Номер 1/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Приграничное сотрудничество: возможности малых и средних предприятий в Бранденбурге и Польше

МАНФРЕД ШТОЛЬПЕ
премьер-министр земли Бранденбург


• Укрепление экономического потенциала региона путем формирования производственных сетей и взаимного переплетения интересов
• Роль Бранденбурга в европейском объединительном процессе
• Развитие инфраструктурного канала Париж - Берлин - Варшава - Минск - Москва вызовет распространение экономических импульсов на другие регионы

Земля Бранденбург выступает решительным поборником возможно более быстрого включения восточноевропейских стран в западноевропейские структуры. Подобная заинтересованность определяется общим историческим опытом, многовековыми культурными связями, а также экономическим и политическим значением для нас Центральной и Восточной Европы.

Бранденбург как новая федеральная земля, как регион ЕС, граничащий с Польшей, и как транзитная территория между Парижем и Москвой, Стокгольмом и Будапештом, безусловно, заинтересован в тематике данного симпозиума:

в качестве новой федеральной земли Бранденбург вместе с Берлином стоят перед перспективной задачей реорганизации и формирования, увязывания и совмещения экономических потенциалов и придания таким образом этому региону собственного, неповторимого облика;

в качестве региона ЕС с 250-километровой границей с восточным соседом - Польшей Бранденбург имеет возможность уже сегодня путем развития своих экономических, научных и культурных связей подготавливать вхождение в ЕС стран Центральной и Восточной Европы, обладающих сейчас статусом ассоциированных членов;

и, наконец, речь идет о том, чтобы, опираясь на формирование трансграничных надрегиональных и масштабных территориальных инфраструктур, возводить мосты между соседями и тем самым вносить вклад в интенсификацию экономического и общественного развития в Европе.

Все три задачи объединены ключевым словом “сращивание” - сращивание экономики, создание соответствующих инфраструктур для поддержания взаимоотношений между хозяйственными субъектами, налаживание трансграничных кооперационных связей, формирование транспортных и коммуникационных инфраструктур, служащих артериями для экономики наших стран и населения.

Создание, развитие и реорганизация экономического потенциала Бранденбурга

В 1990 г. в Бранденбурге, как и в Восточной Германии в целом, отсутствовала конкурентоспособная промышленная структура. Необходимая перестройка экономики сопровождалась закрытием предприятий, их банкротством, ликвидацией и отпочкованием новых предприятий.

В народном хозяйстве обнаруживались моноструктурные признаки; в нем превалировали крупные предприятия с низкоэффективной производственной и управленческой структурой; явно недоставало малых и средних предприятий. Основные фонды были сильно изношены и в большей части морально устарели. Предприятия выпускали чрезвычайно материало- и трудоемкую продукцию, соответственно низкими были производительность и рентабельность. Поскольку производство ориентировалось на план, а не на рынок, качество продукции зачастую оставляло желать лучшего.

На первом этапе перестройки и формирования новой экономики Бранденбурга перед структурной политикой прежде всего стояла задача поддержать переломный процесс путем продажи предприятий, реструктуризации, реприватизации и создания новых предприятий. Так, с одной стороны, возникало большое число новых, молодых предприятий; с другой - в ходе поглощения некогда крупных “народных” предприятий ГДР западногерманскими концернами бранденбургские заводы превращались в “продленные цеха” западногерманских предприятий, которые осуществляли здесь исключительно переработку сырья.

Вместе с тем в процессе передачи предприятий удалось благодаря созданию новых производств сломать моноструктуру и начать некоторую территориальную диверсификацию хозяйственной структуры. Уже около 20 пунктов в земле Бранденбург обрели собственный, неповторимый облик и стали центрами роста с определенной индустриальной направленностью, будь то бумажная промышленность, производство упаковочной тары и нефтехимия в Шведте, сталеплавильная промышленность и использование вторичного сырья в Айзенхюттенштадте или производство железнодорожного подвижного состава и металлургия в Хеннингсдорфе.

На примере этих географических пунктов становится ясно, что укрепление промышленных ядер и распространение малых и средних предприятий являются двумя сторонами одной медали. Благодаря связям крупных предприятий с малыми и средними фирмами успешно развивается система взаимных поставок, к налаживанию которой мы стремились осуществляя в Бранденбурге нашу структурную политику.

В настоящее время такие концерны, как Daimler-Benz, BMW-Rolls Royce, Adtranz, MTU, DWA, Tryssen, укрепляют свои управленческие функции в Берлине и тем самым одновременно повышают значимость соответствующих производственно-территориальных центров в Бранденбурге.

Для этих предприятий, находящихся в самом центре Европы, характерны высокие темпы роста, равно как и для многочисленных, часто традиционных поставщиков транспортной техники (например, в Бранденбурге - это заводы по производству трансмиссий и железнодорожных стрелок в Кирхмезере). Почти каждое второе промышленное предприятие в Бранденбурге благодаря диверсификации прямо или косвенно стремится отыскать новые шансы в производстве транспортных средств. Сейчас имеется уже более 300 предприятий, действующих в этом секторе и создающих относительно надежные рабочие места.

Интенсивные взаимосвязи между предприятиями одной отрасли и кооперация между предприятиями взаимодополняющих отраслей содействуют укреплению экономического региона Берлин - Бранденбург. При этом размещение предприятий, ориентированных на экспорт и инновации, в значительной мере зависит от того, имеется ли у них уже в данном регионе соответствующая сеть поставщиков и фирм по оказанию услуг, через которую можно осуществлять выгодные сделки с предприятиями-смежниками.

Таким образом, решающим фактором становится соответствующая территориальная смычка между производителями и поставщиками. Ведь “установление связей” и “сращивание” предполагают наличие смежных отраслей как по вертикали, так и горизонтали. Иначе говоря, необходимы устойчивые взаимоотношения между исполнителем работ на предшествующей технологической стадии, поставщиком и “системным организатором”, равно как между промышленностью, производителем промышленных услуг, экспедиторами, финансовыми учреждениями, а также не в последнюю очередь разработчиками и пользователями проектов в области транспорта (начиная от местных перевозок и кончая скоростными), туристическими фирмами, авиакомпаниями, аэропортами, железнодорожными вокзалами и туристскими центрами.

И хотя во всем этом, конечно, присутствуют элементы будущего, экономический потенциал региона Берлин - Бранденбург можно укреплять в конкуренции с другими регионами Европы только восстанавливая нарушенные десятилетиями кооперационные связи между местными предприятиями путем формирования производственных сетей, налаживания взаимоотношений на базе поставок продукции и взаимного переплетения интересов.>

В нашу задачу по-прежнему входит создание в Бранденбурге структур, нацеленных на придание предприятиям региона самостоятельности и жизнеспособности и упразднение долгосрочной зависимости от трансферта или дотаций. Чтобы добиться этого, наша технологическая и структурная политика содействует формированию системного мышления, ориентированного на взаимодействие, и поддерживает образование региональных и отраслевых информационных сетей, охватывающих малые и средние, а также крупные предприятия.

Создание подобных “кластеров” облегчается благодаря наличию недавно введенной министерством экономики Бранденбургской информационной системы территориального маркетинга (BASIS). В ее базе данных накапливаются информация, имеющая территориальную значимость, конъюнктурные и структурные данные, информация о деятельности, содействующей развитию земли, размещению производств, передаче технологии и т.д. Эти данные предоставляются различными земельными административными органами и учреждениями, а также коммерческими и общественными организациями.

С помощью имеющихся данных можно в кратчайшие сроки предоставить различную информацию по территориям и инфраструктуре и установить контакты с другими хозяйственными и научными субъектами (например, с университетами в Потсдаме и Котбусе), различными технологическими центрами и пр. Эта информационная система является предпосылкой для проектирования и подготовки сращивания инфраструктур на земельном уровне.

Транснациональное сращивание инфраструктур

Как пограничной территории ЕС Бранденбургу выпала роль субъекта, который путем приграничного сотрудничества ведет подготовительную работу по интеграции Польши в Европейский союз и осуществлению европейского объединительного процесса в целом.

Следует подчеркнуть, что нам очень близки европейские параметры подобного сотрудничества; и поэтому мы прилагаем усилия к реализации специальной программы содействия трасграничной кооперации между страной - членом ЕС и страной, не входящей в него, и пытаемся использовать поддержку со стороны ЕС по установлению трехсторонней кооперации.

Примерами здесь являются проекты в области конверсии и переработки вторичного сырья, в которых задействованы Бранденбург, Познаньское воеводство и провинция Северный Брабант (Нидерланды), а также проекты в области коммунального хозяйства между городами Врицен, Мешковице и одной из общин в Бельгии.

Глава польского воеводства Зелена-Гура, граничащего с землей Бранденбург, Мариан Эккерт подсчитал, что лишь за пять лет после подписания германо-польского договора о добрососедстве установлено вдоль границы (или, вернее сказать, трансгранично) более 2 тыс. деловых контактов или иным образом институционализированных связей между немцами и поляками. Такая цифра свидетельствует о том, что нам все лучше удается налаживать повседневное сотрудничество в приграничном районе и что за последние пять лет германо-польские отношения приобрели новое качество.

С 1990-1991 гг. добрососедское сотрудничество породило ряд примечательных и перспективных проектов. Германские и польские общины и низовые территориальные образования объединились в “еврорегионы” и приступают к тому, чтобы совместно решать трансграничные проблемы и задачи.

Наилучшим примером расширяющихся связей, имеющих особую, стратегическую значимость для будущего наших отношений, является то, что именно молодые немцы и поляки ежедневно приобретают опыт нормального общения друг с другом. В двуязычных школах и детских садах маленькие дети и школьники изучают язык друг друга, а в Европейском университете Виадрина в г. Франкфурте-на-Одере на общих занятиях немецкие и польские студенты готовятся стать юристами, экономистами и специалистами по культуре.

Экономическое сотрудничество между Бранденбургом и Польшей, разумеется, имеет особую значимость для развития региона, расположенного на внешней границе ЕС. Это обстоятельство учитывается в экономической политике Бранденбурга. В ее рамках поддерживаются малые и средние предприятия в их усилиях по поиску польских партнеров для создания совместных предприятий или осуществлению прямых инвестиций в Польше.

В 1994 г. образовано Германо-Польское общество содействия экономике, имеющее целью стимулировать двустороннее экономическое сотрудничество по обеим сторонам границы путем развития предпринимательской кооперации, а также поддерживать инвесторов в размещении капиталов в приграничном районе. Это общество предоставляет информацию о территориальном размещении производств, национальных и международных программах содействия и финансовой помощи, устанавливает контакты с центральными, региональными и местными властями, палатами и союзами и разрабатывает типы территориальной хозяйственной ориентации, поддерживая таким образом трасграничное экономическое сращивание.

За время своего существования общество помогло установить 900 германо-польских контактов и нашло признание по обе стороны границы. С принятием программы предоставления гарантий создан также инструмент, обеспечивающий инвестирование средних предприятий из Бранденбурга.

Для средних предприятий открываются хорошие возможности для кооперации на польском рынке, особенно при экспорте консалтинговых и инжиниринговых услуг, направленных на поддержку развития инфраструктуры, а также транспорта и материально-технического обеспечения. Интересные связи с Польшей в области энергетики и охраны окружающей среды могут возникнуть у бранденбургских предприятий, занимающихся технологическими разработками и предоставлением услуг.

Высокие темпы роста польской экономики являются показателем постепенного формирования эффективных предприятий в стране. Подобную предпринимательскую деятельность мы можем поддержать развивая признанный со стороны ЕС инфраструктурный канал Париж - Берлин - Варшава - Минск - Москва. Если нам удастся консолидировать ресурсы пограничного района реки Одер путем поддержки ремесленничества и промыслов, то он, будучи расположенным вдоль транспортной и инфраструктурной оси, может превратиться в перспективный развивающийся регион.

Возникающие при этом экономические импульсы распространятся и на другие регионы, а затем в долгосрочном плане и на Белоруссию и Россию. Наряду со строительством автомагистралей, модернизацией железнодорожной сети и налаживанием телекоммуникаций следует содействовать развитию промыслов в выборочных узловых пунктах, которые в свою очередь могут обеспечить создание предпринимательских и технологических центров вдоль этой трансъевропейской трассы.

Таким образом, связи между опытными и новыми, региональными и международными предприятиями (а в лучшем случае между совместными) создали бы благоприятные предпосылки для того, чтобы новые предприятия стран Центральной и Восточной Европы смогли легче присоединиться к международной снабженческо-кооперационной сети.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Резка оргстекла выполняется на специальных современных станках.
Сайт создан в системе uCoz