Номер 4/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Экономика Болгарии: шансы преодоления рецессии

ГЕОРГИЙ МИРОВ
доктор экономики
(Болгария)


• Чем больше болгарская экономика открывается внешнему миру,
тем менее привлекательной становится для иностранных инвесторов
• В рыночной экономике есть отрасли, которые требуют участия государства
• Бартер – элементарная форма сотрудничества, но на данном этапе  использование других моделей не соответствует возможностям страны

Последние 10 лет Болгария  не имеет национальной концепции экономического развития. Понятие структурной перестройки исчерпывается массовым закрытием предприятий, ликвидацией созданных ранее производственных мощностей. Народное хозяйство находится в состоянии рецессии (отката). Из года в год снижаются темпы и объемы производства и инвестиций, отсутствует научно-технический прогресс, сокращаются внешнеэкономические связи, что обусловило уменьшение экспорта и импорта. Все эти факторы привели к резкому обнищанию населения и эскалации социального напряжения.


Болезни болгарской экономики


Сложившуюся ситуацию демонстрирует такой комплексный показатель, как стоимостной объем ВВП, приходящийся на душу населения, за 1989-1997 гг.

Год ВВП, долл.
1989
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
2454
1922
943
1008
1278
1147
1559
1189
1227

Из приведенных данных следует, что за 10 лет ВВП на душу населения уменьшился более чем в 2 раза. Происходит обнищание населения.

По данным МВФ, в 1998 г. инфляция достигла 23%. Для сравнения: за тот же год в Венгрии она составила 15%, Польше – 12%.

Статистика указывает, что в 1998 г. средняя зарплата выросла на 33,19% и составила 197,5 тыс. левов (около 114 долл. США) против 131,9 тыс. левов (около 78 долл.) в 1997 г. За этот же период размер средней пенсии вырос с 22 до 35 долл. Однако эти данные сомнительны, поскольку, например, в Польше, демонстрирующей в последние годы самый высокий прирост ВВП (в 1997 г. – 6%, в 1998 г. – 7%), реальная зарплата в среднем выросла соответственно на 3% и 6,5%. С другой стороны, повышение уровня оплаты труда нельзя считать показателем роста жизненного уровня и благосостояния населения, поскольку оно сопровождается резкими скачками цен, особенно продуктов, входящих в основной перечень потребительской корзины, составляющий прожиточный минимум.

Доходы от реализации продукции промышленных предприятий в 1998 г. уменьшились на 9,4%, а общее количество зарегистрированных безработных достигло 465,2 тыс. человек, что составляет 12% трудоспособного населения. Наибольший процент безработных – среди самой продуктивной части общества – людей в возрасте 25-34 лет. К сожалению, приведенные данные быстро меняются с тенденцией к увеличению безработицы именно в этой группе населения. В 1997 г. только 32% мощностей машиностроения были загружены, а это одна из отраслей, питающих производство высокотехнологичной аппаратурой и оборудованием. Экспорт товаров снизился на 13%, а импорт вырос, что также говорит о болезни экономики.

Задолженность страны перед иностранными финансовыми институтами к началу 1999 г. составила 1 892 трлн левов. Другими словами, внешний долг практически равен ВВП, и проблема его обслуживания при плохо функционирующей экономике становится все острее. Можно предположить, что настанет момент, когда государство не будет в состоянии решать эту задачу.

В 1997 г. теневая экономика, по неофициальным данным, составила 18% ВВП, а в 1998 г. – около 30%. По оценке экспертов Болгарской академии наук, в 1999 г. ее доля вырастет до 40% и выше. Чем больше страна открывается мировому сообществу, тем менее интересна она иностранным инвесторам. Эйфория ожидания больших иностранных инвестиций не оправдалась. Причины краха этих надежд  кроются прежде всего внутри страны. Необходимо навести порядок в собственном доме, мобилизовать для этого все доступные средства и только потом рассчитывать на внешние капиталовложения.

Чтобы наладить рост национальной экономики, следует активнее участвовать в региональном и международном разделении труда. Необходимый опыт уже накоплен. Долгие годы Болгария была ведущей в ряде производств благодаря именно международной производственной кооперации. Разгосударствление, осуществляемое различными формами приватизации, на которое смотрят как на панацею, до сих пор не принесло положительных результатов. Продажа предприятий стала основным источником поступления средств в казну и преодоления кризиса в экономике. В целом же приватизация характеризуется следующими явлениями: массовым закрытием предприятий; ростом безработицы; ликвидацией отраслевой науки; значительным отставанием от достижений научно-технического прогресса; резким сужением номенклатуры производимых товаров; ограничением экспортных возможностей.

Состояние экономики Болгарии дает возможность сделать ряд выводов.

Первое. Кризис продолжает углубляться. Уменьшаются объемы производства, усиливается лавинообразный рост безработицы.

Второе. Структурная реформа, имитация которой наблюдается в стране, включает в себя в основном приватизацию и распродажу (разбазаривание) предприятий, но до сих пор не были приняты меры по оживлению экономики.

Третье. Отсутствие действий, направленных на развитие научно-технического прогресса, предопределяет неудовлетворительное качество производимой продукции и низкую конкурентную способность на внешнем рынке.

Четвертое. Судя по способу ведения реформ, страна еще не скоро приведет свои экономические параметры в соответствие с требованиями ЕС, что отложит ее вступление в сообщество на довольно долгий срок, независимо от политических усилий и спешки.


Управлении экономикой
переходного периода


На фоне реальной действительности следует рассмотреть несколько принципиальных вопросов, от решения которых зависит будущее болгарской экономики.

Самый дискуссионный вопрос, сопровождающий все научные форумы и встречи ученых и специалистов, – о роли государства в управлении экономикой на этапе приватизации госпредприятий. Одни полагают (и число их преобладает), что государство вообще не должно участвовать в управлении экономикой. По мнению других, государство должно иметь долевое участие и таким способом взять на себя определенные контрольно-регулирующие функции и ответственность. Даже американский профессор Дж. Сакс считает, что “государство должно вмешиваться в экономику своими регулятивными функциями” и стимулировать приоритетные производства.

Подобные воззрения имеют не только теоретический аспект, но и практическую значимость. Например, при разгосударствлении многие предприятия, в том числе и гиганты, полностью перешли в частные руки. После смены формы собственности чаще всего проводится резкое сокращение производства и численности занятых работников. Как объясняют, во имя существенных структурных перемен. Результатом же подобных действий являются социальные конфликты, которые чаще всего выливаются в забастовки. По традиции трудовой коллектив пытается найти защиту у государства, которое, к сожалению, уже не собственник и у него нет оснований для вмешательства в споры.

Накопленный в Болгарии опыт дает нам право сделать вывод, что в рыночном хозяйстве есть области и процессы, неучастие государства в которых обрекает любые действия на провал. Прежде всего это производства, для развития которых необходимы крупные долгосрочные инвестиции, что не по силам частной фирме, какой бы мощной она не была. В этот же перечень входят высокотехнологичные производства, связанные с решением глобальных проблем мирового значения, – освоением космоса, борьбой со СПИДом, использованием ресурсов океана и др.  Участие государства должно быть только на уровне экономического воздействия, а не административного диктата. Размер этого участия определяется в каждом конкретном случае и в зависимости от государственной заинтересованности.

Интерес как движущая сила рыночной экономики должен превратиться в важный критерий выбора вариантов управления экономикой. В большой степени это обеспечит экономический, а не административный подход при решении глобальных и частных проблем.

Существование различных мнений – нормальное явление периода. Неприемлемы лишь способы доказательств правоты той или иной точки зрения без учета специфики болгарской экономики. У нас же, к сожалению, исчерпывающим обоснованием для принятия решения часто служат лишь ссылки на то, что “так принято на Западе”, “так происходит в ЕС”, “это эффективно действует в США”.

Другим вопросом, вызывающим дискуссии, стал валютный борд (при переводе английского выражения “currency board” возможны варианты типа “валютный совет”, “валютное управление” и т.д.), введенный в Болгарии 1 июля 1997 г. Суть данной системы в том, что все обязательства центрального банка (денежная база) полностью покрыты резервами в долларах США, а сам национальный банк отказался от своих прав  по регулированию размера денег в экономике.

Все специалисты сходятся в одном: введение этого механизма 100-процентного резервирования денежной массы дало стабильность, при которой вместо ненадежной и, как правило, конфискационной денежной политики центрального банка граждане могут рассчитывать на более предсказуемые действия, совершаемые с валютой. Однако оценки побочных результатов борда – темпов инфляции, безработицы и др. не столь однозначны. Разрозненность мнений ставит под сомнение целесообразность дальнейшего действия этого режима. Многие специалисты прямо заявляют о его негативной роли в развитии экономики и общества в целом.

Ограничения, которые ставит валютный борд, по их мнению, не позволяют в ближайшее время достичь стабильного экономического роста. Тем более, что такие страны, как Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, также являвшиеся членами СЭВ и имевшие характерное для  всего социалистического сообщества экономическое развитие, успели без введения механизма 100%-ного резервирования за короткий срок преодолеть трудности и добиться сравнительно высоких темпов роста. Из этого следует, что такой “намордник” – не панацея и не может использоваться как единственный инструмент для вывода из кризиса. Более того, его продолжительное действие притупляет стремление к поиску иных путей и форм мобилизации внутренних и внешних факторов для решения возникающих проблем при преодолении рецессии.


Внешнеэкономические связи


В Болгарии, кроме неоднократно декларируемого желания интегрироваться в ЕС и НАТО, нет единой программы развития внешнеэкономических связей на долгосрочную перспективу. Все это ставит страну в очень “деликатное” положение.

С одной стороны, ЕС демонстрирует открытость и готовность принять Болгарию в свои ряды, с другой – ставит ей непреодолимые преграды. Например, включение страны в шенгенский список создало огромные трудности на пути к ЕС, ограничив деловые связи, обмен специалистами, свободное перемещение рабочей силы, развитие туризма. Если ограничения не будут устранены, то декларации об интеграции Болгарии с Европой останутся в форме намерений.

В политических и научных кругах страны господствует мнение о том, что ЕС должно стать главным рынком для Болгарии. В этом направлении сосредоточены все помыслы и конкретные действия руководства страны. Существует однако деталь, которая не принимается в расчет. Рынок, куда стремится Болгария, как и любой другой, имеет свою специфику. Во-первых, он ограничен. Во-вторых, полностью обеспечен, а по ряду продуктов, в реализации которых  заинтересована Болгария, даже перенасыщен. Действует жесткий принцип квотирования, и вряд ли кто-то из будущих партнеров по “общему рынку” согласится уступить новичку свою долю. Поэтому одна из первых проблем, с которой страна столкнется в ЕС, возникнет в аграрном секторе. Доказательством этому стала недавняя оккупация Брюсселя 30 тыс. фермеров из стран Западной Европы, протестующих против плана реформирования аграрной политики ЕС, по которому “Программа 2000" предусматривает сокращение производства сельхозпродукции путем снижения уровня гарантированных закупочных цен.

Чтобы в этих условиях выдержать конкурентную борьбу и укрепиться на западном рынке, Болгария должна предложить товары либо более высокого качества, либо более низкой цены, сохраняя при этом достойный качественный уровень. Для решения любой из этих задач необходимо увеличить ассигнования на аграрную науку, поднять уровень механизации и химизации отрасли, усилить борьбу с вредителями сельскохозяйственных культур. К сожалению, из-за недостатка средств эти требования невыполнимы.

Другой вариант – Болгария может занять место одного из “игроков” на рынке. Но этот путь также маловероятен: для движения по нему недостает экономического и научно-технического потенциала, международного авторитета. Поэтому полный уход с традиционных рынков на востоке Европы будет грубой ошибкой и принесет только невосполнимые потери.

После распада СЭВ политический фактор оказал сильное отрицательное влияние на состояние торгово-экономических и производственных связей Болгарии со странами СНГ. Политический экстремизм  взял верх над объективными научными оценками процессов и явлений, происходящих на постсоветском пространстве, и перспектив двусторонних отношений с новыми независимыми государствами. Иногда дело доходило до полного отрицания и ликвидации налаженных производственных связей, научно-технических контактов, совместного производства. Не обошел этот разрушительный процесс и болгаро-российские отношения.

В относительно короткий срок было сведено на нет все созданное и достигнутое в 70-80-е годы. Экономический опыт прошедших десятилетий оказался невостребованным, остались только торговые связи, преимущественно на бартерной основе.

Это не ностальгия по былому сотрудничеству в рамках СЭВ, а реальная оценка происходящего, поскольку созданный в те годы интеграционный механизм с успехом используется и в рамках ЕС. Международная специализация и кооперация производства, различные формы совместных производств и научных исследований, доминировавшие в двусторонних и многосторонних связях стран СЭВ, и сейчас являются наиболее часто встречающимися формами международного экономического сотрудничества, успешно применяются промышленно развитыми странами, составляют основу современного национального рыночного хозяйства и международных интеграционных союзов.

В 1997 г. болгаро-российский товарообмен достиг 1,7 млрд долл. с отрицательным для Болгарии сальдо в 973 млн долл. Другими словами, болгарский экспорт оказался в 3 раза меньше российского. Причем 88% всех закупок составили энергоносители – нефть, газ, ядерное топливо для АЭС и только 12% – товары другого вида. В 1998 г. по сравнению с предыдущим годом  товарооборот снизился еще на 21%. При этом  основными статьями болгарского экспорта остались медикаменты, косметика, пищевые продукты.

Статьи экспорта Млн долл
Машины и оборудование
Медикаменты
Косметика
Сигареты и табак
Кетчуп
Другие продукты питания
35
30
30
18
14
35

Казалось бы, рыночные отношения, которые начинают усиливаться в экономике Болгарии и России, должны были дать мощный импульс двусторонним экономическим связям. Но этого не происходит.

Каждый отдельно взятый рынок имеет свои требования, игнорирование которых ведет к неудаче. Болгарский производитель знаком россиянам и, что особенно важно, они хорошо принимают предлагаемый товар. Подобное доверие основано на многолетних контактах и превратилось в гаранта взаимной выгоды и высокой эффективности связей.

В качестве основных форм двустороннего сотрудничества все чаще предлагается торговля на основе бартера. Так, ОАО “Газпром” первым предложило Болгарии расплачиваться за газ строительными услугами и товарами массового спроса. В результате такого соглашения подобным образом будут оплачиваться 30% поставок газа. На этом же принципе действует договор между Минатомом РФ и компанией “Главболгарстрой”. За поставки ядерного горючего для АЭС “Козлодуй” болгарские строители возведут комплекс жилых зданий для работников завода химических концентратов в г.Новосибирске общей стоимостью 15 млн долл.

Разумеется, с точки зрения теории мы ясно видим преимущества других моделей торгово-экономических взаимоотношений. Но реальная экономическая ситуация в обеих странах не позволяет взять их сегодня  на вооружение. И чем тверже мы это уясним, тем быстрее проложим путь к созданию зрелой рыночной среды, позволяющей перейти к более эффективным формам сотрудничества.

Но факт остается фактом. Именно бартер – ведущий вид торгового взаимодействия в рамках СЭВ – в начале 90-х годов был заклеймлен политиками как самое большое зло, укоренившееся в экономических отношениях между Болгарией и Россией и ставшее причиной низкой эффективности производства и преградой в развитии интеграционных процессов.

В последнее время в экономических связях между Болгарией и Россией отмечен небольшой прогресс. В частности, достигнуты договоренности о поставках в Болгарию российского природного газа, решены вопросы, связанные с дальнейшим использованием отработанного атомного топлива на АЭС “Козлодуй”. Совместно разрабатываются проекты 15 соглашений о сотрудничестве в области правосудия, культуры, образования и высшей школы. Все чаще стали встречаться руководители фирм, что можно расценить как предпосылку расширения производственных контактов и условие для наращивания взаимных поставок.

Сделан шаг вперед в направлении улучшения условий взаимовыгодной торговли – изменены таможенные правила. Если до сих пор поставки в Россию куриного мяса облагались пошлиной 30%, то теперь она составит 22%, а на плодоовощные консервы снижена с 20 до 15%. Может быть, экономический эффект от этих соглашений не столь велик, но важен сам факт: шаги сделаны в направлении стимулирования двусторонних связей.

Примечательно, что в торговый арсенал вновь вошли преференции, которые справедливо критиковались экономистами обоих государств. Сегодня страны договариваются о взаимных уступках и компромиссах, регламентации двусторонних связей, что неминуемо вновь приведет к противоречиям.

Включение Болгарии в преференциальную таможенную систему РФ фактические означает, во-первых, что правительство России вывело ее из списка развитых стран и причислило к развивающимся, а, во-вторых, признание того, что без взаимных уступок и льгот наши страны не могут развивать взаимовыгодное сотрудничество. Здравый же смысл и опыт индустриально развитых государств говорит: только равные условия, высокое качество и конкурентоспособность товаров и услуг могут обеспечить успех взаимовыгодного сотрудничества.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
12345
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz