21-22 ноября 2000 г. в Государственном
Кремлевском дворце в Москве при поддержке Администрации Президента,
Правительства и Федерального Собрания РФ, ряда
федеральных министерств и ведомств, а также
правительства Москвы состоялся юбилейный Х
Всероссийский экономический форум “Мировой
опыт и экономика России”, собравший
государственных деятелей, руководителей
регионов, промышленных и финансовых кругов,
видных ученых и специалистов из 48 регионов РФ, а
также Белоруссии, Казахстана, Украины, Австрии,
Бразилии, Великобритании, Индонезии, Китая,
Ливана, Мексики, Финляндии и ряда других стран. Юбилейный форум организовали 16 учреждений, среди
которых экономические комитеты Совета Федерации
и Государственной думы, Отделение экономики и Институт экономики РАН, Вольное экономическое
общество России, международные союзы
экономистов и машиностроителей, Международная
академия менеджмента, РСПП, ТПП, Федерация
независимых профсоюзов, научные и учебные
центры.
X Всероссийский
экономический форум: стратегия развития в XXI в.Задачи экономической стратегии
Участники дискуссии сошлись во мнении, что в
свете исторического опыта страны, в частности
последних 15 лет, закономерен вывод: России
необходима долгосрочная стратегия. Но определяя
ее целевую установку, недостаточно добиваться
превращения страны в развитую, процветающую
постиндустриальную державу.
Главная задача
состоит в том, чтобы в XXI в. Россия сохранилась как
одна из великих мировых держав. Увеличение
численности наших народов должно стать другой
сверхзадачей XXI в.
Еще один блок
стратегических проблем –
выбор форм и методов
развития страны на основных его направлениях
– в науке и технике, промышленности и сельском
хозяйстве, экологии и т.д. Директор Института экономики РАН академик
Л.Абалкин
отметил, что сейчас идет планомерное,
последовательное
вымывание исторической памяти российского
народа. История экономики в вузах не
преподается. Как жили и что делали
предприниматели во времена Петра I и в конце XIX –
начале ХХ в., молодые люди не узнают. Им незнакомы
имена наших мыслителей мирового уровня, таких
как Туган-Барановский, Кондратьев, Витте,
Менделеев, Чаянов, который, кстати, стал
теоретиком аграрной реформы в Китае. С другой
стороны, мы наблюдаем массовый приток западных
экспертов и консультантов, которые приезжают к
нам, не понимая, что такое Россия, как
складывается ее потенциал, какие факторы решают
те или иные проблемы. Такие советники не могут
ответить на элементарный вопрос, касающийся
особенностей применения мирового опыта к
российским условиям. И тем не менее они готовят
рецепты построения новой, с их точки зрения,
идеальной для России экономической модели. В этих условиях, считает академик Абалкин,
необходимо перед Правительством, Академией наук,
соответствующими министерствами и ведомствами
поставить вопрос
о перестройке образования в
стране, а также о введении своего рода
кандидатского минимума для западных
специалистов, приезжающих в Россию для
консультирования наших предпринимателей.
Только выдержав этот экзамен и показав знания
истории, природы, географических условий,
ментальности населения, причем различных
этнических групп, они могли бы приступать к
работе. Источники экономического роста
Быстро “раскрутить” экономику можно лишь при
условии эффективного использования
особенностей страны – природных ресурсов и
интеллекта населения, убежден и директор
Института проблем рынка РАН академик
Н.Петраков.
А для этого Россия не должна стесняться своих
природных богатств и умело их продавать. Не
только газ и нефть, но и черные и цветные металлы,
лес и алмазы. Но в стране даже нет программы
инвестирования в первичную переработку сырья, не
сформирована системная политическая линия
выхода страны на мировые рынки. Столь же
расточительно используется и другой источник
роста – интеллектуальный потенциал. Мы
безвозмездно готовим высококвалифицированых
специалистов для США и Западной Европы, хотя
бюджет отечественной высшей школы пуст. Но без
бюджетного финансирования стратегических
проектов страна может оказаться экономической
провинцией. Для наполнения доходной части бюджета есть
несколько источников.
Во-первых, возврат
беглых капиталов, сумма которых оценивается в
150-200 млрд долл.
Во-вторых, привлечение
внутренних сбережений населения, исчисляемых
только в валюте цифрой порядка 60 млрд долл.
Серьезным подспорьем может оказаться
поддержание умеренной инфляции, поступления от
которой не всегда идут в доход государства, а
также дополнительная выручка от высоких цен на
нефть. Ряд мер, способствующих подъему, высказали
президент Международного союза
машиностроителей
И.Силаев
и первый
заместитель министра промышленности, науки и
технологий РФ
А.Свинаренко. По их мнению,
переход экономики в качественно новое состояние
потребует пересмотра и корректировки стратегии,
приоритетов и методов экономического развития.
В
настоящее время формируется рыночная модель
инновационного развития экономики, в которой
приоритетное внимание должно быть уделено
модернизации, реконструкции, развитию
производства на новых технических и
технологических основах.
Эта модель
предполагает формирование системы институтов,
создающих мощные стимулы для генерирования
научно-технической сферы устойчивого потока
эффективных нововведений, способных создавать
новые рынки наукоемкой продукции и услуг,
завоевывать и расширять традиционные. В
результате должна сложиться национальная
инновационная система, создающая новые продукты
и услуги, соответствующие по своему качеству,
цене, объемам и срокам выхода на рынки имеющемуся
платежеспособному спросу. Реализация продукции высокотехнологичных
отраслей на внутреннем и внешнем рынках и должна
обеспечить поступление соответствующих средств
на поддержку и развитие промышленности в целом.
Необходимо
создать экономический механизм по
стимулированию активности всех субъектов
инновационного процесса, особенно рискового,
венчурного предпринимательства.
Государственная помощь потребуется для
реализации проектов производства
высокотехнологичной продукции и носящей
пионерный характер, еще не нашедшей широкого
сбыта. Ключевую роль будет играть
технология энерго-
и ресурсосбережения. Влияние инновационной
деятельности на развитие промышленного
производства и повышение его эффективности
будет выражаться в преодолении ресурсных
спросов и других ограничений, структурных
пропорций в промышленности, обеспечение
устойчивых конкурентоспособных позиций
отечественных предприятий на внутренних и
внешних рынках. Реализация основной цели развития
промышленности и повышения
конкурентоспособности и эффективности
производства будет осуществляться скорее всего
по следующим направлениям: • сохранение и расширение предложений
продукции отечественного производства на
рынках, где наблюдается повышение
платежеспособного спроса. В рамках относительно
капиталоемких секторов промышленности в
краткосрочной перспективе приоритеты будут
отданы легкой и пищевой промышленности,
производству медикаментов, технологического
оборудования для этих отраслей, модернизации
выпускаемых легковых и грузовых автомобилей,
автобусов, подъемно-транспортной,
строительно-дорожной и сельскохозяйственной
техники и продукции химической промышленности. • выход страны на мировые рынки с
конкурентоспособной продукцией, современного и
новейшего технологических укладов и открытия
новых рынков. В рамках этого направления будут
формироваться перспективные научно-технические
заделы, на основе которых создаются
производства, реализующие современные и
новейшие технологические уклады и
обеспечивающие конкурентные позиции
отечественных товаропроизводителей в
наукоемких секторах рынка. Поэтому широкое
применение должны получить технологии двойного
назначения, включая технологии получения новых
материалов, микроэлектроника, в том числе нано- и
оптоэлектроника, информационные технологии,
биотехнологии, технологии высокоэффективных
тепловых двигателей, высокопроизводительного
оборудования, оборудования для защиты
окружающей среды, уникальные технологии,
экспериментальные обработки и испытание сложных
систем. Наряду с повышением инвестиционной активности
заметную роль в обеспечении условий
экономического роста сыграет налоговая реформа,
реформирование или реструктуризация
предприятий, направленные на повышение
экономической эффективности производства и
совершенствование управления, и
внешнеэкономическая политика. По мнению председателя ГТК РФ
М.Ванина, в
числе наиболее важных факторов, способных
ускорить развитие внешней торговли и
национальной экономики, в начале XXI в. останутся
таможенные
службы. Достаточно сказать, что в последние
годы таможенные налоги и сборы составляют от 30%
до 40% доходной части федерального бюджета. С
одной стороны, это хороший показатель, а с другой
– прямое использование средств
таможенно-тарифного регулирования в целях
пополнения государственного бюджета вступает в
долгосрочном плане в противоречие с целями
оптимизации и повышения эффективности внешней
торговли и всего национального хозяйства.
Поэтому повышение эффективности налоговых
органов будет связано с
поэтапным снижением и
унификацией ставок таможенных пошлин,
ликвидацией неоправданных льгот, ростом уровня
таможенного администрирования. С этой целью
уже все 25% и 30% ставки ввозных пошлин снижены до 20%.
Унифицированы ставки платежей в рамках групп
однородных товаров, обладающих сходими
характеристиками. Одна из особенностей таможенной политики – ее
направленность на обеспечение
экономической
безопасности государства. Серьезную угрозу, в
частности, представляют такие факторы, как
преобладание сырьевых товаров в экспорте,
дискриминация со стороны промышленно развитых
стран российского экспорта товаров высокой
степени переработки, ослабление позиций страны
на традиционных рынках сбыта военной и
машиностроительной продукции, усиление влияния
западных стран и международных финансовых
организаций на экономическую политику страны и
ряд других. В этой связи усилия таможенных
органов направлены на эффективную поддержку
конкурентоспособных экспортоориентированных и
импортозамещающих отечественных
производителей, создание условий для накопления
ими финансовых и иных средств, необходимых для
успешной работы на внешнем рынке. Условие успеха – благоприятный климат для инвестиций
В конце ХХ в. наша страна столкнулась с угрозой
оказаться на периферии формирующегося нового
мира, отметил вице-президент РСПП
С.Беков.
Опасность остаться за рамками процесса
глобализации, становления постиндустриальной
экономики является все более реальной. Сегодня
нет четко сформулированных перспектив развития.
Страна по-прежнему пребывает в так называемом
режиме выживания. Только около 5% промышленных
предприятий имеют возможность осуществлять
разработку и освоение
инноваций. Тогда как,
скажем, в США этот показатель примерно более 30%.
Хотя и у нас есть инновационно активные
предприятия, которые в расчете на 1 рубль затрат
обеспечивают выпуск продукции в 7 раз больше, чем
при производстве по традиционным технологиям. Но
формировать инновационный процесс мешает
отсутствие четкой системы его организации. Так, в
стратегии развития РФ до 2010 г., разработанной
Минэкономики, упор делается на резкое повышение
цен на все виды энергоносителей до уровня
общемировых и расчленение естественных
монополий. Уже одно это неминуемо обрекает
промышленность на неконкурентоспособность.
Россия в целом превращается в сырьевой придаток
развитых стран. В то же время
в
постиндустриальных странах разворачивается
мощный модернизационный процесс, связанный не
столько с прорывом науки в новые тайны
мироздания, сколько с оптимизацией ее
многочисленных и разнообразных результатов,
глобализацией информационной сферы, получившей
объективное название
информационной революции. На форуме отмечалось, что в концепции развития
России на ближайшие 10 лет задача стимулирования
инновационной экономики тоже указана. В этом же
русле, в частности, происходит объединение
промышленности, науки, технологии под крышей
одного министерства. Нет только одного:
тема
реформирования самой науки, как ведущего
иннвационного фактора, обойдена молчанием.
Поэтому прогнозированием развития российской
экономики уже занимается Запад. Понятно, какая
при этом участь отводится нашей стране. Рассматривая перспективы экономического
роста, участники дискуссии реально осознавали,
что осуществление успешной долгосрочной
стратегии и, в частности, строительство рыночной
экономики сопряжено с многочисленными
трудностями. По словам заместителя председателя
Государственной думы РФ
Г.Бооса, многие из
этих преград связаны с
отсутствием в стране
благоприятного инвестиционного климата. А
такую атмосферу создают,
во-первых,
политическая стабильность, предсказуемость
действий властей, ясность экономического курса,
который не должен быть выборочным по отношению к
одному-двум субъектам рынка. Этот курс,
во-вторых,
должен быть справедливым по отношению к
предпринимателям в целом, иначе бизнес будет
сворачиваться, а капитал уходить туда, где для
него созданы льготные условия. Еще одно условие успеха экономики –
справедливая
налоговая система. Другими словами,
предприниматели хотят, чтобы она была понятной,
прозрачной, справедливой, позволяющей после
уплаты платежей иметь достаточно средств для
продолжения бизнеса. К сожалению, этого пока нет,
хотя реформа уже идет. В результате появляются
новые препятствия, которые серьезно
дискредитируют саму идею налоговых
преобразований. Регионы как “локомотивы” экономического
роста
На форуме четко прозвучала мысль и о том, что
Россия – федеративное государство, и в нем
должен существовать
реальный бюджетный
федерализм, а сам бюджет обязан быть
прозрачным, понятным и подконтрольным обществу,
сбалансированным на всех уровнях управления.
Если нынешняя практика пересмотра основных
параметров, формирующих доходы и расходы страны,
регионов и муниципальных образований будет
продолжаться, то последовательная экономическая
политика станет невозможной. Страна нуждается в
долгосрочных ориентирах и ее граждане вправе
знать национальные приоритеты. Еще одно препятствие на пути к цивилизованному
рынку – слабая
защищенность бизнеса от
произвола чиновников, призванных, казалось бы,
строго исполнять принимаемые законы и
нормативные акты, а на деле зачастую лоббирующих
лишь избранные фирмы. Поэтому деятельность
администрации должна быть прозрачной,
подотчетной обществу, а предприниматель –
защищен не только законом, но и всей судебной,
правоохранительной системой. К сожалению,
практика применения правовых норм и наш
исторический менталитет порой ставят
предпринимателя в отношение подчиненности к
бюрократу. Высказаны предложения о
повышении роли
регионов в стратегическом развитии страны. К
сожалению, недавние изменения в налоговом
законодательстве говорят, что возможности
субъектов РФ в этом плане не увеличиваются, а в
какой-то мере даже сужаются, заявил глава
Республики Мордовия
Н.Меркушкин. Государство
должно усилить свою роль в таких областях, как
наука, образование, культура, правопорядок. Но в
организации производственного процесса,
развитии экономики эта роль должна быть особенно
значимой и максимально продуманной. Лидер Мордовии рассказал, что в республике уже
несколько лет действуют правила, дающие
территориям свободу действий в области
экономики и предпринимательства, по своему
усмотрению использовать заработанные средства.
Но подобное перераспределение полномочий между
центром, регионами и местным самоуправлением
должно быть закреплено на федеральном уровне. На
это указывает, в частности, опыт Китая, где
развитые
регионы получают новые инвестиции и становятся
“локомотивами”, которые тянут за собой
национальную экономику. Этой же цели способствует
межрегиональная
конкуренция. И если центр такое соперничество
не станет глушить, а умело регулировать, этот
механизм может дать значительный эффект. В республике также жестко распределены
полномочия
по уровням властей. Многоступенчатый характер
имеет и бюджет – от республиканского и районного
до сельского и поселкового. Муниципальным
образованиям переданы многие республиканские
налоги – подоходный, с продаж, на имущество,
акциз и т.д. Установлен порядок, при котором
аграрные районы заинтересованы в производстве
сырья для промышленности, получая от его
переработки свою долю дохода. Зарплата
чиновников также напрямую зависит от объемов
прибыли подведомственных предприятий. В
результате доходы активных менеджеров выросли в
несколько раз. А если территория полностью
выполнила свои обязательства перед государством
и заработала при этом средства для капитальных
вложений, то на каждый рубль собственных
инвестиций выделяется встречный рубль из
республиканского бюджета. Трансферт также
выдается в зависимости от суммы, заработанной
территорией. Благодаря этому местные органы
власти значительно активизировали свою
деятельность и в значительной степени уже
обходятся собственными ресурсами, не уповая на
помощь центра, что в прошлые годы было обычным
явлением. Для предприятий также установлены
долгосрочные
бюджетные нормативы,
составляющие в год в среднем 7% роста. Если этот
показатель превышается, то до 70% налогов,
положенных для отчисления в республиканский
бюджет, остаются предприятиям на развитие. Такой
подход позволил республике уже ряд лет иметь
стабильный промышленный рост. В 1997 г. он
составил 8%, в трудном 1998 г. – 4, в 1999 г. – 16, а в
2000 г. – уже 22%. Таким образом, промышленный
потенциал Мордовии за 4 года увеличился на 54%. *** На форуме приводились примеры успешного
осуществления долговременных стратегий в
зарубежных странах. И если, скажем, Япония в
значительно более тяжелых условиях военного
поражения и оккупации смогла добиться
“экономического чуда”, то у России тем более
есть все шансы для такого рывка. За нами успешный
опыт прошлого плюс огромные интеллектуальные и
природные ресурсы. |