Номер 2/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Потенциал ВПК и концепция устойчивого социально-экономического развития России

ГЕОРГИЙ КОСТИН
доктор технических наук, профессор,
председатель Комитета Государственной Думы РФ
по конверсии и наукоемким технологиям


• ВПК, выступая носителем высоких технологий, является локомотивом вывода экономики из кризиса
• Выбор критериев эффективности экономических моделей - важный этап разработки концепции развития
• C учетом особенностей России наиболее эффективной представляется модель экономики с соотношением планового и рыночного секторов в производстве ВНП как 75 к 25, а на этапе выхода из кризиса как 80 к 20

Более семи лет не сходит со страниц печати и экранов телевизоров слово "конверсия". С ней связывались надежды на высвобождение ресурсов экономики и обеспечение населения качественными товарами, окончание гонки вооружения и выход России на мировой рынок. Надежды не оправдались.


Роль военно-промышленного комплекса
в экономике страны


Что представляет собой ВПК? Это около 2 тыс. предприятий высокой технологии, более 3 млн рабочих, инженеров и ученых высочайшей квалификации. В 1990 г. ВПК, где доля импортного оборудования составляла 17,9% (в среднем по стране 22,2%), потребляя всего 9,8% проката черных металлов, выпустил 15% всех станков, 32,4% установок для добычи нефти и газа, 85% вычислительной техники, 100% фото-, теле- и видеоаппаратуры.

Бюджетные ассигнования на космическую отрасль составили 6,9 млрд руб., что в 26 раз меньше тогдашнего объема незавершенного строительства, в 35 раз - сверхнормативных остатков материальных ценностей, в 3,5 раза - стоимости потерь зерна.

Эта отрасль 40 лет назад запустила первый в истории спутник, обеспечила первый космический полет человека, создала оборонный щит, который и сегодня остается главным гарантом безопасности России. При этом затраты космической отрасли на килограмм выведенной полезной нагрузки в среднем в 6 раз меньше, чем в США, на которые нас все время призывают равняться.

Гонка вооружений, естественно, симпатий не вызывает. Но для того чтобы обеспечить прочный мир, одного желания мало, необходимы средства и действия. Послевоенный мир поддерживался не пожеланиями политиков, а паритетом сил, созданным в том числе и нашим ВПК. Исчез паритет и у соперника пропал страх быть наказанным.

И вторая сторона этого вопроса. Человечество уже не может отказаться от атомной энергетики, надежной космической связи, компьютерного обслуживания, телевидения, авиаперевозок и т.д. Практически нет изделий высокой технологии, удовлетворяющих мирные потребности, которые не были бы созданы на базе научно-производственного потенциала оборонки.

Поэтому ВПК это не только огромные затраты, но и двигатель прогресса, средоточие высоких технологий, локомотив вывода экономики из кризиса. К сожалению, роль его в этом плане сильно недооценивается.

Бюджет последних лет такой огромной страны, как Россия, не превышает бюджета маленькой Баварии. Страны, где на долю каждого гражданина приходится в 5,9 раза больше ресурсов, чем на жителя США, и в 17,5 раза больше, чем на жителя Западной Европы. Наполнение бюджета по большому счету может происходить за счет четырех источников: внутренних и внешних займов, продажи ресурсов, собственного товаропроизводства.

Для внутреннего займа условий нет, поскольку подавляющее большинство населения не располагает сбережениями, а те, у кого они есть, не питают доверия к правительству. Внешние займы не могут быть получены без серьезных стратегических уступок. Продажа ресурсов - прямой путь превращения страны в колонию. Остается единственный достойный путь - собственное товаропроизводство на базе НТП и высоких технологий.

Продажа 1 т нефти на международном рынке приносит прибыль от 20 до 30 долл., в то время как 1 т нефти, затраченная на производство зерна, - 80, а на производство мяса - от 300 до 400 долл. 1 кг промышленной продукции в сфере бытовой техники дает прибыль 50 долл., а в авиации - 1 тыс. долл. Из этих цифр видно, на каком коньке надо выезжать из кризиса.


Задачи и последовательность
разработки концепции развития


Выход из глубочайшего системного кризиса невозможен без стройной и жестко реализуемой концепции развития, разрабатывать которую следует тоже на основе учета возможностей высоких технологий.

На базе этой концепции необходимо не только решить задачу удовлетворения насущных потребностей людей в пище, одежде и жилье, но и создать условия для устойчивого социально-экономического развития общества. Это означает обеспечение реализации его культурных потребностей, возможности получения образования и работы, соответствующих способностям каждого человека, защиты здоровья, личной и общественной безопасности.

При выработке стратегии нужно учитывать глубину падения экономических и социальных показателей, не адекватное ситуации сочетание непримиримого общественного протеста, с одной стороны, и фанатичной терпимости общества - с другой, широкий спектр политических сил и узкогрупповых интересов, неустойчивое и тем не менее длительное политическое равновесие в обществе.

Исходя из всего этого социально-экономическая концепция, претендующая на вывод страны из глубочайшего кризиса, должна обеспечить решение следующих задач:

1. Обеспечение предельной эффективности принятой экономической модели и ее хозяйственного механизма.

2. Способность экономики устойчиво функционировать и саморазвиваться в замкнутом пространстве при внешней изоляции и жестком внутреннем противостоянии отдельных групп.

3. Предельно возможное сохранение и восстановление привычных обществу социальных стандартов.

4. Обеспечение программной "чистоты" и монолитности модели развития с одновременным предельно допустимым учетом при ее реализации интересов большинства социальных групп общества.

5. Возможность создания на основе концепции в короткие сроки рабочих программ для ее поэтапной реализации.

Мы считаем целесообразным проводить разработку модели и концепции развития с учетом решения перечисленных проблем в следующей последовательности:

• выбор критериев эффективности;

• анализ на соответствие этим критериям экономических моделей развитых стран;

• построение собственной эффективной модели развития;

• матричный анализ экономических программ наиболее влиятельных политических партий и движений России;

• разработка собственной концепции развития, отвечающей выдвинутым требованиям.

Для корректного использования международного опыта при выборе собственной модели развития необходимо, чтобы критерии оценок эффективности моделей не зависели от политического строя, национальных и региональных особенностей, чтобы они были "постоянно" действующими и обеспечивали достаточно простой поиск факторов влияния. К сожалению, и до 1985 г., и особенно в последний период эти важнейшие требования игнорировались.

Доказательства правильности избранного пути развития, как правило, были некорректными либо из-за временной несопоставимости, либо из-за неучета национальных особенностей. Достаточно вспомнить пропаганду успехов социализма путем сравнения объемов производства в 1913 и 1983 гг. Как известно, добыча угля за это время возросла в 25 раз, производство электроэнергии - в 647 раз, однако корректно ответить на вопрос об эффективности этих соотношений невозможно. Также несоизмеримы понятия абсолютной величины заработной платы в 1949 и 1980 гг. в США и СССР. Это относится и к принятым обществом в той или иной стране жизненным стандартам.

В качестве критериев эффективности экономики мы считаем необходимым принять величины ежегодных изменений ее показателей на душу населения. Таким образом, речь должна идти не о том, что, например, в США каждым жителем потребляется в среднем в 10,5 раз больше мяса и в 184 раза больше газа, чем в Индии, а об ежегодном приросте и падении этих показателей в каждой стране. Именно это позволяет, на наш взгляд, корректно оценить эффективность действующей экономики.

В качестве комплексного критерия нами принят градиент годовых изменений ВНП на душу населения. Анализ по этому критерию кривых изменения ВНП во времени дает объективную, наглядную и, что самое главное, количественную оценку эффективности экономических моделей государств с разным политическим строем, которые ставят перед обществом разные цели и обладают разными ресурсными возможностями. Это позволяет проводить их сравнение без существенных допущений. Для подтверждения общих оценок по той же методике нами строились кривые годовых изменений на душу населения объемов производства основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Из проведенного анализа вытекает следующее:

• кривые изменений градиента годовых темпов роста (падения) ВНП дают возможность получить количественную, корректную и объективную оценку эффективности принятой модели развития любой индустриально развитой страны;

• максимальный положительный градиент годовых темпов роста ВНП был достигнут не в странах, переходящих на преимущественно рыночные механизмы хозяйствования (0,02%), а в странах, идущих по корпоративному пути (0,2%, т.е. в 10 раз выше).

• ни одна страна, решая проблемы выхода из кризиса, не ориентировалась преимущественно на рыночные механизмы хозяйствования.


