Номер 1/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Инвестиции в российской экономике (новые условия и подходы)

ВЛАДИМИР КОССОВ
заместитель министра экономики РФ


• Необходимо побудить собственника инвестировать реальный сектор экономики
• Налоговое законодательство стабилизирует отношения предприятия с государством
• Аренда оборудования и финансовый лизинг будут стремительно развиваться

Анализ статистических данных показывает, что между ростом экономики и динамикой капитальных вложений существует прямая связь. Рост ВВП (в %) легко подсчитывается по формуле: 2 + 1/2 темпа прироста капитальных вложений. Чтобы добиться, например, 5%-ного увеличения ВВП, капитальные вложения должны увеличиться на 6%. Из этой формулы ясно, что даже при отрицательной величине капитальных вложений (допустим, –4% в год) ВВП не снизится (получится так называемый нулевой рост).

Следовательно, чтобы преодолеть кризис производства в России, т.е. выйти на траекторию роста ВВП, надо использовать такой рычаг, как реальные инвестиции. Точка опоры этого рычага – институциональные преобразования, смысл которых – в создании условий либерализации экономики, предельно рыночной. Чем дальше она отходит от регулирующих мер, тем лучше.

В институциональных преобразованиях скрыт вопрос, при ответе на который действительность теряет очертания. Инвесторов преследует страх: отнимут у него то, что он вложил или не отнимут, дадут ему то, что заработал или не дадут. Первое касается национализации или подобных мер, ограничивающих собственника. Второе имеет отношение больше к банковскому регулированию и заработанным деньгам.

Существует мнение, будто собственника не допускают к управлению, о чем свидетельствуют процессы в судах. Однако проблема здесь в другом – в практике применения, исполнении решений судов, когда речь заходит о защите собственности, правда, в том случае, если собственник уже есть. А его (не имеет значения – иностранный или отечественный) надо побудить прийти в российскую экономику, вложить в реальный сектор деньги, неважно – построив либо купив и модернизировав предприятие. Главное, чтобы он затратил деньги, получил прибыль, предоставил рабочие места и заплатил налоги российскому государству.


Условия, благоприятствующие деятельности инвесторов


Устойчивый побудительный мотив для собственника создает стабильность экономических условий. Нельзя допускать, чтобы человек рассчитывал, реализуя инвестиционный проект, на одну величину прибыли, а на самом деле получал гораздо меньшую только потому, что изменились нормы государственного регулирования (ставки налогов, порядок их взимания и т.п.).

Чтобы решить эту проблему, правительством была внесена, а затем и принята в Законе об иностранных инвестициях известная в международном законодательстве дедушкина оговорка. Смысл ее в том, что государство берет на себя обязательства не ухудшать условия ведения хозяйственной деятельности до полной окупаемости инвестиционного проекта. Это сейчас распространяется на отечественных инвесторов.

Расшифруем, что содержится сегодня в законодательстве о поддержке иностранных и российских инвесторов. Коснемся двух проблем – налогов и ограничений на работу частного бизнеса.

1. Введено понятие совокупной налоговой нагрузки, включающей таможенные платежи; прямые налоги, взимаемые с юридических лиц; обязательные платежи, т.е. что начисляется пропорционально заработной плате за исключением взносов в Пенсионный фонд. Сюда не входят все косвенные налоги – акцизы и налог на добавленную стоимость, поскольку они не имеют отношения к процессу производства и учитываются при продаже товара потребителям.

В каждом бизнес-плане подразумевается таблица, показывающая, сколько налогов надо заплатить. При этом вычитаются косвенные налоги, добавляются таможенные платежи и подсчитывается величина совокупной налоговой нагрузки, которую предприниматель готов нести разворачивая определенную деятельность.

Министерство экономики будет регистрировать бизнес-планы тех, кто хочет вкладывать деньги на известных условиях, тем самым как бы фиксируя совокупную налоговую нагрузку.

Надеемся, что с принятием налогового законодательства бесконечные движения по налоговой цепочке закончатся.

Допустим, в ходе реализации инвестиционного проекта изменились налоговые и таможенные правила. Но речь не идет об изменениях ставок по видам налогов, появлении новых и отмене старых. Важно, что фиксируется величина совокупной налоговой нагрузки и понятно, сколько надо отдать государству. Если окажется, что в каком-то году совокупная налоговая нагрузка в расчете на единицу вида деятельности будет больше, чем на момент, когда стал реализовываться инвестиционный проект, то предприниматель заплатит казне столько же, сколько и предусматривалось. Таким образом, инвестор получает льготу, но не сейчас, а в будущем.

Принципиально важно, что законодательно закреплена стабильность отношений с государством по поводу выплат. Никакие новации любых властей здесь не могут иметь места, ибо действует закон.

Разговоры о непредсказуемости поведения исполнительной власти в России с принятием дедушкиной оговорки прекращаются.

2. Доступ инвестора к видам деятельности регулируется разрешительной системой. Особенно это касается иностранных инвесторов. Существует два списка – виды деятельности, в которые иностранные инвесторы не допускаются (на казенные предприятия, например), и виды деятельности, к которым доступ иностранных инвесторов ограничивается, например долей в капитале.

На момент принятия решения об инвестициях утверждается тот вид деятельности, который в списке запретов и ограничений не значится. Потом он уже не меняется и не следует трогать инвестора. Данная мера защищает от административного произвола, давления властей.


Источники инвестиций


В экономике большинства стран мира инвестиции осуществляются за счет внутренних источников. Среди них амортизация стоит  на первом месте. В общем объеме осуществляемых валовых вложений на нее приходится 60-70%. В России огромные фонды, но половина их не используется. Амортизация же как ресурс работает, когда списывается используемый капитал. А у нас почти столько же – капитал, который не работает. Амортизация вместо ресурса по неиспользуемым фондам стала бременем. Неиспользуемые фонды надо содержать, вносить налоги за землю и имущество, платить за охрану, отопление и т.д. Если начислена амортизация, то автоматически уменьшается прибыль на ее сумму.

Государству необходимо приложить максимум усилий, для создания механизма, позволяющего переместить активы, не нашедшие применения, от одного юридического лица к другому, который сумеет их “пристроить”. Это может быть продажа имущества, сдача его в аренду, финансовый лизинг, т.е. любая из возможных схем создания среды, позволяющей активам перемещаться.

Если неиспользуемые активы в экономике РФ оценить по остаточной стоимости и взять только 10% их продажной цены, то получим сумму эквивалентную 200 млрд руб. Таков масштаб.

К сожалению, до сих пор весьма слабо используется аренда. Между тем в России много малых и средних предприятий, заинтересованых в прямой аренде. Понятно, однако, что с ее помощью производство трудно полностью укомплектовать оборудованием. Где взять недостающее? Возникает потребность в стремительном расширении финансового лизинга на вторичное оборудование, т.е. там, где оно не нужно, оно может быть продано лизинговой компании, которая сдаст его в аренду юридическому лицу.

Сегодня в России 800 (а то и больше) лизинговых компаний. Подавляющая их часть находится в европейской части страны. Понятна важность информации о том, где есть простаивающее оборудование, равно как и о том, кому оно нужно. Механизм же, через который оборудование передается – финансовый лизинг.

В лизинговую компанию могут войти все хозяева оборудования. Тем самым они обеспечивают себе приток живых денег. Раздувания денежной массы здесь нет. Идет физическое перемещение активов. Дело в том, что зачастую крайне сложно заплатить деньгами за оборудование. Проще лизинговой компании купить его у того, у кого оно простаивает. Но лизинговая компания должна иметь и свободные деньги. Где их взять? Неслучайно закон предусматривает, что при поддержке лизинговой деятельности требования на собственные средства ограничены 5%. Очевидный тогда ответ на вопрос – кредит. Однако классическую схему “купи за деньги, возьми кредит” отечественные предприниматели не воспринимают. Единственная развязка состоит в том, чтобы капитализировать свое оборудование, сдавать в аренду и кормиться с лизинговых платежей. Тогда не потребуется для реализации этой схемы массированного впрыска денег, а эволюционным процессом ее можно расширять. Данное направление является чрезвычайно важным. Единственное, что необходимо – организовать дело.

В США доля лизинга в капитальных вложениях составляет 30%, ФРГ – 20, России – 2%. Если говорить о лизинге как о форме осуществления инвестиций вместо покупки, то об одной я уже сказал – вторичное использование оборудования.  Вторая форма – финансовый лизинг транспортных средств. Масштаб его незначителен, о чем свидетельствует, в частности, такой характерный и не единичный в экономике факт – в 1998 г. русскими компаниями куплено лишь четыре самолета. Финансовый лизинг самолетов не востребован, на мой взгляд, по одной причине – не отработаны условия взаимоотношений партнеров.

На опыте работы “Пермских моторов” мы столкнулись с такой проблемой. Аэрофлот берет в лизинг пермские моторы ПС-90, ставит на отечественные магистральные лайнеры. Но одно время Аэрофлот перестал оплачивать продукцию “Пермских моторов”. Применение классических схем лизинговых платежей в условиях России  связано с риском платежной необязательности. Нужна была схема, которая потенциально исключала бы такую возможность.

Новый подход состоит в следующем. С каждого контракта на перевозку фиксированный процент перечисляется кредиторам, т.е. в лизинговом договоре предусмотрено, что лизингополучатель дает поручение своему банку при поступлении денег определенный процент автоматически списывать на кредитора. Таким образом сразу уходим от риска неплатежей.

Схема, которую придумали применительно к лизингу самолетов, является универсальной, годной к любым транспортным средствам, скажем, седельным тягачам. Западные машины овладели 70% российского рынка. Ведется работа с компаниями-лизингодателями, чтобы организовать достаточно широкомасштабный лизинг этих транспортных средств и насытить российских перевозчиков. Такой же логике, думается, надо следовать применительно к морским и речным судам, железнодорожному передвижному составу. Здесь ожидается стремительное развитие.

В заключение отмечу, что, на мой взгляд, может привлечь в Россию инвесторов:

первое – структура продаж, достаточно высокая доля  оплаты живыми деньгами проданной продукции. Ясно, что чем выше доля бартера, тем меньше желающих инвестировать;

второе – экспортная составляющая в торговле с дальним зарубежьем. Чем больше доля экспорта, тем надежнее выручка живыми деньгами, тем привлекательнее объект с точки зрения инвестиций.

третье – менеджмент. Деньги всегда вкладываются в эффективную управляющую команду и ее умение зарабатывать деньги.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz