Устойчивость экономического
подъема в СШАЛОУРЕНС Р. КЛЕЙН лауреат Нобелевской премии в области
экономики, почетный профессор Пенсильванского
университета (США)
• Дефицитность рынка труда, резкое повышение
цен на финансовые активы, расцвет
предпринимательской активности в области новых
технологий, низкий уровень инфляции и подъем
уровня жизни – все это характеризует экономику
США сегодня • В современной теории экономических циклов
недостаточно внимания уделяется роли
“дивиденда Мира” • В настоящее время экономика продолжает расти,
хотя и более низкими темпами
Подъем в экономике США, начавшийся после
окончания войны в Персидском заливе в 1991 г.,
продолжается. Он послужил важнейшим фактором
оживления во многих регионах земного шара.
Некоторые специалисты на данном основании
утверждают, что сегодня США являются
локомотивом, причем единственным, для всей
мировой экономики (или по крайней мере для тех ее
частей, которые нуждаются во внешнем стимуле).
Это, безусловно, преувеличение, хотя нет
сомнения, что многие страны полагаются на
американскую экономику как на инициатора и
ускорителя прогресса в собственном развитии. Сейчас, как мне кажется, важно получить
представление о том, чего можно ожидать в
ближайшем будущем и каковы могут быть
последствия смены фазы экономического цикла в
США.
Экономика США в 90-е годы
Для перспективного взгляда полезно напомнить
некоторые факторы американского подъема,
проанализировать их наличие или отсутствие в
настоящее время, рассмотреть основные
среднесрочные проблемы. Цены на нефть после роста, обусловленного
вторжением Ирака в Кувейт в 1991 г., стали
постепенно снижаться. Администрация США
получила, но на короткий период, ярко выраженное
одобрение своего военного успеха. Однако такая
ситуация сама по себе не могла продолжаться
долго. Экономическое оживление после спада 1990 г.
не было вполне удовлетворительным, особенно с
точки зрения улучшения положения на рынке труда.
И хотя Федеральная резервная система (ФРС)
предприняла значительные усилия по
стимулированию экономики, но вся ее политика
была сконцентрирована на снижении краткосрочных
процентных ставок. Она не контролировала кривую
доходности и не смогла учесть изменения
технологии функционирования финансовых рынков.
Даже сейчас, в 2000 г., еще далеко до установления
необходимого контроля в названной сфере, что же
касается начала 90-х годов, то бюджетно-налоговая
политика тогда фактически не использовалась
из-за значительного внутреннего дефицита. Современная история экономических циклов
неоднократно подвергалась тщательному анализу,
однако при этом не было уделено достаточного
внимания роли
“дивиденда Мира”, особенно в
США. Когда в 1992-1993 гг. намерения американской
администрации относительно крупного сокращения
вооруженных сил и оборонных расходов после
окончания холодной войны, а также сдерживания
других затрат стали очевидными, рынки облигаций
прореагировали вполне благоприятно. Это привело
к тому, чего не могла сделать ФРС, а именно к
снижению средне- и долгосрочных процентных
ставок. Последнее и стало американским
“дивидендом Мира”, который был распределен
среди населения страны через подъем экономики,
хорошо отреагировавшей на перспективные и
фактические сокращения дефицита. Итак, “дивиденд Мира” принял форму более
низких процентных ставок в спектре доходности.
Это произошло несмотря на предшествовавшую
попытку ФРС поднять краткосрочные ставки из-за
неблагоприятных прогнозов выносливости
экономики в условиях циклического подъема. К
счастью, председатель совета управляющих ФРС
Гринспен раньше своих коллег осознал, что
“ограничение скорости” для экономики может
быть повышено без ущерба для безопасности. Немаловажными достижениями стали также
приведение рынка труда к состоянию практически
полной занятости и повышение производительности
до уровня, при котором можно было не опасаться
серьезного инфляционного давления. В то же время
достаточно высоких показателей достигли прибыли
предприятий. И хотя неравномерность
распределения доходов и богатства усилилась, в
экономике царило процветание, несущее благо
большинству групп населения. Выгоду получили
даже беднейшие слои. Дефицит федерального бюджета не только
сократился, но превратился в профицит (активное
сальдо). Более низкие процентные ставки означали
сокращение государственных процентных платежей,
а экономическое благополучие генерировало
хорошие налоговые поступления. Также
уменьшились многие трансфертные платежи.
Встроенные стабилизаторы очень хорошо работали
в направлении превращения пассивных сальдо в
активные, что и произошло в конечном счете не
только с федеральным, но и с бюджетами штатов и
местных органов власти.
Каково нынешнее состояние экономики США?
Дефицитность рынка труда, резкое повышение цен
на финансовые активы, бум предпринимательства в
области новых технологий, низкий уровень
инфляции и всеобщее процветание – все это
характеризует экономику США в настоящий момент.
Однако такой перечень благоприятных
характеристик не означает, что ситуация свободна
от трудностей. Существует ряд серьезных факторов
неопределенности, и для продолжения “хороших
времен” чрезвычайно важна мудрая политика. В начале оживления ФРС и министерство финансов
не сделали тщательного и перспективного анализа,
но за последние три-четыре года данная работа
значительно улучшилась. Теперь они пытаются
проводить политику, направленную на постепенное
замедление темпов роста, некоторое увеличение
уровня безработицы и сдерживание кривой
инфляции. Они стремятся организовать “мягкую
посадку” и, кажется, пока имеют в этом некоторый
успех. Сегодня среди специалистов весьма
распространены взгляды, которые в общих чертах
сводятся к следующему: попытки замедлить движение американской
экономики с помощью политики всегда
заканчиваются спадом; согласно точке зрения, возникшей еще во времена
послевоенного реконверсионного планирования,
ползучая инфляция всегда превращается в
галопирующую; фондовый рынок США имеет конфигурацию мыльного
пузыря, а он лопается; чрезвычайно высокий дефицит текущего
платежного баланса всегда ведет к значительному
обесценению валюты; в тот или иной момент вступает в силу закон
экономического цикла, и фаза подъема сменяется
фазами ухудшения конъюнктуры и спада. Комментируя эти положения, следует признать,
что уже есть признаки замедления подъема. Так,
четвертый квартал 1999 г. характеризовался очень
высокими показателями, что было вызвано в
определенной мере факторами конечного
потребления и превентивного создания запасов
из-за опасения компьютерных сбоев в связи с
проблемой 2000 г. Однако компьютерная проблема не
возникла, а излишние запасы были накоплены
(конечно, они постепенно вырабатываются). Как
следствие, в первой половине 2000 г. темпы роста
реального ВВП были все еще высокими, но
существенно ниже уровня четвертого квартала 1999
г. Замедление началось, но, вероятно, не в тех
масштабах, которых желал соответствующий
комитет ФРС. Поэтому в 2001 г. возникнет вопрос об
ужесточении кредитно-денежной политики. А вот
крупнейший компонент ВВП – потребительские
расходы – демонстрирует ощутимое сокращение. Означает ли любой рост цен ускорение экономики?
Обычно обращают взгляд к 70-м годам, когда темпы
роста достигали чуть ли не 15%. Но с точки зрения
долгосрочного эконометрического анализа, то
десятилетие дало много весьма резких отклонений
статистических показателей, которые сегодня в
среднесрочной перспективе учитывать не следует.
В те годы два нефтяных шока и реакция
американского общества на меры по стабилизации
спроса способствовали общему снижению темпов
роста производительности (не только в США, но и в
других странах). Нынешние обстоятельства
совершенно иные. Так, производительность,
вклиниваясь между ростом стоимости факторов
производства (особенно заработной платы) и
ценами, имеет чрезвычайно большое значение для
сдерживания инфляции в состоянии, определяемом
как ползучая в отличие от галопирующей. На американском фондовом рынке начался процесс
существенной стабилизации, урегулирования цен и
частичного сжатия мыльного пузыря без его
взрыва. Он происходил на протяжении большей
части 2000 г. Прогнозирование фондового рынка
коварно и подвержено значительным ошибкам. Но
вовсе не обязательно, что каждый пузырь лопается. Сохранение твердости валюты в условиях
крупного дефицита текущего платежного баланса –
явление необычное. Но с другой стороны, для
мирового сообщества инвесторов альтернативные
возможности сравнительно надежного и
прибыльного вложения капитала невелики.
Западная Европа придерживается жестко
ограничительной политики финансовой
консолидации в целях выполнения требований
Маастрихтского договора. Азиатские инвестиции
после 1997 г. выглядят относительно рискованными.
Вложения в Латинской Америке оказались под
ударом в 1994 и 1998 гг., а в ряде других регионов
испытывают трудности в настоящее время.
Переходные экономики считаются пока очень
ненадежными объектами для инвестирования. В
частности, российский дефолт в августе 1998 г.
заставил инвесторов искать убежище на
финансовых рынках США, тем самым помогая
последним покрыть дефицит текущего платежного
баланса и укрепляя доллар. В настоящее время в американском подъеме
наступило затишье – экономика продолжает расти,
хотя и более низкими темпами. Он может быть
остановлен еще большим замедлением
потребительских расходов и инвестиций в
жилищное строительство. Это два сектора, где
ужесточение кредитной политики ФРС было
ощутимым. Активность венчурного капитала
сохраняется, но не в столь обширных масштабах,
как в предшествовавшие несколько лет. Окончание
подъема может породить
социально-психологическую проблему. Дело в том,
что последние годы многие американские семьи
полагались на доходы от прироста капитала,
опционы, займы и другие рискованные источники
средств, а не на собственные сбережения. При
смене фазы цикла, чтобы спокойно остаться на
плаву, им необходимо изменить модель поведения.
Альтернативы мягкой посадке
Хотя в США тщательно разработано несколько
сценариев рецессии, важно исследовать и
некоторые альтернативные варианты. Так,
прогнозы, построенные с помощью моделей с
6-месячной перспективой, не дают указаний на
начало экономического спада. Однако многие
заявляют о его неизбежности, поскольку закон
экономического цикла имеет твердые основания. В конце концов США перестанут быть
единственным или доминирующим локомотивом
мировой экономики. Западная Европа и Япония
начнут развиваться энергичнее и присоединятся к
Штатам в расширении инновационных инвестиций.
Причем, думается, выигрыш в производительности
за счет новых технологий разделит еще более
широкий круг стран (в том числе небольшие и
развивающиеся), но ведущие европейские
государства и Япония должны войти в их число уже
в ближайшем будущем. В условиях более равномерного распределения
благоприятных возможностей для инвестиций
доллар утратит свои нынешние позиции. Это
послужит еще одним фактором замедления
экономики США, поскольку уменьшит давление на
уровень цен и ФРС будет реагировать дальнейшими
повышениями процентной ставки. Данные меры
вызовут негативную реакцию на американских
рынках акций, снижая существовавший последние
годы уровень доходов на прирост капитала и даже
превращая многие доходы в убытки. И может
наступить момент, когда американцы, не имеющие
сбережений, ощутят внезапный рост цен. На курсы акций будет оказывать давление не
только уход инвесторов на альтернативные рынки,
но и более низкий уровень прибылей в США. В
периоды наивысшего подъема рынка акций
увеличение их курса выражалось двузначными
цифрами. В настоящее время американские компании
в этом плане испытывают значительные трудности.
Согласно данным министерства торговли США,
учитывающим переоценку стоимости активов и
погашение опционов, налицо снижение темпов роста
прибыли. Возможно, данные показатели ограничатся
5-10%. При спаде динамика прибыли станет
отрицательной, и это может еще более ослабить
рынок акций. Поскольку в 2000 г. президентскую гонку выиграл
республиканский кандидат Джордж У. Буш, можно
ожидать довольно значительных изменений в
экономической политике. В частности, намечается
существенное снижение налогов, вероятно столь же
крупное, как при администрации Рейгана в 1981-1983 гг.
Конечно, трансформация налоговой системы будет
зависеть и от позиции Конгресса. Кроме того, и вновь избранный президент и
общественное мнение выступают за увеличение
военных расходов. Реализация мер в этом
направлении не только повернет тенденцию вспять,
но и отправит в отставку “дивиденд Мира”,
сыгравший важную роль в обеспечении
полнокровности и длительности текущего
экономического подъема. Конечно, увеличение
численности вооруженных сил, затрат на их
содержание, новую технику и оборудование может
дать позитивный, но краткосрочный результат
(который можно назвать эффектом
“милитаристского кейнсианства”). Это в
сочетании со снижением налогов послужит для
экономики антициклическим средством. Если в ближайший год подъем экономики США
продолжится, вероятность серьезного спада
сомнительна. Возможно будет иметь место
медленный рост, за которым последует
антициклическая финансово-бюджетная политика в
виде снижения налогов и увеличения
государственных расходов, но все это не
складывается в параметры серьезного спада. На ситуацию окажут влияние и другие
политические факторы, но, по всей видимости, их
последствия для усиления спада не будут
значительными. В частности, нельзя исключить
некоторого падения конъюнктуры, однако в
ближайшие два года оно не должно быть серьезным.
В более отдаленной перспективе многое зависит от
направлений политики новой администрации США. *** В завершение несколько кратких замечаний,
связанных с изменениями в статистической
отчетности (структуре национальных счетов США).
Сначала о
внешних
влияниях. Снижение
показателей уровня и динамики цен (т.е. темпов
инфляции) является отчасти результатом
улучшения качества отчетности, что во многом
обусловлено совершенствованием компьютеров. В
видимость падения инфляции внесли свой вклад и
другие моменты, к которым я отношусь менее
благоприятно. Основное же
концептуальное
изменение состояло в учете ряда нематериальных
затрат предприятий как капиталовложений (в
человеческий капитал), что послужило в пользу
тенденции увеличения темпов роста текущих
прибылей и производительности. В целом различные изменения влияли на
показатели фактических и потенциальных темпов
роста экономики США в сторону их повышения и
несомненно отразились на оценках официальных
лиц ФРС и министерства финансов относительно
желаемых и достижимых показателей, в том числе и
производительности. |