Номер 4/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Подготовка специалистов по управлению


О президентской программе подготовки управленческих кадров

АНДРЕЙ КОЧЕТКОВ
доктор технических наук, профессор Саратовского технического университета
ЭМИЛЬ ШИРЗАДОВ
участник программы
(Россия)


• Участие Германии в реализации инициативы Президента Российской Федерации отличается пониманием важности поставленной цели
• Удалось заложить основы формирования новой интеллектуальной среды, способной сгенерировать оздоровление экономической системы
в России

Ежегодно, начиная с 1998 г., в рамках президентской программы, действующей на основании Указа Президента РФ от 23 июля 1997 г. № 774 “О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации”, более 5 тыс. молодых специалистов проходят переподготовку и повышение квалификации в 86 ведущих российских вузах по специальностям: менеджмент, маркетинг, финансы и кредит.

На 24 января 2000 г. 2 741 молодой российский менеджер прошел зарубежную стажировку в 14 ведущих странах мира – США, Германии, Великобритании, Франции, Японии, Австралии и др. Проведение стажировки (проживание, питание, стипендия) финансируется из средств технической (иностранной) помощи и займов зарубежных стран и международных организаций. Наибольший интерес к программе проявила Германия, согласившись принимать до 1 тыс. практикантов в год. В 1999 г. вклад германской стороны в программу превысил 9 млн немецких марок.

Цель программы – создание федерального резерва высококвалифицированных, компетентных руководителей для всех отраслей российской экономики – продиктована необходимостью и неизбежностью перехода России к новой внутренней государственной политике сосредоточения сил для вывода страны из системного кризиса.

К настоящему времени конкурсный отбор кандидатов осуществляют 77 региональных комиссий, созданных при областных, краевых и других административных центрах под общим руководством федеральной Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. Соискатели должны иметь высшее образование, знание иностранного языка, опыт руководящей работы не менее одного года. На первом этапе конкурсанты проходят собеседование с приглашенными для участия в работе региональных комиссий руководителями крупных предприятий и психологами на предмет определения уровней компетенции и мотивации, тестируются специалистами на знание иностранного языка и основ менеджмента.

В настоящее время программа состоит из двух этапов: теоретической подготовки в России и практики – зарубежной стажировки сроком от 1 до 6 месяцев.

Объем учебной программы в российском вузе – более 500 ч. (включая подготовку по иностранному языку) с обязательными зачетами, экзаменами и защитой выпускной работы. Успешно прошедшим теоретический этап выдаются дипломы государственного образца с правом профессиональной деятельности по выбранной новой специальности.

Зарубежная стажировка необязательна для получения диплома, но имеет важное значение как мотивирующий фактор для участия в программе и предоставляет уникальную возможность перейти на качественно новый уровень развития. Цель стажировки – познакомиться с особенностями рынка развитых стран, современными технологиями управления предприятием, найти зарубежных партнеров.

По пилотным проектам к стажировке за рубежом допускаются руководители с наиболее высоким уровнем мотивации, не требующие дополнительной подготовки по специальным предметам и иностранному языку.


Внутренний мониторинг


Группа практикантов в составе 21 представителя регионов Поволжья (гг. Казань, Нижний Новгород, Саратов, Волгоград) и юга России (г.Ростов-на-Дону, Ставропольский и Краснодарский края, Дагестан, Северная Осетия), предприятий химической промышленности, строительства, сельского хозяйства, фармакологии, газовой службы, коммунального хозяйства и других находилась на стажировке в Германии с 20 октября 1999 г. по 7 апреля 2000 г.

Авторам показалось полезным обобщить личный опыт и наблюдения над жизнью группы в ФРГ.

Участие Германии в программе отличается пониманием важности поставленной цели. Независимо от расходов немецкая сторона делает упор на качество знаний. Приоритет имеют группы с 3-х и 6-месячным пребыванием. Замечено, что период адаптации, в частности языковой, к новой среде занимает около 60 дней и в наиболее выгодном положении действительно оказываются 6-месячные группы.

Общество Карла Дуйсберга, ответственное за организацию образовательных программ для иностранцев в Германии, в рамках данной программы работает с 12 учебными центрами на территории страны. Интересен опыт работы с российскими практикантами консорциума BZM/GZB (объединение Учебного центра на Мюггельзее под руководством Х-Й.Кнаупе и Общества обучения профессиям будущего под руководством Р.Дэво) в Берлине.

Профессорско-преподавательский состав консорциума отличается высоким уровнем компетенции и глубиной понимания российских проблем. Взаимоотношения с практикантами строились с учетом индивидуальных особенностей каждого.

Условия пребывания обеспечивались по принципу “равный с равными”. Финансовая поддержка позволяла чувствовать себя независимо, несмотря на высокий уровень потребительских расходов. Первое время с учетом периода адаптации преобладали учебные и культурные мероприятия. Собственно стажировке на немецких предприятиях отводилось 4 мес.

К основным пунктам учебной программы относились лекционные и семинарские занятия, встречи с руководителями успешно развивающихся предприятий, компьютерные игры по менеджменту, освоение экономического немецкого языка, экскурсии на предприятия ФРГ, в частности завод “Фольксваген”, крупнейший в Европе карьер бурого угля и тепловую электростанцию под Котбусом, газоснабжающую фирму “Газаг” и Гамбургский энергетический концерн, участие в европейских международных выставках, например “Европартнериат” и “Грюне Вохе”.

Культурная программа стажировки в Берлине включала поездки в Дрезденскую национальную галерею, на Майсенскую фарфоровую мануфактуру, культурные центры Ганновера и Гамбурга, берлинские музеи мирового значения (Пергамон и Египетский), мемориальные комплексы, в том числе Трептов парк, Потсдамский дворец Сан-Суси и др.

Слушатели приглашались на приемы в Посольство РФ в ФРГ и общественные российско-германские встречи, давали интервью немецким газетам.

Коллектив консоциума ставил своей задачей содействие максимальному достижению целей стажировки, указанных практикантами в анкетах и согласованных с российскими предприятиями. При этом использовались не только официальные возможности учебного центра, но и личные связи и авторитет сотрудников. За редким исключением практиканты не знали заранее, на какое немецкое предприятие попадут, и руководство консорциума решало проблему на месте так, чтобы добиться стажировки в наиболее известном, ведущем в отрасли предприятии, ориентированном на активную работу с Россией.

На всех немецких предприятиях проводилось косвенное тестирование стажеров на открытость, адаптируемость и умение работать в коллективе, оценивалась их позиция при участии в деловых переговорах со стороны немецкой фирмы. Иногда проверялись навыки вождения автомобиля и всегда – уровень общения с компьютером. Доступ к информации практически не ограничивался, кроме имеющей отношение к закрытым технологиям и частной жизни. Условия языкового общения оговаривались заранее: многие немцы восточной части Германии владеют русским языком, но для лучшей тренировки практикантов пользовались им редко.

Учитывалась тактика поведения на предприятии, более эффективной оказались сдержанность на начальном этапе с постепенным наращиванием активности. Все практиканты продемонстрировали высокую степень обучаемости и воспроизводства полученных знаний, чем заслужили искреннее уважение немецких коллег.

К концу нашей практики повысился интерес предприятий ФРГ к организации на них стажировок российских практикантов и желание последующей совместной работы. На этом фоне с сожалением приходится признать отсутствие в настоящее время реальных возможностей привлечь немецкие предприятия на российский рынок. Прошлый негативный опыт деловых отношений, августовский финансовый кризис 1998 г., неблагоприятная экономическая среда стали барьером на пути взаимовыгодного сотрудничества. Есть, правда, примеры удачной реализации инвестиционных замыслов в отдельных регионах России, на территории Белоруссии, Украины и других республик бывшего Советского Союза.


Перспективы реализации программы


Период нынешних российско-германских отношений можно назвать периодом ожидания. Какие пути найдет Россия, чтобы выйти из депрессии в экономике? Западные партнеры учитывают теперь не только скрытые возможности нашего рынка, но и подстерегающие их опасности. Российские предприниматели упустили первоначальные преимущества и самое главное время. Остается надеяться на доставшийся дорогой ценой опыт и общий настрой на тяжелый труд и будущие результаты.

Выделяется внешнеэкономическая политика ФРГ, рассчитанная на перспективу. Индикатором улучшения экономической ситуации в России станет улучшение контактов на уровне средних и малых предприятий. Именно они составляют основу экономики любой страны, и именно они больше всех пострадали в результате августовского кризиса 1998 г. Президентская программа работает на включение этих слоев российского предпринимательства в мировую экономику, они лучше политиков смогут решить многие государственные проблемы и защитить государственные интересы.

На этом фоне очень эффективной может быть работа участников программы, специалистов, доказавших свою состоятельность на всех этапах отбора и подготовки управленческих кадров. Они добились главного – сумели адаптироваться и заслужить уважение западных деловых людей, показали высокий уровень самоорганизации и способность принимать взвешенные решения, научились добывать нужную информацию и работать с ней. В стажерах немецкие предприниматели увидели будущих равноправных партнеров. Главная заслуга президентской инициативы в том, что ей удалось заложить основы формирования новой интеллектуальной среды, реально способной сгенерировать оздоровление экономической ситуации в России.

Часто приходится слышать, что решающим фактором участия в стажировке для многих была попытка уйти от частных проблем, поправить свое материальное положение за счет ожидаемой стипендии. Подобное мнение не выдерживает критики. Средняя продолжительность участия в программе от подачи первого заявления до возвращения из 6-месячной стажировки – два года. Большая часть этого времени проводится вне дома и требует значительных затрат. Обучение в российском вузе финансируется государством, но остальные расходы покрываются в основном за счет собственных средств. У некоторых руководителей возникает желание избавиться от излишне активных выпускников программы. Реакция близких из-за отсутствия ясных и гарантированных перспектив тоже неоднозначна.

Мотивированность участия в программе определялась как систематическими, так и случайными факторами:

потребностью в новых профессиональных знаниях, навыках и контактах;

стремлением повысить свою стоимость на рынке рабочей силы;

желанием серьезного изучения языка в общении с его носителями.

Случайность во многом определяется различиями в возрасте и сферах производственной деятельности, образованием, интересами предприятия, общим состоянием дел в регионе, национальным менталитетом.

Успех президентской программы зависит от качества преподавания, дисциплины и активности ее участников. Характерно, что не было стремления к формированию дистанции “профессор-студент”. Многие выпускники продолжают поддерживать связь со своими преподавателями. Есть трудности в повторном через много лет изучении иностранного языка. По нашему мнению, необходима интенсивная нагрузка (120 ч) на начальном этапе подготовки и 30 ч закрепления по теме “Самопрезентация”.

Во время стажировки наблюдались серьезные различия в скорости и уровнях общения. Можно условно выделить слушателей “филологов” (с базовым филологическим образованием) и “специалистов”. Первые на начальном этапе практики существенно обходят “специалистов” в знании языка и продвинутой коммуникативности. Позже заметен значительный рост качества общения, общей энергетики последних.

На наш взгляд, функционирование программы обеспечивают преемственность и историческое мышление, гибкость и адаптивность, слабая зависимость от случайных факторов и параметров, мониторинг и управляемость, наличие обратных связей.

В условиях зарубежной стажировки в качестве локальных и перспективных могут быть следующие направления:

мониторинг текущего тестирования по индикативным параметрам, определяющим уровень настроения и среды, общей энергетики (психологической и физической усталости) группы;

поощрение индивидуальных результатов;

предупреждение стрессов путем организации дополнительных мероприятий или деловых экскурсий;

тестирование и выявление участников программы, не ориентированных на эффективную работу в коллективе и с явными карьерными устремлениями. Организация для них практики в отрыве от остальной группы.

Для российской части теоретической подготовки предусматриваются:

возможность участия выпускников программы при отборе конкурсантов;

чтение обзорных курсов по материалам предыдущих стажировок;

формирование малых групп, ориентированных на определенные страны (например, ФРГ).

Основным недостатком всей программы подготовки управленческих кадров, по нашему мнению, является слабая организация обратной связи с ее участниками после завершения последнего этапа – стажировки за рубежом.

В ходе длительных обсуждений возникло предложение о создании консалтинговой и проектной ассоциации стажеров по внешнеэкономическим связям с ФРГ, получение сертификатов TUV (органа стандартизации ФРГ) на проведение консалтинговых работ.

Находит поддержку идея создания сайта в Интернете при участии стажеров программы, посольства России в ФРГ, упомянутой федеральной Комиссии, Консорциума BZM/GZB, Общества Карла Дуйсберга и других заинтересованных сторон. Уровень организации сайта, как и степень его эффективности, могут быть различными. Предполагается, что на нескольких языках будет храниться информация от стажеров с предложениями для сотрудничества. Адрес сайта будет находиться на сайтах участников программы. На наш взгляд, сайт необходимо курировать информационным подразделением федеральной Комиссии по организации подготовки управленческих кадров, но должна быть предусмотрена возможность его обновления всеми участниками. Обязательным условием является реклама в средствах массовой информации.

Общий анализ имеющейся прямой и косвенной информации, корректировка целей и изменение имиджа участников программы отразились в идее системного подхода к развитию своих предприятий. Необходимо ставить вопрос об эффективном использовании частных результатов, полученного опыта при формировании экономических программ устойчивого развития регионов по заказам руководителей территориальных образований всех уровней.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz