Назад Издания Далее

Оценка текущей ситуации в области местного самоуправления

Проведение реформы местного самоуправления и успешность реализации Федеральной целевой программы зависят от правильности выбранных приоритетов и ориентиров, исходя из оценки текущей ситуации в области местного самоуправления. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть основные факторы, определяющие развитие местного самоуправления на современном этапе, выделить актуальные проблемы местного самоуправления и определить принципы управления и организации деятельности структур местной власти. Подобный анализ, базирующийся и учитывающий реальное восприятие муниципальными служащими и депутатами представительных органов местного самоуправления проводимых преобразований, поможет выделить именно те направления работы, которые на сегодняшний день недостаточно хорошо проработаны.

Факторы, определяющие развитие местного самоуправления

Как уже отмечалось, успешная реализация Федеральной целевой программы будет просто невозможной, если не учитывать все факторы, влияющие на ход реализации программы. Поэтому важно выявить основные факторы, определяющие развитие местного самоуправления на современном этапе.

Оценка работы муниципальных образований, которые, с точки зрения муниципальных служащих и депутатов представительных органов местного самоуправления, наиболее успешно справляются с задачей управления муниципальным образованием, позволяет выявить основные факторы, лежащие, по их мнению, в основе этих успехов.

С точки зрения большинства муниципальных служащих (69%), система муниципального управления находится в сильной зависимости от личных и деловых качеств ее руководителей (табл. 11). По их убеждению, именно это в наибольшей степени определяет реальный успех деятельности муниципальных образований. На втором месте по значимости находится эффективное использование местных ресурсов и только на третьем - построение эффективной системы управления в муниципальном образовании (45%). “Субъективный фактор управления” оказывается для муниципальных управленцев более важным, чем наличие объективных предпосылок к успеху: только 40% полагают, что успех муниципального образования определяет его выгодное экономическое положение.

Все большая зависимость органов местного самоуправления от решений, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, нашла свое объективное отражение в сознании более 30% муниципальных служащих, считающих, что реальные успехи в муниципальном управлении определяются налаженными связями с органами государственной власти субъекта Федерации или федерального уровня. По их мнению, взаимоотношения с государственной властью являются несколько более важным фактором, чем активность населения.

В условиях все большей финансово-бюджетной зависимости муниципалитетов от региональной власти, фактор наличия и налаженности связей муниципальных руководителей с органами государственной власти невольно становится одним из самых значимых. Причем данное положение представляется одинаково важным как для муниципальных служащих администраций, где мэр избирается, так и для представителей структур местной власти, где глава администрации назначается или работает по контракту. Неудивительно, что эта категория муниципальных служащих не считает, что активность местного сообщества в сколько-нибудь заметной степени определяет успех управления муниципальным образованием.

Все это говорит о том, что в абсолютном большинстве муниципальных образований до сегодняшнего дня доминирует психология не правового, а административного регулирования. К сожалению, в Федеральной целевой программе не просматривается четкая линия по изменению сложившейся ситуации. Это, впрочем, естественно, поскольку данная проблема касается не только и не столько вопросов реформирования местного самоуправления в стране, сколько относится ко всей системе организации и функционирования государственной власти.

Актуальные проблемы местного самоуправления

В Федеральной целевой программе значительное внимание уделено вопросам правового и финансово-экономического обеспечения реформы местного самоуправления. Результаты исследования говорят об актуальности этого направления. К основным препятствиям, которые сдерживают социально-экономическое развитие местного самоуправления, они относят, во-первых, неурегулированность вопросов по разграничению предметов ведения между органами государственной власти и органами местного самоуправления и, во-вторых, пассивность населения, его неучастие в решении местных проблем.

Главным препятствием на пути развития всей системы местного самоуправления работники структур муниципального управления называют несовершенство законодательства (общефедерального и субъектов Федерации) в сфере разделения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления (см. табл. 12). Также довольно распространено убеждение, что основным препятствием развития системы местного самоуправления является нежелание представителей органов региональной власти делиться полномочиями.

Необходимо отметить, что существует некоторая дифференциация по отношению к проблеме взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти. 40% муниципальных служащих из муниципалитетов, где мэр избирается, и 32% - из муниципалитетов, где глава администрации назначается, считают главным препятствием на пути нормального развития местного самоуправления “сопротивление” региональной власти.

Следует также отметить, что важным препятствием на пути продвижения реформы местного самоуправления муниципальные служащие и депутаты муниципальных представительных органов считают “непонимание населением сущности местного самоуправления, отсутствие инициативы”. По их мнению, развитие местного самоуправление тормозит именно отсутствие поддержки “снизу”.

Таблица 12 показывает, что сегодня на первый план выходят вопросы совершенствования законодательства в области местного самоуправления. Это отражено в Федеральной целевой программе. Не менее важно также как можно скорее решить вопросы, связанные с разграничением полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. И здесь еще раз следует подчеркнуть, что без проведения широкой разъяснительной работы с населением по осознанию сути и роли местного самоуправления невозможно серьезно говорить ни о проведении муниципальной реформы, ни о формировании гражданского общества.

Принципы управления и организации деятельности структур местной власти

Становление реального местного самоуправления предполагает активное участие населения в решении вопросов местного значения. Именно местное самоуправление выражает интересы жителей (местного сообщества) и подконтрольно ему. Однако, как мы видим, за годы реформ население так и не стало активным участником местного самоуправления, да и сами муниципальные чиновники достаточно пессимистично оценивают реальность учета в практической работе инициатив населения. Проблема эта очевидна, и в Федеральной целевой программе прямо говорится о необходимости “создания условий для формирования в муниципальных образованиях структур гражданского общества, способствующих участию населения в осуществлении местного самоуправления”. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть практику взаимодействия органов местного самоуправления с населением муниципальных образований.

Следует отметить, что хотя муниципальные служащие и депутаты представительных органов местного самоуправления всемерно подчеркивают необходимость взаимодействовать с населением, они достаточно низко оценивают реальное влияние местного сообщества как на общую ситуацию, так и на принятие решений в своем муниципальном образовании. Сегодня в муниципалитетах сложилась такое положение (62% опрошенных считают его доминирующим), когда жители не оказывают какого-либо значимого влияния на процесс принятия решений органами местного самоуправления (см. табл. 13).

Как показывают и практика, и результаты исследования, по сути, отсутствует разница в муниципалитетах, с выборной и назначаемой должностью мэра. И в том, и в другом случае реальная роль местного сообщества оценивается достаточно невысоко. Хотя следует отметить, что в тех муниципальных образованиях, где глава муниципального образования (мэр) избирается и в полном объеме действует система местного самоуправления, в большей степени осознается необходимость более тесных связей с населением и, возможно, как следствие, выше неудовлетворенность этим взаимодействием. В этих муниципальных образованиях, как правило, ведется наиболее активная работа с населением, органы местной власти (так считают 81% муниципальных служащих) стараются информировать население о принимаемых решениях и проводимой политике. В муниципалитетах с назначаемым главой администрации ситуация отличается кардинальным образом, - здесь только 66% представителей “государственной местной власти” положительно оценивают реальное участие населения в решении местных проблем.

Однако именно для сотрудников органов местного самоуправления с выборным главой муниципалитета более характерно недовольство готовностью населения участвовать в решении муниципальных проблем (этой точки зрения придерживается почти 62%), в то время как в муниципалитетах с назначаемым главой администрации только 49% считают, что население не готово принимать участие в решении муниципальных проблем.

Одновременно необходимо отметить, что если муниципальные чиновники склонны считать, что население относится с доверием к местной власти и готово к участию в управлении муниципальным образованием, то депутаты представительных органов местной власти настроены более сдержанно и в этом скорее сомневаются. При этом депутаты-профессионалы настроены более пессимистично, чем их коллеги, работающие на общественных началах: работающие на постоянной основе депутаты гораздо больше сомневаются в том, что население доверяет органам местного самоуправления.

Рассматривая принципы управления в муниципальном образовании, нельзя обойти стороной вопрос взаимодействия муниципальных органов власти с государственными органами власти. По оценкам муниципальных служащих, напряжение в отношениях двух уровней власти - местного и регионального - практически отсутствует (см. табл. 14). Большинство служащих и депутатов муниципального уровня (69%) не видят особых проблем во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Федерации и считают взаимоотношения с ними удовлетворительными. По их мнению, нет и конфликтов по поводу распределения полномочий между органами государственной и муниципальной власти, хотя большинство муниципалов признают, что нежелание органов региональной власти “делиться полномочиями” препятствует развитию местного самоуправления. Только 7% муниципальных управленцев не удовлетворены существующим взаимодействием и называют взаимоотношения с органами государственной власти субъекта Федерации конфликтными. Среди причин конфликтов чаще всего называется несовершенство федерального и регионального законодательства в сфере распределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также нежелание представителей региональной власти делиться полномочиями.

Характерно, что муниципальные служащие из муниципалитетов с назначаемыми, а не избираемыми населением главами администраций, оптимистичнее оценивают характер взаимоотношений с органами государственной власти субъектов Федерации, - соответственно 21 и 9% считают их благоприятными, конструктивными. В целом, однако, как в том, так и в другом случае большинство муниципальных управленцев считают отношения между региональной и местной властью удовлетворительными.

Такое положение, по сути, ведет к стагнации ситуации и, безусловно, не может активно способствовать проведению реформы местного самоуправления. Именно поэтому в Федеральной целевой программе предусмотрена разработка механизмов эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данное направление в Федеральной целевой программе сегодня как никогда актуально, так как четко просматривается основа для конфликта: более 43% представителей муниципальных образований-“доноров” обвиняют региональную власть в нежелании делиться полномочиями и видят в этом препятствие на пути реформы местного самоуправления (также считают и 31% муниципальных управленцев их дотационных муниципалитетов).

Представления о реформе местной власти в России

Как мы уже отмечали, невозможно провести реформы в области местного самоуправления, если муниципальные служащие и депутаты представительных органов местного самоуправления не станут активными проводниками этих реформ. В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос, как они оценивают ход реформы местного самоуправления, какие факторы выделяют в качестве определяющих успех или неуспех реформы местного самоуправления, как видят перспективы хода реформы местной власти.

Оценка хода реформы местного самоуправления

Муниципальные служащие и депутаты представительных органов местного самоуправления отмечают, что как в самих муниципальных образованиях, так и в области муниципального управления за последние несколько лет произошли реальные позитивные изменения.

Таблица 15. Как Вы считаете, произошли ли за эти годы реальные изменения в системе и методах управления Вашего муниципального образования?

Безусловно да

30,6

Скорее да

47,0

Скорее нет

16,1

Безусловно нет

1,3

Затрудняюсь ответить

4,9

Трансформируются система и методы управления муниципальными образования. Это подтверждают 78% муниципальных управленцев, причем изменения, по их мнению, носят в целом позитивный характер и большинство (69%) сотрудников муниципальных структур считают, что эффективность деятельности местных органов власти повысилась.

Таблица 16. По Вашему мнению, повысилась ли за это время (с 1995 года) эффективность деятельности местных органов власти?

Безусловно да

19,1

Скорее да

50,3

Скорее нет

23,4

Безусловно нет

2,6

Затрудняюсь ответить

4,6

Если говорить о характере происходящих изменений, то следует отметить, что происходящие модифицирования носят внутренний характер. В основном это изменения в структуре управления и в подходах к самому процессу управления. Как видно из данных проводимого исследования, лишь около 39% муниципальных управленцев считают, что происходящая реформа приводит к “сближению” и усилению взаимодействия местной власти с населением, и совсем немногие (менее 16%) считают, что в результате проводимых реформ возросло доверие населения местной власти.

При реализации Федеральной целевой программы необходимо обратить внимание на тот факт, что оценка хода реформы существенно различна у представителей структур исполнительной и представительной местной власти. Работники исполнительной власти местного уровня гораздо чаще оценивают ход реформы как динамичный и эффективный, они же чаще указывают на различные изменения, происходящие в ходе реформы. Заметим, что они в два раза чаще, чем работники представительной власти, отмечают, что в ходе реформы усилилось взаимодействие местного сообщества и муниципальной власти. В то же время большинство депутатов представительных органов местного самоуправления (72%) так не считают.

Таблица 17. Если Вы считаете, что изменения произошли, не могли бы Вы указать, в чем конкретно они выразились?

