Каким курсом пойдет Россия в
новый век?ОЛЕГ БОГОМОЛОВ академик РАН
• Чуда ожидать не приходится, пора менять
стратегию • Без сильного и авторитетного государства
рыночные реформы не будут успешными • Успех зависит от качества политики, от
правильных ориентиров • Многое говорит в пользу рыночного социализма
Хорошо испытанный прием ухода от неприятных
проблем, к которому прибегали в недавнем
прошлом, – приняться за разработку очередной
вдохновляющей программы долгосрочного развития.
Не хотелось бы, рассуждая о будущем страны,
вступить на ту же стезю, обходя стороной
сегодняшнюю критическую ситуацию в экономике. От
ее оценки приходится отталкиваться в прогнозах
развития России в начале нового века. Подчеркивание преемственности сегодняшней
политики по отношению к тому, что делалось
последние шесть лет, вызывает недоумение. Ведь
шоковые методы давно доказали свою
несостоятельность. Чуда ждать не приходится,
пора менять стратегию.
Роль государства и тип общества
Выработка политики, отвечающей вызовам нового
века – века глобализации, распространения
демократии и социальной справедливости,
торжества НТП, стала безусловным императивом.
Если обратиться к стратегии будущего, то в первую
очередь нужна ясность в вопросах о роли
государства и типе российского общества в XXI в. На роль государства в современной экономике
существуют различные взгляды. Все соглашаются,
что государство необходимо для защиты интересов
страны на международной арене и обеспечения
национальной безопасности. Современное общество
нуждается в государстве как институте
поддержания порядка и разрешения внутренних
конфликтов. Едва ли кто-либо будет оспаривать
роль государства в разработке и обеспечении
законности в борьбе с преступностью и другими
общественно опасными явлениями. Но когда речь
заходит об экономике, приверженцы
неолиберальной идеологии считают вмешательство
государственной власти контрпродуктивным и
предлагают ей ограничиваться установлением
правил рыночных отношений. Несмотря на то, что
данная точка зрения сегодня превалирует в
научной литературе и средствах массовой
информации, она отнюдь не всегда служит основой
практической политики да и со стороны ряда
теоретиков встречает серьезные возражения. В условиях демократии и свободных выборов
власть заинтересована в голосах как можно
большего числа избирателей и потому не может не
считаться с их интересами и настроениями. Она
вынуждена принимать те или иные меры, чтобы
выгоды от экономического прогресса не
доставались исключительно
финансово-промышленным олигархиям, а
распределялись среди всего населения. И хотя
сталкивающиеся с финансовыми трудностями
государства стремятся ограничить свое участие в
перераспределении доходов, они не могут
отказаться от прогрессивного налогообложения
граждан, системы социальных гарантий и
обеспечения поддержки здравоохранения и
образования, сохранения в своей собственности
ключевых секторов экономики. Едва ли в ближайшее
время надобность в подобных функциях
государства отпадет на том основании, что они не
соответствуют законам "совершенной"
рыночной конкуренции, процессу глобализации и
либеральным концепциям. Нет непреложных
доказательств того, что государственный
интервенционизм тормозит
социально-экономический прогресс и несовместим
с цивилизованным рынком. Рыночная трансформация испытывает трудности
из-за того, что государственная машина в
значительной мере разлажена, некомпетентна,
разъедена бюрократизмом и коррупцией, ослаблена
борьбой за власть. Кроме того, она находится в
состоянии хронической финансовой
несостоятельности, что лишает ее морального
авторитета, делает зависимой от Запада и
собственных финансовых тузов. Все это
ограничивает возможности влияния на
общественные процессы. Реакция на возникшую
ситуацию вылилась в дилемму: либо сократить да
минимума государственную машину и ее
вмешательство в экономику, либо обеспечить
надлежащее выполнение властных функций. На деле
это ложная дилемма. Рассуждения, что в век
глобализации национальное государство
утрачивает влияние на экономику, уступая место
рынку и транснациональным монополиям,
неприменимы к переходной экономике России,
переживающей к тому же глубочайший кризис. Без
сильного и авторитетного государства рыночные
реформы неизбежно приобретают нецивилизованный
характер. Необходимость наведения порядка и
восстановления элементарной дисциплины и
ответственности остро ощущается всеми. Порядок
во власти как условие восстановления порядка в
стране – лейтмотив послания Президента на
1998 г. К сожалению, для реализации этой
стратегической задачи делается непозволительно
мало. Как организовать государственную власть так,
чтобы она наилучшим образом содействовала
общественной стабильности, верховенству закона,
выработке и проведению в жизнь эффективной
политики, соблюдению гражданских прав, словом,
всему, без чего невозможно нормальное
функционирование экономики, – вопрос, над
которым следует задуматься на пороге XXI в. Хотя со стороны деловых кругов и местных
администраций часто высказывается возмущение
вмешательством государства в хозяйственную
деятельность, тем, что оно душит производство
налогами, на деле способность управлять многими
экономическими процессами утрачена. Государство
не выполняет многие функции, без которых
немыслимы современный рынок и экономический
подъем, такие, как создание конкурентной среды,
здоровой денежной и платежной системы,
разработка и обеспечение соблюдения законов,
проведение эффективной политики доходов и
социального обеспечения, структурной политики,
защита отечественного рынка, поддержка
предпринимательства. Вместо этого власть
превратилась в инструмент дележа между
"своими", лояльными к ней представителями
чиновничьего и делового мира, бывшей
"общенародной" собственности, бюджетных и
кредитных ресурсов, выколачивания налогов,
наделения привилегиями. Здесь государственное
"регулирование" перешло все разумные
пределы. Показательно, что либеральная риторика с
акцентом на устранение государственного
вмешательства, искоренение таким путем
бюрократизма и коррупции в государственном
аппарате очень скоро разошлась с практикой.
Почти всюду происходит укрепление
исполнительной власти как рычага обеспечения
общенациональных интересов, поддержания
порядка, борьбы с преступностью и анархией. В
ряде стран наблюдается усиление роли
государства в перераспределении национального
дохода. Повышается удельный вес бюджетных
ассигнований на удовлетворение
общенациональных нужд. Причем это делается
вопреки господствующей либеральной теории,
предписывающей снижение доли государственного
бюджета в ВВП. Те рыночные механизмы и инструменты, которые в
странах Запада складывались и
совершенствовались естественным путем на
протяжении столетий, в посткоммунистических
государствах предстояло создать в сжатые сроки.
Они поэтому и не могли стать органичным
продуктом естественно-исторического процесса, а
возникли в результате "социальной
инженерии". От констатации роли государства в становлении
и регулировании рыночной экономики до
практического ее воплощения в жизнь – немалая
дистанция. Восстановление сильного и
влиятельного российского государства может
пониматься и как переход к авторитарному
правлению, и как терпеливое, целеустремленное
строительство правового демократического
государства. Второй путь представляется более
надежным. Однако он труден, потому что
предполагает поиск компромиссов между властью и
оппозицией. К сожалению, "наведение порядка во
власти" означает упразднение одних и создание
других ведомств или перестановки в верхних
эшелонах.
Факторы и ориентиры совершенствования управления
Возрождение величия России в XXI в. потребует,
без сомнения, укрепления государственных
управленческих структур, строгого отбора и
повышения профессионализма чиновников и
парламентариев всех уровней, решительного
искоренения коррупции и бюрократизма,
сокращения разбухших структур. Особого внимания
в этой связи требуют армия, судебная и
пенитенциарная системы, аппарат центральной
власти. Административное регулирование будет
уступать место рыночному, но в ряде областей
экономической деятельности его придется
усилить, чтобы справиться с особо тревожными
кризисными процессами. Опасно было бы недооценивать роль
государственной политики в реформировании
экономики и придании ей динамизма. Успех во
многом, если не в решающей мере, зависит от
качества этой политики, наличия правильных
ориентиров. И наоборот, к плачевным результатам
приводит ошибочная политика. Приступая к демонтажу командной экономической
системы, новые российские власти имели
расплывчатое представление о том, к чему и как, в
конечном счете, следует перейти. Слишком
внезапно распались казавшиеся незыблемыми
общественные структуры, чтобы можно было заранее
продумать концепцию и взвесить последствия.
Помнится, один из видных реформаторов Е.Г.Ясин
еще до того, как стать министром, заявил, что
важно начать рубить и ломать старое, безразлично,
с какого конца, а по ходу дела план действий можно
корректировать. Конечно, демократия и рыночная экономика были
той общей целью, которую разделяли и
правительство, и большая часть общества.
Специалисты пытались конкретизировать
концепции и программы перехода. Свой план
разработали и рекомендовали международные
организации. Предложения сводились к
первоочередному решению достаточно очевидных
задач, а именно: приведению в равновесие
платежеспособного спроса и предложения товаров,
сокращению денежной массы и дефицита бюджета (то,
что обычно именуется макроэкономической
стабилизацией), либерализации цен и внешней
торговли и, наконец, приватизации
государственной собственности. Намечалось также
создание рыночной инфраструктуры, прежде всего
современной банковской системы, валютных и
фондовых бирж, а также обучение новых менеджеров.
Казалось, этого достаточно, чтобы обрести
нормально функционирующую рыночную экономику.
Однако результат зависел от последовательности
и темпов осуществления этих мер, их конкретного
содержания. В сущности конкретная практика
рыночного перехода имела
ключевое
значение. Правящая элита, хотя и сформировалась
преимущественно из бывших коммунистов,
решительно отринула свою родословную и быстро
усвоила идеи либерализма в их примитивной
интерпретации. Она избрала радикальный путь
вхождения в рынок, получивший название
"шоковой терапии". Радикальный либерализм
лучше всего подходил для быстрого обогащения,
раздела и раздачи под флагом приватизации
государственной собственности,
перераспределения доходов в пользу тех, кто у
власти или под ее покровительством. Однако он не
обнаружил в российских условиях созидательного
потенциала. Несмотря на повторяющиеся из года в год
обещания правительства экономический спад
продолжается. Из-за хронической деградации
сельского хозяйства страна вынуждена
импортировать половину необходимых ей продуктов
питания. По многим социально-экономическим
параметрам Россия все больше примыкает к
"лиге"
слаборазвитых
стран, в частности,
по ярко выраженной топливно-сырьевой структуре
экспорта, средней продолжительности жизни
населения, низкокачественной структуре питания.
Снизившийся почти вдвое жизненный уровень
значительной части населения, превзошедший
развитые страны разрыв в доходах между бедными и
богатыми, непрекращающаяся деградация системы
социального страхования, здравоохранения,
образования, науки, разгул преступности – все
это усиливает социальное недовольство. Страна переживает острейший бюджетный кризис и
кризис неплатежей во взаимоотношениях
предприятий друг с другом и с бюджетом. Это
приводит к многомесячным задержкам в выплате
заработной платы как в сфере бюджетного
финансирования, так и в промышленности,
сокращению предусмотренных бюджетом
ассигнований на капитальные вложения,
содержание вооруженных сил и правоохранительных
органов, медицины, науки, культуры.
Распространенной практикой становятся
принудительные отпуска работников.
Лавинообразно возрастает внутренний и внешний
государственный долг, и его обслуживание
поглощает еще около 1/3 федерального бюджета.
Численность безработных увеличивается на 30-40%
ежегодно. Продолжается бегство капиталов из
страны. Их отток с момента начала радикальных
реформ составил, вероятно, более 100 млрд долл. США. В борьбе со всеми этими бедами упор был сделан
на средства монетарной политики –
ограничение денежной и кредитной эмиссии и
бюджетного дефицита. Реформаторы оказались во
власти либеральных иллюзий относительно
преимуществ свободного рынка и возможностей
стихийного саморегулирования на основе
конкуренции. Меры по стимулированию
производственных инвестиций, снижению налогов и
расширению инвестиционного и потребительского
спроса, способствующего загрузке мощностей,
считались бессмысленными, пока инфляция не
сведена до приемлемого минимума – примерно в 10-12%
в год. Приватизация свелась к раздаче за бесценок
самых доходных предприятий и целых отраслей
промышленности, что обескровило государственный
бюджет. Это принципиально отличало ее от
практики ряда западноевропейских государств,
которые в первую очередь стремились
приватизировать убыточные, дотируемые из
государственного бюджета предприятия. Особенно
печально, что такая приватизация не
способствовала, как правило, модернизации и
структурной перестройке предприятий. На очереди дня перенесение акцента с политики
жесткого ограничения денежной массы,
государственных расходов и доходов населения на
активное стимулирование производства и
расширение платежеспособного спроса.
Государству предстоит сосредоточиться на
содействии в развитии производства, т.е.
реального сектора экономики. Процентная ставка рефинансирования
Центрального банка и, особенно, доходность
государственных казначейских обязательств не
может оставаться на уровне, значительно
превышающем нормальную рентабельность
промышленных предприятий и производственных
инвестиций, ибо это ведет к вложениям
накопленных предприятиями и населением денежных
средств не в производственную, а в
финансово-спекулятивную сферу. Тем самым до
предела ограничиваются ресурсы для
производственных инвестиций и утрачивается
всякая их привлекательность, и без того
отсутствующая из-за инфляционных рисков при
долгосрочных вложениях. Экономика страдает от нехватки платежных
средств. Оборотные средства предприятий
оказались ниже всех мыслимых нормативов.
Показатель денежной массы (М2) в % к ВВП внизился с
79% в 1990 г. до 10-15% в 1997 г. В развитых странах
Запада, да и в европейских странах с переходной
экономикой, он в несколько раз выше, причем
снижение до 30% считается уже критическим.
Восполнение дефицита денежной массы, который, по
некоторым оценкам, составляет 300 млрд руб.,
бартерными сделками (теперь чуть ли не более
половины всех сделок), инвалютой, взаимозачетами,
векселями и т.д. свидетельствует не только об
опасном разладе денежной системы, но и об утрате
государственной казной крупных сумм
эмиссионного дохода. В стране, например,
обращается около 25 млрд долл. в виде банкнот, что
в пересчете на рубли составляет более 150 млрд
руб., или около 70% всей рублевой наличности. Это не
только упущенная выгода, но и непозволительное
для попавшей в беду страны беспроцентное
кредитование США и других стран Запада. Словом, достаточно оснований, чтобы
правительство приступило к немедленному
оздоровлению денежной системы. А для этого,
видимо, требуется пойти на расширение денежного
предложения, увеличивая кредитную и денежную
эмиссию, а также бюджетные расходы таким образом,
чтобы возникающий дополнительный
платежеспособный спрос приводил к загрузке
производственных мощностей, новым инвестициям, а
не обрушивался целиком на потребительский и
валютный рынки. Одновременно необходимо
улучшать структуру денежной массы, снижая долю
наличного оборота, расширяя применение
безналичных, в том числе электронных, расчетов,
вытесняя недоброкачественные денежные
суррогаты, наконец, упорядочивая вексельный и
чековый оборот. Увеличение доходов населения можно отнести к
числу насущных задач на пороге нового века.
Денежные доходы составляли в среднем на душу
населения в 1997 г. примерно 140-150 долл. в месяц,
тогда как в рыночных экономиках, близких по
уровню развития, они в 2-3 раза выше. При этом цены
в России вплотную подходят к мировым, а в
некоторых случаях и превосходят их. И без того
крайне низкий платежеспособный спрос населения
поглощен чуть ли не наполовину импортными
товарами, так что рынок для загрузки
отечественных предприятий отсутствует. Чтобы
производство получило импульс к росту, следует
заботиться о расширении внутреннего рынка для
национальных производителей, делая это
продуманно и осторожно, направляя
дополнительный спрос в нужное русло, где риск
спровоцировать увеличение инфляции наименьший. Вопреки постулатам либерализма Россия не в
состоянии выбраться из бедственного состояния
экономики, не прибегая к контролю за ценами в
высоко монополизированных отраслях и
выправлению относительных цен (пропорций между
ценами различных товаров) сообразно конкретным
условиям. Нынешний диспаритет цен на
сельскохозяйственную продукцию и закупаемые
селом машины и удобрения, как, впрочем, и на
железнодорожные тарифы, ряд других видов
продукции, цены которых уже превысили мировые,
едва ли может быть терпим. Стихийный перенос
уровня и пропорций мировых цен на российскую
почву губителен для экономики, которая в силу
своих масштабов должна быть ориентирована
преимущественно на внутренний рынок. Россия вступает в XXI в., не имея четкого
представления о том, какое общество в ней
сформируется в результате происходящих
драматических преобразований. В мире
существовало и существует немало
разновидностей
демократии и рыночной экономики, сильно
отличающихся друг от друга и характеризующихся
часто очень несхожими результатами в области
социального и экономического прогресса. На
первых стадиях перехода, пожалуй, никто не мог с
уверенностью сказать, приживется ли в России
весьма популярная среди новых реформаторов
американская модель, или она изберет какую-либо
другую из известных современному капитализму
моделей, или придет к собственной разновидности
общественного устройства, учитывающей
национальную специфику и традиции и сохраняющей
элементы социализма. Но сегодня мы вправе знать,
что нас ожидает. Цели, способные вдохновить
общество, утраивают его созидательную энергию.
Но, к сожалению, они ясно не сформулированы. Понимая, что политическое классификаторство не
самое благодатное занятие, что не всегда можно
подыскать для сложных явлений знакомую этикетку,
я тем не менее рискну высказать свое понимание
того, к чему в конечном счете может прийти страна.
Мне представлялось, что дилемма капитализм или
социализм здесь неприменима, ибо рождающееся
новое общество вероятнее всего будет носить
черты и того и другого, т.е. относиться к разряду
смешанных или конвергентных. Социалистические идеи продолжали владеть
умами многих, несмотря на глубокий общественный
кризис, сопровождающийся разочарованием в
прошлом опыте и либеральных нововведениях. Люди
верили в возможность более справедливого
общественного устройства, в котором нет массовой
безработицы и эксплуатации, осуществляется
социально приемлемая система распределения,
сохраняется государственная поддержка
нетрудоспособных и малоимущих. Поскольку у этих
идей глубокие корни, они, как мне кажется,
неминуемо должны влиять на ход политических и
экономических реформ. Это предположение подкрепляет и эволюция
современного капитализма. В развитых странах он
изменился, и довольно радикально, по сравнению с
хрестоматийными описаниями из учебников
марксизма-ленинизма, основанными на опыте
прошлого века. Новое качество он обрел в
результате внутренней эволюции и целого ряда
мутаций. Это привело к тому, что общество стало
более гомогенным, чем в прошлом веке, сгладились
наиболее резкие грани в качестве жизни и
потребления между верхними и нижними классами, а
традиционный буржуазный индивидуализм был
дополнен и уравновешен социалистическим
принципом ценности и равноценности каждой
человеческой личности. Там, где рынок
обнаруживал свою несостоятельность,
регулирующие функции брало на себя государство,
и уже многие десятилетия современный капитализм
не сотрясают разрушительные мировые
экономические кризисы, подобные кризису
1929-1933 гг. Демократия из удела избранных
превратилась в довольно широкое народовластие, в
котором практически участвуют все граждане.
Словом, произошло перерастание старого
капитализма в социал-капитализм. В нем
либерально-рыночная и социалистическая
тенденции сосуществуют и находятся в динамичном
равновесии. Если социально-демократическая составляющая
начинает преобладать, то такое общество можно
было бы назвать
рыночным социализмом
в
отличие от командно-административного
тоталитарного социализма. Терминология может
вызвать возражения, но суть состоит в том, что
России нужна стратегия, ориентирующая ее не
вспять к примитивному капитализму прошлого века,
а в будущее к высотам национальной и
общечеловеческой цивилизации. |