Интеграция стран СНГ: трудности и перспективы взаимодействия
СТЕПАН СИТАРЯН
президент Международной академии менеджмента,
академик РАН
• Спустя 10 лет после образования СНГ страны-участницы находятся дальше друг
от друга и прежде всего от России
• Трансформация прежней системы территориального разделения труда в качественно
новую систему возможна лишь рыночными методами
и механизмами
• Реальная интеграция национальных хозяйств рыночного типа может осуществиться лишь
на основе прямых хозяйственных связей предприятий и организаций различных стран
Исследование роли транснациональных корпораций в интеграционных процессах стран
СНГ имеет важное значение для прогресса хозяйственных взаимосвязей на постсоветском
пространстве. Тема эта отличается не только новизной и сложностью самого предмета
анализа, но и противоречивостью общей ситуации, которая складывается в Содружестве,
низкой эффективностью и вялостью интеграции. Отсюда вытекает необходимость обстоятельного
и объективного изучения сложившегося положения, реальной оценки перспектив интеграционного
процесса и выработки новых, более действенных подходов к совершенствованию сотрудничества
независимых государств, форм и методов их реализации.
Две тенденции в интеграционном процессе
За 10-летие своего существования СНГ прошло через многие испытания. Главное,
несмотря на всякие пророчества о “мертворожденном ребенке”, оно выжило. Развитие
и становление новых независимых государств, обретение ими политической и экономической
самостоятельности не привели к утрате самой идеи объединения бывших союзных республик.
Более того, эта форма взаимодействия независимых стран нашла подтверждение в ряде
совместных политических документов, а также в конкретных делах, прежде всего в экономической
сфере.
На этом пути СНГ пережило несколько важных этапов.
Первый этап – 1991-1993 гг. Союзные республики приобретают политическую
независимость, оформляют государственность и самостоятельные финансово-экономические,
таможенные и пограничные структуры. Однако по-прежнему их народнохозяйственные комплексы
продолжают работать в рамках единого экономического пространства с единой валютой.
И хотя в рамках СНГ принимаются сотни решений, направленных на сохранение единого
рынка, центробежные тенденции усиливаются.
Второй этап – 1993-1996 гг. Страны СНГ упрочили свой политический суверенитет,
самостоятельно вошли в мировое сообщество, наработали хозяйственные связи с ближайшими
соседями, не входившими в Советский Союз. В рамках же Содружества отношение к принимаемым
совместным решениям становится все более жестким и критичным. Остаются невыполненными
договоренности о создании Экономического и Платежного союзов и многие другие. Однако
между отдельными государствами появляется стремление установить более тесные связи.
Это выражается в образовании Таможенного союза трех стран и Центральноазиатского
экономического сообщества.
Третий этап начался с 1997 г. Всеми участниками признается кризис в Содружестве,
который проявляется в невыполнении основополагающих решений, отказе ряда стран в
сотрудничестве по многим экономическим вопросам и в структурных организациях СНГ.
Начинается поиск путей совершенствования деятельности, новых объединяющих целей
и задач. Отдельные государства и ученые предлагают идею объединения всех исполнительных
органов СНГ и выдвижение на первый план экономического сотрудничества, создания
зоны свободной торговли, тарифного, таможенного и валютного союзов.
И все же трудности во взаимоотношениях не исчезают. Анализ показывает, что СНГ
оказался неспособным провести экономическое размежевание с сохранением интеграционных
связей без тех колоссальных потерь, которые последовали за развалом единого народнохозяйственного
комплекса. Центробежные тенденции продолжают нарастать. Интеграционные задачи отходят
на второй план, главным для большинства стран стал собственный политический и экономический
суверенитет, причем любой ценой.
В результате Содружество оказалось в весьма противоречивой ситуации, а по более
пессимистичным и резким оценкам, даже близко к кризису. К настоящему времени страны-участницы
находятся дальше друг от друга и прежде всего от России, чем в год распада СССР.
Доля стран СНГ в общем объеме их внешней торговли понизилась в 2,6 раза. Резко сократился
и товарооборот России с партнерами по СНГ.
В то же время продолжается переориентация внешнеторговых потоков России и других
стран – членов Содружества на рынки дальнего зарубежья. В частности, в 1999 г. по
сравнению с 1998 г. объем взаимной торговли снизился на 21,3% и равен лишь 27,6%
в общем ее объеме (в 1998 г. – 31,2%). При этом доля России во внешнеторговом обороте
Азербайджана составляла 59%, Армении – 74, Белоруссии – 88, Грузии – 48, Казахстана
– 81, Киргизии – 40, Молдовы – 65, Украины – 77%. Еще резче проявляется тенденция
усиления роли третьих стран в кредитно-инвестиционной сфере, которая во многом предопределяет
перспективу расстановки экономических сил на постсоветском пространстве.
Оценивая приведенные данные, нельзя не признать, что страны СНГ продолжают
все больше удаляться друг от друга, инерция дезинтеграции, взявшая начало в 1990
г., продолжает действовать.
К сожалению, официальные прогнозы оценки развития экономики и внешнеэкономических
связей России до 2005 г. не внушают оптимизма. Доля стран СНГ во внешней торговле
России, как следует из проведенных расчетов, не только не стабилизируется, но и
продолжает падать, причем достаточно быстро. Подобные оценки не могут не настораживать.
Если за ними стоят расчеты, базирующиеся на экстраполяции сложившихся тенденций,
то это свидетельствует лишь об одном – об отсутствии какой-либо конструктивной программы
действий по активизации интеграции стран СНГ. Если же такая программа есть, то надо
разобраться в ее содержании, определить, насколько она целенаправленна и действенна.
Во всяком случае, можно утверждать, что подобные прогнозные оценки не согласуются
с провозглашаемой Россией линией на интеграцию со странами СНГ как на приоритетное
направление внешнеэкономической стратегии государства и не отвечают его долговременным
интересам.
Видимо, пришло время спокойно и трезво оценить те факторы, которые ведут к ослаблению
взаимных экономических связей стран Содружества, нарастанию центробежных сил, и
четко обозначить пути усиления центростремительных тенденций и интересов, способных
переломить ситуацию — побудить страны СНГ к интеграции.
Если говорить о факторах, способствующих раскручиванию центробежных тенденций,
то среди них можно отметить следующие.
Во-первых, идея интеграции стала осуществляться в условиях нарастающего
экономического спада во всех странах СНГ и фактического развала того явления, которое
было принято называть единым народнохозяйственным механизмом. Все это не могло не
породить острого дефицита ресурсов и, как следствие, предопределить распад сложившихся
ранее производственных кооперативных и торгово-экономических связей.
Во-вторых, в отдельных странах сложились ощутимые различия в сроках, темпах,
характере и путях осуществления рыночных преобразований, построении внутреннего
рынка и ценообразования, собственных валютных и бюджетно-финансовых систем и, наконец,
степени либерализации внешнеэкономических связей.
В совокупности по этим причинам не только произошел распад общего экономического
пространства, но и возникли новые преграды на путях взаимных торговых потоков и
экономического взаимодействия.
Оценивая действия факторов, обусловливающих центростремительные тенденции
надо отметить два обстоятельства. Первое состоит в том, что за последние два-три
года многим странам СНГ удалось приостановить спад производства и добиться определенного
подъема. Второе связано с наметившимся в странах СНГ, хотя и не очень выпукло, некоторым
сближением характера и темпов экономических преобразований, что находит свое выражение,
в частности, в повышении роли предпринимательских структур на национальных рынках.
Главное из этих направлений — высокая степень взаимозависимости экономик стран
СНГ, потенциал которых может быть эффективно использован лишь в условиях совместной
слаженной работы. В противном случае он может быть разрушен или начнет деградировать,
что вряд ли отвечает интересам стран. Сохраняются также технологическая общность
производств, базирующихся на тесных кооперационных связях многих предприятий,
общие либо связанные транспортные коммуникации и линии электропередачи. И,
наконец, весьма важным связующим звеном является стремление сохранить и расширить
присутствие каждой из них на рынках других стран СНГ. В условиях усиления конкуренции
на мировых рынках значение этого фактора будет возрастать.
Феномен разноскоростной интеграции
В Содружестве сформировался феномен разноскоростного интеграционного процесса.
В результате такой трансформации на территории СНГ сложился ряд субрегиональных
объединений с различными принципами взаимодействия. Это Союзное государство Белоруссии
и России (“двойка”), Таможенный союз (“пятерка”), который реорганизуется в
Евразийское экономическое сообщество, а также Центральноазиатский и Экономический
союзы. Просматриваются и другие группировки.
Оценивая эти явления, можно констатировать, что на экономическом пространстве
СНГ складывается принципиально новая модель интеграционного процесса, которая
трудно поддается однозначному определению. С одной стороны, можно допустить, что
узкие группировки государств могут облегчить и ускорить решение практических вопросов
взаимодействия, усилить притягательность более продвинутых форм интеграции. Но в
то же время может появиться угроза разобщения внутри СНГ, разрыва целостности всей
системы, обособления участников региональных объединений от остальных стран.
В этих условиях возникает проблема совмещения более жестких и более мягких
форм интеграции с учетом различной готовности отдельных стран к углублению экономического
взаимодействия в рамках общей системы. Ее решение потребует серьезной корректировки
всей интеграционной политики. Она, видимо, должна проходить по нескольким направлениям,
из которых главным должно оставаться всемерное расширение и углубление рыночных
основ интеграции, повышение роли предпринимательских структур в хозяйственном взаимодействии
стран. Это та основа, на которой можно, с одной стороны, реально активизировать
интеграционные процессы внутри отдельных группировок, а с другой – сохранить экономические
связи между всеми странами, входящими в Содружество. Надо ясно осознать, что
трансформация прежней системы территориального разделения труда в рамках единого
народнохозяйственного комплекса в качественно новую систему международного разделения
труда может осуществиться лишь рыночными методами и механизмами. Это не исключает
участия в этих процессах государственных и властных структур. Но оно должно сводиться
в основном к созданию экономических и правовых норм, которыми должны руководствоваться
субъекты рынка, а не к подмене их действий.
Путь к успеху – прямые
производственные связи
Опыт почти 10-летней деятельности СНГ показывает, что вялость интеграции на пространстве
СНГ в значительной мере определяется слабо выраженным рыночным характером этого
процесса, чрезмерной ориентацией на развитие межгосударственных связей. При этом
оперативные задачи кооперационных связей между производителями, торговыми объединениями,
предпринимательскими структурами часто решаются не самими хозяйственными субъектами
рынка, а различными министерствами и ведомствами. Такое положение дел должно
быть решительно пересмотрено. Реальная интеграция национальных хозяйств рыночного
типа может успешно продвигаться лишь на основе прямых хозяйственных связей предприятий
и организаций различных стран.
Стремление к такому взаимодействию предпринимательских структур сегодня наблюдается
в России и ряде других стран СНГ. Как показывает анализ, формы такого сотрудничества
могут быть самыми разными. Это производственные, финансовые и торговые объединения
типа холдинговых компаний, совместные предприятия, финансово-промышленные группы,
консорциумы, которые включают в свой состав предприятия из разных стран. Либерализация
интеграционного процесса также способствует активизации взаимодействия средних и
малых фирм.
В этих условиях особое значение приобретают так называемые транснациональные
корпорации, т.е. фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух и более
странах и управляющие этими подразделениями из центра на основе проведения согласованной
политики для достижения наивысшего результата. Они, на наш взгляд, и способны стать
локомотивом интеграционного процесса.
Целью ТНК является развитие межгосударственной торговли, расширение сбыта продукции
на общей территории и предоставления услуг путем создания в этих странах дочерних
предприятий и производственных и торговых филиалов. Благодаря этому у многих ТНК
“иностранный компонент” в производстве, торговле, услугах, капиталах, общем числе
занятых достигает 50 – 90%. Возникла уникальная возможность объединить весь цикл
— научные исследования, технологические разработки, производство, сбыт и последующее
обслуживание в ходе комплектования — в единое целое, не ограниченное государственными
пределами и с широким использованием конкурентных методов. На 600 крупнейших зарубежных
ТНК приходится 20-25% всей добавленной стоимости в товарах стран с рыночной экономикой.
В России условия для основания ТНК появились еще в 1993 г., когда правительство
РФ отметило, что транснациональные и трансрегиональные ассоциации, совместная и
инвестиционная деятельность, образование объектов совместной собственности создают
устойчивую основу для стабилизации важнейших производственных сфер и прочных объективных
интеграционных связей на всем экономическом пространстве России и других стран СНГ.
Актуальность этой проблемы определяется таким уровнем отношений, который предопределяет
неизбежность формирования общего рынка бывших республик СССР. На это воздействуют
следующие основные факторы:
значительная часть продукции, экспортируемой Россией, поставляется в страны СНГ
и страны дальнего зарубежья;
сложившаяся структура производства и основных фондов рассчитана на взаимозаменяемость;
специализация промышленного производства — около 80% промышленных предприятий
каждого из государств-участников экономического сотрудничества не имеет на своей
территории законченного технологического цикла;
монопольное положение практически каждой республики в производстве отдельных
видов продукции, ориентированных на сбыт на постсоветском пространстве;
рабочая сила в промышленности и других отраслях народного хозяйства каждой республики
обучалась и размещалась исходя из приоритетов, ориентированных на этот рынок;
сложившиеся производительные силы будут определять производственную и социальную
жизнь республик в течение длительного периода. Чтобы изменить их структуру и качество,
потребуются огромные инвестиции и не одно десятилетие.
Как показывает мировой опыт, транснациональные структуры представляют собой
мощные объединительные центры, интегрирующие как региональные части мирового экономического
пространства, так и отдельные страны. К сожалению, в основополагающих документах
СНГ вопрос о создании и развитии ТНК не нашел должного места. Не определен статус
ТНК, из-за чего их становление происходит крайне медленно. По официальным данным,
в настоящее время зарегистрировано лишь несколько таких корпораций, хотя ряд объединений,
например нефтяная компаний “Лукойл”, формально не признанная в качестве ТНК, мог
бы увеличить это число.
ТНК – основа крепких
хозяйственных связей
Среди официально зарегистрированных ТНК особо хотелось бы назвать Российско-Узбекское
авиастроительное объединение. Оно создано в 1995 г. на базе акционерного общества
“Авиакомплекс им. С.В. Ильюшина”, Воронежского акционерного самолетостроительного
объединения и Ташкентского авиационного объединения им. В.П. Чкалова. Продукция
этой корпорации имеет высокий спрос как в рамках СНГ, так и за его пределами, но
отмечены отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы, излишняя регламентация
хозяйственных связей, недостаток финансирования проекта.
Благоприятные условия для создания ТНК имеются и в таких сегментах экономики,
как энергетика, ракетостроение, судостроение, станкостроение. Они могут найти применение
также в добывающих отраслях, химической промышленности и металлургии. Множество
предприятий этих сфер народного хозяйства из-за разрыва кооперационных связей бездействуют
или в лучшем случае имеют малые объемы производства, и объединение их в ТНК придало
бы им новое дыхание.
Как показывает опыт, для подобного соглашения в производственном плане каких-либо
существенных препятствий нет. Но барьером является нехватка финансовых ресурсов.
Для решения этого вопроса в состав ТНК можно было бы вводить банковские структуры,
привлекать средства извне, включая будущих потребителей их продукции.
На начальном этапе, как представляется, становление и развитие ТНК во многом
связано с государственной поддержкой, выделением бюджетных средств. Это тем более
оправдано, что ТНК, как правило, образуются на базе межправительственных соглашений,
хотя в будущем их следовало бы создавать на основе прямых соглашений участников,
поскольку такой тип объединения в большей мере соответствует рыночной природе транснациональных
компаний. Но для этого необходимо решить комплекс экономико-правовых и организационных
вопросов, в том числе о статусе ТНК как консолидированном налогоплательщике, льготах
для инвесторов, механизме ценообразования и платежно-расчетных отношений.
Для того чтобы выйти из этой ситуации, Межгосударственный экономический комитет
подготовил Конвенцию о развитии ТНК, которая в предварительном порядке одобрена
главами правительств стран СНГ. Это, безусловно, весьма важный шаг. Тем не менее
несмотря на этот обнадеживающий фактор, обсуждение всего комплекса вопросов, связанных
с развитием интернациональных компаний, не потеряло актуальности. И дело не только
в наличии или отсутствии того или иного документа, а в практическом воплощении его
в жизнь.
Выбор соответствующих стран СНГ для создания дочерних предприятий и филиалов
следует осуществить путем определения номенклатуры и объемов:
продукции производственных предприятий, поставляемой в страны СНГ и получаемой
от них;
кооперированных поставок;
продукции, поставляемой странам СНГ по межгосударственным соглашениям и получаемой
предприятиями из этих стран;
продукции, взаимные поставки которой осуществляются на основе свободной торговли.
Открытие в странах СНГ дочерних торговых предприятий может способствовать расширению
продажи товаров, нуждающихся в активном сбыте, решить проблемы своевременных и полных
поставок по договорам и беспрепятственных расчетов за поставленные товары.
По продукции производственно-технического назначения целесообразна организация
ТНК по машиностроительной продукции, а также продукции преимущественно сложного
ассортимента. При этом необходимо учитывать объемы ресурсов, реализуемые в соответствующих
странах СНГ, для определения рентабельности филиалов.
При реализации статуса ТНК следует иметь в виду, что в ООН разрабатываются документы,
регулирующие весь комплекс отношений между правительствами и ТНК. В них предусматривается
создание глобального механизма, который будет открытым для всех государств, т.е.
своеобразный комплекс поведения. Он предусматривает, в частности, принципы, цели
и задачи ТНК:
полное уважение национального суверенитета;
неотъемлемый суверенитет государств над их природными ресурсами, материальными
ценностями и экономической деятельностью;
невмешательство во внутренние и межправительственные отношения;
права государства на регулирование и контролирование деятельности ТНК, участие
в распределении прибыли и национализацию иностранной собственности, находящейся
на его территории;
использование международного права, защита законной деятельности и принципа справедливого
режима. Национальный режим будет предоставляться ТНК только если они соответствуют
национальным экономическим целям и планам в области развития.
Общепринятый статус ТНК — акционерное общество открытого типа. При этом
дочерние предприятия являются самостоятельными юридическими лицами, а филиалы —
несамостоятельными предприятиями, входящими в состав ТНК.
Необходимо также иметь в виду, что при образовании корпораций создается система
организаций, т.е. совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по
своим задачам и организационно объединенных в единое целое.
Следовательно, внутрисистемное функционально-организационное управление должно
быть подчинено порядку, связывающему отдельные части для достижения единых целей
системы. Организационно-экономическая консолидация самостоятельных организаций
в корпорацию превращает ее в систему взаимовыгодного сотрудничества, укрепления
взаимовыгодных деловых связей, совместного определения стратегии развития, взаимопомощи
и защиты взаимных интересов в центре и на местах.
Разумеется, исследование данной проблемы не может ограничиваться лишь качественной
характеристикой интереса в интеграционном процессе. Оно должно включать и его количественное
измерение. Такой подход позволит, на наш взгляд, существенно поднять уровень проработки
всего комплекса вопросов, возникающих в ходе интеграционного процесса, повысить
практическую значимость и возможность его регулирования.
|