Номер 4/02 Главная Архив К содержанию номера
12-13 февраля 2002 г. во Дворце наций в Женеве под эгидой Европейской экономической комиссии ООН состоялась встреча за “круглым столом”
на тему “Промышленная реструктуризация в европейской транзитной экономике”, в которой приняли участие ученые и специалисты многих стран Европы.
Редакция предлагает вниманию читателей краткое изложение двух основных докладов, с которыми выступили профессор Школы менеджмента при Университете Хирает-Уотт ПОЛ ДЖ. ХЭЙР и заместитель директора Центрального экономико-математического института РАН, профессор, доктор экономических наук ГЕОРГИЙ КЛЕЙНЕР.

Промышленная реструктуризация как средство усиления национальной конкурентоспособности

ПОЛ ДЖ. ХЭЙР
профессор Школы менеджмента при Университете Хирает-Уотт
(г. Эдинбург, Великобритания)


• В нормально функционирующей экономике реструктуризация
на национальном уровне происходит постоянно, независимо от политики правительства
• Роль рыночных цен состоит не столько в сбалансировании предложения и спроса, сколько в обеспечении предпринимателей всей возможной информацией относительно цен, которые будут преобладать в будущем
• Необходимо, чтобы менеджеры или советы директоров, воспринимая сигналы рынка, имели стимулы к проведению требуемой реструктуризации

При переходе от централизованно планируемой экономики к рыночной промышленная реструктуризация наряду с макроэкономической стабилизацией, ценовой и торговой либерализацией, приватизацией и масштабной институциональной реформой составляет важный компонент стратегии преобразований. Большинство исследователей связывает ее с решением проблемы крупных и неэффективных предприятий, которые для выживания в условиях рынка должны подвергнуться преобразованиям. Другие авторы соотносят реструктуризацию с усилиями по улучшению конкурентоспособности транзитных экономик. Предполагается также, что в этом же направлении будут действовать налоговая реформа и разнообразные институциональные реформы.


Промышленная реструктуризация


На национальном уровне (в рамках экономики в целом) реструктуризация означает возрастание доли определенных секторов в ВВП, занятости, экспорте и т.д. при одновременном сокращении доли других секторов. Она может стимулироваться как со стороны спроса – при обычных изменениях моделей спроса, сопровождающих рост дохода на душу населения, так и со стороны предложения – в результате крупных изменений в структуре затрат (например, под воздействием роста стоимости энергоресурсов) или ключевых технологиях (внедрение пластмасс, развитие электроники).

В бывших социалистических странах, вставших на путь реформ, имеется дополнительный фактор, определяющий потребность в масштабной реструктуризации на национальном уровне, который может быть обобщенно охарактеризован термином “исходные условия”. Под этим имеется в виду наличие многих фирм и отраслей, сформированных при социалистической плановой системе, которые в условиях существенной либерализации цен и рынка на первых этапах трансформации стали нерентабельными. Такие примеры встречались в тяжелой промышленности и других секторах, где решения о размещении ресурсов были недостаточно обоснованными либо произошли сдвиги в технологии и/или рынках.

В нормально функционирующей экономике реструктуризация на национальном уровне происходит постоянно, независимо от политики правительства. Однако возможно сознательное политическое вмешательство, замедляющее или ускоряющее реструктуризацию.

Отраслевая реструктуризация имеет место в тех случаях, когда в результате изменений в структуре или уровне спроса либо изменений в системе затрат экономика сталкивается с неадекватным ассортиментом продукции или производством нужных продуктов на основе неадекватной технологии. Такая ситуация требует быстрого снятия с производства или модернизации неприбыльных изделий, разработки и освоения новых образцов, усовершенствования технологии. Здесь также возможно вмешательство правительства, способствующее или препятствующее подобным изменениям, или решение о создании норм и стимулов, создающих нормальные условия, в которых рыночные факторы способны обеспечить требуемые результаты.

Региональная реструктуризация применяется в сходной ситуации, когда город или более крупный регион оказываются в состоянии серьезного экономического спада, причиной которого обычно является преобладание кризисных отраслей или видов деятельности по сравнению с экономикой в целом. Так, в России имеется много городов с единственным предприятием (например, Воркута – угледобыча), для которых его проблемы могут означать экономическую и социальную катастрофу для всей территории. Ключевыми вопросами для кризисных районов являются: а) как справиться с процессом спада; б) как найти альтернативные жизнеспособные виды экономической деятельности для района или местного населения. Перестройка на этом уровне носит политический и чрезвычайно чувствительный характер, как это отмечалось и в случае реструктуризации на национальном уровне.

Реструктуризация на уровне предприятия, безусловно, является ключевой по отношению ко всем проблемам, поскольку какую бы форму реструктуризации мы не обсуждали, то, что фактически происходит в экономике, всегда рождается на отдельном предприятии. Реструктуризация на этом уровне может быть представлена как состоящая из трех компонентов:

• вхождение на рынок новых фирм или относительный рост высокопродуктивных фирм;

• реструктуризация и реорганизация действующих фирм;

• выход с рынка фирм, терпящих банкротство, или свертывание неэффективных фирм.

Все эти компоненты важны, хотя их относительная значимость в различных странах и в различные периоды может колебаться. Так, жизненно необходима высокая интенсивность вхождения на рынок новых фирм, поскольку, как показывает опыт многих стран, до 80% таких фирм терпят банкротство в течение 3-5 лет. Следовательно, чтобы осуществился отбор успешных фирм, которые превратятся в крупные предприятия и дадут рабочие места тысячам людей, необходимо создание множества новых и механизм быстрой и правильной “прополки” тех, кто не способен делать деньги. Безусловно, многие из них, стартуя как малые предприятия, такими и сохранятся, эксплуатируя локальные рыночные ниши.

В ряде случаев в понятие реструктуризации вкладывается чисто финансовый смысл, например, когда правительство или банки для спасения предприятия принимают решение о полном или частичном списании его долгов или конверсии задолженности в акции. Такая финансовая реструктуризация вызывает множество трудностей, выходящих за рамки данной статьи, например связанных с разработкой таких схем, которые лишают бенефициара стимулов к дальнейшему накоплению задолженности и побуждают его к проведению реальной реструктуризации бизнеса. На практике я бы приветствовал такие меры со стороны как банков, так и правительств, которые последовательно и твердо ужесточают бюджетные ограничения для больных предприятий. Более того, финансовая реструктуризация если и может, то лишь в редких случаях заменить реальную; чаще первая способна обеспечить средства для проведения последней или по крайней мере дать больному предприятию возможность искать новые внешние источники финансирования.

Наконец, согласно распространенному мнению, реструктуризация часто воспринимается как проблема, неизбежно связанная с государственным вмешательством. В определенном смысле это так, поскольку государственная политика и правовая и институциональная инфраструктура, устанавливаемая правительством, определяют среду, в которой должны действовать все фирмы. Однако более важный вопрос в том, целесообразно ли и в каких именно случаях более активное вмешательство правительства.


Национальная конкурентоспособность


Конкурентоспособность является тем понятием, которое часто обсуждается политиками и волнует их, но которое экономисты нередко находят трудно определимым, а иногда даже в значительной мере бессмысленным. Использование термина “национальная конкурентоспособность” означает, что мы имеем дело со свойством или характеристикой производства в данной экономике, тогда как те экономисты, которые не признают эту концепцию, считают, что дело тут связано не с качественными характеристиками или структурой национального производства, а все зависит от валютного курса. Иными словами, в любой экономике, какой бы отсталой ни была технология производства, должен существовать какой-то валютный курс, при котором ее продукты находили бы сбыт на внешних рынках, а на внутренних успешно конкурировали бы с импортом.

Идея конкурентоспособности не сводится к политике валютных курсов, а фундаментально связана со структурой и качеством производства в данной экономике. Теперь посмотрим, почему конкурентоспособность значима для экономики и как она соотносится с реструктуризацией.

Начнем с России и Украины. Россия в последние годы имеет значительный положительный торговый баланс, ежегодно превышающий 20 млрд долл., главным образом за счет масштабного экспорта нефти и газа, древесины, алмазов и металлов. Торговля продукцией обрабатывающей промышленности остается весьма скромной, при этом импорт превышает экспорт. С точки зрения платежного баланса эта ситуация устойчива (при условии, что цены на нефть не упадут слишком низко). Но для долгосрочного экономического развития Россия предпочла бы улучшить качество и ассортимент промышленной продукции, продаваемой на внутреннем рынке, а в некоторых секторах освоить внешне конкурентоспособную продукцию и успешно продавать ее на различных сегментах мирового рынка.

Что касается Украины, то здесь во внешней торговле товарами имел место дефицит на протяжении почти всех 90-х годов, при этом с середины 90-х годов экспорт уменьшился, а импорт снизился в еще большей степени, что сократило дефицит внешней торговли. Ясно, что для успешного развития Украине необходимо быстрыми темпами развивать экспорт, причем главным образом промышленных, а не сырьевых товаров, превращая его в ключевой фактор экономического роста.

Таким образом, по различным причинам и Россия, и Украина предпочли бы превращение национального производства в более конкурентоспособное. Эти примеры (которые могут быть неоднократно умножены) позволяют сформулировать первый тезис о том, что конкурентоспособность значима.

По существу, конкурентоспособность повышается, когда действующие или новые фирмы способны предложить рынку более качественные продукты и продавать их по конкурентным ценам. Речь не идет о “более низких” ценах, поскольку реальное значение имеют цены с учетом качества. Если качество продукции данной отрасли улучшается, то средние номинальные цены экспорта, скажем в страны ЕС, могут фактически возрастать, при этом благодаря сопутствующему росту производительности должным образом измеренные цены с учетом качества могут снижаться. Один из возможных способов измерения качества экспорта состоит в сравнении цен, достигнутых на рынке ЕС данной транзитной экономикой, экспортирующей данный продукт (или вид продукции), с ценами, достигнутыми на том же рынке высокоразвитыми поставщиками аналогичного продукта (продуктов), например странами ЕС. Исследования такого рода показали, что по ряду продуктовых групп качество экспорта стран Центральной и Восточной Европы в первой половине 90-х годов улучшалось, а России практически не менялось или даже ухудшилось.

С концептуальной точки зрения понятия конкурентоспособности и реструктуризации частично совпадают. Прежде всего в той части, в которой, как мы полагаем, реструктуризация бесспорно способствует повышению конкурентоспособности. Однако некоторые аспекты реструктуризации, по всей видимости, не имеют существенной связи с конкурентоспособностью, а сама конкурентоспособность испытывает воздействие со стороны факторов, отличных от реструктуризации. В этом смысле, безусловно, существует положительная связь между реструктуризацией в широком смысле, включающем вхождение новых предприятий, и конкурентоспособностью. Однако она оказывается эффективной лишь при наличии других факторов, таких как более совершенный маркетинг, значительные инвестиции и соответствующая государственная политика.

Последний пункт особенно важен, поскольку, как показывает опыт многих стран, особенно стран СНГ, реструктуризация, проводимая в неустойчивой политической среде, не ведет к подъему производительности. Среда, в которой действуют фирмы, должна обеспечивать стимулы к проведению реструктуризации в нужном направлении, и важнейшим элементом этой среды являются воспринимаемые фирмами сигналы рынка. Чтобы генерировать эффективную, ведущую к росту производительности реструктуризацию, сигналы рынка должны одновременно отражать относительные издержки различных видов экономической активности и быть в достаточной мере стабильными. Роль политики правительства при этом может стать решающей, что мы обсудим ниже.


Институциональная структура: конкурентоспособность и реструктуризация


В свете вышеприведенных рассуждений имеются три аспекта институциональной структуры, требующие рассмотрения: а) институты, поддерживающие реструктуризацию действующих фирм; б) институты, обеспечивающие новое вхождение на рынок и должным образом организованный выход; в) политические и институциональные условия, препятствующие реструктуризации. Безусловно, эти три проблемы тесно взаимосвязаны, однако в данном разделе удобно рассмотреть их по отдельности, а их связи будут показаны в заключении.

Реструктуризация действующих фирм. В хорошо функционирующей рыночной экономике рыночные сигналы, отражаемые в показателях работы предприятия (объем продаж, себестоимость, прибыльность и т.д.), являются индикаторами, стимулирующими большую часть реструктуризации действующих фирм, процесс которой инициируется, как правило, высшими менеджерами или советом директоров компании. Следовательно, для того чтобы реструктуризации подвергались нужные фирмы и в нужном направлении, необходимо, чтобы при господствующих институциональных условиях рыночные цены отвечали следующим требованиям:

• прямые ценовые субсидии производителям должны быть редким явлением или полностью отсутствовать, а сохраняемые по обоснованным политическим причинам должны быть незначительными, стабильными и ограниченными по времени;

• элементы системы налогообложения, влияющие на рыночные цены, такие как социальные выплаты, связанные с заработной платой, различные формы косвенных налогов, акцизы и т.д. должны устанавливаться на длительный период. Сбор налогов должен быть надежным, освобождения и льготы немногочисленными;

• внутренняя экономическая среда должна быть максимально конкурентной, с ограничениями недобросовестной эксплуатации монопольной власти, без ограничений на вхождение в рынок в соответствующих отраслях, со свободной конкуренцией между импортом и внутренним производством;

• при любых ценах на данном рынке стоимость купленного товара должна оплачиваться сразу и в деньгах, а неоплата всегда вести к немедленному прекращению поставок и юридическим действиям по взысканию долгов. Это правило приложимо как к трансакциям частного сектора, так и ко всем трансакциям между государственным и частным секторами (так, оно распространяется, например, на налоговые и социальные платежи).

Ключевой принцип состоит в утверждении, много лет назад сформулированном Миррлизом, что роль рыночных цен в экономике состоит не столько в сбалансировании предложения и спроса на текущих рынках, сколько в обеспечении всей возможной информацией относительно цен, которые будут преобладать в будущем. Тем самым, по существу, подчеркивается важнейшая роль рыночных цен в принятии инвестиционных решений. Если цены окажутся неверными, то и инвестиционные решения будут иметь разрушительные долгосрочные последствия. А серьезная реструктуризация фундаментальным образом связана с инвестициями.

Безусловно, также жизненно необходимо, чтобы менеджеры или советы директоров, воспринимая соответствующие сигналы рынка, имели стимулы к проведению требуемой реструктуризации. Иные стратегии, подобные рентоориентированному поведению или демонтажу активов (что часто выливается в прямое воровство), должны стать непривлекательными, невыгодными.

Новое вхождение и организованный выход. Даже при наличии реальных цен и стимулов некоторые действующие фирмы могут не проявить желания или окажутся неспособными к коррекции. В данном контексте неспособность может корениться в компетенции существующего менеджмента, его возможностях доступа к ключевым ресурсам, требуемым для реструктуризации, или в проблемах рынка и технологии. Последний тезис может быть проиллюстрирован следующими примерами:

• производство кирпича, цемента или алюминия на заводах, построенных во время существования искусственно поддерживаемых низких цен на энергоресурсы (особенно, цен на электроэнергию в последнем случае);

• предприятия легкой промышленности, расположенные за сотни и тысячи километров от основных рынков, построенные в период низких грузовых тарифов;

• производители низкокачественных и энергопотребляющих пассажирских самолетов, испытывающие сужение внутреннего рынка и незначительный внешний спрос;

• производители компьютеров, не совместимых с западными стандартами и не имеющих адекватного программного обеспечения.

Фирмы, действующие в этих и многих других областях производства, будут либо быстро проводить реструктуризацию с целью производства совершенно новой продукции (хотя это и не всегда технически осуществимо для некоторых из приведенных примеров), либо им придется быстро сокращать производство и, по всей вероятности, закрываться. Следовательно, должны существовать приемлемые институциональные условия для облегчения выхода и быстрого перераспределения тех активов, которые могут быть прибыльно использованы иным образом. Сохранение таких фирм и сопротивление неизбежному не должно иметь места, политика должна обеспечивать организованный выход из рынка.

Чтобы такой порядок действовал, необходимо поощрение вхождения на рынок новых предприятий, создающих новые рабочие места для работников, высвобождаемых в результате закрытия предприятий, а также производящих прежде недоступные или доступные в ограниченном ассортименте товары и услуги. Вхождение должно быть быстрым и легким, без излишнего бюрократического контроля, замедляющего процесс или загоняющего фирмы в теневую экономику, как это происходит во многих странах.

Условия, препятствующие реструктуризации. Принципы реструктуризации, рассмотренные выше, весьма просты и имеют ясный экономический смысл. Но несмотря на это, они часто не работают на практике. Причина в том, что во многих транзитных экономиках имеют место существенные факторы, иногда объективные, в большинстве случаев нет, которые мешают этим ключевым принципам проявить свое влияние и тем самым сдерживают реструктуризацию.

Препятствия вхождению:

• сложность правил и регулирования, определяющих порядок создания новых фирм;

• недостаток помещений и других видов инфраструктуры для нового бизнеса;

• деловые связи, основанные на бартере и других формах немонетарных трансакций, которые имеют в высшей степени неконкурентный характер;

• региональные и местные ограничения торговли определенными продуктами.

Препятствия реструктуризации:

• мягкие бюджетные ограничения, ослабляющие давление на менеджеров в направлении введения изменений и препятствующие развитию эффективных, хорошо функционирующих рынков коммерческого кредита;

• в некоторых странах осуществление значительной части социального обеспечения через предприятия, что препятствует реструктуризации, поскольку повышает очевидные социальные издержки сокращения предприятий или их закрытия. В большинстве случаев социальное обслуживание должно проходить через местные органы власти (в некоторых странах это требует завершения реформы финансирования местных администраций);

• преобладание в структуре собственности работников и менеджеров, что часто ведет к сопротивлению глубокой реструктуризации;

• торговые ограничения, иногда продлевающие жизнь предприятий, но слишком дорогой ценой.

Препятствия выходу:

• политические факторы, действующие, например, во многих российских городах с единственным градообразующим предприятием. Как правило, политические факторы выходят на сцену там, где высокий уровень местной или региональной безработицы воспринимается как опасный с политической точки зрения.

Все перечисленные факторы не только мешают реструктуризации, но и препятствуют выходу из кризиса обанкротившихся фирм.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz