Венгерский опыт трансформации
собственностиВ 1989-1990 гг. в Венгрии мирным путем произошла
смена общественно-политического строя; в
результате на место прежнего
"социалистического" режима пришел новый
демократический порядок, основанный на
политическом плюрализме. Создана правовая и
институциональная база для конституционного
строя и демократии. В настоящее время идет строительство
социальной рыночной экономики, формируются
новые отношения собственности с преобладанием
частной. Венгрия взяла курс на интеграцию с
демократическими, политическими, экономическими
и культурными организациями Европы и всего мира. Приватизация сыграла доминирующую роль в
формировании нового уклада собственности.
Фактически она означала не простую распродажу
собственности, а была частью всеобщего процесса
либерализации и дерегулирования. Одна из ее
главных задач заключалась в том, чтобы перевести
экономическую активность в русло частного
предпринимательства. Следующие важные цели
приватизации состояли в том, чтобы покончить с
системой управления основной
общественно-политической и хозяйственной
деятельностью на базе свода устаревших
административных правил, заменив его правовой
системой гражданского законодательства, а также
в том, чтобы сократить государственный долг, по
возможности сохранив и даже увеличив стоимость
приватизируемого имущества. И все это – ради
более быстрого достижения конечных результатов
приватизации. В целом этот круг задач не являлся самоцелью.
Скорее, их решение было направлено на то, чтобы
прекратить снижение уровня производства и
сократить убытки в государственном секторе,
способствовать созданию таких отношений
собственности, которые опирались бы на широкую
социальную базу в лице сильного среднего класса
как важного элемента политической стабильности. Венгерская была сориентирована также на то,
чтобы как можно быстрее перейти к рыночной
экономике, обострить конкуренцию на
зарождающемся рынке, распустить
институциональные монополии и одновременно
добиться активного участия работающих в
управлении предприятиями. Цели приватизации в Венгрии были примерно
такими же, как и в других странах, где она
осуществлялась, хотя ей, несомненно, присущи и
некоторые своеобразные черты. В основном цели
венгерской приватизации сводились к следующему: • создание рыночной экономики, базирующейся на
частной собственности с нормальными отношениями
собственности; • сокращение роли государства в управлении
экономикой при одновременном увеличении
поступлений в его бюджет; • повышение эффективности в сфере
экономической активности, усиление конкурентной
борьбы; • облегчение решения проблем нехватки
капитала в экономике; • сокращение государственных расходов, в
первую очередь за счет прекращения
субсидирования убыточно работающих предприятий; • внедрение и эффективное использование новой,
современной технологии и методов управления; • стимулирование экономической
реструктуризации; • прекращение потери рынков, освоенных ранее, и
завоевание новых рынков; • расширение круга участников на местном
рынке; • развитие внутреннего инвестиционного рынка,
привлечение в него местного и иностранного
капитала, включая многонациональные компании; • сохранение и повышение заинтересованности
иностранных инвесторов в участии в венгерской
приватизации; • интенсивное участие Венгрии в международном
разделении труда; • создание слоя собственников в стране,
стимулирование развития национального
предпринимательства; •сохранение функциональной дееспособности
хозяйственных организаций; • сохранение созданных рабочих мест и
образование новых; • использование поступлений от приватизации
для повышения финансовой стабильности, развития
технологий, реорганизации производства, борьбы с
загрязнением окружающей среды и расширения
экспорта; • содействие приобретению собственности
персоналом предприятий, включая менеджеров; • расширение круга малых частных инвесторов,
адекватное распределение собственности в обмен
на компенсационные обязательства.
Основные принципы приватизации
Согласно этим принципам приватизация в Венгрии
должна была: в равной мере служить интересам всего общества
как на уровне отдельной личности
(предпринимателя), так и компании; быть прозрачной и давать равные возможности
всем участникам приватизационного процесса; быть организованной как хозяйственный процесс,
а не как кампания по возврату собственности
прежним владельцам или ее "справедливому
распределению"; привести к выявлению нового собственника в
конкуренции с другими претендентами, сделавшим
лучшее предложение в соответствии с
предварительно выбранными критериями; иметь возможность принимать решения в пользу
государства как собственника имущества, если эти
решения не противоречили закону и принципу
открытости и честного соревнования; быть ориентирована прежде всего на рыночную
продажу, чтобы обеспечить в будущем эффективную
и конкурентоспособную деятельность
предложенного на продажу предприятия; способствовать сотрудничеству с другими
странами на базе международного разделения
труда. Приватизация оказала значительное влияние на
всю производственную структуру страны, став в
ряде случаев источником крупных поступлений в
бюджет. Необходимость создания оптимальной
производственной структуры обычно увязывается с
долгосрочной перспективой, что в свою очередь
диктует необходимость в умеренных темпах
приватизации. Но потребности государства в
быстрых доходах требуют быстрой продажи
имущества. Поэтому опыт показывает, что важно
соблюдать постоянное равновесие между
долгосрочными и краткосрочными интересами
партнеров. Приватизация в Венгрии всегда рассматривалась
в качестве ключевого фактора, определяющего
возможности вступления страны в Европейский
Союз. Успешный ход приватизации позволил Венгрии
уже к середине текущего десятилетия создать
структуру собственности, отвечающую требованиям
рыночной экономики. За семь лет в стране была
приватизирована большая часть отраслей
хозяйства, включая химическую промышленность,
нефтегазовую распределительную систему,
электросети, банковский сектор, пищевую
промышленность, розничную торговлю.
Приватизирована основная часть производства
электроэнергии, сельского хозяйства и
воздушного транспорта. В будущем предстоит
приватизировать ядерную энергетику, транспорт,
включая железнодорожный, а также радиовещание.
Основные этапы приватизации
1.
Спонтанная приватизация до смены
политической системы (1987-1990 гг.).
В этот период
приватизация была начата по инициативе самих
предприятий, и контроль государства над ней был
незначителен, в сделках преобладал частный
интерес. До конца приватизация доводилась
относительно редко. Приток иностранного
капитала шел медленно. Использовалось несколько
форм приватизации. По одной из моделей компания
приобретала часть имущества, становясь
смешанным предприятием с участием иностранного
партнера. Часто из состава крупного предприятия
выделялась его часть в качестве самостоятельной
компании, как правило, с привлечением
иностранного партнера. Эта форма применялась как
попытка избавиться от государства-собственника
и дать возможность менеджеру сохранить свое
положение на предприятии. И сами предприятия
получали шанс на выживание при кооперации с
банками и другими кредиторами. 2.
Приватизация в рамках государственных
программ (1991-1994 гг.).
Второй этап венгерской
приватизации, начавшийся с создания Управления
государственным имуществом, ознаменовался
упрочением государственного контроля над
приватизационным процессом. Централизованно был
разработан ряд программ. Оказывая поддержку в
реализации приватизационных программ,
государство пыталось найти комплексное решение
экономических проблем. Были созданы
приватизационные институты, темпы приватизации
были ускорены, была сделана попытка
заинтересовать инвесторов в участии в
венгерских предприятиях. 3.
Наиболее успешный год приватизации (1995 г.).
Этот год охарактеризовался продажей крупных
предприятий общественного пользования
(энергетическая промышленность и
телекоммуникации), была приватизирована большая
часть банковского сектора на льготных условиях.
Осторожный подход и тщательная подготовка
проектов позволили получить от приватизации
максимальный доход за всю ее историю (481 млрд
форинтов). Доля дохода в иностранной валюте в
среднем составила 76%. 4.
Консолидация и завершение приватизации
(1996-1998 гг.).
Несмотря на то, что количество
рентабельных и привлекательных для покупателя
предприятий, предлагаемых в рамках
приватизационных программ, постоянно снижалось,
а количество трудных для реализации сделок,
наоборот, возрастало, в целом этот период
характеризовался слаженной и бесперебойной
работой, указывающей на стабилизацию всего
процесса. Доходы от приватизации в 1996 г. были на
сравнительно высоком уровне, составив 176 млрд
форинтов, что соответствовало намеченному
показателю. В 1997 г., наоборот, доходы от
приватизации резко увеличились, достигнув
второго по величине показателя за всю историю
приватизации в сумме 340 млрд форинтов, что почти в
два раза превысило запрограммированный
результат. Данный период характеризуется следующими
особенностями: появились комбинированные методы продажи
имущества; на первый план выдвинулись инвесторы в лице
организаций, включая финансовые; в настоящее время приватизация зависит не от
интересов инвесторов, а от объемов предлагаемого
на продажу имущества: спрос превышает
предложение; фондовая биржа играет важную роль в
приватизации: Будапештская фондовая биржа
является наиболее динамично развивающимся
рынком, в работе которого важную роль играет и
приватизационное агентство APV RT. С участием биржи
были выгодно проданы пакеты акций венгерской
нефтяной компании MOL, венгерской
телекоммуникационной компании MATAV и компании RABA; успешно была проведена и приватизация
венгерских компаний Hungarocamion, IKARUS и DAM; предстоит приватизировать еще ряд крупных и
важных для экономики страны предприятий, в их
числе венгерская авиакомпания MALEV, судоходная
компания MAHART, группа компаний VOLAN, объединение
венгерских электростанций MVM; полностью завершена приватизация венгерского
банковского сектора.
Влияние приватизации на развитие рынков
Наиболее благотворно влияние венгерской
приватизации сказалось, по-видимому, на развитии
местных рынков капитала. В частности, наибольший
выигрыш от приватизационных программ обрела
Будапештская фондовая биржа. По состоянию на
конец 1996 г. примерно 91% валютной рыночной
капитализации пришелся на приватизированные в
результате рыночных сделок государственные
предприятия. Десять крупнейших венгерских компаний, которые
возглавляют список предприятий с самыми
высокими котировками акций на фондовой бирже,
обеспечили себе стабильное положение благодаря
успешно проведенной приватизации. Тем самым
приватизационный процесс явился важным фактором
всеобщей капитализации рынка, в том числе и за
счет привлечения иностранного капитала.
Постоянный выпуск обеспеченных и надежных акций
в результате приватизации привлек внимание
международных инвесторов, которые считают
выгодным приобретение акций венгерских
предприятий. Будапештская фондовая биржа
превратилась в один из самых привлекательных
рынков капиталов своего региона. Важной особенностью венгерской приватизации
является высокая доля иностранных инвестиций в
приватизационных проектах. Анализ структуры
иностранных капиталовложений в Венгрии после 1990
г. показывает, что самая высокая доля в их общем
объеме принадлежит немецким компаниям, что
отвечает историческим традициям венгерской
экономики. Важную роль в венгерской экономике
играют также американские и французские
инвесторы. В табл. 1 приводятся данные о структуре
иностранных капиталовложений в Венгрии в 1990-1997
гг. В табл. 2 представлены данные о количестве
венгерских компаний с участием иностранного
капитала. Общие поступления от приватизации в 1990-1997 гг.
превысили 1 400 млрд форинтов. В одном только 1995 г.
приватизационные поступления составили 481 млрд
форинтов, из них почти 95% в виде наличных денег,
причем 87% в иностранной валюте. В 1995 г. общие
поступления от приватизации более чем на 38 млрд
форинтов превысили аналогичный суммарный
показатель за 1990-1994 гг. Приватизационные поступления в 1994-1997 гг.
превысили 1 100 млрд форинтов. Примерно 80% всего
объема приватизационных поступлений пришлось на
этот период. Доходы от венгерской приватизации в
иностранной валюте с 1990 по 1997 г. составили 900 млрд
форинтов. За один только 1995 г., самый успешный год
венгерской приватизации, инвалютные доходы
более чем в два раза превысили суммарные
валютные поступления в 1990-1994 гг. Поступления в
инвалюте в 1994-1997 гг. превысили 724 млрд форинтов,
что соответствует 80% суммарных поступлений в
инвалюте за весь приватизационный период.
Нерешенные задачи приватизации
В рамках приватизации 1998 г. должен стать годом
начала подведения баланса, завершения
"крупных" приватизационных проектов и
подготовки для последующего постоянного
управления хозяйством. Приватизационные проекты
большой ценности в основном были реализованы в
предшествующие годы, неприватизированными
остались лишь предприятия, приватизация которых
была отсрочена в силу их особого статуса, по
соображениям экономической политики или
специфики хозяйственного управления. В
дополнение к предприятиям, которые останутся в
постоянной собственности государства, часть
названных неприватизированных компаний будет
по-прежнему контролироваться государством и
после 1998 г. Из примерно 1 900 предприятий, существовавших до
начала приватизации, и из 1 703 предприятий,
основанных в ходе трансформации, к концу 1997 г.
остались лишь 297, в капитале которых APV RT имела
долю. Но и в этой группе предприятий лишь в 151 эта
государственная организация имела контрольный
пакет акций, а в капитале остальных предприятий
ее доля была второстепенной. Суммарная часть
капитала этой организации во всех указанных
предприятиях превышает 700 млрд форинтов, 55% этой
суммы приходится на компании, которые подлежат
приватизации. Таблица 1
Структура иностранных
капиталовложений в Венгрии в 1990-1997 гг., млн долл.
Год
| Всего
| В том числе по странам:
| Германия
| США
| Франция
| Италия
| Австрия
| Великобритания
| 1990
| 20,2
| 0,1
| 0
| 0
| 0
| 0,6
| 0
| 1991
| 435,2
| 59,3
| 0
| 33,2
| 0
| 25,1
| 38,8
| 1992
| 491,7
| 195,0
| 79,0
| 21,8
| 8,2
| 63,7
| 38,4
| 1993
| 1 163,3
| 471,0
| 487,2
| 100,0
| 0,7
| 34,5
| 6,5
| 1994
| 102,7
| 27,9
| 19,4
| 4,5
| 0
| 12,3
| 6,4
| 1995
| 3 370,5
| 1 542,8
| 474,4
| 624,0
| 186,0
| 6,2
| 46,0
| 1996
| 61,8
| 21,3
| 12,4
| 7,6
| 2,6
| 3,9
| 1,4
| 1997
| 1 450,0
| 500,2
| 291,4
| 177,0
| 60,3
| 90,3
| 34,1
| Итого
| 7 095,5
| 2 817,8
| 1 363,8
| 968,1
| 257,8
| 236,6
| 171,6
| Доля, %
| 100
| 39,7
| 19,2
| 13,6
| 3,6
| 3,3
| 2,4
| В соответствии с законом о
приватизации 116 предприятий должны остаться в
качестве постоянной государственной
собственности. В 32 предприятиях из этой группы
государство будет удерживать такой пакет,
который дает государству специальные права. В 1998
г. основная задача государственного агентства APV
RT будет состоять в том, чтобы продать подлежащее
приватизации имущество, а полученные средства
использовать для выполнения своих обязательств,
вмененных ему различными законами. Фонды,
которые должны будут использоваться для
выполнения указанных обязательств, составят
приватизационные поступления за 1998 г. и
специальный приватизационный резерв. Еще одна важная задача заключается в том, чтобы
должным образом подготовиться для работы после
завершения приватизации. В более отдаленной
перспективе встанет и задача управления
предприятиями, остающимися в постоянной
собственности государства, и предприятиями,
которые по ряду причин не могут быть
приватизированы. Для управления ими будет
создана специальная управленческая организация,
которая будет рассматриваться, по соображениям
целесообразности, в качестве правопреемника
приватизационной организации. На дату начала приватизации, т.е. на 1 января 1990
г., в Венгрии насчитывалось 1859 государственных
предприятий с номинальным акционерным капиталом
в 1859 млрд форинтов. На 31 декабря 1997 г. номинальная
стоимость акционерного капитала действующих
предприятий в собственности государства
составляла 715 млрд форинтов, из которых на
приватизируемую собственность приходилось 397
млрд форинтов, а стоимость имущества, которое
должно постоянно оставаться собственностью
государства, была равна 284 млрд форинтов. Таблица 2
Количество венгерских компаний с
участием иностранного капитала
Страна
| Число компаний
| Капитал, млрд форинтов
| % участия
| Германия США Франция Австрия Нидерланды Италия Бельгия Великобритания Швейцария Прочие
| 106 42 43 115 20 28 9 34 18 62
| 292,3 168,8 103,2 53,0 50,4 34,8 33,9 20,0 18,4 30,0
| 27,9 16,1 9,8 5,1 4,8 3,4 3,2 1,9 1,7 2,8
| Размещено иностранных акций
| 26
| 244,5
| 23,3
| Всего
| 503
| 1 049,5
| 100
| В течение предшествующих 7-8 лет общая
сумма иностранного капитала, поступившего в
Венгрию, составила 16 млрд долл., что примерно
равно суммарному притоку иностранного капитала
в бывшие социалистические страны в те же годы. Государственная компания APV RT планирует в 1998 г.
выпустить для продажи по подписке акции на общую
сумму 123 млрд форинтов и намерена получить общий
доход в 134 млрд форинтов. По плану эта сумма
должна составить поступления в размере 117 млрд
форинтов наличными и 17 млрд форинтов в виде
компенсационных ваучеров. В государственный бюджет намечено направить 90
млрд форинтов, 17 млрд – на реорганизацию
предприятий. Приватизационные издержки составят
7 млрд форинтов, а 3 млрд форинтов будет
использовано для покрытия операционных издержек
государственной компании APV RT. (По материалам Венгерского приватизационно- имущественного холдинга)
|