Проблемы развития аграрного
сектора экономики МонголииМОЛОМЖАМЦ ДЭМЧИГЖАВЫН доктор экономических наук (Монголия)
• В сегодняшней Монголии уровень и темпы
развития сельского хозяйства во многом
определяют важнейшие народнохозяйственные
пропорции • Реорганизацию сельскохозяйственных
объединений следовало бы осуществлять поэтапно: сначала преобразовать
их в компании с ограниченной ответственностью, а потом
приватизировать их собственность в соответствии с долями членов
Сельское хозяйство всегда составляло основу
экономики Монголии. В условиях перехода к рынку
его значение увеличилось. В нем занято 50%
населения страны (в 1950 г. – около 80%), оно дает
более 40% ВВП. По поголовью скота на душу населения
мы занимаем 3-е место в мире, уступая только
Австралии и Новой Зеландии. До начала 40-х годов, когда промышленность
сформировалась в самостоятельную сферу,
сельское хозяйство являлось единственной
отраслью материального производства в стране.
Еще в 1950 г. в нем производилось 60% национального
дохода. Далее его доля сокращалась: в 1970 г. – до 25%,
в 1975 г. – до 22,4% . В настоящее время она несколько
выросла – почти до 30%. При этом свыше 50%
экспортной продукции приходится на
сельскохозяйственное сырье, а с учетом изделий
из него – свыше 70%. Уровень и темпы развития сельского хозяйства
во многом определяют важнейшие
народнохозяйственные пропорции. От его
состояния полностью зависят такие традиционные
отрасли промышленности, как легкая и пищевая,
поскольку затраты на сельскохозяйственное сырье
составляют основную часть их издержек
производства. Кроме того, сельское хозяйство
является крупным источником накоплений.
Животноводство
Особенность монгольского сельского хозяйства
– преобладание животноводства. На долю
последнего приходится почти 90% всех занятых в
отрасли и подавляющая часть основных
производственных фондов. Его продукция занимает
наибольший удельный вес в экспорте и,
следовательно, служит главным источником
получения иностранной валюты. Кроме того, она
является сырьем для большинства отраслей легкой
и пищевой промышленности. Такие производства,
как валяльное, войлочное, шорное, обувное,
овчинное и кожевенное, целиком базируются на
животноводческом сырье. В целом на базе
животноводческого сырья выпускается до половины
промышленной продукции страны. Территория Монголии обширна при
сравнительно небольшой численности населения.
По данным Национального статистического
управления, она на 1 января 2000 г. составила 2438,2
тыс. человек, т.е. всего лишь 0,88 человека на 1 км2.
В то же время, по итогам переписи, проводившейся в
конце декабря 1999 г., поголовье скота пяти видов
достигло 33,3 млн голов (что на 418,2 тыс. больше, чем в
1998 г.). В частности, зарегистрировано 15 млн голов
овец, 3,1 млн – крупного рогатого скота, 3,8 млн –
лошадей, 11 млн – коз и 354,1 тыс. – верблюдов.
По сравнению с 1998 г. поголовье овец
увеличилось на 362,2 тыс. голов, лошадей – на
83,9 тыс., крупного рогатого скота – на 74,4 тыс.
Лишь количество коз сократилось на 99,8 тыс., что
объясняется массовым их убоем из-за роста цен на
шкуры. В целом на одного человека приходится 13,65
головы различных видов скота, в том числе
верблюдов – 0,15, лошадей – 1,56, крупного рогатого
скота – 1,27, овец – 6,15, коз – 4,51.
Ведущей отраслью животноводства в Монголии
является овцеводство, которое дает более 50% всей
его товарной продукции. Основными здесь являются
грубошерстное и мясное направления. Второе место по вкладу в валовую продукцию
принадлежит разведению коз. За 10 лет их поголовье
увеличилось в 4 раза, что позволило производить
около 3 тыс. т кашемира в год. В последние
годы на мировом рынке цены на козий пух и изделия
из него возросли, в связи с этим цена на козий
пух-сырец в стране повысилась в несколько раз и
достигла 35 тыс. тугриков/кг. Сегодня Монголия
вторая после Китая по производству и экспорту
козьего пуха. Немалым спросом пользуются и козьи
шкурки с пухом, цена которых в настоящее время
достигает 10 тыс. тугриков. Третье место занимает разведение крупного
рогатого скота. Главное направление – мясное. В
Монголии преобладает неспециализированная
некрупная порода со средним живым весом 300-350 кг и
чистым выходом мяса немногим более 50%. В
производстве мяса на экспорт скотоводство
уступает лишь овцеводству. Коневодство – одна из традиционных,
экономически значимых и перспективных отраслей
животноводства. По численности лошадей Монголии
принадлежит одно из первых мест в мире.
Коневодство дает 7-8% товарной продукции
животноводства. В последнее время конское мясо
становится одним из важных экспортных ресурсов.
В начале 90-х годов построен завод по его
переработке. Кроме того, лошади широко
используются на различных внутрихозяйственных
работах и являются незаменимым транспортным
средством пастухов. Разведение верблюдов играет важную роль в
экономике страны, хотя их удельный вес в общем
поголовье и невелик – 1,06%. Оно дает 6% товарной
продукции животноводства. От верблюдов получают
мясо, шерсть, молоко, кожу. Верблюжья шерсть
классифицируется как полугрубая и высоко
ценится на мировом рынке. Средний ее настриг с
животного составляет 5-6,5 кг. Молоко и мясо
верблюдов – одни из важнейших видов питания
жителей Монголии. К сожалению, поголовье
верблюдов с каждым годом уменьшается: в 1989 г. их
было 530,5 тыс., в 1999 г. – 354,1 тыс. (т.е. за 10 лет оно
сократилось на 176,4 тыс. голов). Наиболее развитой
зоной верблюдоводства являются аймаки,
расположенные в южных и юго-восточных регионах
страны. Кооперирование аратства
Естественно, что сельское хозяйство всегда
привлекало пристальное внимание руководства
страны. В последние 70 лет в нем, прежде всего в
животноводстве, проведено несколько
экспериментов. Один из них – кооперирование
аратства – рассмотрим подробнее. До конца 40-х годов скот принадлежал аратам.
Потом в стране началось его обобществление как
средства производства, а араты-скотоводы стали
членами сельскохозяйственных объединений (СХО).
Уже в 1960 г. кооперированием охвачено 99,6% аратских
хозяйств, 72% всего поголовья скота перешло в
собственность СХО. Главной целью кооперирования было повышение
эффективности животноводства, поднятие его
экономического значения. Причем оно
осуществлялось в то время, когда экономический
потенциал страны был еще сравнительно низким для
обеспечения необходимого уровня
капиталовложений в сельское хозяйство. При аратском (единоличном) ведении хозяйства не
было базы для восстановления плодородия пастбищ,
аратов к земле не привязывали никакие
экономические затраты. Развитие животноводства
выдвинуло вопрос об улучшении пастбищ. В рамках
старой системы решить этот вопрос было
невозможно. Интересы государства и единоличных,
к тому же недостаточно мощных, чтобы взять на
себя хотя бы часть расходов на улучшение пастбищ,
хозяйств пришли в противоречие. Действительно, кочевые аратские хозяйства были
в основной массе мелкотоварными. В условиях их
господства невозможно было осуществить
землеустройство как государственную систему
закрепления земель за отдельными хозяйствами.
Это привело к стихийному закреплению земель, не
обязывающему аратов заботиться об их плодородии.
Переустройство в данной сфере начали
реализовывать уже при всенародной собственности
на землю, пользование которой согласно
Конституции являлось бесплатным. Это определило
высокий уровень концентрации угодий в СХО, что
создало возможность для организации плановых
перекочевок скота в крупных масштабах и
постановки вопроса о рационализации
землепользования в рамках государства. Правительство постоянно уделяло большое
внимание развитию СХО, в том числе укреплению их
материально-технической базы. Одним из каналов,
по которым велась такая помощь, было повышение (с
1959 по 1990 г. – в несколько раз) заготовительных
и закупочных цен на их продукцию. Закон о животноводческом налоге, принятый в
декабре 1959 г., также был нацелен на усиление
концентрации материальных средств в СХО. По нему
от уплаты налога полностью освобождались все
добросовестно работающие члены
сельхозобъединений. Такой порядок существовал
до 1990 г. (до их распада). За эти годы государство
несколько раз списывало с членов объединений
недоимки по поставкам животноводческой
продукции и соответствующему налогу. Кроме того, государство выделило средства на
укрепление машинно-животноводческих станций,
включив натуральную оплату за их работу для СХО в
счет государственных поставок. Оно
финансировало подготовку кадров для
объединений, а также их медицинское и
ветеринарное обслуживание. Государство также
взяло на себя выплату части заработной платы
председателям СХО. Особое внимание уделялось росту поголовья
скота в личных хозяйствах членов СХО. Если в
конце 1959 г. в личной собственности на одно
аратское хозяйство в среднем по стране
приходилось 33 головы скота, то в 1989 г. – 75. Таким
образом, еще до распада объединений и
приватизации скота (по состоянию на 31 января 1989
г.) 20% его поголовья находилось в личной
собственности. С переходом экономики к рынку (в 1990- 1991 гг.) все
имущество СХО, включая скот всех видов, передано
в частную собственность путем приватизации.
Приватизация в аграрном секторе
С начала 90-х годов правительство Монголии
начало осуществлять политику либерализации
экономики и приватизации государственной
собственности. В целом это был правильный шаг. В мае 1991 г. в Монголии принят закон о
приватизации. Он нацелен на денационализацию
средств производства, находившихся в тот момент
в собственности СХО и госхозов. С этого времени в
данной сфере развернулись широкомасштабные
радикальные преобразования производственных
отношений. Для проведения приватизации избрана
ваучерная схема, с целью дать каждому гражданину
равные возможности. Фактически закон о приватизации предрешал
вопрос о судьбах социалистического
кооперативного движения в монгольской деревне
(до 1991 г. там насчитывались 360
сельскохозяйственных объединений и более 60
госхозов), хотя формально государство оставляло
право выбора за самими аратами, неоднократно
подчеркивая свою либеральную позицию. Расчет был
верен, так как опирался на извечное стремление
аратов иметь в личной собственности как можно
больше скота в качестве залога благополучной
жизни. В результате на первом этапе приватизации
они по ваучерам забирали скот, а на втором –
помещения, оборудование, сельскохозяйственные
машины, жилье, построенное на средства
объединений и т.д. В итоге уже к концу 1992 г. в их
собственности сконцентрировано более 90%
поголовья скота. Таким образом, летом 1991 г. начались интенсивный
роспуск сельскохозяйственных объединений и
превращение госхозов в раздробленные мелкие
производственные единицы. Практически эти
процессы завершились в конце 1992 г. (позже в
основном урегулировались отдельные рецидивы,
вызванные нарушениями правил приватизации).
Столь быстрое решение задач приватизации в
сельском хозяйстве объясняется, по моему мнению,
следующими причинами. Во-первых, более легкой
“делимостью” средств производства в аграрном
секторе (действительно гораздо проще выделить
арату скот в соответствии с ваучером, чем
провести акционирование какого-либо
промышленного предприятия). Во-вторых,
недостаточным пониманием существа проводимой
кампании и ее последствий. В целом приватизация в аграрном секторе
привела к полной смене форм собственности. На
базе бывших объединений, госхозов и кормовых
хозяйств образованы акционерные компании. Сейчас ученые и практики по-разному оценивают
кооперирование аратских хозяйств. Одни исходят
из того, что оно было важным шагом в развитии
кочевого и раздробленного натурального
хозяйства. А другие видят в кооперировании отход
от традиционного ведения животноводства и
считают это большой ошибкой. По моему мнению,
отчасти правы и те и другие. Однако реорганизацию
СХО следовало бы осуществлять поэтапно: сначала
преобразовать данные объединения в компании с
ограниченной ответственностью, а потом
приватизировать их собственность в соответствии
с долями участия членов в их создании.
Природно-климатические условия последних лет
и кризис
Как известно, развитие сельского хозяйства (и
животноводства и земледелия) во многом зависит
от природно-климатических условий. 1999-2000 гг. были
очень неблагоприятны для сельского хозяйства
Монголии. Из-за знойного лета и раннего
снегопада, сплошь покрывшего пастбища на
территориях ряда аймаков, сложилась критическая
ситуация, приведшая к бескормице и массовому
падежу скота. Чтобы свести к минимуму дальнейшие
потери, государственные административные
организации и госслужащие создали движение по
оказанию помощи скотоводам. С соответствующим призывом к министерствам,
ведомствам и народу в феврале 2000 г. обратился
Президент Монголии Н. Багабанди. В нем он отметил,
что отдельные общественные и государственные
организации, политические партии и граждане уже
начали оказывать материальную и финансовую
помощь скотоводам. Но на недостаточном уровне в
масштабе страны находится координирование
инициатив по ее оказанию. Он выразил уверенность,
что самоотверженным трудом и железной волей,
унаследованной от предков, сельчане смогут
преодолеть период стихии с наименьшими потерями
скота и материальных ценностей. Государственным организациям всех ступеней,
особенно хуралам гражданских представителей
городов, аймаков и сомонов и их президиумам и
руководителям местных администраций предстоит
ответственная работа по реализации положения
Конституции о том, что скот является
национальным достоянием и находится под
государственной защитой.
Земледелие
В конце 50-х годов начало развиваться
земледелие. В рамках программы освоения целинных
и залежных земель созданы первые госхозы,
которые сыграли важную роль в обеспечении страны
зерновой и другой земледельческой продукцией. В
1985 г. земледелие производило уже более 30% всей
продукции сельского хозяйства. Тогда в стране
насчитывалось более 60 госхозов и почти 30
кормовых хозяйств. К сожалению, в первые годы
приватизации они были раздроблены и распроданы,
что явилось началом упадка отрасли. Действительно, до 90-х годов Монголия
обеспечивала себя земледельческой продукцией
полностью. В частности, в 80-е годы выращивалось в
среднем 600 тыс. т пшеницы, в разгар освоения
целины рекордный урожай зерновых достиг 746,3 тыс.
т. Но после раздробления крупных государственных
хозяйств и образования многочисленных мелких
компаний земледельческое производство пришло в
упадок: в 1999 г. урожай составил всего 190 тыс. т, т.е.
производство зерна сократилось более чем в 3
раза. В то же время при сохранении нынешних
темпов прироста численность населения страны к
2010-2015 гг. достигнет 3,1-3,2 млн человек. Чтобы его
прокормить, потребуется по крайней мере 540-
600 тыс. т зерновых, 160-180 тыс. т картофеля и 110-120
тыс. т овощей в год. Правительственные программы по поднятию
сельского хозяйства
Для исправления создавшегося положения
правительство разработало и начало реализацию
программ “Возрождение земледельческого
производства” и “Зеленая революция”. В 1999 г.
этими программами были охвачены 2 500 хозединиц,
более 110 тыс. семей, в том числе 34 тыс. бедных и 14
тыс. беднейших. В соответствии с ними ставится
задача увеличения к 2005 г. посевных площадей до
700-800 тыс. га, доведения урожая зерновых в среднем
до 450-500 тыс. т и производства 250- 300 тыс. т муки. Для обеспечения растущих потребностей
населения в продовольствии требуется внедрение
новых высокопродуктивных сортов
земледельческих культур и комплексных
противоэрозийных технологий. Поэтому с весны 1999
г. начаты работы в данном направлении, в
частности по задействованию в главных житницах
страны – аймаках Дархан-Уул и Сэлэнгэ – опыта
американского штата Монтана по применению
комплексной технологии защиты посевных
площадей. Ее суть заключается в переходе к
системе защиты почв от эрозии, покрытии посевов
защитным слоем соломы и эффективной организации
работ по использованию плодородия почв и влаги. В результате проведения такой политики и
появления конкурентоспособных частных
хозяйственных единиц земледельческое
производство в стране стало возрождаться. Сейчас
в Монголии действуют более 400 крупных и мелких
частных земледельческих хозяйств. Теперь правительство ставит задачу обеспечить
на основе внедрения интенсивных методов
устойчивый рост сельскохозяйственной продукции
с целью более полного удовлетворения
потребностей народа в продуктах питания, а
промышленности сырьем. Эта задача может быть
успешно решена только путем укрепления
материально-технической базы сельского
хозяйства и его инфраструктуры, повышения уровня
менеджмента. *** Подводя некоторые итоги развития аграрного
сектора экономики, можно сделать следующие
выводы. Во-первых, в условиях перехода к рынку роль
сельского хозяйства в экономике Монголии
усиливается. В настоящее время оно дает более 40%
ВВП и путем интенсификации производства можно
еще более увеличить эту долю. Для устранения
негативных явлений необходимо провести
крупномасштабные мероприятия по укреплению его
материально-технической базы, внедрить научную
систему ведения хозяйства, развивать
животноводство в сочетании с земледелием,
подготовить условия для превращения последнего
в современную высокодоходную отрасль экономики. Во-вторых, как уже отмечалось, развитие
сельского хозяйства во многом зависит от
погодных условий, поэтому следовало бы найти
новый подход к его страхованию от стихийных
бедствий. Для того чтобы поднять земледелие,
нужно принять ряд мер, в частности вести продажу
сельскохозяйственных угодий частным лицам,
выделить больше средств на восстановление ранее
освоенных земель и т.д. |