использование в практике планирования и управления государственными финансами результатов
анализа, прогнозирования и вариантного моделирования тенденций на макро- и
микроэкономическом уровнях. В архитектуре СППР, построенных на этих принципах,
важнейшим компонентом является комплекс математических моделей анализа, прогнозирования
и планирования всех видов и этапов движения государственных финансовых ресурсов.
В составе данного комплекса моделей выделяются: I. Модели доходов государственного
бюджета, предназначенные для прогнозирования поступления налоговых и неналоговых
доходов бюджетов различных уровней. При этом используются различные методики:
• статистическое прогнозирование поступления налогов и сборов с применением формализованных
статистических моделей (применяется только при краткосрочном прогнозировании, при
этом формируемый прогноз обязательно дополняется интервальной оценкой его доверительных
границ); • прогнозирование поступлений на основе выявления статистических
взаимосвязей, преимущественно методами факторного анализа, между поступлениями налогов
и сборов и показателями социально-экономического развития (используется только для
налогов и сборов в рамках календарных периодов, в течение которых не планируется
изменений нормативов государственной налоговой и бюджетной политики); • имитационное
моделирование поступлений налогов и сборов. Имитационная модель математически описывает
зависимость поступления каждого вида налогов и сборов как функцию от перечня факторов,
индивидуального для каждого вида налогов. В число факторов входят: 1) нормативы
государственной налоговой и бюджетной политики (ставки налогов и сборов, нормативы
распределения доходов между бюджетами различных уровней); 2) показатели социально-экономического
развития, прямо или косвенно влияющие на налоговую базу, – прибыль предприятий и
организаций, облагаемые обороты товаров и услуг, объемы производства подакцизных
товаров, денежные доходы населения, объемы производства в отраслях, осуществляющих
природопользование и т.д.; 3) ключевые финансовые индикаторы – курсы валют,
цены на мировых товарных рынках на основные виды российского экспорта и т.д.
Значения показателей-факторов в прогнозном периоде могут задаваться экспертно
(например, значения ставок и нормативов, предлагаемые проектами законов о бюджете,
изменениями Налогового кодекса) или формироваться расчетным путем. Так, например,
показатели социально-экономического развития могут быть рассчитаны с помощью статистических
моделей или имитационных моделей социально-экономического развития Российской Федерации.
II. Модели финансирования расходов, дефицита и распределения профицита бюджета,
на основе прогнозов поступления доходов бюджетов позволяющие рассчитать: •
допустимые объемы финансирования для отраслей социальной сферы, расходы на содержание
органов государственной власти. При этом учитывается статус защищенности расходных
статей бюджетов; • необходимые суммы привлечения заимствований бюджета из
внутренних и внешних источников при возникновении дефицита бюджета; • оптимальные
варианты распределения профицита федерального бюджета, а также дополнительно полученных
(сверх запланированных) доходов бюджета на погашение и обслуживание внешнего и внутреннего
государственного долга, создание государственного финансового резерва, дополнительное
финансирование отдельных статей расходов. Описанный комплекс имитационных
моделей успешно применяется в ряде СППР, реализованных компанией «Прогноз» (www.prognoz.ru)
для различных органов государственной власти Российской Федерации. |