Номер 2/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера
ИНТЕРВЬЮ

Высокая степень доверия к Чешскому национальному банку - лучшая оценка его деятельности

Успех трансформационных процессов в экономике Чешской Республики во многом определяется эффективными действиями центрального банка, направленными прежде всего на снижение уровня инфляции и поддержание курса национальной валюты. Относительная стабильность цен позволяет хозяйственным субъектам четче планировать свою деятельность и строить деловые отношения. Роль Чешского национального банка в макроэкономической стабилизации и подготовке к вступлению страны в Европейский союз раскрывается в интервью его управляющего ЙОЗЕФА ТОШОВСКОГО, данному представителю журнала “Проблемы теории и практики управления” в Чехии Владиславу Цигларжу.

- Господин Тошовский, охарактеризуйте положение Чешского национального банка и его главные задачи в заключительный период трансформации экономики страны.

- Согласно закону Чешский национальный банк (ЧНБ) отвечает за стабильность цен. Это - основная задача, независимо от этапа трансформации народного хозяйства. Однако стратегия ЧНБ при ее выполнении существенно меняется по мере преобразования экономики и ее приближения к рыночному состоянию. Речь идет прежде всего о том, что дальнейшая либерализация во внешней и внутренней сферах требует более тщательного предвидения последствий каждого действия. Политики уже не вправе как прежде ссылаться на разрыв между такими показателями, как объем денежной массы, проценты за кредит и валютный курс, так как этого разрыва уже не существует. Действуя в сложной и интерактивной среде, мы должны добиться снижения уровня инфляции, что является основной предпосылкой устойчивого процветания чешской экономики.

- Какие положительные моменты Вы можете отметить в политике ЧНБ в период трансформации?

- Существует агрегатированный показатель, учитывающий воздействие как удачных, так и неудачных решений банка: степень доверия к нему. Положительным результатом нашей работы в первую очередь является относительно высокий уровень доверия к ЧНБ в период трансформации. Это означает, что в целом мы хорошо поработали, так как доверие значительно легче потерять, чем завоевать. Если смотреть глубже, можно обнаружить решения, способствующие росту доверия. В этой связи, например, следует упомянуть положительно оцененный на международном уровне процесс разделения бывшей чехословацкой валюты на валюту Чешской Республики и Словацкой Республики, успешную политику поддержания твердого курса кроны и решимость отойти от этой политики в нужный момент, относительно быстрое снижение уровня инфляции до однозначной величины и далеко не в последнюю очередь - обеспечение значительного прилива капитала главным образом с помощью рыночных механизмов.

- Какова роль ЧНБ при подготовке чешской экономики к вступлению в Европейский союз?

- Полагаю, что здесь можно говорить о двух аспектах проблемы, где роль ЧНБ выдвигается на передний план. По так называемой административной линии ЧНБ, как и другие ведомства, принимает меры, чтобы процесс гармонизации и освоения правовых, учетных и ряда других нормативных документов, относящихся к его компетенции, проходил гладко, без ненужных задержек. В начале 90-х годов в ходе дискуссии по поводу Закона о Государственном банке Чехословакии мы фактически явились инициаторами этого процесса, поскольку действующие в ЕС стандарты были тогда для нас одним из важнейших побудительных мотивов. В настоящее время эти стандарты имеют такое же значение при подготовке Закона о банках.

Другой аспект проблемы видится в области макроэкономики, в частности в снижении инфляции и обеспечении высокого уровня конкурентоспособности, т.е. в достижении тех параметров, с которыми национальная экономика вступит в ЕС. Достижение высокого уровня макроэкономической стабильности станет еще более необходимым, если Чешская Республика после вступления в ЕС выразит желание быстро подключиться к Европейскому валютному союзу. Кстати, при успешном процессе введения единой валюты возникнут повышенные требования к обеспечению макроэкономической стабильности. В этой связи возрастет роль ЧНБ как гаранта стабильности цен и критика явлений, которые подрывают престиж Чешской Республики как страны с консолидированной рыночной экономикой.

- В чем состоят главные проблемы при формировании банковской системы в Чешской Республике?

- В нескольких словах невозможно всесторонне охарактеризовать проблемы нашей банковской системы. Поэтому всем интересующимся этими вопросами рекомендую книгу “Банковский сектор в период экономической трансформации”, отражающую официальную позицию банковской системы страны. Цель книги - рассмотреть несколько важнейших постулатов, раскрывающих в совокупности генезис современных проблем в данной области.

При этом мы стремились подчеркнуть следующие моменты: развитие банковского сектора нельзя рассматривать отдельно от хода экономической реформы; предпринимательство в банковской сфере в период трансформации экономики объективно представляет собой очень рискованный вид деятельности; практически каждый хозяйственный субъект должен вступить на трудный путь обучения; отрицательное влияние оказывает частое изменение законодательных актов и правовой вакуум; имеет место определенное неприятие предложений по усилению регулирования из-за опасения чрезмерного увлечения им; полиция не всегда эффективно действует при расследовании криминальных деяний в финансовой сфере, а суды слишком медленно принимают решения о наказании виновных. Отсюда видно, что данная проблема имеет много аспектов. Тем не менее я убежден, что банки в своих действиях в подавляющем большинстве случаев исходят из хорошо задуманных, но не всегда успешных проектов первого этапа трансформации.

- Существует ли база для расширения сотрудничества центральных банков государств с переходной экономикой?

- В настоящее время государства с переходной экономикой представляют собой чрезвычайно неоднородную группу, в которую входят как члены ОЭСР, так и страны, относящиеся к развивающимся. В этих условиях трудно оценить объективную потребность в более тесном сотрудничестве их центральных банков с целью координации монетарной и валютной политики.

История развития интеграционных союзов показывает, что сотрудничество в данной области расширяется только на достаточно высокой стадии интеграции. Кроме того, факт вхождения того или иного государства в группу стран переходного типа сам по себе не создает предпосылок для усиления интеграционных процессов. Безусловно, для стран с переходной экономикой существуют определенные возможности для развития сотрудничества. По моему мнению, перспективными в этом отношении являются меры, направленные на устранение препятствий в торговле, и обмен опытом преобразований. Однако Чешская Республика отвергает возможность возрождения СЭВ в любой форме. Реальное развитие событий свидетельствует о том, что следует ожидать ускоренного присоединения стран с трансформируемой экономикой к Европейскому союзу, так же как он рассчитывает на ускоренное создание Европейского валютного  союза.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz