Номер 2/01ГлавнаяАрхивК содержанию номера
Темой первого специального номера журнала “Internationale Politik” (№ 5, май, 2000 г.), посвященного отдельной стране, является Россия. Воспроизводим
из этого номера фрагмент статьи, характеризующий экономическое положение в России и германо-российские отношения

Россия как экономический фактор

КЛАУС МАНГОЛЬД
председатель Восточного комитета Немецкой Экономики,
член правления “Даймлер-Крайслер АГ”,
председатель правления “Даймлер-Крайслер Сервисес (дебис) АГ”
(ФРГ)


7 мая 2000 г. состоялась инаугурация Владимира Путина на пост Президента Российской Федерации. С ним и его политикой связаны многообразные ожидания. Сумеет ли он найти действенные способы, чтобы приостановить бегство капитала и ограничить коррупцию, обеспечить правовую безопасность, реформировать налоговую и банковскую системы с целью постепенного улучшения условий для инвестиций?

Пока определенных ответов на эти вопросы нет. Но с экономической точки зрения появляются первые признаки, дающие повод для надежды.


Нынешнее экономическое положение


Финансовый кризис августа 1998 г. стал во всех отношениях решающим событием не только для российской экономики, но и для германских предпринимательских структур, которые были задействованы в качестве местных экспортеров или инвесторов в российских коммерческих проектах.

Однако в 1999 г. конъюнктура в России складывалась гораздо лучше, чем многие ожидали: экономический рост, по различным оценкам, составил 2-3%. Это было вызвано прежде всего обесцениванием рубля на 75% и уровнем цен на нефть, которые по сравнению с началом 1999 г. выросли более чем в 2 раза.

Девальвация рубля привела к активному вытеснению импортных товаров, поскольку она благоприятствовала производству и сбыту отечественной продукции. Высокие цены на нефть способствовали получению дополнительной прибыли фирмами, ориентированными на экспорт нефти, несмотря на высокие таможенные сборы. Повышенные таможенные и налоговые сборы облегчили ситуацию с государственными финансами. Долги по выплате заработной платы существенно сократились.

Однако потребление на уровне частных лиц не могло быть решающим образом простимулировано. Инфляция (1998 г. – 84,4%, 1999 г. – 36,5%), несмотря на ликвидацию задолженностей, снизила реальный уровень заработной платы в отдельных случаях на 40%; в прошлом году объем продаж через розничную торговлю был на 8% ниже докризисного. Несмотря на улучшение ситуации с прибылью, инвестиционная деятельность предприятий оставалась низкой: удельный вес капиталовложений, составляющий 16% от ВВП, слишком мал, если учесть устаревшую структуру стоимости основного капитала российских предприятий, используемого на производственные цели. Совершенно недостаточен объем прямых иностранных инвестиций, которые в основном направляются в сектор услуг.

Высокие прибыли от внешней торговли в 1999 г. также обусловлены прежде всего уже упомянутым вытеснением импорта и ростом цен на сырье. Основной экспортный сектор России – сырьевой, на его долю приходится 70% всего российского экспорта, товаров же на мировой рынок, как и в прежние времена, экспортируется мало в силу их недостаточной конкурентоспособности. Иностранные инвесторы, имеющие желание развернуть деятельность в России, наталкиваются на в высшей степени тяжелые условия:

реструктуризация банков и предприятий происходит очень медленно;

налоговая система чересчур сложна;

доля бартера остается слишком высокой;

правовая безопасность неудовлетворительна;

бегство капитала, уровень которого в 1999 г. достигал от 15 до 20 млрд долл., отнимает у российского народного хозяйства срочно необходимые ему финансовые средства для инвестиций в модернизацию предприятий. При этом российское население держит на руках огромное количество наличных иностранных банкнот, что составляет большую часть неработающего капитала;

доля теневой экономики составляет 30-40% ВВП. Коррупция, бюрократия и непрозрачные отношения между экономикой и государством препятствуют функционированию рыночных экономических механизмов.

С августа 1998 г. российские должники не всегда в срок обслуживали свою часть обязательств по иностранным кредитам. Это относилось особенно к той части долга, которая была унаследована от Советского Союза. Поэтому столь необходимый приток иностранных финансовых средств по большей части не состоялся.

Первый удачный шаг в плане разрядки ситуации был сделан в марте 2000 г. в результате заключения соглашения между российским правительством и частными кредиторами Лондонского клуба. При этом банки отказались от 10 млрд долл. и рефинансировали задолженность на сумму в 20 млрд долл.


Германо-российские
экономические отношения


Финансовый кризис августа 1998 г. не пощадил и германо-российские экономические отношения. Объем торговли упал почти с 30 млрд немецких марок в 1998 г. до 26 млрд немецких марок в 1999 г. В то время как импорт из России повысился на 8,2% до уровня 16 млрд марок, германский экспорт снизился почти на 32% – до 10 млрд.

Установление страховой компанией “Гермес” гибкой политики по обеспечению гарантий Федерального правительства способствовало бы оживлению двусторонней торговли. Однако без разумного урегулирования до сих пор имевших место нарушений российской стороной срока выплат по особым сделкам в размере около 650 млн марок, гарантом которых выступает Федеральное правительство, оно вряд ли сможет существенным образом поменять свою политику ограниченного предоставления гарантий в отношении России.

Прямые инвестиции Германии выросли с 400 млн марок в 1998 г. до 660 млн в 1999 г., хотя, конечно, и этот уровень низок. Общая сумма всех германских инвестиций, согласно российским данным, составляет примерно 12 млрд марок, тем самым Германия опережает США и Великобританию. Однако в эту сумму включены также торговые кредиты, гарантированные государственные кредиты, банковские вложения и имеющиеся у немцев российские государственные облигации. Что касается прямых инвестиций, то Германия с показателем 2 млрд марок занимает третье место после США (9 млрд) и Кипра (!) (5,4 млрд).

В России существует примерно 1 800 предприятий с участием Германии, из них почти 1/3 – совместные германо-российские фирмы. Финансовый кризис не обошел стороной и эти структуры. К тому же для многих из них непонятно, почему в стране, которая открыто провозглашает свою заинтересованность в привлечении прямых инвестиций, управленческие структуры, начиная с самого низшего уровня, вновь и вновь воздвигают барьеры для иностранных инвесторов и таким образом сами блокируют многообещающие проекты.

Тем не менее многочисленные опросы, проведенные Союзом Немецкой Экономики в Российской Федерации свидетельствуют, что подавляющее большинство германских предпринимательских структур, активно работающих в России, несмотря на убытки, которые они терпят с 1998 г., тем не менее продолжают рассматривать Россию как рынок будущего с большим потенциалом. Однако германским предприятиям необходимо переосмыслить свою позицию. Если в прошлом особенно выгодными были сделки по экспорту в Россию товаров потребления, то после стремительного обесценивания рубля и проистекающей отсюда ограниченности покупательной способности россиян ситуация коренным образом изменилась. Несмотря на уже отмеченные трудности, германские производители товаров широкого потребления должны в будущем создавать свои филиалы на местах, в России. Только таким образом может быть достигнут конкурентоспособный уровень цен на российском рынке.

Насколько высокими в ближайшее время окажутся шансы для германского среднего бизнеса сферы производства средств производства будет особенно зависеть от экономической политики Путина. Он дал поручение созданной им в декабре 1999 г. “фабрике мысли” под руководством Г. Грефа разработать экономическую программу, которая должна вывести Россию на уровень промышленно развитых стран Запада. Даже если высокие показатели экономического роста, обозначенные в качестве цели, представляются более чем смелыми, существуют, однако, многочисленные индикаторы, свидетельствующие об экономическом подъеме на широкой основе в среднесрочной перспективе.

Президент Путин – прагматичный политик, который знает, что его главная задача – улучшение экономического положения страны. Только таким образом он может обеспечить благосостояние граждан и надолго завоевать доверие населения. Необходимо создать систему правовой безопасности, улучшить рамочные условия для иностранных инвесторов. Если Путин хочет добиться, чтобы его программа реформ была бы не только провозглашена, но и претворена в жизнь, то он должен создать эффективное государство. Это означает среди прочего, что государственные органы России должны находиться под контролем парламента; российские суды должны быть независимыми, а их решения исполняться. Остается надеяться, что путинское определение “сильного государства” включает в себя все эти содержательные моменты.

Президент знает, насколько быстро он должен завоевать доверие иностранных государств и сохранять его для привлечения в страну срочно необходимых ей финансовых средств. Поэтому отношения России с международными организациями должны иметь для Путина центральное значение. Желание более тесного сотрудничества с ЕС, возобновление диалога с МВФ и успешные переговоры о реструктуризации долгов с Лондонским клубом указывают, что шаги совершаются в правильном направлении.

Будет возрастать значение сотрудничества Запада с российскими регионами. Германские фирмы в прошлом также были ориентированы преимущественно на московский хозяйственный регион; в Москве имеют свои представительства более 1 тыс. германских фирм. Наряду с этим необходимо развивать диалог с сильными регионами. Поэтому Восточный комитет Немецкой Экономики вместе с Федеральным правительством пригласил 19 губернаторов Сибирского соглашения в июне 2000 г. в Германию.  Помимо сотрудничества в энергетической области должны быть изучены возможности кооперации в секторах высоких технологий, включая телекоммуникации, переработки продовольственных продуктов и экологичной техники.


Стратегический партнер


Объем торговли с Россией, показатель которого составляет 1,4% общего объема внешней торговли Германии, находится примерно на уровне торгового оборота с Африкой (без учета ЮАР). Он ниже, чем объем двусторонней торговли между Германией и Данией. Итак, почему же германская экономика обращает столь пристальное внимание на Россию, почему Россия является для Германии стратегическим партнером? Ответы просты:

в России существует огромная потребность в модернизации, но вопреки всем злопыханиям присутствует также и значительная воля к проведению этого процесса. Расставание России со старой, ориентированной на самодостаточность системой должно сопровождаться форсированием процесса приобщения России к мировой экономике. Значительный вклад в это могут внести именно германские предпринимательские структуры, которые сильны прежде всего в том, что касается основных средств производства, энергосистемы и промышленного сектора услуг;

численность населения России (150 млн) вдвое превышает численность населения Германии. Если Путину удастся путем проведения последовательной экономической политики постоянно, шаг за шагом поднимать жизненный уровень россиян, то возникнет огромный рыночный потенциал, который необходимо будет обслуживать. Для того чтобы заполучить кусок этого пирога при его разделе в будущем, германские предприятия уже сегодня должны занять свое место на динамично развивающемся российском рынке завтрашнего дня. Краткосрочные стратегии, ориентированные на получение быстрой выгоды, не подходят для этой страны;

экономический подъем в России будет влиять и на соседние республики и простимулирует там дополнительный рост. На основе тесных экономических отношений России с этими странами видное положение германских предприятий в России принесет с собой значительные стартовые преимущества при освоении других рынков;

Россия является, возможно, самой богатой страной по запасам сырья. Как первичный энергоноситель, она имеет центральное значение для будущего энергоснабжения бедной в сырьевом отношении Германии. Основанное сегодня стратегическое партнерство, которое в области энергетики уже продвигается в положительном направлении, может оказаться завтра неоценимым.

В целом стабильная и процветающая Россия сделала бы решающий шаг в достижении стабильности и благосостояния Европы и всего мира. Германская экономика может и хочет внести свой вклад, чтобы развитие пошло именно по этому пути.

Приоритеты научных исследований
Академии управления
при Президенте Республики Беларусь

В конце января 2001 г. десятилетие со дня образования отметила Академия управления при Президенте Республики Беларусь – государственное высшее учебное заведение в системе подготовки и переподготовки руководителей и специалистов народного хозяйства страны. Поздравляя юбиляра, приглашенная на торжественные мероприятия делегация международного журнала “Проблемы теории и практики управления” выразила удовлетворение тем, что сотрудничество редакции с академией приносит обоюдную пользу. Есть договоренность о дальнейших шагах на пути развития сотрудничества.

К юбилею академия выпустила первый том “Научных трудов”, содержание которых раскрывает предисловие ректора доктора исторических наук П.Бригадина. На рубеже ХХ-ХI веков, пишет он, мировая цивилизация переживает сложные процессы, вызванные принципиально меняющейся экономической и социальной средой в глобальном масштабе, а соответственно и расстановкой сил, изменением сфер влияния и борьбой за них. Этот сдвиг в мировой экономике по своему значению возможно соразмерен с процессами становления рыночных государственно оформленных экономик в странах Западной Европы, способствовавших централизации власти, формированию национальных государств.

Происходящие в мире изменения в развитии общества требуют переосмысления подходов ко многим сложившимся понятиям и доктринам. Это обусловливает необходимость проведения научных исследований по всем направлениям жизнедеятельности общества, поискам стратегии национального развития в новом тысячелетии.

Продолжение на стр. 32

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz