НазадСодержаниеДалее

4. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И РАЗВИТИЯ КРИЗИСНЫХ ГОРОДОВ

4.1. Цели и задачи социально-экономической реабилитации и дальнейшее развитие кризисных городов

Цели и задачи в значительной мере носят общий для большинства городов России характер. Главное, в конечном счете, обеспечить условия для самостоятельного развития города, преимущественно на собственной экономической базе, а для городов, решающих общефедеральные задачи, — на основе соответствующих государственных заказов или других форм эквивалентного участия федеральных органов.

Однако применительно к кризисным городам (естественно, с учетом их региональных и функциональных особенностей) реализации приведенной выше общей цели предшествует вывод города из кризисного состояния. Для этого должны быть решены следующие задачи:

Вывод городов из кризиса, создание условий для их реабилитации и последующего развития требует перехода к новой региональной политике, в которой в качестве объектов регулирования должны выступать наряду с регионами города, имеющие особое значение для страны.

Такой подход позволит более рационально использовать ограниченные ресурсы государства, предотвращая их “растекание” по территории и обеспечивая их целевое и контролируемое использование, а также установить объективную приоритетность в оказании помощи кризисным городам.

4.2. Основные условия, необходимые для вывода города из кризиса

Главное условие вывода городов из кризиса — это, конечно, стабилизация и дальнейшее поступательное развитие страны в целом.

Применительно к кризисным городам, с нашей точки зрения, есть 5 основных условий, без которых невозможно реализовать указанные выше цели и задачи. Эти условия, по-видимому, носят более общий характер и могут быть применимы ко многим ситуациям, требующим кардинальных решений.

Первое, во главе всего комплекса мероприятий по выводу города из кризиса должна быть сплоченная команда энтузиастов-профессионалов, готовых идти до конца, преодолевая временные трудности и т.д.; вместе с тем их деятельность не должна базироваться только “на голом энтузиазме”, а сочетать и моральные, и материальные стимулы, команда должна быть наделена необходимыми полномочиями и ответственностью (без мелочной опеки).

Второе, в качестве основы деятельности команды должна быть положена четкая, реалистическая программа, опирающаяся, с одной стороны, на правдивую, объективную информацию по исходному социально-экономическому состоянию города, а с другой — на достаточно надежный краткосрочный и среднесрочный прогноз развития города, градообразующих и иных объектов, с учетом возможных вариантов развития основных городских подсистем (социально-демографической, экономической, инженерно-планировочной и природно-экологической).

Третье, выделение под апробированную в утверждающих инстанциях (федеральных и региональных органах государственной власти) программу необходимых финансовых ресурсов, выделяемых на кредитной и безвозвратной основе, используемых под контролем со стороны кредиторов.

Четвертое, формирование положительного по отношению к программе и команде общественного мнения, чтобы избежать синдрома декабристов — “страшно далеки они от народа”.

Пятое, как минимум нейтральное, а лучше — заинтересованное отношение к деятельности команды со стороны государственных органов субъекта Федерации и Центра.

4.3. Основные сферы реабилитации кризисных городов

Экономическая база. Приоритетное ее восстановление, преодоление спада производства (в известных пределах и направлениях применительно к конкретным городам) является основным условием для “расшивки” других кризисных ситуаций в городе: повышения занятости, роста уровня жизни и платежеспособности населения и соответственно увеличения товарооборота и объема услуг, что, в свою очередь, дает дополнительный прирост занятости; снижения дефицитности городского бюджета и соответственно — стабилизация оплаты труда “бюджетников”, обеспечения регулярности поступлений в пенсионный и другие фонды и соответствующее улучшение ситуации с пенсионерами и другими слабозащищенными категориями горожан; поддержка социальной и инженерной инфраструктуры, находящихся на балансе города и т.д.

Первоочередная задача — обеспечение “выживания” предприятий, путем комплекса мер, оказываемых федеральными и региональными органами власти, включающих в необходимых случаях и процедуры банкротства. Вместе с тем, с нашей точки зрения, такая поддержка должна носить избирательный характер, исходя из двух во многом взаимосвязанных принципов: во-первых, помощь оказывается предприятиям, которые выпускают продукцию, пользующуюся устойчивым спросом; во-вторых, предприятиям, обеспечивающим относительно быстрый возврат средств. Последнее имеет существенное значение, поскольку появляется возможность оказания помощи очередным нуждающимся предприятиям.

Среди возможных направлений реабилитации экономической базы можно выделить следующие:

Создание условий и осуществление мероприятий по “выживанию” предприятий позволит перейти к реализации следующего этапа стабилизации и дальнейшему развитию экономической базы города. В рамках этого этапа целесообразно разработать и реализовать стратегические направления развития хозяйства города, уделив при этом особое внимание диверсификации экономической базы как по городу в целом, так и внутри его отдельных предприятий.

Диверсификация особенно в небольших городских поселениях будет способствовать расширению как в количественном, так и в качественном отношении мест приложения труда, в большей степени соответствующей современной и перспективной структуре трудовых ресурсов города, тем самым будет находить свое решение традиционная проблема малых городов — узость, односторонняя ориентация сфер приложения труда. Диверсификация служит и целям устойчивого развития города, расширяя его специализацию, резко снижая риск узкой направленности хозяйства, что особенно важно в условиях рынка. Это достигается: за счет необходимого развития сферы обслуживания (как для своих жителей, так и для населения тяготеющего к городу района), активной линии на развитие местного хозяйства путем рационального использования местных ресурсов и возможностей, преодоления диспропорции между традиционной ориентацией на общегосударственную специализацию и слабым развитием сфер деятельности, направленных на удовлетворение потребностей хозяйства города и района, их жителей.

Применительно к отдельным типам кризисных городов также разрабатываются прогнозы и решаются их специфические проблемы: конверсия в городах с объектами ВПК, переспециализация хозяйства в городах, связанных с добычей минерального сырья и истощением сырьевой базы (при условии целесообразности сохранения поселения); в “текстильных” городах — переход на альтернативные виды сырья и расширение сфер приложения труда.

Социальная и инженерная инфраструктура. Как указывалось выше, одна из актуальных проблем в городах и особенно кризисных — плохое состояние значительной части жилого фонда, других объектов социальной инфраструктуры, транспортных и инженерных коммуникаций и сооружений. В кризисных городах эта проблема обостряется в связи с дефицитностью городского бюджета и тяжелого финансового состояния предприятий, на балансе которых находятся такие объекты. Кроме того, следует иметь в виду и рост в таких городах неплатежей населения за коммунальные услуги. В связи с этим с целью предотвращения преждевременного выбытия объектов социальной и инженерной инфраструктуры, снижения аварийности, приводящей к росту экологической напряженности, обеспечения нормальных условий их эксплуатации, первоочередное внимание должно быть уделено преодолению хронического отставания текущего и особенно капитального ремонта. В связи с этим целесообразно в рамках ограниченных ресурсов, выделяемых на строительство жилого фонда и объектов коммунального хозяйства, существенно изменить пропорции между вводом новых объектов и ремонтом существующего фонда.1 Конкретные пропорции, естественно, могут устанавливаться применительно к условиям каждого города.

На втором этапе особое внимание в кризисных (как и других городах) должно быть обращено на создание полноценной городской среды, призванной не только обеспечить инфраструктурные условия для общего воспроизводства населения, но и позволяющей создать благоприятные материальные предпосылки для формирования рабочей силы с высокими образовательными и профессиональными качествами и ее закрепления. Это один из решающих факторов стабильного развития города и конкурентоспособности его объектов в рыночных условиях.

Образовательно-культурная сфера. Формирование рабочей силы, позволяющей городу занять достойное место в территориальном разделении труда, в том числе и путем развития прогрессивных сфер деятельности, возможно при условии преодоления кризисной ситуации в общеобразовательной и профессиональной подготовке кадров. Это предполагает: активную поддержку и закрепление, прежде всего, преподавательского состава, а также привлечение в необходимых случаях новых квалифицированных кадров. Причем этому вопросу необходимо уделить первоочередное внимание, так как квалифицированный кадровый персонал является тем звеном, который во многом позволяет реализовать стоящие перед городом задачи. С другой стороны, как показывает практика, снижение уровня школьного и профессионального образования, отток из этих учреждений квалифицированных преподавателей непосредственно влияет на миграционные процессы.

Необходимость приоритетного внимания этой сфере связана также и с определенным временным лагом между подготовкой учащихся и включением их в трудовую деятельность. Несмотря на все трудности, город, думающий о своем будущем, должен пойти на определенные жертвы во имя подготовки подрастающей смены.

Большое значение, особенно в кризисных городах, приобретает изменение морально-психологического климата. Негативный настрой, для которого есть, безусловно, достаточно оснований, не создает стимулов ни для подрастающего поколения, ни для работающих к получению образования, в т.ч. и специального, ни для переквалификации. В связи с этим проведение соответствующей “контрпропаганды”, массовой и индивидуальной воспитательно-психологической работы, опирающейся на предстоящее изменение экономической базы и социальных условий, представляется крайне необходимым.

Хотя эти проблемы носят достаточно повсеместный характер, однако применительно к условиям конкретного города, при инициативном и творческом подходе команды (о ней речь шла выше) могут быть найдены свои методы, свои “ключики”, востребованы добрые городские традиции.

Вопросы занятости населения. Рост безработицы — одно из наиболее болезненных проявлений кризиса. Главное направление — снижение безработицы, “оживление” экономической базы. Среди первоочередных направлений может быть достаточно активно использован комплекс известных мероприятий, осуществляемых региональными и городскими службами занятости. Вместе с тем, как показывает анализ деятельности этих служб, ряд вопросов нуждается в более активном решении. Это, прежде всего, касается более тесной интеграции в решении вопросов занятости органов городского самоуправления, работодателей, профсоюзов и других общественных организаций. Другой болезненной проблемой является проблема трудоустройства молодежи и других социально незащищенных категорий.

Проблемы дифференциации уровня жизни населения. В кризисных городах эта проблема приобретает острый социальный характер, чреватый крайне негативными проявлениями и последствиями. В таких городах нередко на одном полюсе — “дворянские гнезда”, с их весьма преуспевающими обитателями, а на другом — значительная часть горожан с крайне низкими доходами...

В отличие от крупных центров в кризисных городах (а это преимущественно небольшие городские поселения) отсутствует обезличенность, все и всё на виду, все действия персонифицированы, что может существенно накалять ситуацию и привести к непредсказуемым последствиям. Это требует и безотлагательного проведения политики, направленной на сдерживание непомерных амбиций, в т.ч. и “новых русских”, на оказание разнообразного содействия городским органам власти в поддержании существующих и организации новых рабочих мест, в формировании благотворительных фондов и других акций, направленных на поддержание социально уязвимых слоев населения. Необходимо довести до сознания состоятельных горожан, что все находятся “в одной лодке”, а ее стихийное “раскачивание” приведет к негативным результатам для всех жителей города.

Экологическое состояние. Как указывалось выше, среди критериев отнесения города к кризисным экологическая ситуация может служить либо главным, либо дополнительным индикатором его тяжелого положения. В качестве первоочередной задачи представляется необходимым обеспечить проведение объективной экспертизы экологического состояния города и негативных последствий, прежде всего связанных со здоровьем населения.2 Из всего комплекса хорошо известных мер по реабилитации окружающей среды приоритетное внимание должно быть уделено поддержанию действующих (точнее существующих) природоохранных объектов, а также инженерных сетей и сооружений коммунального хозяйства.


1. По сообщению бывшего министра Е.В.Басина, ежегодное выбытие жилого фонда составляет 7 млн. кв. м. В лучшие времена на ремонт выделялось лишь 4% от потребности. Для сравнения, в США на реконструкцию жилья приходится 52% всех средств, вкладываемых в строительство жилья. Российская газета, 20.09.1996 г.

2. Как известно, лишь в небольшой части городов, не говоря уже о других городских поселениях, осуществляется изучение состояния окружающей среды.


Copyright МОНФ-2000г. Дизайн и HTML верстка Олега Ступенькова
Сайт создан в системе uCoz