Номер 3/02 Главная Архив К содержанию номера

Интеллектуальное предпринимательство и стабильное экономическое развитие в постсоциалистических странах Европы

СТЕФАН КВЯТКОВСКИЙ
заведующий кафедрой интеллектуального предпринимательства Академии предпринимательства и менеджмента имени Леона Козьминского (Польша)


• Разносторонние знания, способность к абстрактному мышлению, широкий кругозор позволяют интеллектуалам успешно вести предпринимательскую деятельность
• В постсоциалистических странах уход интеллектуалов в бизнес наряду с объективными причинами и материальным интересом связан с так называемым отложенным предпринимательством
• В современном обществе знаний интеллектуальное предпринимательство полностью отвечает ведущим экономическим концепциям
• Экономическая активность предпринимателей-интеллектуалов часто ориентирована на будущее с целью удовлетворения наиболее сложных потребностей человека

В середине 90-х годов предпринимательство, которым занимались типичные для Центральной и Восточной Европы польские интеллектуалы, отличалось известным своеобразием. Это предопределялось тремя характеристиками нового типа предпринимателей: наличием широких и разнообразных знаний; способностью критически оценивать ситуацию; отсутствием институциональной зависимости.


Особый тип предпринимателя и предпринимательства


Данный тип предпринимателей стал объектом ряда социологических исследований, которые позволили выявить и охарактеризовать следующие особенности предпринимательской деятельности интеллектуалов.

1. Предприниматели-интеллектуалы оперируют в разных средах, сферах или временных поясах. Связи, возникающие и используемые ими в работе, отличаются чрезвычайной сложностью. Знания предпринимателей-интеллектуалов и их личные связи имеют отношение не только к возглавляемым ими предприятиям, но и к различным социальным институтам, которые в свою очередь могут стать важным источником вдохновения, новых моделей поведения и даже материальных средств.

2. Благодаря своим знаниям, воображению и способности к абстрактному мышлению интеллектуалы в состоянии объединить процесс сбора, обработки и оценки информации (подготовки решений) с процессом разработки планов действий (принятием решений).

3. Способность к свободному мысленному перемещению в пространстве и времени, независимому мышлению и действию позволяет предпринимателям-интеллектуалам оперировать “глобальными” категориями. Они используют свой широкий кругозор для выявления и использования возможностей, которые присущи самой природе локального контекста, но которые открываются благодаря вдохновению, возникающему за пределами локальной среды.

4. Случаи эффективного предпринимательства, объясняемые поверхностными наблюдателями простым везением и своевременным открытием дела, в действительности предопределены способностью интеллектуалов создавать благоприятные условия, исключающие возможность принятия неудачной стратегии. Эта способность во многом может быть отнесена на счет знаний предпринимателей-интеллектуалов и не в последнюю очередь на счет их независимого положения. Такая независимость базируется, в частности, на уверенности интеллектуалов в том, что их знания могут быть использованы во многих институтах и при разнообразных обстоятельствах.

5. Предприниматель-интеллектуал воспринимает свою роль в компании или на предприятии как интеллектуальный вызов и рискованную игру, которые приносят ему интеллектуальное удовлетворение. Это позволяет ему дистанцироваться от своей конкретной роли (отсюда столь свойственная для интеллектуалов склонность к критике и самокритике), что одновременно служит неиссякаемым источником вдохновения.

6. Ключевой особенностью рассматриваемого типа предпринимательства является значимость, которую интеллектуалы придают этическим аспектам ведения дела и развитию персонала (включая интеллектуальное развитие).

Предварительные эмпирические исследования показали, что интеллектуалы выбирают в качестве объектов предпринимательской деятельности в основном два типа организаций. Во-первых, пользуясь благоприятными обстоятельствами (в этом проявляется способность успешной идентификации возможностей), они превращают традиционные некоммерческие общественные организации, такие, как школы, высшие учебные заведения и клиники, в рыночные предприятия. Подобные предприятия создаются заново или возникают в результате преобразования действующих. Эти метаморфозы требуют определенного регулирования (например, надзора за выполнением обязательств перед потребителями) и проверок (например, финансовых результатов созданных организаций). Во-вторых, бизнесмены-интеллектуалы учреждают или берут под свой контроль типичные коммерческие предприятия сферы производства или торговли.

Независимо от типа контролируемого предприятия интеллектуалы используют свои знания и личные связи для сбора материала и подбора кадров, необходимых для успеха дела. Здесь четко выражается инструментальный характер применения знания. Этот инструмент является стратегическим средством, которое в свою очередь служит своеобразным магнитом для привлечения других ресурсов. Во всех обследованных мною организациях можно отметить следующие коренные изменения:

• повышение операционной эффективности и снижение издержек по сравнению с конкурентами;

• полная идентификация служащих со своей компанией, в результате чего утверждается ее ориентация на постоянное повышение качества;

• превращение самих предпринимателей в квалифицированных плановиков, строго соблюдающих интересы своих компаний; до этого интеллектуалы чувствовали себя отчужденно и часто конфликтовали со своими коллегами.

В исходном положении следует учитывать и симптомы так называемого отложенного интеллектуального предпринимательства, связанного с культурной и экономической обстановкой. Культурные предпосылки предпринимательства в Польше и других странах ЦВЕ возникали в условиях исключительной “погруженности” в интеллектуализм. Социалистической экономике требовалась своя интеллигенция. В области культуры и особенно науки она пользовалась относительно большей свободой, чем в экономике. При социализме роль предпринимательства и личной инициативы была маргинальной. Для независимых, творческих, инициативных людей наука часто являлась единственной областью, где они могли проявить свои способности, получить возможность общения с миром, развиваться как личность и пр.

В первые годы системной трансформации академическая наука подверглась особенно резкому сокращению. В середине 80-х годов на сектор научных исследований и разработок приходился примерно 1% общего числа занятых в Польше и Венгрии. В Чехословакии этот показатель достигал даже 2,5%. Спустя 10 лет эта доля резко уменьшилась. Снижение шло параллельно с ростом общей безработицы и сокращением затрат на научные исследования. Предприятия, которые становились банкротами, не имели возможности их финансировать, а государство не считало нужным это делать. В таких условиях сотни и тысячи ученых, физиков, математиков, химиков, социологов, психологов и даже философов начали познавать мир за пределами своих лабораторий и библиотек. Сегодня этот мир ставит их перед новыми вызовами и открывает возможности, которых сектор научных исследований и разработок ранее был лишен.

В ходе трансформации системы жизненные условия интеллигенции существенно ухудшились. Наиболее динамичные ее представители, профессиональная подготовка которых позволяет проявить свои способности в обстановке растущей коммерциализации науки, образования и культуры, пополняют ряды предпринимателей. Это и составляет суть феномена “отложенного предпринимательства”. Речь идет преимущественно о людях, занимающихся сегодня частной экономической деятельностью, которые делали бы это в условиях развитой капиталистической экономики, не став, вероятно, никогда артистами или учеными.

Развитие интеллектуального предпринимательства может идти по двум направлениям. Во-первых, интеллектуалы по собственной инициативе включаются в экономическую деятельность. Основу этого направления составляет коренное изменение традиционной роли интеллектуалов под влиянием социальных и политических реформ, а также роста привлекательности предпринимательской карьеры и ее перспектив, которые становятся вровень с другими видами экономической и общественной деятельности.

Во-вторых, сфера предпринимательства сама становится объектом “интеллектуализации”. Основой здесь является повышение профессиональной подготовки (как по официальным, так и неофициальным каналам) и рост общеобразовательного уровня, сопровождаемого расширением кругозора вплоть до глобальных представлений. Подобный глобальный подход расширяет познавательную и практическую перспективу с ее новыми шансами и рисками.

Интеллектуальное предпринимательство можно рассматривать как исключительное, даже экстремальное и идеальное явление в сфере бизнеса, понимаемого как часть успешной предпринимательской активности в современном обществе знаний. Этот вид предпринимательства полностью отвечает ряду современных экономических концепций, включая концепции интеллектуального капитала и наукоемкой продукции, а также весьма популярную ныне концепцию знания, генерируемого в процессе производства. Интеллектуальное предпринимательство уже стало объектом исследований в качестве примеров и результатов растущего использования знаний в работе современных экономических организаций как коммерческого, так и неприбыльного профиля.

В большинстве технологически развитых стран, экономика которых характеризуется высоким уровнем инновационной активности, подобные исследования затруднительны, так как требуют тщательного межсекторного анализа как на макроэкономическом уровне, так и на уровне домашних хозяйств и индивидов в качестве занятых, потребителей и предпринимателей. По-иному обстоит дело в постсоциалистических странах, где результаты отдельных случаев и гарантирующие успех факторы интеллектуального предпринимательства хорошо просматриваются на фоне технологического, социального и институционального отставания. Анализ позволяет сделать вывод, что интерес к интеллектуальному предпринимательству должен культивироваться среди молодых людей уже в школе и высших учебных заведениях путем популяризации успешных эпизодов, с увязкой факторов успеха в бизнесе и учебе. Так, используя прозрачные, привлекательные, популярные и в то же время понятные образы и модели поведения предпринимателей, представляя их в качестве фактора, сыгравшего решающую роль в достижении успеха в бизнесе, мы уже на самой ранней стадии (в школе) можем обеспечить развитие человеческих ресурсов, необходимых для стабильного экономического роста.

В 1997 – 1999 гг. среди студентов проведено широкое эмпирическое исследование, которое можно охарактеризовать как “исследование в исследовании”. В его рамках студенты сами разыскивали предпринимателей-интеллектуалов (“традиционного” направления и в сфере производства типичного интеллектуального продукта с использованием большого объема знаний) и проводили с ними интервью по своему усмотрению. Одновременно исследовалось отношение самих студентов к предпринимательству (до и после проведенных ими опросов). В результате выявлены позитивные изменения в отношении студентов к предпринимательству вообще и интеллектуальному в частности: широкое приятие знания в качестве ресурса, снижение страха перед финансовыми трудностями, повышение интереса к интеллектуальным аспектам современного бизнеса. Подобные изменения в отношении к предпринимательству можно рассматривать как часть процесса формирования “позитивных образовательных ценностей”. Эти ценности часто включают в себя инструкции (информацию), получаемые в ходе учебы, но в большей степени они касаются изменений в личности обучающегося.

Для многих современных ученых и преподавателей процесс “становления личности”, начинающийся с момента отхода человека от состояния “простого существования”, является сердцевиной предпринимательства. В условиях роста безработицы социальное неравенство и всеохватывающая стагнация часто проистекают из убежденности в том, что ничего нельзя изменить. Когда непосредственные причины обогащения одних и обнищания других становятся социально неприемлемыми и даже непонятными, как можно более раннее начало процесса “становления” представляется условием преодоления барьеров на пути к развитию. Этот процесс следовало бы инициировать в колледже, университете или даже в средней школе. Он начинается с трудом, требует большого мужества со стороны преподавателей и совместных усилий студентов.

“Позитивные образовательные ценности” (особенно в отношении предпринимательства) особенно важны для школ менеджмента и тем более для бизнес-школ. Эти ценности должны составить ключевой элемент материала, преподаваемого обучающимся.

Исследования показывают, что феномен интеллектуального предпринимательства не является простой фантазией теоретиков, а требует включения в учебный процесс. Преподавание может стать важным фактором стабильного и быстрого развития европейских постсоциалистических стран.


Новые взаимосвязи между миром науки и миром предпринимательства


В современном мире эволюционирует новый тип общества, базирующегося на знании и информации, которое ориентируется уже не на приспособление творческих процессов к ситуации, а на управление инновациями. В соревновании между странами, экономическими регионами, корпорациями и отдельными предприятиями победителем выходит тот, кто сумел адаптировать свою стратегию развития (на базе сильных и слабых сторон) к наиболее значимым и постоянным особенностям окружения. Проигравшими оказываются конкуренты, не добившиеся успеха во внедрении необходимых инноваций и создании адекватной культурной и хозяйственной обстановки. Среди наиболее важных и постоянных можно назвать следующие особенности современной общемировой ситуации:

• значительное расширение знания и его популяризация постоянно совершенствующимися средствами и системами распространения информации;

• стирание границ между различными видами человеческой деятельности (трудом, отдыхом), социальными организациями (прибыльными и неприбыльными), хозяйственными предприятиями (производством товаров и услуг, торговлей, генерацией и популяризацией экспертного знания), административной и культурной сферами;

• культурный, этический и моральный хаос, который обусловлен высокими темпами изменений и взаимодействием внутренне противоречивых этических норм и правового регулирования.

Современные граждане все четче отдают себе отчет в том, что их знание фрагментарно, быстро устаревает в профессиональном отношении и во многом зависит от таких информационных суррогатов, как газеты, телевидение, компьютерные сети и т.п. В то же время часто выясняется, что работодатели (организации) требуют от них изобретательности и инноваций, порой эти требования сопровождаются, как ни парадоксально, взаимно исключающими условиями, например изъявлением покорности. На крупных и малых предприятиях инновации уже не рассматриваются в качестве некоего загадочного продукта по-особому устроенного человеческого мозга, вооруженного специальными средствами. Очень часто они являются результатом обращения к реальности, открытого поведения и готовности к изменениям.

Понятие инновации как продукта открытости к изменениям появилось в теории и практике менеджмента с приобретением обществом указанных выше качеств. Информационное общество отличается не только общедоступностью информации, но и общей рабочей силой, которая имеет возможность поиска необходимой информации, ее свободного использования, не исключая ошибочного. Экономика, базирующаяся на знаниях, должна заботиться не только о найме высококвалифицированных специалистов, но и доступности среднего и высшего образования. Все это подразумевает повышение интеллектуального уровня как экономики, так и общества в целом. В таком обществе победа в экономическом соревновании редко обеспечивается доступом только к одному из важных факторов производства. Скорее, она является результатом использования квалифицированных кадров и быстрого и своевременного обнаружения благоприятных ситуаций и умелой организации ресурсов, необходимых для успешной работы персонала. Важность знания, получаемого в ходе обучения, видимо, ничуть не ниже значимости финансового или кадрового фактора.

Такая оценка знаний связана с острыми дебатами относительно роли науки и техники в социально-экономическом развитии постсоциалистических стран, а также их места в национальных инновационных системах. Возникновение феномена интеллектуального предпринимательства придает совершенно новое направление этим дебатам. Научные исследования и разработки важны не только в утилитарном, прикладном плане. Оказалось, что учеба и интенсивная исследовательская работа в области физики, математики и техники, философии, биологии и медицины дают человеку хорошую подготовку для экономической деятельности. Во многих случаях эта подготовка полезней, чем учеба в специальных школах бизнеса, в которых приобретаются знания по конкретным операциям (составление бизнес-планов, технико-экономических обоснований и пр.) без проникновения в суть самой экономической активности. Для этого человеку необходимы знания о потенциальных потребностях своего предприятия (обусловленных, например, низкой эффективностью технологических процессов) или своих потенциальных возможностях (связанных, например, с уже сделанными открытиями).

Уход интеллектуалов в бизнес является глобальным феноменом. В периоды трансформации интенсивность этого процесса особенно возрастает по ряду объективных причин (например, из-за нехватки фондов для финансирования научно-исследовательских работ). При этом свою роль играют материальные интересы (стремление к обогащению), а также бюрократические барьеры крупных научно-исследовательских организаций.

Масштабы этого процесса, затронувшего Польшу в течение последних 10 лет, оказались весьма внушительными. Это связано, в частности, с упомянутым “отложенным предпринимательством”, поскольку в коммунистические времена возможности проявить “частную инициативу” были очень малы. Более того, для несогласных с режимом в вузах были закрыты многие факультеты общественных наук, доступным для них оказалось, например, изучение физики или математики. В новых социально-политических условиях люди смогли наконец заняться “своим” делом. По указанной причине в Польше в бизнесе вообще и среди предпринимателей в частности непропорционально велика доля дипломированных физиков, математиков и химиков. В этой связи особый интерес представляют, например, следующие вопросы: в какой мере приобретенные ранее специальные знания способствовали успеху бизнесменов-интеллектуалов; как обучать студентов в нормальных условиях; какие дисциплины нужно преподавать; как избежать преждевременных решений относительно будущей карьеры.


Новые виды товаров и услуг


Сегодня в постсоциалистических странах нет необходимости создавать новые технологические центры, подобные, например, Кремниевой долине в Калифорнии, или новые финансовые центры, как в Лондоне. На такие центры просто нет спроса. Главным фактором в современных условиях является информация. Хотя большая часть средств обработки, передачи и распределения информации в разных странах все еще отличается определенным разнообразием, основные стандарты в конечном счете зарождаются в Кремниевой долине. Главное достоинство этого технологического центра в том, что он работает не как монополия, пользующаяся преимуществами своих огромных размеров, а как мозговой центр всей системы. Сила центра определяется многочисленностью нейтральных связей, а не его размерами.

В США почти вся высокотехнологичная продукция может производиться качественнее и дешевле, чем сейчас, точно так же, как и более эффективно, чем где-либо в мире. Это относится и к такой типичной продукции, как автомобили, суда, информационная техника или телекоммуникационное оборудование. В конечном счете все товары массового спроса и новая продукция с ориентацией на глобальный рынок должны выпускаться дешевыми. Тем не менее производители и продавцы этой продукции продолжают создавать новые центры технологического лидерства и локального экономического и социального развития, базирующегося на таком лидерстве. Это касается прежде всего производства широко известных товаров и услуг (включая лекарства, медицинское оборудование, персональные компьютеры).

Кроме того, решения требуют вопросы, связанные с производством товаров для удовлетворения вновь возникающих потребностей. В частности, смогут ли эти товары, а также технология их производства оказаться помимо развитых регионов доступными для остальных стран мира? Возможны ли появление новых центров или разработка новых (альтернативных) средств или продуктов для удовлетворения аналогичных потребностей?

Опыт показывает, что до сих пор расширяется унификация товаров и услуг. Она касается не только электронных компонентов, автомобильных деталей и узлов, информационно-коммуникационной техники и банковских услуг, но и индустрии отдыха, фармацевтической продукции и сферы питания (McDonalds, Coca Cola). Вместе с тем существует специальная группа продуктов с неограниченными возможностями диверсификации, которые даже в условиях глобальной экономики требуют диверсифицированных методов производства и потребления. Эта группа охватывает товары и услуги, относящиеся к бытию человека, созданию благоприятных условий для его развития в любой период жизни, включая старость. Прогресса только в области материалов, коммуникаций, транспорта, биотехнологии и даже генетики здесь недостаточно. Тем более что в области социальных инноваций наблюдается огромное отставание. В этом плане следует говорить об инновациях, которые отвечают или должны отвечать уникальным запросам в каждой конкретной ситуации. Инновации должны обслуживать не людей вообще, а отдельного человека в данное время и в данном месте.

Какое отношение имеет все это к интеллектуальному предпринимательству? Сказанное выше о данном феномене затрагивает товары и услуги, связанные с социальными потребностями человека, в частности с образованием, отдыхом, информацией. Давно замечено, что в таких развитых странах, как США, Швеция и Япония, производство соответствующих товаров и услуг приводит к очень быстрому росту доходов и повышению занятости. Предприниматели-интеллектуалы участвуют в большинстве сфер экономической активности, ориентированных на будущее, с целью удовлетворения самых сложных человеческих потребностей. Трудно себе представить, чтобы армия потенциальных предпринимателей была не в состоянии распознать (хотя бы в самих себе) потенциальных потребителей бесконечного разнообразия товаров и услуг (пока еще отсутствующих на рынке), рассчитанных на удовлетворение потребностей отдельного человека. Необходимость их создания неоднократно подчеркивалась в различных средствах массовой информации от местных газет до публикаций ОЭСР. В отчете за 1999 г. внимание читателей обращается на явно обозначившиеся демографические тенденции в странах – членах этой организации:

• относительное снижение численности работающих по сравнению с числом пенсионеров, соотношение между которыми до недавнего времени было примерно равным;

• снижение количества детей дошкольного и школьного возраста;

изменения в соотношениях численности поколений, выражающиеся в увеличении количества стариков и уменьшении числа внуков.

Такие тенденции таят в себе серьезную угрозу для экономической и социальной стабильности в наиболее развитых странах мира, порождая новые риски и открывая неизведанные возможности. В данном контексте чрезвычайно важен феномен резкого увеличения продолжительности жизни. Это потребует новой социальной активности и продления периода занятости.

В экономическом и социальном развитии мира и его регионов (а также отдельных стран) отмечаются различные этапы, на протяжении которых меняются взаимосвязи между местами расположения производства и потребления. Факторами влияния на такие связи в прошлом были, например, войны между странами или торговля, а в дальнейшем стал и туризм. С изрядной долей упрощения можно сказать, что социально-экономическое развитие современного общества тесно связано с соотношением затрат на местное производство и импорт товаров и услуг. Даже такая экономически самодостаточная страна, как США, является крупнейшим импортером потребительских товаров. Сопоставление долей импорта потребительских товаров в КНР и на Тайване красноречиво свидетельствует о разрыве в уровне их социально-экономического развития. То же можно сказать и относительно Северной и Южной Кореи или Эстонии и Белоруссии.

Но меняются ли эти исторически мотивированные условия в наше время? И если это происходит, то из-за препятствий ли на пути развития или из-за технологического прогресса, темпы которого не совпадали с темпами социальных изменений?

Оба вопроса звучат риторически. Радикальные изменения в компьютерных и коммуникационных системах стали причиной “сжатия” мира. Интернет стирает границы между странами и континентами. Он не признает границ между реальным и воображаемым, между потреблением и производством и даже между днем и ночью. Интернет дает возможность свободно перемещаться в пространстве и времени, исключая необходимость в физическом передвижении. Отпадает необходимость проводить демаркационную линию между тем, что происходит, и тем, что происходило “здесь” и “там”, “тогда” и “теперь”. Свое влияние он оказывает и на планирование труда и отдыха, а также на экономический результат потенциальных изменений в этом планировании. Интернет информирует о группах товаров и услуг, предлагаемых рынку, и обеспечивает общий доступ к ним.

Состав групп товаров и услуг меняется не только под воздействием технологических условий, определяющих их поставки, но преимущественно под влиянием социальных условий, модифицирующих потребности, в основе которых лежат демографические изменения. Разные поколения на свой манер революционизировали, например, американский потребительский рынок, рынки развитых капиталистических государств и даже рынки постсоциалистических стран. В последней группе условия адаптации к революционным изменениям особенно трудны. Тем не менее и здесь обнаруживаются свои возможности. Наиболее интересные из них определяются тем, что местное производство товаров и услуг может как удовлетворять внутренние потребности, так и обеспечивать потенциальный “внутренний экспорт”, связанный с туризмом, спортом, отдыхом, курортным лечением и т.п. для иностранцев и своих состоятельных граждан.


Возможно ли более быстрое развитие?


С чисто теоретической точки зрения в данном анализе необходимо учесть еще один фактор, который, безусловно, не лишен практического смысла. Й. Шумпетер стал общепризнанным авторитетом в вопросах инноваций в основном благодаря своей концепции “творческой деструкции” и нарушения сложившегося равновесия предпринимателем, который понимается как пионер и новатор, жаждущий потенциальной прибыли в результате внедрения “новой комбинации средств производства”. Пренебрежение этой концепцией может разрушить любую, самую совершенную теорию. По теории Шумпетера главными факторами производства в условиях капитализма начала ХХI в. являлись земля и капитал. Труду отводилась скорее второстепенная роль, он служил больше предметом теоретических дискуссий. Однако положение с тех пор радикально изменилось.

В изложении И. Кирзнера понятие предпринимательства намного ближе к ситуации в современной глобальной экономике, базирующейся на знании, и, несомненно, очень близко к обстановке в постсоциалистических странах. Для экономиста развитие предпринимательства равносильно использованию инноваций с целью восстановления баланса между рынками или частями рынка. Очевидно, что практика преодоления отставания и устранения негативных эффектов диспропорций в развитии постсоциалистических стран Европы больше соответствует пониманию предпринимательства Кирзнером, точка зрения которого почти неизвестна в отличие от позиции Шумпетера.

В моих исследованиях по интеллектуальному предпринимательству не было отмечено ни одного случая “творческой деструкции”. Наоборот, я наблюдал явление, которое Кирзнер описывал как обогащение данного рынка продуктом или услугой, которые служат для восстановления некоего локального равновесия. Это интересное явление я назвал “созидательной конструкцией”, которая выступает предвестником стабильного и потенциально быстрого развития благодаря внедрению новой продукции, созданию новых рабочих мест и росту благосостояния. К тому же подобное развитие могло бы стать более гармоничным, сгладить моменты социальной исключительности и экономического неравенства, которыми изобилуют хорошо известные примеры быстрого, но не гармоничного развития.


E-mail: kwiat@wspiz.edu.pl

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz