Еще недавно многие аналитики
предсказывали Польше резкий хозяйственный спад,
обосновывая свои расчеты небывалым наводнением,
обрушившимся в 1997 г. на Европу, и мировым финансовым
кризисом. Но этот прогноз не оправдался. Напротив, в 1997 г. ВВП страны
увеличился на 6,9%, а в 1998 г. его объем, по
предварительным данным, вырос еще примерно на 5%,
причем этот процесс происходил в условиях снижения
уровня инфляции и безработицы при росте реальных
доходов населения и ассигнований на
соцобеспечение. Какие экономические меры
способствовали такому успеху? Где страна нашла
инвестиции для подъема? Какова роль государства
в регулировании экономических процессов? Об этом
поделился мнением с корреспондентом журнала
Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики
Польша в РФ АНДЖЕЙ ЗАЛУЦКИЙ.
Польша: 10
лет трансформации
Государство и реформы
Успехи социально-экономического развития мы
напрямую связываем с трансформацией польского
общества, начавшейся в 1989 г., когда в результате
соглашения между правящими силами и оппозицией
произошло возвращение к системе, действующей в
подавляющем большинстве промышленно развитых
стран мира. В сфере политики – это парламентская
демократия, в области экономики – современные
рыночные отношения при минимальном
государственном регулировании происходящих
процессов. В этих условиях задача государства сводилась к
одному: оно обязано создать необходимые
политические и правовые условия для
хозяйственной деятельности всех ее субъектов,
независимо от формы собственности, при
минимальном своем вмешательстве. Реализуя эту
задачу, высшие государственные органы власти –
Президент, Совет Министров, Сейм и Сенат – уже с
начала 90-х годов предприняли ряд мер, в
результате которых были созданы механизмы,
позволившие перейти от
планово-распределительной системы управления
народным хозяйством к его рыночному
регулированию. В числе первых были приняты
документы, определяющие юридические основы
ведения хозяйственной деятельности: Гражданский
кодекс и Закон “О хозяйственной деятельности”,
разработаны и введены в действие трудовое право,
налоговая и таможенная системы. На вооружение
также взяты многие правовые акты, действовавшие
в стране до второй мировой войны. Среди них –
Торговый кодекс, утвержденный Президентом РП в
1934 г., распоряжения Президента РП “О
банкротстве” (1936 г.), “О процедуре переговоров”
(1934 г.) и др. Эти законодательные акты в Польше определяют
простые и универсальные
принципы
хозяйственной деятельности.
Важнейшими из
них являются свобода выбора хозяйственной
деятельности, равенство государственных и
частных, отечественных и иностранных
хозяйствующих субъектов, регулирование их
деятельности рыночными механизмами, снижение
уровня перераспределения ВВП государственным
бюджетом. Эти положения убедительно обоснованы с
точки зрения экономической эффективности и
права и гарантированы Конституцией РП и системой
национальных законов, идеология которых близка к
нормам демократических правовых государств. Результаты известны: после резкого спада
производства в 1990-1992 гг., вызванного перестройкой
экономики, созданием новой законодательной базы
и переобучением кадров, с 1993 г. начался
ускоренный рост ВВП и сегодня, спустя 10 лет после
начала трансформации экономики, уровень ВВП 1989 г.
превышен более чем на 17% (табл. 1). Для сравнения
скажем, что в благополучных странах Западной
Европы за эти же годы ВВП увеличился на 5-7%, в
Белоруссии и Эстонии – на 9%, а в ряде стран
Восточной Европы даже снизился. Мощным фактором развития страны стал экспорт,
который позднее был поддержан внутренними и
внешними капиталовложениями и потребительскими
расходами. Примечательно, что в последние годы
рост происходит в условиях ограничения инфляции
и безработицы.
Источники экономического развития
Характерная черта трансформации в Польше –
быстрое увеличение количества
частных фирм,
которых сейчас насчитывается (без физических лиц
и частных обществ) более 250 тыс. – на 61% больше, чем
в конце 1992 г. За это же время число
государственных предприятий сократилось
наполовину – до 3,6 тыс. Благодаря высокой
мобильности и учета конъюнктуры рынка, возросшей
производительности труда частные предприятия
только за один год смогли увеличить свою долю в
проданной промышленной продукции с 52,4 до 63%. К
слову сказать, 85% польского экспорта в Россию
также обеспечивают частные фирмы. Среди других важнейших факторов, повлиявших на
ВВП, стали рост промышленного и
строительно-монтажного производства и развитие
сектора обслуживания. В частности, объем
реализованной промышленной продукции на
предприятиях, в которых занято 5 и более человек,
в 1998 г. увеличился на 8,4%, выполненных
строительно-монтажных работ – почти на 17, а
стоимость рыночных услуг – на 4,8%. Увеличению объемов производства, прежде всего
изделий глубокой переработки, способствовало
оживление спроса. При этом важное значение имели
два фактора.
Во-первых,
наращивание объемов
производства было достигнуто главным образом в
результате роста производительности труда,
которая в 1998 г. была на 9% выше, чем в 1997 г., при
снижении занятости на 0,4%.
Во-вторых,
наибольшего успеха добились наукоемкие отрасли.
Так, производство радио- и телекоммуникационного
оборудования выросло на 38,7%, изделий из металла
(за исключением машин и оборудования) – на 28,2,
автотранспортных средств – на 26, резиновых и
пластмассовых изделий – на 22,2%. Таблица 1
Главные экономические показатели
развития РП в 1993-1998 гг.
| 1993 г.
| 1994 г.
| 1995 г.
| 1996 г.
| 1997 г.
| 1998 г.*
| Валовой внутренний продукт**
| 3,8
| 5,2
| 7,0
| 6,1
| 6,9
| 5,0
| Индивидуальное потребление**
| 5,2
| 4,3
| 3,6
| 8,7
| 7,0
| 4,9
| Инвестиции в основные средства**
| 2,9
| 9,2
| 16,9
| 20,6
| 21,9
| 20,0
| Экспорт**
| -1,1
| 18,3
| 16,7
| 9,7
| 13,7
| 12,0
| Цены потребительских товаров и услуг**
| 35,3
| 32,2
| 27,8
| 19,9
| 14,9
| 9,7
| Доля бюджетного дефицита в ВВП***
| 2,8
| 2,7
| 2,7
| 2,5
| 1,4
| 1,1
| Норма безработицы в конце года***
| 16,4
| 16,0
| 14,9
| 13,2
| 10,5
| 9,4
| Соотношение между валютной задолженностью
и поступлениями от экспорта (кратности)
| 3,5
| 2,5
| 1,9
| 1,7
| 1,6
| –
| *Предварительные данные **Рост в % ***Доля в %.
Приоритеты аграрной политики
В нашей стране, где свыше 60% территории занимают
сельскохозяйственные угодья, а в сельской
местности проживают около 15 млн человек – 38%
населения, эффективная
аграрная политика
имеет приоритетное значение. Учитывая это, на
рубеже 80-90-х гг. был принят ряд законов о
распоряжении землями и сельскохозяйственной
недвижимостью Государственной казны. В
соответствии с этими актами право на землю в
Польше может быть реализовано в трех формах: в
виде собственности, вечного пользования (на 99 лет
с возможностью его продления на следующие 45 лет),
а также пользования или земельного сервитута. Распоряжаться сельскохозяйственной
собственностью Государственной казны поручено
специальному Агентству, в ведение которого
перешли сельхозугодья и имущество бывших
госсельхозов и Государственного земельного
фонда – всего около 4,5 млн га. По желанию клиента
Агентство может продать землю в собственность
или сдать в аренду на определенное время,
предложить ее обществам в качестве своей доли
или отдать на конкретный срок администраторам и
управляющим для ведения хозяйства. Продажа, передача в вечное пользование или
аренда недвижимости, являющейся общенародной
собственностью, требует заключения договора с
победителем тендера, принципы которого
определяет министр сельского хозяйства по
согласованию с министром финансов. Для
иностранца условия сложнее: приобретение
недвижимости требует разрешения министра
внутренних дел при согласии министра обороны, а
если речь идет о сельскохозяйственной
недвижимости, то и аграрного министра. Покупать землю и имущество могут как
юридические, так и физические лица, в том числе
иностранцы. Общая же тенденция такова: 3,5 млн га
передано в аренду, в первую очередь группам
людей, которые создают общества для ведения
хозяйства; 0,5 млн га продано, а часть угодий
отдано бесплатно. Опасность, что земля будет
скуплена иностранцами, не оправдалась: до
недавнего времени они купили всего 3 тыс. га и
около 11 тыс. га купили совместные предприятия. Понятно, что при вступлении нашей страны в
Европейский Союз продовольственный сектор
подвергнется острой конкуренции, которую,
вероятнее всего, не выдержат слабые хозяйства. Но
неизбежный рост цен на продукцию аграрного
сектора, которые сейчас в ЕС выше, чем в Польше,
приведет к повышению доходов крестьян. Опасение,
что раздробленная структура нашего сельского
хозяйства не выдержит соревнования с
агрофирмами юга Европы, тоже преувеличено. Такую
же структуру имеют АПК Греции, Португалии, юга
Италии, которые уже много лет успешно работают в
рамках общеевропейского рынка.
Инвестиции на службе прогресса
Достигнутые Польшей экономические результаты
были бы невозможны без крупных внутренних и
внешних инвестиций, стимулирование которых
обеспечивается рядом законодательных актов.
Важную роль здесь сыграли законы “О
приватизации государственных предприятий” (1990
г.) и “Об обществах с участием иностранного
капитала”. В результате лишь за 1998 г. объем
капиталовложений в основные средства увеличился
примерно на 20% (табл. 2), хотя и в предыдущие годы
рост был на уровне 16-20%. Эти показатели –
следствие приватизации предприятий в
телекоммуникационном, нефтяном,
фармацевтическом, страховом и банковском
секторах, а также результат крупных капитальных
вложений в сфере моторизации, полиграфии и
торговли. В структуре капиталовложений значительно
увеличились закупки современного
технологического оборудования и расходных
материалов, что, несомненно, способствовало
реконструкции производственных мощностей, а
следовательно, и выпуску высококачественных и
конкурентоспособных товаров. В частности, в
первом полугодии 1998 г. по сравнению с тем же
периодом 1997 г. инвестиционные закупки выросли в
среднем (в текущих ценах) на 36,7%, в промышленности
– на 27%. Особенно высокая доля таких приобретений
в реализованных издержках – свыше 75% – отмечена
в издательской и полиграфической деятельности,
производстве тканей, машин и оборудования,
резиновых и пластмассовых изделий. Почти
половина закупленных материалов использована в
производстве продовольственных продуктов,
химических изделий, в энергетике. Примечательно, что в общей сумме
капиталовложений доля частного сектора за 1998 г.
выросла с 51 до 61%. Причем 59% этих средств пошло на
инвестиционные закупки, прежде всего в сфере
производства. Остальные средства использованы
на развитие торговли и ремонтные работы,
обслуживание недвижимости и фирм, транспорт,
складирование и связь.
Иностранный капитал получает льготы
С приватизационными процессами связан быстрый
прирост иностранных капиталовложений,
инвестированных в банки, производственные
предприятия, торговлю и сферу обслуживания. По
оценке Польского агентства по иностранным
инвестициям, суммарная стоимость
непосредственных вложений из-за рубежа
составила около 25 млрд долл. Причем только в 1997 г.
прибавка иностранного капитала достигла 6,6 млрд
долл., что на 10% больше, чем в рекордном до сих пор
1996 г. Примерно такая же сумма инвестиций
поступила и в 1998 г. Среди крупнейших инвесторов –
итальянский концерн Fiat и американский General Motors,
вложившие в автомобильную промышленность РП
соответственно 250 млн и 430 млн долл., британская
фирма Glaxo Wellcomt, купившая акции Познаньской
фармацевтической фабрики на 200 млн долл. По
114 млн долл. инвестировали американские фирмы
J.P.Morgan (в банковское дело) и Bresnan International Partner (в
области телекоммуникации), австрийская Kron-Wood (в
производство стройматериалов) и др. Почти 21 млрд долл., вложенных к 1997 г.
иностранными фирмами, вывели Польшу по объему
внешних инвестиций на первое место среди стран
Центральной и Восточной Европы, опередив Венгрию
(17 млрд), Россию, (9,3 млрд) и Чехию (8,2 млрд). И все же,
на наш взгляд, эти суммы, несмотря на
значительный прирост в последние три года, не
соответствуют экономическому потенциалу и
возможностям развития страны. Поэтому для
привлечения новых капиталов из-за рубежа
предпринимаются энергичные организационные,
правовые и экономические меры. Таблица 2
Динамика капиталовложений по секциям
в 1997-1998 гг. (в млн злотых)
А – январь-май 1997 г. В – январь-май 1998 г. С – динамика в %
| Капиталовложения
| В том числе инвестиционные закупки
| Всего А В С
| 14 245,8 19 807,3 139,0
| 7 599,0 10 390,4 136,7
| Промышленность А В С
| 8 628,2 11 213,4 130,0
| 4 929,4 6 259,1 127,0
| Горнодобывающая промышленность А В С
| 600,1 737,1 122,8
| 371,5 384,8 103,6
| Производственная деятельность А В С
| 5 905,2 8 285,9 140,3
| 3 793,9 5 119,5 134,9
| Снабжение электроэнергией, газом и
водой А В С
| 2 122,9 2 190,4 130,2
| 764,0 754,7 98,8
| Торговля А В С
| 1 333,3 2 064,1 154,8
| 803,3 1 131,7 140,9
| Во-первых, в стране создаются
необходимые условия для функционирования
иностранных
банков.
В частности, финансовые
учреждения имеют право учредить свое
представительство или отдел, создать банковское
акционерное общество с участием физических или
юридических лиц (до 100% капитала), вступить в уже
существующие государственные или кооперативные
банки после их преобразования в АО, выкупить до 20%
акционерного капитала польского банка или
заключить с ним стратегический союз в рамках
двойного соглашения. Благодаря таким условиям к
1998 г. иностранный капитал присутствовал в 42
банках, владея большинством долей в 28 из них. Во-вторых, иностранный капитал укрепляет свои
позиции путем участия в
совместных
предприятиях. Предпринимателей из-за рубежа
привлекают высокая экономическая эффективность
вложений, обширный рынок сбыта товаров,
доступная высококвалифицированная рабочая сила,
в целом удовлетворительная инфраструктура. Для
оказания помощи бизнесменам создано
Государственное агентство иностранных
инвестиций, которое предоставляет необходимую
информацию, указывает возможности подбора
отечественных и иностранных партнеров,
занимается обеспечением обслуживания
иностранных инвесторов и т.п. Благодаря этим
условиям число СП за последние 5 лет утроилось и
достигло 33 тыс. В-третьих, иностранные инвесторы могут также
действовать в форме
торговых обществ
– с
ограниченной ответственностью (ООО) или
акционерных (АО). Для регистрации ООО требуется
предоставление учредительного акта; заявления
членов правления о том, что денежные вклады
внесены, а неденежные будут переданы обществу с
момента регистрации; подписанного правлением
списка участников, а также размеров вкладов
каждого из них. При создании АО необходимо
представить устав общества и акт о его
учреждении, заявление всех членов правления о
том, что все выплаты за акции произведены и
гарантируется перевод денежных вкладов на
общество с момента его регистрации, а также
удостоверение о наличии разрешения и
утверждении устава соответствующими властями. В-четвертых, иностранным участникам обществ
гарантируется
трансферт прибыли
за границы
страны. Условием вывоза прибыли является
предоставление банку удостоверения, выданного
субъектом, имеющим право исследования годового
финансового отчета. За рубеж могут также
переводиться суммы, полученные от продажи или
аннулирования паев или акций в обществе, а также
суммы, причитающиеся при ликвидации общества или
в качестве компенсации за отчуждение.
Фактор роста – экспорт
Основными условиями, позволяющими бизнесменам
начать операции с зарубежными партнерами,
являются соответствующая разрешающая запись в
документах предприятия, получение в воеводском
статистическом управлении номера REGON и открытие
счета в избранном банке. Относительная простота
оформления внешнеэкономических связей
позволила польским предприятиям уже с середины
90-х годов быстро увеличить экспорт национальной
продукции, ставшего первым мощным импульсом
развития обрабатывающих отраслей
промышленности. И все же внешняя торговля, хотя в
1998 г. и достигла объема в сумме примерно 76 млрд
долл., все же не успевает за быстрым ростом
экономики. Модернизация производства и
связанные с нею массовые инвестиционные закупки,
а также спрос на товары народного потребления
объективно сохраняли характерный для последних
лет ускоренный рост импорта (в 1997-1998 гг. – 139,5%) по
сравнению с экспортом (127%), хотя заметно
уменьшение этих “ножниц” в динамике
внешнеторгового оборота. Во-первых, это связано с товарной структурой
польского экспорта, где все еще основную часть
составляют сырье и материалы, которые наиболее
подвержены колебаниям цен на мировом рынке.
Вторым фактором, влияющим на ослабление темпа
роста экспорта, стал экономический кризис в ряде
соседних стран, прежде всего в России и Украине,
занимающих соответственно второе и четвертое
места в экспорте Польши (табл. 3).
Польско-российские связи сдерживают и
несовершенные банковские отношения, проблемы
получения кредитов и страхования сделок. Хотя
опыт такой есть: на российском рынке сегодня
работают около 2,5 тыс. польских фирм. Наконец, отрицательную роль сыграл и реальный
рост курса злотого по сравнению с твердыми
валютами, в которых происходит свыше 80% торговых
сделок. Принятые правительством Польши меры по
совершенствованию механизма управления
экономикой, несомненно, дадут свои результаты.
Перспективы дальнейшего развития страны мы
связываем прежде всего с завершением
модернизации основных промышленных отраслей,
что позволит значительно увеличить производство
высококачественных товаров, предназначенных как
для внутреннего потребления, так и на экспорт.
Большие надежды у нас связаны и с предстоящим
вступлением Польши в Европейский Союз и более
тесной интеграцией в общеевропейский рынок.
Наконец, мы рассчитываем, что наши партнеры из
стран Восточной Европы успешно справятся с
трудностями, вызванными мировым финансовым
кризисом, и восстановят с Польшей взаимовыгодные
торговые связи. Все это позволит нашей стране
успешно завершить ХХ век и уверенно войти в
будущее столетие. Таблица 3
Рейтинг стран - крупнейших торговых
партнеров РП в 1998 г. (предварительные данные)
| Доля, %
| в экспорте
| в импорте
| Германия
| 34,2
| 24,8
| Россия
| 8,4
| 5,7
| Италия
| 6,2
| 9,4
| Украина
| 4,5
| 0,8
| Франция
| 4,4
| 6,5
| Великобритания
| 4,3
| 5,5
| Чехия
| 3,9
| 3,2
| США
| 2,5
| 4,0
| |