Экономическая политика:
стратегия и тактика
Трансформации в Болгарии: результаты,
ошибки, перспективыНИКОЛА КОЙЧЕВ доктор экономических наук, профессор (Болгария)
• Переходный период в болгарской экономике
характеризуется устойчивым ухудшением всех
основных показателей • Среднемесячная зарплата болгарина в 25 раз ниже
зарплаты наемного работника в Германии • Экономический кризис можно преодолеть путем
государственного регулирования на
макроуровне и либерализации деятельности
предприятий и фирм
Осенью 1989 г. начался интенсивный распад мировой
социалистической системы. Страны Центральной и
Восточной Европы взяли новый курс развития
национального общества – от тоталитаризма к
демократии и от командно-административной
экономики к социальному рыночному хозяйству.
Внешняя политика переориентирована
диаметрально в противоположную сторону – с
Востока на Запад. Координационной столицей
вместо Москвы стал Вашингтон. Начались
радикальные перемены в политическом и
социально-экономическом устройстве 27
постсоциалистических суверенных республик.
Одной из них была Болгария.
Политическая система
Датой рождения новой демократии является 10
ноября 1989 г. – день, когда Центральный комитет
Болгарской коммунистической партии сменил
своего генерального секретаря, руководившего
страной несколько десятилетий. К сожалению, трансформации начались без ясного
представления о параметрах будущего
государственного устройства, без попытки даже в
самом общем виде представить стратегию и путь
развития. Главное – от социализма. Но к чему? К
классическому или государственному капитализму,
посткапиталистическому или постиндустриальному
обществу? Эйфория отринула все достигнутое – и
социальные достижения, и материальную культуру. В течение нескольких недель в Болгарии
возникли десятки партий. Достаточно было одной
даже мало осмысленной, но эмоциональной речи на
митинге, чтобы оратор стал лидером. Новая элита,
представленная преимущественно
университетскими и научными деятелями, наивно
полагала, что за считанные месяцы, сменив
управленческую номенклатуру, конституцию и
несколько законов, Болгария может превратиться в
развитую рыночную демократию. Однако реальности упорядочили ход событий в
логическую цепочку: “круглый стол” – для
диалога основных политических субъектов,
досрочные парламентские выборы,
новая
Конституция, которая была принята в середине
1991 г. при доминирующей роли социалистов (бывших
коммунистов) в Великом народном собрании
(парламенте). Главные принципы нового Основного
закона – Болгария является парламентской
республикой с политическим плюрализмом,
социальной рыночной экономикой и гарантиями
основных прав и свобод граждан. За 12 лет трансформаций
политический
плюрализм
воплотился в 200 партий, союзов,
движений и других организаций, практически
слившихся в 3 – 4 объединения – Болгарскую
социалистическую партию, Союз демократических
сил, Движение за права и свободы, а также в ряд
политических коалиций во главе с демократами,
социал-демократами и земледельцами.
Реально
политическая модель Болгарии стала
двухполюсной.
После “революции” 4 раза проходили
парламентские
выборы, страной управляли
7 обычных и 2
служебных составов правительства, общей
чертой которых было стремление к либеральным
методам руководства. В целом основные
политические характеристики переходного
периода сводятся к следующим моментам: •
демократия и плюрализм
политической
жизни; •
плюрализм собственности и либерализация
экономических отношений; • восстановление
основных свобод граждан
– свободы слова, свободного передвижения в
стране и за рубежом, демократизация
индустриальных отношений с правом на социальные
и политические протесты; • активная, но однонаправленная прозападная
внешняя политика; • большая динамика
смены лиц на политической
сцене, вызванная высокими темпами обновления,
опытом, ошибками и даже межличностными интригами
и лидероманией. Этот переход сопровождался деформацией в
политических отношениях: • в институтах и органах власти без
критической оценки внедрялись неэффективные для
национальной специфики
иностранные модели
управления; • ложно понимаемый либерализм и свертывание
важных функций государства ухудшили состояние
основных государственных систем –
армии,
полиции, суда; • западная лояльность публичной администрации
к государству и населению; развивается
патологическая
коррупция; • слабый финансовый и административный
контроль создал условия для ненормально
высокого удельного веса
теневой экономики; • слабость власти позволила развиться
организованной
преступности; • беспринципное и аморальное
перераспределение собственности и плохой
банковский надзор сформировали уродливую
социальную защиту общества. В ходе трансформации политической системы
Болгарии допущены серьезные ошибки. Потому и
путь к конечной цели проходит зигзагами, с
поворотами в обратную сторону и крутыми
спусками. Допущено много ошибок и в кадровых
назначениях. Как правило, на высокие
государственные должности выдвигались
теоретики, не имеющие управленческого опыта. Они,
допустим, хорошо знали иностранные модели
демократии, но не имели представления о Болгарии
как объекте управления и реформирования. Дефицит
государственной зрелости управленцев позволил
чрезмерное иностранное вмешательство во
внутреннюю и внешнюю политику суверенного
государства. Советниками оказались
представители иностранных правительств,
международных финансовых институтов,
консалтинговых фирм и даже ученые и эксперты, не
имевшие опыта трансформации
постсоциалистических отношений. Большой ошибкой
переходного периода стала и перманентная
конфронтация управленцев и оппозиции; взгляды
левых и правых по основным политическим
проблемам, как правило, были противоположными.
Экономика
Переходный период в Болгарии характеризуется
резким
ухудшением всех важнейших экономических
показателей. Сократился объем ВВП, устойчивый
спад наблюдается в промышленном и аграрном
производстве, внешней и внутренней торговле,
снизилась покупательная способность
государственного бюджета, занятость населения,
страна переживает инвестиционный и
инновационный застой. Ухудшение экономической
ситуации подтверждают и косвенные индикаторы –
многократно уменьшились объемы грузоперевозок,
сократилось энергопотребление для
производственных целей. Спад ВВП
составил 29% (рис. 1). В долларовом же
эквиваленте этот показатель еще хуже – падение
достигло 44% с 21,8 млрд долл. в 1989 г. до 12,3 млрд долл.
в 2000 г. Уменьшение товарного производства
изменило структуру валового продукта –
произошло сокращение удельного веса
промышленности, тогда как доля услуг выросла,
даже без развития рынка капитала или превращения
Болгарии в региональный банковский и биржевой
центр. Промышленное производство
уменьшилось в 2,5
раза. Первый срыв произошел в 1990 г. из-за
развала социалистической экономической
интеграции. В дальнейшем негативное влияние
оказали такие факторы, как политические и
экономические ошибки, шоковая либерализация
кредитов, валютных и ценовых отношений,
бездумная приватизация, сокращение
платежеспособного внутреннего спроса,
бесконтрольный импорт товаров, не прошедших
таможенное оформление, и др. Многократно сократился
аграрный сектор.
Производство промышленных культур – зерна,
табака, винограда, фруктов снизилось в 2 – 2,5 раза,
а сахарной свеклы – в 18 раз! В 2,5 – 3,5 раза
уменьшилось поголовье сельскохозяйственных
животных – коров, свиней, овец, птицы. В тяжелом
положении оказалась пищевая промышленность –
производство консервов упало в 23 раза /!?/,
мясопереработка снизилась в 6 раз, виноделие – в 2
раза. Болгария, бывшая мировым лидером по выпуску
табачных изделий, сократила эту деятельность в 3,5
раза. Тем не менее продовольственному балансу
страны ничто не угрожает. Значительно хуже стал
внешнеторговый обмен.
Годовой товарооборот снизился с 14,5 млрд долл. до
9,8 млрд., при этом экспорт уменьшился с 7,5 млрд в 1989
г. до 4,5 млрд в 2000 г. Резко дебалансировано
торговое сальдо с Россией и другими странами СНГ
– соотношение “экспорт : импорт” составляет
сегодня 1 : 7!!! Эта деформация также является
следствием большого числа ошибок во внешней
торговле, таможенной и транспортной политике. Болгария имеет большой
внешний долг
–
более 10,5 млрд долл. (1300 долл. на душу населения).
Положение осложняется тем, что отношение
величины долга к ВВП составляет 85%, а экспорта к
долгу – 42%. Слабая экономика формирует и слабый
государственный
бюджет. В состоянии хронической нехватки денег
работают все общественные структуры,
находящиеся на бюджетном содержании.
Покупательная сила бюджетов общин
(муниципалитетов) сократилась в 3 раза. В
частности, на оборону планируется выделить 3,3%
ВВП – сравнительно высокий показатель по
международным стандартам. Однако из этой суммы
на перевооружение армии направляется лишь 6%! Старт экономическим реформам дан в феврале 1991
г. – через год после “революции”. Причем первым
действием властей стало введение
полной
либерализации
цен, доходов и валютных курсов.
Мера оказалась шоковой – у хозяйствующих
субъектов не было времени, чтобы подготовиться к
новым условиям кредитования и валютных расчетов.
Это нанесло второй удар по национальному
производству. В результате в мирное время всего
за два года оно упало в 2 раза. |