ИНТЕРВЬЮ
Рыночная экономика –
главная составляющая стратегического курса
России– Статистика утвержает, что экономика России
идет на подъем, предпринимательский климат тоже
способствует успешному бизнесу. Что же
обеспокоило делегатов съезда, если они
усомнились в перспективах роста?– Действительно, сегодня мы имеем ощутимый
рост производства и увеличение золотовалютных
резервов страны. Опрос руководителей 1189 базовых
предприятий 11 отраслей промышленности в 73
регионах также установил максимально высокий за
последние пять лет индекс предпринимательской
уверенности – 85% опрошенных руководителей
оценили состояние своих предприятий как хорошее
или удовлетворительное. Показатели подобного же
анкетирования в 1998 г. были в два раза хуже. Но мы реалисты.
Видимое благополучие
макроэкономических показателей не должно
вызывать успокоенности и надежды на
незамедлительное выздоровление экономики и ее
быстрый рост. Это всего лишь робкие ростки,
которые смогли пробиться сквозь сложившийся в
предыдущий период реформ твердый покров крайне
нерациональной системы хозяйствования. И чтобы
эти ростки не погибли, требуется пересмотр
многих позиций в государственной политике. Она
прежде всего должна опираться на использование
понятных работникам реального сектора экономики
рычагов повышения эффективности производства.
Но если политика останется пассивной, да еще с
“двойной бухгалтерией”, когда записывают в
законы одно, а на практике делают другое, то
вероятно повторение траектории падения 1996-1998 гг. Вызывает тревогу проблема
поляризации
доходов
населения и
социального разлома
общества, который фактически привел к
возникновению “двух Россий”, противостоящих
друг другу по поведению, предпочтениям и
ориентациям. Разрыв в уровнях жизни “двух
Россий”, по различным оценкам, составляет от 25 до
100 раз. И это тем более
опасно, что из богатых и
очень богатых, а также высокообеспеченных
формируется политическая элита. Пропасть
между бедностью одних и ошеломляющим богатством
других озлобляет, порождает агрессивные
настроения в обществе. В программах развития ООН используется
интегрированный показатель:
индекс
человеческого развития, который учитывает не
только демографию, но и большинство критериев,
характеризующих достойный уровень жизни. Среди 50
наиболее развитых государств Россия занимает 39-е
место. – Какую линию развития России на ближайшие
годы, на Ваш взгляд, следут определить как
стратегическую?– Экономическая стратегия России, на наш
взгляд, может складываться из нескольких
составляющих.
Во-первых, мы должны быть
последовательными приверженцами
рыночной
экономики. Эта ориентация бесспорная и
доминирующая. Без рынка не может быть
высокоэффективной экономики, восприимчивой к
нуждам реального сектора, постоянным изменениям
в структуре общественных потребностей.
Во-вторых,
наш Союз выступает за
регулирование перехода к
рынку и последующее управление рыночным
хозяйством с помощью экономического
инструментария и индикативного планирования,
как это принято во всех развитых странах.
Заметим, что в США и странах ЕС государственное
потребление (капвложения во все сферы хозяйства)
составляет от 22 до 40% ВВП, а государственные
расходы в США на 1 долл. государственной казны
влекут за собой от 1 до 2-3 долл. встречных
производительных расходов частного сектора. Подчеркивая
приверженность реформам, РСПП провозгласил, что
главным критерием их оценки являются не
обещания, а реальное улучшение дел. Реформа ради
человека – вот критерий эффективности.
Третьей
составляющей
стратегической линии России, по
нашему мнению, должен быть
учет специфики
страны и ориентация на собственные силы, ресурсы
и высокий кадровый потенциал отечественной
промышленности и предпринимательства. – Какую роль в решении стратегических задач
намерен играть РСПП?– Сегодня на первый план выходит
проблема
совершенствования организационной структуры
Союза. Основные его опорные звенья –
региональные отделения, объединения и
представительства, которые действуют во всех 89
регионах РФ, а также за ее пределами – во Франции,
Германии, Словакии, Швейцарии и других странах. В
РСПП насчитывается около 320 тыс. индивидуальных
членов – хозяйственных руководителей,
предпринимателей, общественных деятелей, ученых
и специалистов, представляющих практически все
отрасли народного хозяйства, на долю которых
приходится более 60% ВВП страны. В состав РСПП
входят свыше 100 корпоративных объединений
предприятий, в том числе ассоциации российских
банков и ФПГ, газовый союз и союзы строителей,
металлургов, лесопромышленников. Кроме того, в
числе членов – 60 иностранных компаний, таких как
“Оливетти”, “Фиат”, “Томсон”, “Иточу”,
“Мицуи”, “Фербунднец Газ” и др. В 1996-2000 гг. создано 16 новых региональных
отделений, в частности в Томской, Новосибирской,
Калининградской, Волгоградской, Липецкой
областях, а также 5 региональных
представительств. В центре внимания – содействие в формировании
рыночных структур. Так, по нашей инициативе
создано более 250 субъектов рыночной
инфраструктуры. Региональные подразделения
поступают аналогичным образом. Среди вступивших
в РСПП в последние два года представители малого,
среднего и крупного бизнеса составили 80%, тогда
как ранее их было лишь 25%. Таким образом, время,
когда деловой мир России искусственно разделяли
на плохих “красных директоров” и хороших
“олигархов”, ушло. – Защиту интересов своих членов РСПП
определил в числе главных задач. В чем
заключается эта работа?– Деятельность эта включает как решение
текущих проблем членов Союза, так и внесение
ежегодно во властные структуры предложений,
направленных на совершенствование механизма
управления экономикой, ускорение хода
реализации социальных и производственных задач.
Мы направили в адрес В.Путина комплекс
предложений по обустройству реального сектора
экономики. Значительная часть этих идей получила
одобрение главы государства. Ряд предложенных
мер использован и при подготовке
правительственной программы “Основные
направления социально-экономической политики
Правительства РФ на долгосрочную перспективу”. С мая 1999 г. в соответствии с уставом наш Союз
стал
координатором деятельности российских
работодателей. Как и в других странах, эта
обязанность лоббистская, проявляющаяся не в
проталкивании интересов того или иного клана,
частного бизнеса, а в квалифицированной и
скоординированной защите общих интересов
работодателей как корпорации, важной социальной
группы, имеющей общие интересы и с профсоюзами по
ряду актуальных проблем, таких как система
трудовых отношений, отношений между властью и
бизнесом. Второй блок задач связан с необходимостью
согласования деятельности работодателей по
таким
ключевым
направлениям, как повышение
конкурентоспособности, подготовка кадров,
инновационная политика. Особенно важны
выработка согласованных профессиональных
требований по повышению качества труда,
скоординированное взаимодействие с наемными
работниками. С участием РСПП в 1999 г. принят ряд
фундаментальных нормативных актов о
социальном
партнерстве. Среди них – федеральные законы
“Об основах обязательного социального
страхования” и “О государственной социальной
помощи”. Подготовлен проект Кодекса о труде,
внесены серьезные поправки в закон о занятости
населения в Российской Федерации, открывшие
возможности для использования общественных
работ. Это, бесспорно, основополагающие акты по
утверждению в России духа цивилизованного
трипартизма. Союз принимал непосредственное участие в
подготовке и реализации международных программ
сотрудничества, в том числе с МОТ, ЕС,
Международной организацией работодателей, а
также с институтами ООН – Программой развития и
ЮНИДО. – Много говорят и пишут о важности
благоприятных отношений между бизнесом и
властью. Как РСПП участвует в их формировании?– Мы принимаем активное участие. Речь идет
прежде всего об усилении взаимной
ответственности и поддержании диалога между
бизнесом и властью по поиску взаимовыгодных
решений. Только на такой основе, при учете
интересов обеих сторон можно гарантировать рост
экономики. В РСПП, в частности, побывали все члены высшего
руководства страны, и эти встречи всегда носили
взаимополезный характер. Но постоянные контакты
с министрами – не самоцель. Это инструмент
стабильности, предсказуемости экономики,
обеспечения промышленного роста, поддержки
реального сектора, создания понятных правил в
области налогов, прямо влияющих на повседневную
жизнь промышленников и предпринимателей. С этой
целью в наших структурах регулярно готовятся
аналитические материалы, экспертизы и
рекомендации. Многие из них уже учтены в
федеральных законах, указах президента и
постановлениях правительства. Так, по нашему
предложению снижена ставка рефинансирования
Центрального банка с 60% в октябре 1998 г. до 28% в
настоящее время; с 35 до 30% сокращена совокупная
ставка налога на прибыль предприятий; увеличен
объем краткосрочных кредитов; восстановлен
расширенный перечень продовольственных товаров
и товаров для детей, по которым применяется
льготная ставка НДС в размере 10%; в феврале 2000 г.
из Госдумы РФ отозвана программа приватизации,
представленная Правительством РФ в октябре 1998 г.;
в мае 2000 г. создано Министерство промышенности,
науки и технологий. И этот перечень далеко не
исчерпан. Он лишь подтверждает, что руководство
страны стало больше учитывать мнение
промышленников и предпринимателей. И это вселяет
надежду. Но сегодня надо ускорять работу. И пока РСПП не
добился возвращения себе права законодательной
инициативы, мы настаиваем на
создании
института гласной предварительной экспертизы
всех законодательных предложений и
законотворческого процесса в целом, особенно в
экономике. – О слабости законодательства в сфере
инвестиций, бизнеса и предпринимательства часто
говорят иностранные партнеры, об этом же
неоднократно писал и наш журнал. Какие, на Ваш
взгляд, здесь нужны первоочередные акты?– Берусь утверждать, что кроме Гражданского
кодекса в России ничего другого завершенного
нет. Вот и недавно принятый Налоговый кодекс
страдает двумя серьезными изъянами.
Во-первых,
ликвидация оборотных налогов наряду с
возможностью манипулирования расчетным
показателем “прибыль”, разрешенная этим
законодательным актом, позволяет уйти от
налогообложения и затрудняет оценку финансового
состояния предприятия со стороны контрольных
органов.
Во-вторых, введение единого 13%-го
подоходного налога с физических лиц наряду с
усугублением социальной несправедливости,
думаю, не приостановит бегство капиталов из
производства и за рубеж. Не решен вопрос о Трудовом и Земельном
кодексах, гражданско-процессуальном
законодательстве, а также о законах,
регулирующих финансово-бюджетные отношения.
Работодатели ждут и правовых актов об
объединениях работодателей, о трехсторонней
комиссии, о тарифных соглашениях, о социальном
партнерстве в целом, которые должны подвести
более прочную базу для взаимодействия главных
участников социально-трудовых отношений в
рыночных условиях. Настоятельно нужны новые законы о малом
бизнесе и государственных и муниципальных
унитарных предприятиях. Думается, могли бы
принести пользу нормативные акты о холдингах и
финансово-промышленных группах, а также о
неотъемлемом праве предпринимательства
(хозяйственной деятельности) государства как
гаранта обеспечения стабильного развития
национальной экономики и общества в условиях
рыночного хозяйства, заказчика товаров, услуг и
НИОКР для нужд государственного потребления. Очень беспокоит нынешний порядок признания
предприятий несостоятельными, за которым скорее
всего скрывается стремление к новому переделу
собственности. Поэтому РСПП полностью
поддерживает предложения Высшего арбитражного
суда об изменениях в действующем законе о
банкротстве. Одновременно нужно ускорить
принятие законопроекта “Об особенностях
банкротства применительно к организациям
оборонно-промышленного комплекса”, который
также призван исправить недостатки нынешних
правил игры в этой сфере. Потребность в таких изменениях и дополнениях в
действующем законодательстве вызвана тем, что от
успешного решения этой проблемы прямо зависит
перспектива развития нашей промышленности.
Потому что многие злоупотребления, о которых
говорят в обществе, являются результатом
законотворчества. Выплачивать налоги и
обязательные платежи стало убыточно. Если
промышленник или предприниматель будет честен с
государством, то быстро выяснится, что его
продукция не конкурентоспособна, а бизнес не
выгоден, и он вынужден будет уйти с рынка.
Известное же оживление промышленного
производства, о котором уже говорилось, пока не
создает достаточных предпосылок для
продолжительного устойчивого роста на основе
обновления производственного аппарата и
технологий. Другими словами,
если мы всерьез говорим о
возврате России в ряды государств, задающих тон
на мировом рынке, то альтернативы проведению
активной долгосрочной промышленной политики не
существует. – Известно, что РСПП настаивает на принятии
федерального закона “О промышленной политике в
Российской Федерации”. Какие идеи Вы готовы
предложить?– Мысль о том, чтобы утвердить промышленную
политику законодательным актом, возникла давно.
Этот вопрос был предметом рассмотрения на многих
форумах. Значительный вклад в формирование
концепции внес наш Экспертный институт, издавший
за 10 лет по этой теме более 50 научных трудов,
среди которых монография “Промышленная
политика России: принципы формирования и
механизмы реализации”. Рынок, как известно, близорук, и в нынешней
ситуации он подталкивает Россию не к развитию
высоких технологий, а к всемерной эксплуатации
природных богатств. В результате экономика
страны по-прежнему остается “экономической
трубой”, через которую выкачиваются наши
природные ресурсы. Понятно, что такая экономика
особенно уязвима, ее легко пустить ко дну
международным монополистам, договорись они,
скажем, о снижении цен на сырье и энергоресурсы.
Правительству останется только заявлять о
необходимости новых “непопулярных мер”. Для избежания этого
государству необходимо
активно вмешиваться в экономические процессы,
потому что многие проблемы в принципе не могут
быть решены только на рыночной основе.
Неслучайно нобелевский лауреат В.Леонтьев
сравнивал рыночный механизм с силой ветра, а
государственное регулирование – с рулем,
направляющим корабль по желаемому курсу. Неотъемлемый фактор промышленной политики –
инвестиции.
Учитывая величину положительного сальдо и
насыщение российского внутреннего рынка
иностранной валютой, Центральному банку
придется приобрести большую часть возросшего
валютного предложения, эмитировав необходимое
количество рублей. Конечно, ЦБ может не покупать
иностранную валюту у своих предприятий. Но тогда
будет расти обменный курс рубля, что ослабит
конкурентоспособность отечественных товаров и
спровоцирует экономическую депрессию, как это
было в 1993-1994 гг., когда обменный курс рубля вырос
более чем в 3 раза. В этих условиях упор должен быть сделан на
максимально
возможном использовании существующих
производственных мощностей. Для этого следует
без промедления провести их детальную
инвентаризацию и определить необходимые меры по
модернизации каждого предприятия. По нашим
оценкам, дееспособные производственные мощности
составляют сегодня не менее 50% их общего объема.
Значительная
их часть создавалась в середине 80-х годов на
основе закупаемого за рубежом новейшего
технологического оборудования и способна давать
продукцию мирового уровня.
Особенно, если
привлечь к этому делу еще существующие в стране
большие возможности в области высоких
технологий, которых, по самым скромным подсчетам,
насчитывается более 3 тыс., причем технологий
суперкласса. Не следует забывать и стоимость
невостребованной отечественной
интеллектуальной собственности, которая
превышает 400 млрд долл. Если названные технологии
удастся сделать конкурентоспособными, то, по
ориентировочным расчетам, доля России на мировом
рынке наукоемкой продукции способна подняться с
нынешних 0,3% до 10-12%, а это только в виде экспорта
принесло бы стране до 140-180 млрд долл. в год. Актуальной задачей являются
предотвращение
скоротечного и массового свертывания объемов
НИОКР, принятие специальных мер по защите
отечественной науки. Этой цели может
способствовать дальнейшее развитие таких
государственных институтов, как
фонд
фундаментальных исследований и гуманитарный
научный фонд, которые уже сегодня помогают
российским ученым преодолевать превратности
жизни. Аналогичные структуры уже давно сущестуют
за рубежом – в Японии, Южной Корее, на Тайване и
т.д. Еще одна задача –
усиление внимания к
конверсии военного производства. С ее решением
связано приоритетное развитие комплеса, в
котором сегодня сосредоточены самые новейшие
достижения России в сфере организации
производства, и особенно технологий. РСПП
активно участвует в сохранении
научно-технического потенциала российского ВПК.
В частности, мы помогли смягчить острейшие
социально-экономические проблемы на
судоремонтном заводе “Нерпа”,
приборостроительном заводе “Златоуст-36", в АО
”Судостроители Санкт-Петербурга", “Первый
Московский завод радиодеталей” и др. Важным элементом промышленной политики
является проблема
повышения уровня
менеджмента и в целом подготовки кадров. Но
только призывами и наставлениями эту задачу не
решить: нужны значительные материальные и
финансовые средства. В развитых странах, как
известно, подобные совокупные “инвестиции” в
человеческий капитал намного превосходят
капитальные вложения в средства производства.
Если же говорить о нашем Союзе, то в аналогичную
систему органично вписался деловой клуб
“Русский инженер”, объединяющий 40 ведущих
научных организаций Москвы. Набирает силу
Академия менеджмента и рынка, которая
инициировала “Морозовский проект” –
широкомасштабную программу подготовки кадров
для рыночной экономики в регионах России. По
эксперным оценкам, ежегодно в стране в рамках
различных форм подготовки предпринимательскому
делу обучаются примерно 110 тыс. человек, из них
около половины – в 59 учебно-деловых центрах,
предусмотренных “Морозовским проектом”. Кроме
того, в этих учебных заведениях за последние
четыре года подготовлено свыше 5 тыс.
преподавателей, консультантов и экспертов. Как видим, сегодня, может быть впервые за
последнее 10 лет, сложились предпосылки, делающие
реальным соединение политической воли
государственного руководства с отечественным
деловым миром. В этих условиях важно непредвзято
и всесторонне осмыслить уроки реформирования
экономики и предложить обществу выверенный
сценарий возрождения России. |