Научная жизнь
Саммит Международного валютного фонда
и Всемирного банка в Праге26-28 сентября 2000 г. в Праге прошла 55-я
ежегодная сессия Международного валютного фонда
(МВФ) и Всемирного банка (ВБ). Делегаты из 182 стран,
а также известные финансисты, политики и
экономисты обсуждали важнейшие проблемы
современности, в том числе вопросы оказания
помощи наименее развитым странам, расширения
сотрудничества международных финансовых
организаций, реформирования МВФ и ВБ и др. С
приветственной речью к участникам сессии
обратился президент Чешской Республики Вацлав
Гавел. Две предшествующие саммиту недели были
посвящены презентации докладов МВФ и ВБ, а также
переговорам международного характера между
различными официальными и неофициальными
органами. Состоялась встреча министров финансов 24
государств Азии, Африки и Латинской Америки (G-24),
выразивших позицию развивающихся стран по
обсуждаемым на сессии валютным проблемам. Проведено заседание Международного валютного
и финансового совета (IMFC), куда входят 24 министра
финансов из стран – членов МВФ. Его задача –
надзор за регулированием международной валютной
системы и в первую очередь отслеживание
факторов, которые могут угрожать ее
существованию. Прошли переговоры министров финансов 10
высокоразвитых стран (G-10), которые должны быть
готовы предоставить необходимые ресурсы в
случае кризиса (General Arrangement to Borow). Перед началом
юбилейного заседания состоялась также встреча
министров финансов и глав центральных банков
стран “большой семерки” (G-7). Проведено заседание Совета развития –
совместного органа МВФ и ВБ. Его членами,
избираемыми на два года, как правило, являются
министры финансов. На заседаниях Совета
обсуждаются стратегические проблемы, влияющие
на деятельность МВФ и ВБ в долгосрочной
перспективе. Организована встреча членов Института мировых
финансов – всемирной ассоциации валютных
институтов, объединяющей крупнейшие
коммерческие банки мира. Особый интерес для участников сессии
представляли семинары, где обсуждался широкий
круг проблем: подготовка стран с
трансформируемой экономикой к вступлению в ЕС;
связь глобализации с компьютеризацией
финансовой деятельности; использование
международной торговли в целях экономического
развития; организация международной валютной
системы в ХХI в.; охрана среды; роль частного
сектора в преодолении финансового кризиса;
глобальная конкуренция предприятий; управление
финансовыми потоками посредством Интернета;
борьба с коррупцией; приватизация и
реструктуризация в трансформируемых экономиках
и др. Предлагаем краткий обзор важнейших материалов
сессии. Борьба с бедностью и списание части долгов наименее развитым странам
В центре проблем, предложенных ВБ к обсуждению
на сессии была борьба с бедностью. n В представленном ВБ
“Докладе
об экономическом развитии”
обращается
внимание на то, что бедность растет не только в
традиционно проблемных странах Африки, Азии и
Латинской Америки, но и в государствах с
трансформируемой экономикой Восточной Европы и
Центральной Азии. По мнению Банка, это вызвано в
первую очередь постигшим их экономическим
крахом в первые годы преобразований. Страны с трансформируемой экономикой
значительно различаются по уровню доходов
населения. Если в беднейших государствах
Центральной Азии доходы большинства жителей
лежат ниже международных стандартов бедности (2
долл. в сутки в расчете на человека), то в странах
Центральной и Восточной Европы столь низкий
доход имеет незначительная часть граждан. Самое большое сокращение доходов населения
произошло в государствах, вступивших в
переходный период с наиболее значительным
дисбалансом на макроэкономическом уровне и
минимальным опытом функционирования рыночных
институтов. При этом они ограничились
проведением частичных реформ. ВБ полагает также, что различия в уровне
бедности и доходах населения отдельных стран
вызваны незавершенностью рыночных реформ,
высоким уровнем коррупции среди чиновничества,
подчинением госаппарата мощным
предпринимательским элитам. В докладе ВБ отмечено более тяжелое положение
населения в большинстве сельских районов по
сравнению с городами, а также обращено внимание
на трудности получения образования и услуг
здравоохранения беднейшими категориями жителей. Основным фактором, способствующим уменьшению
бедности, ВБ считает экономический рост,
создающий условия для увеличения занятости,
повышения заработной платы и доходов бюджета.
Важную роль играют также формирование среды,
благоприятствующей инвестициям и образованию
новых фирм, а также улучшение деятельности
государственных органов. Президент ВБ
Дж. Вульфенсон
подтвердил, что
до конца 2000 г. может получить дальнейшее
развитие реализуемая с 1996 г. инициатива Банка
о сокращении внешнего долга беднейших стран.
Первый этап, о котором достигнута
договоренность, касается 20 государств, и
предоставляемые скидки должны покрыть 67%
задолженности. Для осуществления данной акции
имеются необходимые финансовые ресурсы в объеме
2,6 – 2,8 млрд долл. США, и при согласии
американского Конгресса она может быть доведена
до конца. Дальнейший прогресс, по мнению Дж.
Вульфенсона, зависит от парламентов некоторых
стран, которые еще не готовы взять на себя
долгосрочные обязательства, связанные с
выполнением программы списания долгов. Эти парламенты, как и международные финансовые
организации, настаивают на том, что
правительства беднейших стран должны
использовать выделяемые им средства в первую
очередь для развития образования и
здравоохранения, а также проведения структурных
реформ, что поможет создать условия для
повышения их конкурентоспособности. Нельзя
допустить разворовывания десятков миллиардов
долларов коррумпированными представителями
власти. Обеспечение продвижения таких программ
является важной задачей ВБ. Банк намерен создать
постоянно действующую группу с целью
налаживания тесного сотрудничества с теми
парламентами, которые правомерно считать
демократической трибуной для выражения
общественного мнения. В ходе дебатов с
парламентариями может быть найдено оптимальное
решение многих проблем с учетом нужд беднейшего
населения. Урегулирование других долгов наименее
развитых стран связано с определенными
трудностями. Долгосрочная задолженность по
беспроцентным кредитам, предоставленным ВБ
через Международное агентство развития, по
словам Дж. Вульфенсона, достигла 70 млрд долл.
Президент ВБ считает, что нельзя приступать к
списанию долгов, пока страны-доноры не смогут
гарантировать увеличение своих взносов. В
настоящее время ВБ стремится вернуть 65% всей
задолженности. Учитывая объем средств,
выделяемых государствами-донорами, Банк не может
дать согласия на большие скидки. По имеющимся
данным, относительные размеры помощи беднейшим
странам на развитие экономики постепенно
сокращаются. Особенно это относится к США,
которые будучи традиционно крупнейшим донором
постоянно уменьшают размер своих взносов по
отношению к ВВП. Касаясь позитивных изменений в деятельности
ВБ,
Майкл Уолтон, руководитель группы ВБ по
экономическому управлению и сокращению
бедности, подчеркнул значительное увеличение
числа проектов, предусматривающих оказание
помощи в области образования, здравоохранения и
дорожного строительства непосредственно
нуждающимся районам. В настоящее время ведется
поиск путей, позволяющих при сотрудничестве с
правительством довести до них выделенные
средства. Кроме того, большое значение имеют
участие ВБ в составлении программ борьбы с
бедностью, а также контроль за их реализацией в
соответствии с принципами, положенными в основу
деятельности ВБ. n О внимании к проблемам стран
Восточной Европы и Центральной Азии,
трансформирующих свои экономики, особенно к
социальным вопросам, свидетельствует доклад ВБ
“Трансформация
должна служить всем”. Он отражает
озабоченность международных финансовых
институтов тем, что преобразования наряду с
позитивными результатами привели к росту
бедности и социального неравенства. Обращается
внимание на то обстоятельство, что трудности, с
которыми сталкиваются эти страны, в корне
отличаются от тех, что характерны для менее
развитых государств Западной Европы. ВБ впервые организовал дебаты по проблеме
коррупции. Эта тема будет главной в
“Докладе об
экономическом развитии в 2001 г.”
Проблемы и перспективы развития мировой
экономики
Директор-распорядитель МВФ
Хорст Кёлер
выдвинул для обсуждения на сессии следующие
проблемы: значение глобализации мировой
экономики; усиление международной финансовой
системы; определение новой роли МВФ в этой
системе; перспективы экономического развития. n Доклад МВФ
“О перспективах
развития мировой экономики”
представил
экономический советник МВФ
Майкл Мусса. В
последние годы наблюдается подъем мирового
хозяйства. В 2000 г. прогнозируется его рост на
4,7%, в 2001 г. он снизится до 4,2%. В США ожидаемый
рост в 2000 г. составит 5,2%, в 2001 г. – 3,2%, в
странах ЕС – соответственно 3,4 и 3,3%,
Японии – 1,4 и 1,8%. ВВП Чешской Республики, согласно данным МВФ, в
2000 г. увеличится на 2,3%, в 2001 г. – на 3,2%.
Фонд считает, что главная опасность для этой
страны заключается в замедленной
реструктуризации банковской системы и
традиционных отраслей из-за недостаточного
объема кредитов и высокого уровня безработицы. В развивающихся странах в 2000 г. ожидается
рост в 5,6%, а в странах с трансформируемой
экономикой – 4,9%. По мнению МВФ, в следующем
году в этих государствах крупного финансового
кризиса не предвидится. Если в течение ближайших двух лет серьезные
проблемы в мировом хозяйстве все же появятся, то
это скорее всего произойдет в развивающихся
странах под воздействием глобальной экономики, а
не наоборот, как было в период мирового
финансового кризиса 1998 г. Среди факторов, которые могут оказать
негативное воздействие на экономическое
развитие, названы высокие цены на нефть. Отмечено
также, что США не способны долго выдерживать
рекордный дефицит торгового баланса. Если на
смену оптимистичным оценкам перспектив
инвестирования в экономику придет более
прохладное отношение к ее возможностям,
гигантские потоки капитала замедлят движение и
курс доллара начнет падать. Как только
экономический рост замедлится, задолженность
станет серьезной потенциальной угрозой. Указано на возможные отрицательные
последствия чрезмерно высокой планки цен акций
на фондовых рынках США и других развитых стран, о
чем свидетельствует соотношение между их
курсовой стоимостью и размером прибылей и
некоторые другие показатели. Возможное в любой
момент существенное падение биржевых курсов
из-за сокращения прибылей компаний,
инфляционного давления или действия других
факторов может привести к замедлению
экономического роста со всеми вытекающими
последствиями, в том числе к снижению
инвестиционной активности. Однако вероятность
реализации в ближайшее время такого сценария
крайне мала. Большое внимание в докладе МВФ уделено
продолжающейся несбалансированности
глобального валютного рынка, вызываемой
недооценкой евро и переоценкой доллара. Курс
евро по отношению к доллару не дотягивает до
самой низкой отметки, достигнутой в середине 80-х
годов его предшественником экю. Значительно
подешевел евро и относительно японской иены. Ослаблению евро способствовал ряд факторов. •
Особенности экономических циклов.
Европа
отстает от США в развитии конъюнктуры.
Ослабление евро совпало по времени с усилением
различий в прогнозах роста в еврозоне и США, что
могло повлиять на рыночное ожидание динамики
процентных ставок по обеим сторонам Атлантики. •
Различия в процентных ставках.
В связи с
высокой мобильностью капитала эти показатели
играют важную роль, так как инвесторы
руководствуются ими при переводе средств в
другие страны. С июня 1999 г. изменения
процентных ставок в Европе и Америке
способствовали падению евро относительно
доллара. •
Среднесрочные и долгосрочные перспективы
роста.
Экономика США более привлекательна для
инвесторов по сравнению с европейской из-за
высокой эффективности благодаря применению
новейших технологий, гибкости рынков товаров и
труда. Следствием этого явился значительный
отток капитала из еврозоны в США, в первую
очередь в виде прямых инвестиций. •
Участие иностранных эмитентов в рынке
евробондов, увеличившееся после введения евро.
Доля облигаций, деноминированных в евро, в общем
объеме эмитированных облигаций увеличилась с 30%
в 1995-1998 гг. примерно до 45% в 1999 г. Более
половины новых эмитентов живет в странах, не
относящихся к еврозоне. Они переводили
полученные средства в другую валюту, прежде
всего в доллары, способствуя снижению курса евро. •
Недостаточно ясная коммуникационная
стратегия европейских политиков и Европейского
центрального банка, медленное проведение
структурных реформ.
Ослабление евро помогло странам, входящим в
еврозону, добиться оживления в экономике за счет
увеличения экспорта товаров и повышения их
конкурентоспособности, однако его заниженный в
течение длительного времени курс может иметь ряд
негативных последствий, в частности ослабить
стимулы к проведению структурных преобразований
в компаниях, усложнить регулирование валютной
политики, создать угрозу инфляции и др. МВФ считает, что обесценение евро с начала
1999 г. сопоставимо с 2%-ным снижением процентных
ставок на краткосрочные кредиты. Вместе с тем в
докладе МВФ отмечается, что Европейский
центральный банк ограничен в своих действиях,
так как повышение процентных ставок приведет к
соответствующему росту курса евро, что означает
одновременное двойное его усиление. n В
“Докладе МВФ о
международных рынках капитала”
рассматривались вопросы приватизации в
банковском секторе и проникновения иностранного
капитала в банки развивающихся стран и стран с
трансформируемой экономикой. В собственности
крупных международных финансовых институтов,
ищущих потенциально прибыльные рынки,
постепенно оказывается все большее число банков,
особенно в Восточной Европе и Латинской Америке.
В Польше, например, иностранный капитал
контролирует 53% банковского сектора, Чешской
Республике – 54, Венгрии – 80%. Страны,
привлекающие иностранный банковский капитал,
как правило, получают вместе с ним более
эффективную и стабильную банковскую систему.
Происходит своего рода компенсация слабости
национальных банков, отягощенных высокими
затратами и недостаточной способностью
обеспечить собственную капитализацию. Присутствие иностранного капитала в
банковском секторе развивающихся экономик
помимо упомянутых плюсов дает возможность
обеспечить более устойчивое развитие, а также
доступ к международным финансовым рынкам. Вместе с тем позитивное влияние иностранных
банков на финансовые системы носит ограниченный
характер, так как они обслуживают в основном
наиболее надежных корпоративных и частных
клиентов. Кроме того, иностранные банки способны
служить своего рода проводниками кризисов,
разразившихся за рубежом, поскольку в случае
каких-либо тревожных финансовых событий на
международной арене они могут уменьшить свое
присутствие и вывезти капиталы из страны.
Наконец, иностранные банки являются каналом для
проникновения в развивающиеся экономики многих
проблем банковских систем развитых стран. В целом, согласно докладам МВФ о перспективах
развития мировой экономики и международных
рынках капитала, наиболее актуальными для
мирового хозяйства являются следующие вопросы: • рост мировых цен на нефть, увеличивший
затраты на энергию в мировом масштабе на 230 млрд
долл., что может привести к снижению на 0,5%
общемирового экономического роста, который, по
прогнозу, в 2000 г. составит 4,7%; • несбалансированная динамика ВВП и
импортного спроса в ряде высокоразвитых стран, в
частности, несбалансированность платежных
балансов по текущим операциям, начиная с
рекордного дефицита в США и кончая значительным
положительным сальдо в Японии; • падение курса евро по отношению к доллару
США. Меры, направленные на усиление единой
европейской валюты, дадут положительный
результат только при координированных действиях
центральных банков; • опасность инфляционного давления в странах
ЕС, что способно привести к ужесточению валютной
политики; • возможное замедление процесса расширения ЕС
за счет приема новых стран; • недостаточно быстрое устранение в Западной
Европе ограничений, препятствующих развитию
рынка труда; • эпидемия СПИДа и гражданские войны. Результаты пражских переговоров
Некоторые итоги юбилейной сессии МВФ и ВБ
подвели Хорст Кёлер и Джеймс Вульфенсон. Х. Кёлер
подтвердил, в частности, что дано
четкое указание МВФ со стороны государств-членов
направить усилия на формирование условий,
обеспечивающих ускоренный экономический рост,
создающий предпосылки для решения проблем во
всех группах стран. Для этого нужно прежде всего
открыть рынки развитых государств для товаров и
услуг из бедных стран, куда в свою очередь должен
направляться необходимый капитал. МВФ будет
стремиться помогать странам третьего мира (по
договоренности с ними) проводить структурные
реформы, способствующие повышению стабильности
экономики. Наряду с этим Х. Кёлер подчеркнул, что страны
обязаны сами нести ответственность за свое
развитие. Поэтому МВФ и ВБ не могут оказывать
содействие государствам, разрушенным в
результате военных конфликтов, а также странам,
возглавляемым недемократическими
правительствами, препятствуя тем самым
попаданию финансовых средств международного
сообщества в карманы такого руководства. Вместе с тем МВФ намерен помогать
развивающимся странам, производящим в основном
сельскохозяйственную продукцию, выйти с ней на
рынки развитых государств. По словам Х. Кёлера,
вопрос широкого выхода беднейших стран на
развитые рынки, без чего не могут быть решены
проблемы бедности, должен стать предметом
обсуждения в парламентах индустриальных стран.
Он выразил уверенность, что будет достигнут
прогресс в стабилизации мировой финансовой
системы, и подтвердил, что в Праге принято
решение о списании до конца 2000 г. части
внешнего долга беднейших стран. Дж. Вульфенсон
отметил, что за предстоящие 25
лет население планеты увеличится на 2 млрд
человек, причем в основном за счет стран, где
преобладает бедное население. Для преодоления
возникающих в этой связи проблем необходимо
наладить взаимодействие международных
организаций с частным сектором, церковью и
неправительственными организациями. У них, по
словам Дж. Вульфенсона, есть чему поучиться. В
качестве наиболее злободневного вопроса
президент ВБ назвал массовое распространение
СПИДа (в 2000 г. в Африке зарегистрировано
23 млн случаев заболевания). Дж. Вульфенсон
подчеркнул, что это уже проблема не
здравоохранения, а дальнейшего существования
человечества. Результаты пражских переговоров МВФ и ВБ можно
подытожить следующим образом: • подтверждено, что МВФ играет главную роль в
обеспечении стабильности мировой фискальной и
валютной политики; • принято решение об усилении прозрачности
работы Фонда и более широком информировании
общественности о его деятельности, которая будет
осуществляться в сотрудничестве с ВБ и другими
международными институтами, в частности при
решении проблемы глобального экономического
неравновесия; • усилия международных финансовых организаций
следует направлять на достижение ускоренного
экономического роста; • развитым государствам необходимо продолжить
политику, направленную на достижение большей
открытости своих рынков для развивающихся стран; • развивающиеся страны должны продолжить
структурные реформы, обеспечить формирование
демократических правительств, развернуть борьбу
с коррупцией, создать условия для открытости
своих рынков, усилить меры против
распространения СПИДа; • достигнут прогресс по вопросу списания части
внешних долгов беднейших стран. ВАЦЛАВ ДВОРЖАК кандидат экономических наук (Чешская Республика)
|