Зависимость эффективности экономических моделей от соотношения плановой и рыночной составляющих


По результатам анализа моделей развития индустриально развитых стран по принятым критериям нами построена зависимость эффективности этих моделей от соотношения плановых и рыночных хозяйственных механизмов. При этом установлено следующее:

• невозможно достигнуть положительных темпов роста при рыночной составляющей менее 5% и более 86%;

• высокая эффективность экономики (темпы прироста ВНП более 5% в год) может быть достигнута при рыночной составляющей 11 - 76% (соответственно плановая составляющая - 24 - 89%);

• наивысшим темпам роста (свыше 15% в год) отвечает соотношение плановой и рыночной составляющей как 70 к 30;

• при разработке моделей и сравнении их эффективности вместо общепринятого понятия "смешанная экономика" целесообразно использовать понятие "двухуровневая экономика", имеющее количественные характеристики;

• прогресс экономики может осуществляться только при увеличении темпов роста, при этом для стран с преимущественно плановой экономикой - путем побуждения инициативы производительных сил общества, т.е. увеличения рыночной составляющей, для стран с преимущественно рыночной экономикой - путем усиления плановости и государственного регулирования. При этом для достижения одних и тех же темпов роста первым требуется вдвое меньше ресурсов, чем вторым.

Для индустриально развитых стран наиболее эффективна модель планово-управляемой двухуровневой экономики. Ее верхний управляемый и контролируемый государственный сектор, производящий в зависимости от особенностей страны от 55 до 85% ВНП, базируется на общенародной, государственной или жестко подчиненной интересам государства частно-корпоративной собственности. Он призван обеспечить национальные интересы, успешное функционирование систем безопасности, долгосрочные накопления, НТП и благоприятные перспективы развития общества. Сектор второго уровня, базирующийся на частной, кооперативной и мелкогрупповой собственности, производящий от 15 до 45% ВНП на базе контролируемых государством рыночных механизмов, обеспечивает удовлетворение текущих потребностей населения и активизацию производительных сил общества.

Для России с учетом традиций социальной защиты, самодостаточности ресурсов, протяженности транспортных артерий, климатической зоны, специфики производственного потенциала наиболее эффективным представляется соотношение планового и рыночного секторов по объему ВНП как 75 к 25, а на этапе выхода из кризиса и восстановления народного хозяйства, когда требуется мобилизация всех ресурсов на главных направлениях, - как 80 к 20.


Цели, принципы и механизмы реализации концепции устойчивого развития


При разработке предлагаемой нами концепции развития проанализированы экономические программы различных партий и движений, что позволило максимально учесть их цели, использовать наиболее эффективные и действенные принципы и механизмы, обеспечить программную консолидацию ведущих политических сил общества1.

Предлагаемая модель социально-экономического развития России разработана на основании объективного анализа экономики индустриально развитых стран. Она базируется  на плановом управлении экономикой с количественным распределением плановых и рыночных форм хозяйствования и различных форм собственности по уровням экономики, которое обеспечивает каждому из них наивысшую эффективность.

Концепция строится на принципах устойчивого развития, единства и взаимозависимости общества, экономики и окружающей среды. Ее стратегическая цель - переход России на модель устойчивого социально- экономического развития, предполагающую преодоление в короткие сроки всеобщего системного кризиса, создание народам России среды обитания, отвечающей их исторически сложившимся духовным и материальным потребностям, достижение стабильности, вхождение страны в число безусловных мировых лидеров.

Выход из кризиса рассматривается как важнейший, но тактический этап на пути к достижению главной цели, который должен обеспечить его преодоление в кратчайшие сроки и с минимальными затратами ресурсов.

Реализация концепции позволит, на наш взгляд, возродить Россию как великую державу, сохранить и приумножить ее научно-технический потенциал, культурные, исторические и духовные ценности, защитить трудового человека. Концепция исходит из достаточности внутренних ресурсов для развития национальной экономики и удовлетворения потребностей общества.

Концепция строится на принципах подчинения экономической системы расширенному воспроизводству конечного национального продукта (вместо извлечения прибыли); стратегического планирования и сочетания плановых, рыночных и других механизмов управления и регулирования в рамках сбалансированной двухуровневой экономики; ориентации на национальные кадровые, научные, производственные, сырьевые, финансовые ресурсы; приоритета стратегии перед тактикой; приоритета общественных интересов перед узкогрупповыми; приоритета наукоемких, экологовосстанавливающих и ресурсосберегающих технологий.

Производительные силы общества оцениваются исходя из престижа честного труда и творчества, с опорой на интеллектуальное богатство, духовный и культурный потенциал.

Структурную перестройку индустриального и аграрного комплексов предлагается проводить на основе наукоемких, высоких, энерго- и ресурсосберегающих, экологочистых и экологовосстанавливающих отечественных технологий. Предусматривается максимальное использование отечественных предприятий высоких технологий, создание стратегического эшелона НТП, опережающее развитие промышленности глубокой переработки сырьевых ресурсов. Важнейшим фактором восстановления народного хозяйства является воссоздание единых систем энергетики, транспорта и связи. Здесь и предполагается включение высоких технологий, предприятий ВПК как локомотива восстановления экономики.

Россия обладает уникальными по составу и объему ресурсами практически во всех сферах производства, в том числе землей, энергоресурсами и промышленным сырьем. Приоритет их использования должен предоставляться российскому товаропроизводителю.

О некоторых видах финансовых ресурсов уже говорилось. Добавим к этому, что нами предложен альтернативный вариант налогового кодекса, направленный не на поддержание, а на быстрое восстановление отечественного производства и резкое увеличение за счет этого реальной базы налогообложения.

Сейчас все заговорили о необходимости восстановления систем управления. В нашей концепции предлагается блок механизмов реализации, представляющий законченную систему управления народным хозяйством и ранжированное по уровням прав и ответственности взаимодействие субъектов экономики.

Учитывая, что восстановление аграрного производства требует не только более значительных ресурсов, чем промышленного, но и по меньшей мере вдвое большего времени, в предлагаемой концепции аграрная политика представлена отдельным блоком.

Этап антикризисных мер включает постановку количественных по результатам и срокам целей, разработку принципов реконструкции системы управления и урегулирования проблем собственности, достижение финансовой стабилизации и форсированное вовлечение ресурсов.

В целом концепции отводится роль хозяйственно-экономического фундамента, на котором могут и должны объединиться все здоровые силы российского общества.


1Матричный анализ проводился по 30 параметрам, предельно отражающим социально-экономические проблемы российского общества. Проанализированы 19 программ, в том числе таких партий и движений, как РКРП, КПРФ, "Власть - народу", АПР, "Держава", РОД, КРО, ЛДПР, "Демократический выбор России", "Яблоко", "Наш дом Россия".

ИЗДАТЕЛЬСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
"MANAGEMENT PRESS" (ПРАГА)

Окончание. Начало на стр. 18

Немец Петр. Связи с общественностью:  взаимодействие в кризисных ситуациях. - 160 с. Nemec Petr. Public relations: komunikace v krizovych situacich.

Очередное практическое руководство опытного публициста посвящено проблеме конфликта, кризиса и катастрофы в жизни предприятия или другой организации. Приводятся наглядные примеры и сценарии преодоления кризисных ситуаций при контактах со средствами массовой информации. Предлагается комплекс предупредительных и охранных мероприятий, связанных с кризисными ситуациями. Особое внимание уделяется инструментарию для своевременного выявления конфликтной тематики, методам взаимодействия с группами информационной поддержки и вопросам создания имиджа организации, а также методам установления доверительных отношений в деловой сфере.

Ненадал Ярослав, Носкиевичова Дарья, Петржикова Ружена, Плура Иржи, Тошеновски Йозеф. Современная система управления качеством. - 240 с. Nenadal Jaroslav, Noskievicova Darja, Petrikova Ruzena, Plura Jiri, Tosenovsky Josef. Moderni systemy rizeni jakosti.

В работе излагается основополагающая концепция формирования эффективных  систем управления качеством. Освещаются экономические аспекты рассматриваемой проблемы, технология и методы управления качеством на этапах, предшествующих производству, при закупке материальных ресурсов, производстве и послепроизводственном обслуживании. Рассматривается значение человеческого фактора, играющего ключевую роль, в том числе руководства высшего звена при создании и функционировании системы управления качеством с учетом европейской модели TQM.

Буреш Иван. Позиционная стратегия. Как обеспечить процветание, найдя свободную нишу на рынке. - 128 с. Bures Ivan. Pozicni strategie. Jak profitovat z mezer na trhu.

Даже при высокой конкуренции на рынке, когда кажется, что он полностью удовлетворяет спрос, существуют фирмы, сумевшие найти на нем свободную нишу для своего продукта и добиться процветания. Основа их успеха состоит в применении позиционной стратегии - предложении точно установленных товаров четко определенной целевой группе заказчиков. Предлагается методика такой стратегии и приводится ряд примеров из производственной практики. Книга написана автором бестселлеров "10 золотых правил торговли" и "Как успешно руководить торговлей".

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz