Назад Издания

Оценки перспектив и прогноз хода реформы местной власти

Сложная социально-политическая и экономическая ситуация в стране ставят под сомнение успешность реализация Федеральной целевой программы и дальнейший ход всей реформы местного самоуправления. Более половины муниципальных служащих и депутатов представительных органов местного самоуправления считают, что сегодня невозможно дать определенный прогноз развития системы местной власти, поскольку ситуация непредсказуема и во многом зависит от других факторов (в частности, от политической ситуации в стране). Характерно, что именно муниципальные служащие, работающие в органах местного самоуправления, чаще всего не уверены в будущем: 60% из них считают, что ситуация непредсказуема.

Таблица 19. Как Вы думаете, каковы наиболее вероятные перспективы реформирования системы власти в государстве на ближайшие 2-3 года?

Будет происходить укрепление системы местного самоуправления, возрастет роль местных сообществ

19,1

Будет происходить возврат к прежней системе организации местной власти, ее сращивание с органами государственной власти

7,6

Ситуация существенно не изменится, останется в сегодняшнем состоянии

12,9

Ситуация непредсказуема и во многом зависит от других факторов
(в частности, политической ситуации в стране)

55,8

Другое

1,3

Затрудняюсь ответить

3,3

Лишь одна пятая муниципальных работников настроена оптимистично, считая, что будет происходить укрепление системы местного самоуправления, возрастать роль местных сообществ, а каждый восьмой полагает, что ситуация в ближайшие 2-3 года существенно не изменится и останется в сегодняшнем состоянии. А вот возврат к прежней системе местной власти в ее “советском” варианте, “сращивание” местной власти с органами государственной власти представляется муниципальным управленцам нереальным.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что система местного самоуправления и сама местная власть, по мнению ее представителей, не приобрела достаточной автономности и ее развитие зависит скорее от внешних, чем от внутренних факторов. Подобная позиция вызывает серьезные опасения по поводу успешности проведения реформы местного самоуправления, так как выявляет отсутствие обратной связи между реформируемой местной властью и реформаторами, реализующими государственную политику в области местного самоуправления.

В качестве приоритетной задачи Федеральная целевая программа на современном этапе ставит решение вопросов “совершенствования правовой, территориальной и организационной основ местного самоуправления правовой, территориальной и организационной основ местного самоуправления”. Однако как решение указанных вопросов, так и успешность реализации всей реформы местного самоуправления находятся под угрозой срыва.

Во-первых, это связано с тем, что как в сознании муниципальных управленцев, так и в практике функционирования институтов государственной и муниципальной власти доминирует административное, а не правовое регулирование.

Во-вторых, основополагающим фактором, определяющим успех или неуспех развития муниципального образования, по мнению муниципальных служащих и депутатов представительных органов местного самоуправления, является авторитет главы муниципального образования и его способность к диалогу с региональной властью.

В-третьих, население, являясь основой и базой развития местного самоуправления, оказалось, по сути, невостребованным сформировавшейся сегодня системой местного самоуправления.

Реформирование системы муниципального управления

В целом необходимо сказать, что представления работников местных органов власти о направлениях развития местного самоуправления находятся в общем русле основных концептуальных установок реформы. Нет каких-либо идеологических противоречий между установками представителей местной власти и государственных органов.

К главным препятствиям, сдерживающим развитие местного самоуправления, следует отнести, во-первых, неурегулированность вопросов по разграничению предметов ведения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, и, во-вторых, пассивность населения, его “неучастие” в местных делах.

Перспектива реформы и пути дальнейшего развития системы местного самоуправления представляются неопределенными для большинства лиц, вовлеченных в процесс муниципального управления, поскольку они не уверены в том, как и в каком направлении будет развиваться сама система местного самоуправления.

Сегодня основные усилия необходимо направить на разграничение с региональной властью и жесткое соблюдение предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления, а также на решение практических проблем экономического и социального плана в муниципальном образовании.

Одновременно следует отметить, что местная власть, не имея собственного потенциала развития и не видя перспектив, находится в уязвимом положении: ее развитие зависит скорее от внешних, чем от внутренних факторов.

Население и реформа местного самоуправления

Основной ресурс развития местного самоуправления – потенциал самоорганизации населения и его готовность оказывать влияние на управленческий процесс – на местном уровне оценивается как муниципальными служащими, так и депутатами представительных органов местного самоуправления как невысокий. Говорить о действенном взаимодействии местного сообщества и муниципальных органов власти, о том, что население имеет широкие возможности влиять на процесс муниципального управления, нельзя. Представители муниципальных органов власти признают как отсутствие тесного взаимодействия власти и населения на местном уровне, так и ограниченность влияния местного сообщества на функционирование самой местной власти.

Исходя из этого, можно сказать, что реформа местного самоуправления идет не снизу, а сверху и не ведет к установлению реального народовластия, активного участия местного сообщества в решении местных проблем и выработке более демократических форм местного самоуправления.

Следует выделить также важные особенности муниципального управленческого процесса – в первую очередь его сильную зависимость от личных и деловых качеств руководителей муниципалитетов. Высокая зависимость муниципальной управленческой системы от личностного фактора сочетается с относительной “незначимостью” в глазах работников муниципальных структур законодательной базы функционирования муниципального образования.

Высокая зависимость муниципальных управленческих систем от личных и профессиональных качеств их руководителей делает их уязвимыми. Такого рода зависимость необходимо “компенсировать” через активное развитие различных общественных территориальных самоуправленческих структур и расширение их прав на участие в решении местных проблем. Важнейшую роль здесь могли бы сыграть местные представительные органы власти их укрепление и активизация должны стать важнейшим направлением реформы местного самоуправления.

Местное самоуправление до сих пор не приобрело внутренней “самодостаточности”: его развитие по-прежнему находится в сильной зависимости от внешних факторов. В этом плане передача на местный уровень необходимых источников финансирования муниципальных программ могла бы гарантировать его устойчивое положение.

Субъективный фактор муниципальной реформы

Субъективные представления работников местной власти оказывают определяющее влияние на ход реформы и становление системы местного самоуправления в стране. Как показано выше, ориентиры и оценки значимости факторов, сделанные муниципальными управленцами, далеки от тех целей и задач, которые определены государственной политикой в области реформы местного самоуправления.

В этой связи необходимо отметить и четко представлять себе всю сложность внешнего воздействия и коррекции сложившихся взглядов и представлений муниципальных служащих и депутатов представительных органов местного самоуправления, поскольку они сформированы под воздействием реальных условий, существующих в муниципальных образованиях и носят устойчивый характер.

В сложившейся ситуации трудно переоценить важность информационно-пропагандистской и разъяснительной работы в среде муниципальных служащих, однако данное направление работы совершенно не проработано в Федеральной целевой программе.

Представления работников местной власти различных муниципальных образований достаточно однородны, поэтому пропагандистская кампания методами PR может охватывать достаточно широкую аудиторию. Особенно перспективной является работа с исполнительными органами местной власти: их позиция более профессиональна и влияние на реформирование системы местного самоуправления более действенно, поскольку представительные органы местного самоуправления в том виде и составе, в котором они сегодня существуют, не определяют ход реформы.

Основное внимание в ходе информационно-разъяснительной и пропагандистской кампании следует обратить на важнейшие, но выпавшие из сферы внимания муниципальных работников направления реформы, направленные на более активное привлечение населения к решению муниципальных проблем и закреплению формальных и институциональных форм такого участия.


Copyright  МОНФ-2000г. Дизайн и HTML верстка Олега Ступенькова 
 
Сайт создан в системе uCoz