Номер 3/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Противоречивость процессов новой интеграции в СНГ

АМАН ТУЛЕЕВ
министр Российской Федерации
по сотрудничеству с государствами -
участниками СНГ


• Интеграцию следует развивать прежде всего в области экономики
• Россия отчетливо играет ведущую роль в интеграции стран СНГ
• Управляемость межгосударственного экономического сотрудничества необходимо существенно повысить

Вопросы взаимосвязанного развития стран СНГ и управления их противоречивыми интеграционными процессами приобрели особо актуальное значение. Содружеству Независимых Государств исполнилось пять лет и входящие в него страны накопили достаточный позитивный и негативный опыт самостоятельного развития после разделения между собой собственности бывшего СССР, осуществления политического и экономического размежевания и обретения собственных атрибутов и институтов власти.

Процесс распада, начатый в декабре 1991 г., был завершен в июле 1993 г., когда было ликвидировано рублевое денежное обращение между частями бывшего СССР, и все они, образно говоря, «лишенные единой системы кровообращения и общей нервной системы, продолжили теперь уже суверенную агонизацию» - одни быстрее, другие медленнее. Теперь практически всем стало ясно, что ни одна из бывших союзных республик без восстановления, сохранения, развития, кооперации элементов общего хозяйства самостоятельно выжить не сможет.


От дезинтеграции к новой интеграции


Жизнь и реальные противоречия общественных трансформаций дали возможность на практике оценить как ожидаемое «процветание» от самого по себе самостоятельного и изолированного развития, так и преимущества экономического, культурного, гуманитарного, государственного сотрудничества и взаимодействия, включая вопросы коллективной безопасности.

За прошедший период объем производства в совокупности стран СНГ сократился в промышленности на 42%, а в сельском хозяйстве на 36%. Общие капитальные вложения снизились на 68%, а товарооборот между Россией и странами СНГ (в неизменных ценах) уменьшился в 5 раз. Во многом из-за сокращения физических объемов взаимопоставок производственные мощности в промышленности стран Содружества ныне используются на 40-50%.

Резко ухудшилась ситуация в социальной области. Безработица по СНГ превысила 15 млн человек, из которых 35,5% - это люди в возрасте 16-29 лет, а с учетом работающих неполный день или находящихся в вынужденных отпусках не работают около 30 млн человек. Уровень жизни трудящихся во всех странах понизился минимум на 1/3.

До последнего времени сохраняется тенденция к национально-хозяйственному обособлению государств. На сегодня доля стран СНГ во внешнем товарообороте России составляет чуть более 20%. Во многом это объясняется проведением в 1992-1995 гг. целенаправленной политики поощрения торговли с дальним зарубежьем в сочетании с налоговым удушением отечественных производителей и поставщиков товаров. Косвенные налоги превысили налоги на доход и прибыль. Это привело к тому, что на внутреннем рынке Содружества цены на российский металл, лес, нефтепродукты, автомобили и другую продукцию оказались выше мировых цен в 1,3-1,8 раза и ее перестали покупать. Например, в черной металлургии за счет начисления НДС на каждом переделе (руда, чугун, сталь, сляб, прокат, изделие) цена металла на внутреннем рынке в 1,8 раз превышает экспортную цену. В результате металл в СНГ никто не покупает, 63% его вывозят в дальнее зарубежье по демпинговым ценам. Бензин, изготовленный в Финляндии из тюменской нефти и продающийся в Нижнем Новгороде, по цене конкурентно соответствует бензину, изготовленному на месте. Все это вело к тому, что торгово-экономические отношения между государствами СНГ свертывались. Масштабы спада объемов взаимного товарооборота в рамках СНГ уже достигли критического предела. Если переступить его, то возникнут проблемы обеспечения  даже минимально допустимого уровня жизнедеятельности ряда государств Содружества.

Вот почему в последнее время наметились признаки поворота от обособления к взаимным контактам и действиям, от разъединения к интеграционному процессу. Решающую роль здесь играют практические меры по сближению России и Белоруссии, реализации совместных договоренностей о Союзе. Президенты России и Белоруссии 2 апреля 1997 г. подписали «Договор о Союзе Беларуси и России», парафировали Устав нового Союза и подписали Меморандум о взаимопонимании между Россией и Белоруссией по вопросу о доработке и принятии Устава. Сообразуясь с духовной близостью и общностью исторической судьбы двух народов, их волей к единению, договор нацеливает на эффективное использование материального и интеллектуального потенциалов двух стран в интересах их социального и экономического прогресса.

Выгода интеграционного союза России и Белоруссии заключается в соединении потенциалов двух крупных и взаимосвязанных хозяйственных субъектов. Следует учитывать, что при наличии кризисных явлений в экономике всех стран СНГ Белоруссия опередила большинство из них по эффективности хозяйствования. Динамично развивающаяся экономика этой страны опирается на сохранившуюся промышленность и сельское хозяйство, на действенную силу рычагов государственного управления и контроля над экономикой. В результате в 1996 г. прирост ВВП в Белоруссии составил 2,6%, в то время как в России он сократился на 5%. За январь-февраль 1997 г. производство ВВП в Белоруссии возросло по сравнению с соответствующим прошлогодним периодом на 10%, в России же - на 0,5% (эта цифра вызывает сомнение). Устойчиво работают такие промышленные гиганты, как завод по производству холодильников «Атлант», возрождается телевизионное объединение «Горизонт». Белоруссия больше, чем все страны СНГ, выпускает тракторов (Минский тракторный завод). Она вдвое больше, чем Россия, получает сельскохозяйственной продукции с каждого гектара.

В Белоруссии ниже уровень безработицы и инфляции, чем в других странах СНГ. Регулярно, без задержек выплачивается заработная плата и пенсии. Магазины заполнены богатым ассортиментом собственной продукции, причем более дешевой по сравнению с российской. Значительное ее количество вывозится для продажи в Москву, Санкт-Петербург, Смоленскую, Брянскую и другие области. Последовательно ведется борьба с преступностью и коррупцией.

Развитие и усиление интеграционных связей принесет значительную пользу России и Белоруссии. Достаточно сказать, что в результате создания Таможенного союза в 1996 г. товарооборот между двумя республиками вырос на 30%, а Россия выиграла от создания этого союза 800 млн долларов. Российские товары составляют 60% импорта Белоруссии, а на долю России приходится 50% белорусского экспорта. Более эффективно станут работать связанные между собой предприятия военно-промышленного комплекса России и Белоруссии. Единая транспортная и энергетическая система придаст устойчивость народному хозяйству двух стран. Российская энергосистема имеет в Белоруссии стабильный рынок сбыта с годовым оборотом в триллион рублей. За счет совмещения энергетики белорусские электростанции ежегодно дают нам до 800 млрд рублей. Россия заинтересована в эффективной работе мощных белорусских нефтеперерабатывающих предприятий, а российские предприниматели - в приложении своих финансовых и производственных сил в Белоруссии.

В целом прогресс в интеграционном развитии России и Белоруссии приведет к сближению славян, государств и их народов, к качественному подъему и росту славянской цивилизации. На основе повышения уровня развития экономики, культуры и жизни людей, совместной оборонной безопасности можно обоснованно рассчитывать на ренессанс в конце XX - начале XXI века славянской цивилизации с ее вековыми и общепризнанными социальными, духовными, нравственными, человеческими традициями.

Наряду с Россией и Белоруссией в активном интеграционном объединении участвуют Казахстан и Киргизия, входящие в Таможенный союз. Поворачивают к сотрудничеству, несмотря на противоречивые тенденции, и другие страны СНГ. Одним словом, как не смогут ездить на когда-то общем автомобиле разведенные супруги, разделив его на суверенные части, так и сложившаяся экономическая, социально-культурная и вся общественная ситуация неумолимо подталкивает государства Содружества к расширению сотрудничества и углублению интеграции.


Роль России в интеграционных процессах


До последнего времени взаимоотношения России со странами СНГ характеризовались, можно сказать, весьма странной и ненормальной диалектикой. Не Россия инициировала выбор своих партнеров, а преимущественно ее выбирали другие партнеры по СНГ. Действительно, государства, которые активно и открыто выражали намерение и желание дружить с Россией, усиливать с ней интеграционные связи (Белоруссия, Казахстан и др.), и становились приоритетными партнерами России в интеграционном сотрудничестве. Думается, что теперь этот процесс должен принять нормальный вид взаимных инициатив, идущих с многих сторон, при более активной и инициирующей роли самой России.

Первые шаги в этом направлении уже дали плодотворные результаты. В последние два года заключены Договор об Экономическом союзе; Соглашение о Таможенном и Платежном союзах; свыше 1300 соглашений о сотрудничестве в производственной, социальной и гуманитарной сферах, создавших правовую основу взаимоотношений, включая вопросы коллективной безопасности. Проведенный анализ показал, что из них реально осуществляются примерно 300 соглашений.

Удалось создать крупные интеграционные и организационные структуры взаимного сотрудничества. Это объединение 11 государств с Исполнительным секретариатом и Межгосударственным экономическим комитетом, объединение четырех государств (России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии) с Межгосударственным советом и Интеграционным комитетом, сообщество Россия - Белоруссия с общими органами управления. Сформировано более 60 различных отраслевых советов, межгосударственных комиссий и комитетов по сотрудничеству.

Создание этих структур и особенно образование Таможенного союза позволило за 9 мес. 1996 г. увеличить товарооборот России со странами СНГ на 21%, в том числе с Белоруссией на 19%, Казахстаном на 32%, Киргизией на 57%, а за весь год по СНГ на 26%. Сэкономлено на обустройстве границ, таможенных и пропускных пунктов между этими странами 3 млрд долл. США.

Главнейшим для России является определение кардинальных путей интенсификации интеграционного сотрудничества между странами СНГ в настоящее время и на ближайшую перспективу. Обобщение противоречивого опыта и проявившихся в последнее время тенденций позволяет отдать приоритеты трем решающим направлениям интеграции - в сферах ее действия, структурных формах, практических механизмах.

Если говорить о сферах действия, то следует признать, что политическая межгосударственная интеграция не дала ожидаемых результатов. Ныне основополагающей становится экономическая интеграция, объединение хозяйствующих субъектов. Речь идет о всемерном содействии взаимной экономической деятельности стран СНГ с целью более быстрого создания общего экономического хозяйственного и научно-технологического пространства Содружества. Стратегически важной задачей для России является сотрудничество со странами СНГ в топливно-энергетическом и транспортно-коммуникационном комплексах, представляющих наиболее интегрированные системы Содружества.

Первостепенное внимание следует уделять сохранению единой энергетической системы СНГ и систем железнодорожного транспорта, добычи и транспортировки газа и нефти; созданию общей транспортной системы и единой системы связи России и Белоруссии, а также общей транспортной системы Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России; созданию новых транспортных коридоров на территории Содружества для транзита российских грузопотоков. В усилении тесного хозяйственного сотрудничества целесообразно идти поэтапно. Например, в интеграции России и Белоруссии представляется такая цепочка: энергосистема, транспорт, граница, таможня, налоги, а денежное обращение - уже на последнем этапе.

Структурные формы сотрудничества и интеграции весьма разнообразны, но пока наиболее оперативны и эффективны двусторонние связи. Хорошо работает и четырехстороннее объединение России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. На их базе интеграция расширяется до все более многосторонних экономических, социальных, гуманитарных взаимоотношений. Весьма остро обсуждается вопрос о создании наднациональных органов интеграции. Некоторые опасаются, что они примут политический характер, ограничат политический суверенитет независимых стран. Но речь идет об экономических наднациональных органах по энергосистемам, транспорту, связи, отраслям экономики. В создании таких наднациональных органов уже сделаны первые шаги. Президентами всех государств Таможенного союза подписано решение о создании исполкома Таможенного союза. Это означает, что решения четырех государств - участников данного союза будут теперь приниматься совместным органом, а не самовольно отдельными странами. Эффект от этого будет намного выше. И политическому суверенитету он никак не повредит.

Практические механизмы стимулирования и интенсификации интеграционного сотрудничества становятся все более многообразными и эффективными. Возрастающее значение стало придаваться финансовому государственному кредитованию Российской Федерацией стран СНГ. В 1992-1993 гг. Россия выделила странам СНГ 3,4 млрд руб. государственных кредитов, в 1994 г. - 193 млрд руб., в 1995 г. - ничего. В 1996 г. планировалось 200  млрд руб., а реально получено 33 млрд руб. В бюджете на 1997 г. российское правительство выделило связанный кредит в сумме 2,7 трлн руб. для стран СНГ. Финансовую же задолженность стран СНГ России в последнее время стали все шире осуществлять в виде имущественных возмещений. Например, Киргизия вернула около 25 млрд руб. акциями «Киргизэлектромаша» (34% уставного капитала), Узбекистан передал в собственность России санаторий в г.Сочи «Узбекистан» из расчета 16 млрд руб.

Большую роль в расширении и углублении интеграции имеет создание финансово-промышленных групп, банковско-промышленных консорциумов, совместных предприятий, транснациональных корпораций. Интеграция наиболее успешна, когда она идет от предприятий, восстанавливая порванные производственные и технологические связи в СНГ. За счет выделенных кредитов будут финансироваться российские предприятия, которые смогут выпускать конкурентоспособную продукцию, необходимую странам СНГ, тем самым все более взаимосвязывая их друг с другом в производственном и хозяйственно-трудовом отношениях.

Для согласования всех форм и методов интеграции уже разработан проект концепции экономического интеграционного развития СНГ. Он обсуждался на последней встрече глав правительств стран СНГ в январе 1997 г. и дорабатывается после высказанных замечаний. Такой программный документ очень нужен, поскольку он определяет, к чему мы должны стремиться и как мы должны интегрироваться.


Регулирование и управление
процессами интеграции


Успех интеграции в решающей степени зависит от эффективности регулирования и управления. Прежде всего необходимо усилить функции контроль за выполнением принятых многочисленных соглашений и за работой созданных комплексных структур.

В этом плане особое значение имеет договор между Россией и Белоруссией о реализации совместных программ по развитию производства грузовых автомобилей, карьерной техники, пропашных тракторов, химических продуктов, дизельному автомобилестроению. Осуществление этих программ позволит с минимальными затратами полностью загрузить уже имеющиеся производственные мощности обоих государств, насытить рынок СНГ качественной продукцией, не создавая новых производств.

В постоянном контроле и помощи нуждаются такие созданные с участием хозяйствующих субъектов государств Содружества финансово-промышленные группы, как «Интеррос», «Нижегородский автомобиль», «Точность». Подобную же линию следует проводить по отношению к сформированным в топливно-энергетическом комплексе АО «ГрузРосэнерго», Каспийскому трубопроводному консорциуму, совместному предприятию по эксплуатации Экибастузской ГРЭС-2 и др.

Государственное регулирование и стимулирование внешнеэкономических связей российских предприятий с предприятиями ближнего зарубежья целесообразно нацеливать на проведение таких взаимовыгодных мер, как согласованное введение сниженного НДС (к примеру на 5% ежегодно), предоставление льготных тарифов на грузоперевозки, выдачу государственных гарантий и кредитов производителям и экспортерам и др.

Поддерживая линию интеграционного развития, России в то же время следовало бы избавиться от чрезмерной уступчивости, которую она проявляла на самых ранних стадиях сотрудничества по ряду кардинальнейших вопросов, когда надо было бы с гораздо большей твердостью отстаивать свои интересы. Первоначальное попустительство и соглашательство приводили к резкому усложнению ситуаций, которые впоследствии превращались в трудно разрешимые или даже неразрешимые.

Возрастание задач квалифицированного управления интеграционными процессами требует от Министерства Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками СНГ существенного повышения и активизации его роли. Жизненно необходимым стало возложение на министерство (и такое предложение уже внесено в Правительство РФ) функции координирующего органа по кредитной политике со странами СНГ и уполномоченного органа при погашении их задолженности и имущественной форме.

Для совершенствования управленческой деятельности по конкретным направлениям внесены предложения о создании под эгидой министерства следующих организационных структур: РАО «Российское агентство интеграции и развития» с государственным участием для управления задолженностью стран СНГ России и ее крупным хозяйствующим субъектам; международных лизинговых компаний различного профиля для организации сбыта машиностроительной продукции российского производства; Российского страхового фонда, состоящего из уполномоченных страховых компаний; института уполномоченных финансовых компаний для работы с долгами в имущественной форме; Российского фонда гарантирования частных инвестиций в ближнее зарубежье; РАО «Внешнеторговое объединение» с участием частного капитала и государственным пакетом акций.

Эти и другие меры организационного упорядочения, регулирующего воздействия и управления, несомненно, смогут содействовать более полному раскрытию заложенных в интеграционных процессах объективных и субъективных потенций.

Тенденции современного мирового развития делают интеграцию важнейшим фактором обеспечения экономического роста, культурного и всего общественного прогресса. Но процесс этот протекает противоречиво: интеграционным тенденциям противостоят дезинтеграционные формы взаимодействия и сотрудничества, изоляции и разъединения. Не всегда обеспечивается взаимная выгода и т.д. Подобные противоречия испытывает и развивающееся Содружество Независимых Государств. Дистанцирование и размежевание, особенно политическое, продолжают упорно проявлять себя.Интеграционная устремленность нарастает, но идет с трудом. Но все более несомненным становится, что входить в XXI в. разрозненно и изолированно губительно. Только углубляющееся взаимодействие и сотрудничество открывают путь взаимовыгодного подъема и расцвета для интегрирующихся государств и народов.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz