Процессы интеграции
Макроэкономические последствия расширения ЕС для его старых и
новых членов
ФРИЦ БРОЙСС
Австрийский институт экономических исследований
•Эффект от расширения сообщества будет для новых членов большим,
для старых – меньшим
•Политически взрывоопасной проблемой расширения ЕС на Восток являются возможные
масштабы миграции
•И нынешние члены ЕС и только вступающие в него в результате расширения окажутся
во взаимно выигрышной ситуации
Помимо общеполитического значения расширения ЕС (гарантия мира в Европе, объединение
Востока и Запада, превращение ЕС в мировую державу) интерес представляют и его экономические
последствия. Уже проведен ряд исследований, предметом которых были создание и апробация
макроэкономических моделей развития ситуации для ЕС и ЦВЕ, а также для отдельных
стран – преимущественно Австрии и Германии. На мой взгляд, они имеют ряд недостатков.
С одной стороны, они не охватывают всей совокупности эффектов, которых следует ожидать
в результате интеграции преимущественно «бедных» государств ЦВЕ в основном «богатый»
Евросоюз. С другой, оценки делаются для всех стран этих двух группировок в целом,
а не для каждой из них в отдельности.
Предлагаемые оценки макроэкономических последствий расширения ЕС, сделанные Австрийским
институтом экономических исследований в рамках программы PREPARITY, устраняют названные
недостатки. В этой работе учтены практически все теоретически возможные интеграционные
эффекты:
в сфере торговли – снижение торговых издержек, в том числе за счет упразднения
оставшихся таможенных барьеров;
на внутреннем рынке ЕС – повышение производительности, обострение ценовой
конкуренции;
обусловленные движением факторов производства – прямые инвестиции Запада
в страны Востока, миграция рабочей силы с Востока на Запад и т.п.
Разработчики данной программы исходили из того, что расширение ЕС будет осуществляться
в два этапа: в 2005 г. присоединится «люксембургская группа» (Венгрия, Кипр, Польша,
Словения, Чехия, Эстония), а в 2007 г. «хельсинкская» (Болгария, Латвия, Литва,
Мальта, Румыния и Словакия). При этом имитационное моделирование проведено только
для трех стран – Польши, Чехии и Венгрии, на которые приходится примерно 2/3 ВВП
Центральной и Восточной Европы.
Расширение ЕС является взаимовыгодным мероприятием, в результате которого выиграют
обе группы стран. Причем у государств ЦВЕ под воздействием этого фактора прирост
ВВП в неизменных ценах будет в 10 раз больше, чем у старых членов. Среди последних
в наибольшем выигрыше окажутся Австрия, Германия и Италия, а вот Дания, Испания
и Португалия понесут некоторые потери.
Эффекты от сферы торговли
С вступлением в ЕС государства ЦВЕ становятся членами Таможенного
союза. Отсюда общие таможенные тарифы и торговая политика; на внутреннем рынке –
упразднение пограничного контроля. Точная экономия на издержках в результате отмены
пограничного контроля пока не подсчитана (в специальных публикациях оценки колеблются
5-10%). Предполагается, что оставшиеся у вновь вступающих членов таможенные пошлины
до 2002 г. составляли 5% экспорта. Их отмена означает потерю поступлений в госбюджет
в размере примерно 1-1,5% ВВП. В то же время сокращение торговых издержек приведет
в обеих группах стран к интенсификации торговых связей, что снимет угрозу прямого
ущерба государственным бюджетам.
Отмечу, что почти 70% экспорта и 2/3 импорта государств ЦВЕ приходится на ЕС.
Доля же будущих членов в его общем объеме внешнеторгового оборота составляет всего
лишь около 4%. Поэтому торговый эффект в рамках увеличившегося сообщества будет
асимметричным: для новых членов он, естественно, будет выше.
В 2005-2010 гг. он обеспечит старым членам ЕС ежегодный прирост ВВП в неизменных
ценах примерно на 0,05%. В самом большом выигрыше окажется Австрия, чей ВВП увеличится
приблизительно на 0,25%. По этому показателю она опередит Нидерланды, Францию, Ирландию
и Италию (прирост 0,1-0,2%). Испания и Великобритания в результате действия этого
фактора несколько проиграют. Для стран ЦВЕ влияние эффекта от торговли на ВВП окажется
почти в 10 раз выше. В Венгрии, например, благодаря ему ВВП в неизменных ценах вырастет
суммарно за 2001-2010 гг. почти на 4,5%. В Польше и Чехии из-за менее интенсивных
торговых связей аналогичный прирост ВВП будет примерно в 2 раза меньше.
Однако торговый эффект не окажет существенного влияния на другие макроэкономические
показатели: в частности, цены и занятость значительно не изменятся, несколько снизится
безработица. У новых членов ЕС ухудшится сальдо госбюджета, а также торговый баланс
и баланс по текущим операциям.
Эффекты от внутреннего рынка
Увеличение числа членов Евросоюза означает расширение его
внутреннего рынка. В результате усилится конкурентное давление (на вновь вступившие
государства в большей степени, чем на старых членов). Если исходить из уже накопленного
опыта создания общего рынка, то следует ожидать определенного подъема производительности
(прежде всего в силу роста масштабов производства), а также снижения уровня цен
(из-за сокращения надбавок на издержки производства, ценового шока). В совокупности
все это должно повысить потенциал роста в обеих группах стран.
Скачок производительности, повышение эффективности производства
Предполагается, что в государствах ЦВЕ с их вступлением
в ЕС подъем производительности и снижение темпа роста цен будут аналогичны (хотя
и менее сильно выраженными) тем, которые испытали старые члены после создания общего
рынка в 1993 г. При составлении данного прогноза в качестве ориентира взяты предварительные
наметки того периода и фактические результаты отдельных стран. Расчеты показывают,
что для новых членов в среднесрочной перспективе следует ожидать «скачка» производительности
2-3% (первоначально около 1,5, а суммарно за шесть лет 3%).
У старых членов ЕС рост производительности будет меньшим, причем в большем выигрыше
от региональной интеграции окажутся входящие в него малые страны. У них в 2005 г.
он составит приблизительно 0,75% (хотя со временем темп прироста и снизится), тогда
как в крупных странах будет в 2 раза меньше.
Из-за асимметричности в области роста производительности в малых странах ЕС ВВП
в неизменных ценах будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем в крупных. В
Бельгии, Австрии, Финляндии и Ирландии до 2010 г. (суммарно) он вырастет на 0,5%
(при этом годовые темпы роста будут замедляться). В больших странах общий прирост
ВВП, обусловленный подъемом производительности, в тот же период будет в два раза
ниже.
Повышение производительности труда означает поиски компромисса на рынке труда
между снижением спроса на рабочую силу и ростом безработицы. Конкурентоспособность
как фактор твердого валютного курса и уровня относительных расходов по заработной
плате в расчете на единицу продукции повысится. Динамика цен замедлится, а следовательно,
затормозится и рост ВВП в текущих ценах, что приведет к сокращению налоговых поступлений
и негативно повлияет на госбюджет. Увеличение производительности труда отразится
и на распределении доходов: доля заработной платы в национальном доходе снизится,
т.е. прибыли будут возрастать в ущерб заработной плате.
Поскольку подъем производительности во вступающих в ЕС государствах будет более
высоким, макроэкономический эффект от действия этого фактора в них проявится заметнее,
хотя его структурное влияние во всех странах будет аналогичным. Так, в Польше, Венгрии
и Чехии ВВП в неизменных ценах возрастет с 2005 по 2010 г. под его влиянием примерно
на 1%, причем по годам прирост будет разным. С другой стороны, данный фактор окажет
негативное воздействие на рынок труда: спрос на рабочую силу первоначально резко
снизится, а безработица увеличится.
Ценовая конкуренция
Острота ценовой конкуренции на рынке ЕС расширенного состава
для новых членов будет сильнее, чем для старых (ценовой шок). Так, в Венгрии, Польше
и Чехии снижение уровня цен (судя по индексу потребительских цен) составит 6% за
шесть лет (или 1% в год). Для старых участников данный эффект будет значительно
ниже. Он зависит от интенсивности торговых связей со всей группой кандидатов (10
государствами ЦВЕ). Если объем торговли с ними превышает 4% общего внешнеторгового
оборота страны, то для нее обусловленное конкуренцией годовое снижение цен оценивается
0,5%, при более низкой доле – 0,15% в год.
Усиление ценовой конкуренции приводит к повышению покупательной способности и,
следовательно, спроса населения. Под влиянием этого фактора у тех участников ЕС,
которые имеют тесные торговые отношения с кандидатами на вступление в него, в начальный
период рост ВВП в неизменных ценах составит около 0,5%, аналогичный эффект для стран
с более слабыми торговыми связями будет в 2 раза слабее. В то же время первоначальный
прирост ВВП в Польше и Венгрии будет равен примерно 1%, в Чехии он окажется в 2
раза ниже. Зависимость других макроэкономических показателей от обусловленного конкуренцией
ценового шока невелика.
Потоки прямых инвестиций с Запада на Восток
В рамках Евросоюза реализуется четыре принципа функционирования
свободного внутреннего рынка – свобода передвижения товаров, услуг, капитала и людей.
Рассмотрим два из четырех элементов – движение капитала с Запада на Восток и миграцию
рабочей силы в обратном направлении – более подробно.
С 1989 г. внешняя торговля и прямые иностранные инвестиции выполняют функцию
самых важных рычагов интеграции Востока и Запада. По зарубежным капиталовложениям
на душу населения в 1989-1999 гг. лидировала Венгрия, хотя по абсолютному размеру
полученных иностранных инвестиций первенствовала Польша (см. таблицу).
Прямые инвестиции в экономику 10 стран ЦВЕ
| 1998 – 1999 гг. |
На душу населения |
В % ВВП | В % ВВП ЕС |
| всего, млн долл. | на душу
населения, долл. | 1998 г. | 1999 г.
| 1998 г. | 1999 г. |
1999 г. |
10 стран, всего | 69947 | 667
| 135 | 158 |
4,8 | 4,4 | 0,23 |
в том числе: | |
Польша | 20047 | 518 |
128 | 172 | 3,3
| 4,3 | 0,09 |
Венгрия | 17770 | 1764 |
144 | 140 | 3,1
| 2,9 | 0,02 |
Чехия | 14924 | 1447 |
256 | 476 | 4,7
| 9,2 | 0,07 |
Румыния | 5647 | 252 |
92 | 42 | 5,0
| 2,8 | 0,01 |
Болгария | 2332 | 284 |
65 | 98 | 4,4
| 6,5 | 0,01 |
Словакия | 2111 | 391 |
70 | 130 | 1,8
| 3,6 | 0,01 |
Латвия | 2100 | 866 |
124 | 136 | 5,0
| 5,3 | 0,00 |
Литва | 2012 | 545 |
249 | 129 | 8,6
| 4,5 | 0,01 |
Эстония | 1604 | 1115 |
397 | 154 | 11,0
| 4,3 | 0,00 |
Словения | 1400 | 701 |
125 | 72 | 1,3
| 0,7 | 0,00 |
Прямые иностранные инвестиции способствуют накоплению и модернизации основного
капитала, используемого на производственные цели, становясь, таким образом, серьезным
фактором потенциала будущего роста. После интеграции государств Центральной и Восточной
Европы в рынок ЕС приток иностранных инвестиций в их экономику, безусловно, возрастет
(повышенные гарантии для инвесторов отразятся, в частности, на снижении надбавок
за риски).
Влияние данного фактора производства на старых членов ЕС не будет столь однозначным.
Дополнительные вливания в экономику новых партнеров могут, с одной стороны, снизить
инвестиционный потенциал самого Евросоюза, а с другой, из-за повышения процентных
ставок они косвенно могут стать причиной, сдерживающей его хозяйственное развитие,
когда появится добавочный спрос на капитал. Это может произойти в результате повышения
всего на 0,05% ставок по краткосрочным кредитам в евро. Подобная инвестиционная
активность начнется уже во время подготовительной фазы к вступлению новых членов
в 2003 г. и сохранится до конца их принятия в 2010 г. (тогда прирост по указанной
причине достигнет 0,2%). Такие выводы основаны на убеждении, что дополнительный
спрос на капитал для финансирования прямых инвестиций непременно повлечет за собой
повышение процентных ставок. Косвенно это может привести к вытеснению частных инвестиций
государственными.
В странах-инвесторах из числа членов ЕС следствием роста процентных ставок станет
небольшое снижение их ВВП в неизменных ценах (в среднем на 0,1% в начале периода
интеграции и до 0,2% к его концу). Причем в малых странах данный негативный эффект
проявится сильнее, чем в крупных. В то же время для трех обозначенных выше кандидатов
на прием в ЕС приток капитала послужит сильным толчком к росту ВВП: в Венгрии –
до 1%, в Польше – 0,75 и в Чехии – 0,5%. В целом начавшееся в ходе интеграции движение
капитала даст вступающим государствам определенный выигрыш, тогда как старые члены
понесут небольшие потери.
Миграция рабочей силы с Востока на Запад
Политически взрывоопасной проблемой расширения ЕС на Восток
являются возможные масштабы миграции. Граничащие с претендентами на вступление в
Евросоюз Германия и Австрия, а также Скандинавские страны опасаются, что массовая
иммиграция, а она вероятна, если новым членам будет предоставлена полная свобода
передвижения граждан, может деструктивно повлиять на их рынки труда. Действительно,
большой разрыв в заработной плате (средняя зарплата в государствах-кандидатах составляет
40% евросоюзовской) теоретически может привести к массовой миграции на Запад. Поэтому
пограничные страны (Австрия и Германия) предлагают ввести переходный период сроком
до семи лет, в течение которого будут действовать ограничения прав граждан новых
стран на свободное передвижение.
По одному из прогнозов, при немедленном предоставлении права на свободное передвижение
из ЦВЕ в ЕС уже в 2002 г. эмигрировало бы 335,8 тыс. человек: в том числе 218,4
тыс. (или 65%) – в Германию, 146,9 тыс. (12,1%) – в Австрию. Со временем миграционный
поток начнет иссякать: в 2010 г. он снизится до 149,9 тыс., а в 2030 г. – до 2,4
тыс. человек.
В предлагаемом здесь варианте приведенные выше данные сильно скорректированы.
Прежде всего они увязываются с новым графиком расширения ЕС, по которому вступающие
страны разбиты на две группы – «люксембургскую» и «хельсинкскую». К тому же учтены
и встречные миграционные потоки. По этому варианту, в 2005 г. из трех обозначенных
кандидатов в ЕС эмигрирует 143,7 тыс. человек (в том числе в Германию – 95,8 тыс.,
в Австрию – 17,65 тыс.). В 2010 г. общее число эмигрантов из тех же стран снизится
до 72,1 тыс. (Германия – 48 тыс., Австрия – 8,8 тыс.). Как показывает практика,
2/3 иммигрантов будут востребованы на рынке труда.
Иммиграция дает возможность предприятиям Евросоюза выпускать больше продукции
с меньшими затратами на рабочую силу. Благодаря этому фактору ВВП в твердых ценах
в старых странах ЕС возрастет. Самым сильным прирост будет в Германии – на 0,25%
до 2010 г., в Австрии он составит 0,15%. Однако в трех новых его членах ВВП под
его воздействием снизится за тот же период примерно на 0,15%. Кроме того, доля безработных
у старых участников ЕС из-за увеличения предложения рабочей силы первоначально возрастет,
а у только вступивших в связи с сокращением ее предложения уменьшится. С течением
времени, а также со спадом миграционных потоков этот дисбаланс на рынке труда сгладится.
Миграция повлияет и на распределение национального дохода: в принимающих странах
прибыли будут возрастать за счет заработной платы, а у новых членов будет наблюдаться
обратная тенденция.
Издержки расширения ЕС для старых членов, выгода для новых
В центре общественных дискуссий наряду с проблемой миграции
стоит и вопрос об издержках расширения ЕС. Основу предлагаемого в статье анализа
влияния данного фактора составляют решения Европейского Совета, одобренные в Берлине
в марте 1999 г. (известные как документ Agenda-2000). В этом документе рассматриваются
финансовые перспективы ЕС на 2000-2006 гг. при условии, что страны «люксембургской
группы» вступят в него в 2002 г. Так, за этот период издержки расширения брутто,
включая подготовительные траты, оцениваются примерно 80 млрд евро (или 0,13% суммарного
ВВП 15 стран ЕС за период; в 2006 г. – 0,22% годового объема их ВВП). Если из названной
суммы вычесть собственные средства, которые должна внести «люксембургская группа»
в бюджет ЕС (для каждой страны она составляет 1,27% ВВП), то получатся издержки
расширения нетто. Они составят приблизительно 60 млрд. евро (или соответственно
0,1% суммарного ВВП ЕС за период и 0,17% – за 2006 г.).
Однако изменения графика вступления новых членов, необходимость структурной реформы
и реформы аграрной политики потребовали пересмотра приведенных выше оценок издержек
расширения ЕС. По скорректированным расчетам, совокупные издержки (с учетом собственных
средств вступающих) в 2000-2010 гг. составят примерно 190 млрд евро (или 0,15% совокупного
ВВП стран ЕС за весь период, в 2010 г. они оцениваются приблизительно 40 млрд, или
0,3%). Увеличение ЕС всего на три государства (Польша, Чехия, Венгрия) повлекло
бы за собой издержки расширения в сумме 134 млрд евро, что соответствует 2,5% их
суммарного ВВП, или 0,11% суммарного ВВП ЕС в указанный период.
Для большинства членов Евросоюза издержки расширения будут оставаться ниже среднего
уровня (в 2005-2010 гг. он оценивается 0,17% ВВП ЕС), однако для некоторых стран
они будут значительно выше: для Португалии – 1,5% ВВП, Греции – 1, Ирландии – 0,75,
Испании – около 0,4%.
Общие оценки
Поскольку Венгрия, Польша и Чехия будучи небольшим регионом
интегрируются в обширный внутренний рынок ЕС, то их выигрыш от этого в среднем будет
примерно в 10 раз выше, чем старых членов данного сообщества. Моделирование по трем
этим странам показывает следующее. В предстоящие 10 лет, включая подготовительный
этап 2001-2004 гг., Венгрия и Польша смогут увеличить свой ВВП в неизменных ценах
приблизительно на 8-9%, что будет соответствовать годовому приросту примерно 1%.
Выигрыш Чехии ожидается несколько скромнее: общий прирост ВВП в те же годы оценивается
5-6%, а годовые темпы – 0,5-0,75%.
У старых участников Евросоюза за 2005-2010 гг. ВВП увеличится в среднем примерно
на 0,5% (или на 0,1% в год). Те страны, которые подобно Италии, Австрии и Германии
поддерживали тесные торговые отношения с государствами ЦВЕ, окажутся в большем выигрыше.
В Австрии, например, суммарный рост ВВП в неизменных ценах за этот период достигнет
0,75%, что будет соответствовать среднегодовому приросту 0,15%.
В целом же и нынешние члены ЕС и только вступающие в него в результате расширения
окажутся во взаимно выигрышной ситуации. Однако для некоторых из них издержки превысят
выигрыш. Это относится прежде всего к Испании, Португалии и Дании. Первоначальный
небольшой прирост ВВП в этих странах быстро сменится снижением.
На основе расчетов по Венгрии, Польше и Чехии можно сделать примерную экстраполяцию
эффекта расширения ЕС для всех 10 кандидатов из ЦВЕ. Учитывая размеры их ВВП и тесные
торговые отношения с ЕС макроэкономический эффект от их включения в него мог бы
стать примерно на 1/3 выше как для старых, так и для новых его членов по сравнению
с предложенными выше оценками. В долгосрочной перспективе (до 2010 г.) это могло
бы означать, что суммарный прирост ВВП в неизменных ценах в государствах ЦВЕ составил
бы около 12%, а в странах ЕС – около 0,66%.
Подчеркну, что для большинства действующих участников Евросоюза расширение пройдет
более гладко, если будет принято положительное решение по ходатайству Германии и
Австрии относительно 7-летней отсрочки предоставления гражданам Центральной и Восточной
Европы права на свободное передвижение в пределах его внутреннего рынка.
|