НазадСодержаниеДалее

3. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА ВЫВОДА ГОРОДОВ ИЗ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ
(отдельные примеры)

Одной из актуальных проблем в настоящее время является реструктуризация угольной промышленности, которая затрагивает не только “угольные” города, но и, практически, территории угольных бассейнов в целом. Это связано с тем, что разработка угольных месторождений охватывает значительные площади и сопровождается в связи со спецификой отрасли формированием своеобразной транспортной и инженерной инфраструктуры, а также и особой системы расселения.

С этих позиций определенный интерес представляет, пользуясь современной терминологией, опыт вывода из кризисной ситуации городских поселений Подмосковного угольного бассейна, основные предприятия которого сконцентрированы в пределах Тульской области.

В конце 50-х — начале 60-х годов в связи с увеличением в топливном балансе страны доли нефти и газа предполагалось значительно снизить добычу подмосковного угля. В связи с этим предусматривался отказ от закладки новых шахт и консервация строящихся. В течение нескольких лет значительная часть действующего шахтного фонда подлежала отработке, приводя к сокращению численности занятых в угольной промышленности и на объектах, связанных с ее обслуживанием. К этому же следует добавить, что в конце 50-х годов в соответствии с решением директивных органов был введен запрет на использование женского труда на подземных работах, что также привело к высвобождению кадров и широкомасштабной безработице.

Для занятия освобождающихся кадров были приняты решения о размещении в районах отрабатываемых шахт большой группы предприятий приборостроения, машиностроения, легкой, пищевой и других отраслей промышленности.

В процессе реализации этих решений выявились достаточно серьезные проблемы, которые потребовали пересмотра первоначальных предложений.

Первое. Ориентация на использование освобождающихся кадров угольной промышленности на новых предприятиях оказалась в значительной мере не реализованной. Это было связано не только с существенными различиями в характере труда в угольной и обрабатывающих отраслях, но и большим разрывом в оплате труда шахтеров и рабочих других отраслей промышленности. Это привело к тому, что значительная часть шахтерских семей вынуждена была переехать в другие угольные районы страны. Размещенные в области приборостроительные предприятия, которые должны были занять, прежде всего, женскую “половину” шахтерских семей, оказались в значительной мере неукомплектованными, что потребовало привлечения большой группы девушек из соседних областей, а это, в свою очередь, потребовало строительство общежитий, нового жилого фонда.

Второе. Первоначально при размещении новых предприятий предполагалось использовать надшахтные сооружения отрабатываемых шахт, подъездные пути и коммуникации, а также жилищный фонд пришахтных поселков, что должно было удешевить строительство предприятий примерно на 40%. Однако при конкретном проектировании предприятий выявилось, что надшахтные сооружения могут быть использованы лишь частично и только для размещения небольших предприятий. Поэтому во многих случаях отпала целесообразность привязки новых заводов к шахтам, что дало возможность размещать их в наиболее благоприятных пунктах, преимущественно в городах — организационных центрах угольной промышленности, обладавших к тому же и возможностями дальнейшего развития.

Для удобства организации и удешевления строительства, а также последующего кооперирования близких по профилю предприятий было решено размещать их группами. Таким образом, в отличие от угольной промышленности, размещение которой было жестко обусловлено географией месторождений угля и геологическими особенностями месторождений, новые предприятия обрабатывающей промышленности могли размещаться более свободно, используя для этого относительно небольшое число благоприятных пунктов.

Третье. Угольная промышленность обусловила формирование в пределах Подмосковного бассейна своеобразной системы расселения, которая была представлена тремя типами поселений:

В связи с тем, что в результате более предметных проработок пришлось существенно изменить характер размещения предприятий (о чем сказано выше), значительная часть небольших поселков осталась без мест приложения труда и существенно потеряла население, а ряд поселков вообще перестал существовать.

В итоге, несмотря на определенное сохранение добычи угля в области, прежняя картина дисперсного расселения сменилась на более концентрированное.

По-видимому, описанные выше тенденции, связанные с переходом от угольной промышленности к другим отраслям и сферам деятельности, должны учитываться и при решении современных задач по реабилитации кризисных городов в угледобывающих районах.

Значительный интерес представляет и зарубежный опыт решения проблем кризисных городов. Остановимся на примере г.Хелмонда в Нидерландах.

В начале 70-х годов этот город затронул острый кризис: в традиционных отраслях промышленности занятость резко сократилась (в текстильной промышленности — более чем наполовину, в металлообработке — на треть). Уровень безработицы достиг 27% трудоспособного населения.

Была разработана концепция возрождения города и прилегающего района, предусматривающая следующий комплекс мер по их коренному экономическому и социальному преобразованию:

Целью развития региона Хелмонд стало превращение его в район стабильного “технического прогресса и предпринимательства” вместо “циклического района”, подвергнутого постоянно сменяющимися тенденциями роста и падения.

Реализация разработанной программы осуществлялась как за счет национальных ресурсов и возможностей, так и международных.

В 1977 г. город Хелмонд получил от правительства особый статус (“перенаселенный город”), сопровождавшийся значительной финансовой помощью на строительство жилья. За счет этих средств в городе ежегодно строилось до 1000 домов, что позволило привлечь квалифицированные кадры со стороны. В начале 90-х годов закончился срок действия особого статуса города, и в дальнейшем в сфере жилищного строительства он должен полагаться на собственные силы.

Одновременно с введением особого статуса городу были предоставлены льготные условия для инвестиций: 25% капиталовложений как на новое строительство, так и на расширение и реконструкцию действующих предприятий взяло на себя правительство. Благодаря этим мерам было создано 2300 рабочих мест. Введение льгот было особенно важно для привлечения иностранного капитала, например, создание комплекса “Вольво”.1

С 1984 г. структурная политика в Хелмонде получила финансовую поддержку Европейского фонда регионального развития Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Причем эта помощь предназначалась как для улучшения структуры городского хозяйства, так и для реализации проектов частных компаний. На осуществление этой программы со стороны ЕЭС было выделено 5 млн. гульденов (стимулирование деловой активности в сфере транспорта, охраны природы, электроники, разработки безотходных технологий, туризма и т.д.).

Другим инструментом в рамках поддержки ЕЭС является деятельность Центра бизнеса и инноваций, филиал которого разместился в Хелмонде. В задачи Центра входит обеспечение притока новых капиталов в индустрию и сферу обслуживания, а также подготовка кадров для вновь созданных производств и т.д.

Важно также подчеркнуть, что для подготовки и переподготовки кадров значительная финансовая помощь была оказана правительством (через министерство социального обеспечения).

Весь этот комплекс мер оказал серьезное влияние на радикальное изменение ситуации в Хелмонде и регионе. В город были привлечены многочисленные отечественные и иностранные компании, характеризующиеся “пулом”, технологическими новациями, ориентированные на широкое использование НТП и предпринимательство, активно действующие на международном рынке.

Численность населения города возросла с 48 до 70 тыс. жителей. Безработица сократилась с 27 до 12%.


1. Размещение комплекса “Вольво” в Голландии было связано с рядом привлекательных моментов для руководства компании, но главное определялось существенными льготами, которые предоставило правительство этой страны. 70% стоимости основных фондов правительство взяло на себя. Однако эту меру правительства можно рассматривать как долгосрочный кредит, так как в соответствии с договоренностью правительству с каждой проданной машины возвращается 600 гульденов, что при среднем выпуске 130 тыс. машин в год составляет около 80 млн. гульденов (40 млн. долларов).


Copyright МОНФ-2000г. Дизайн и HTML верстка Олега Ступенькова
Сайт создан в системе uCoz