Изменилась структура управления, произошла реорганизация

54,1

Изменились подходы к управлению, управленческая практика, сотрудники системы управления стали по-другому работать

48,5

Усилилось взаимодействие органов местной власти с населением

38,7

Произошли серьезные кадровые перестановки

23,6

Возросло доверие населения местной власти

15,7

Другое

3,3

При реализации Федеральной целевой программы основной упор, видимо, должен быть сделан на точки роста - муниципалитеты с устойчивым финансово-экономическим положением. Здесь создался наиболее благоприятный климат для проведения новаций, что подтверждают более оптимистичные оценки хода реформы со стороны муниципальных управленцев из таких муниципальных образований. Особенно это касается муниципальных образований - “доноров” регионального бюджета, - здесь наиболее более позитивно муниципальные служащие и депутаты представительных органов местного самоуправления оценивают результаты реформирования системы управления в их муниципальных образованиях.

Факторы, определяющие успех реформы местного самоуправления

Успешная реализация государственной политики в области местного самоуправления, говорится в Основных положениях государственной политики в области местного самоуправления в Российской Федерации, должна привести к созданию системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти. К сожалению, ни в Основных положениях, ни в Федеральной целевой программе не выявлены факторы, определяющие успешное проведение реформы местного самоуправления. В этой связи целесообразно рассмотреть факторы, которые, по мнению муниципальных служащих и депутатов представительных органов местного самоуправления, определяют успех становления и развития местного самоуправления в муниципальных образованиях.

На первое место по значимости вышел “объективный фактор”, а именно: устойчивая экономическая ситуация в муниципальном образовании и наличие хорошей ресурсной базы.

На второе место с небольшим отрывом от первого вышел “субъективный фактор”, подтверждающий мнение о большой зависимости успеха муниципального управления от личных качеств руководителей органов местного самоуправления.

На третьем месте оказался фактор, связанный с наличием благоприятных нормативно-правовых условий в данном субъекте Федерации, которые являются важной предпосылкой для развития системы местного самоуправления на местах. И только затем следует фактор наличия эффективной системы муниципального управления в данном муниципальном образовании, уступивший по важности фактору “субъективному”.

Исследование показывает, что взаимоотношения между местной властью и органами власти субъекта Федерации вряд ли являются тормозом для развития местного самоуправления. Однако муниципальные служащие из муниципалитетов как с избранным, так и с назначаемым мэром одинаково оценивают важность благоприятных отношений с государственной региональной властью. Одновременно следует отметить, что наметившаяся в последнее время тенденция к ликвидации выборности глав муниципальных образований и переход к назначению глав местных администраций органами государственной власти субъекта Федерации может не только кардинальным образом изменить взаимоотношения местной и региональной власти, но и существенно изменить суть всей реформы местного самоуправления.

Таблица 18. Каковы, по Вашему мнению, основные факторы, определяющие успех становления и развития местного самоуправления в муниципальных образованиях (проранжируйте, пожалуйста, следующие факторы по степени значимости: от “1” – наиболее значимый” до “7” – “наименее значимый”)?

Средний ранг

Устойчивая экономическая ситуация в данном муниципальном образовании, наличие хорошей ресурсной базы

2,72

Личные и профессиональные качества глав местного самоуправления, лидеров

2,82

Благоприятные нормативно-правовые условия в данном субъекте Федерации

3,28

Эффективная система муниципального управления в данном муниципальном образовании

3,75

Неконфликтные отношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления

4,56

Благоприятные, неконфликтные отношения с органами государственной власти субъекта РФ

4,69

Активность, инициативность населения

4,96

Отметим также, что, как показывает исследование, внутренние противоречия внутри местной власти - между представительными и исполнительными органами не имеют определяющего влияния на развитие местного самоуправления (40% респондентов назвали эти два фактора в числе последних).

Фактор развития активности и инициативности населения является одним из определяющих в Федеральной целевой программе и, как предполагалось, играет главную роль в развитии системы местного самоуправления. Однако, по мнению самих работников местных управленческих структур, он не имеет большого значения. Ставя этот фактор на последнее место по значимости, они полагают, что от активности населения процесс становления и развития местного самоуправления зависит лишь в незначительной степени. Настораживает, что эта точка зрения одинаково характерна как для муниципальных служащих, так и для депутатов представительных органов местного самоуправления, представляющих муниципалитеты как с выборным, так и с назначаемым главой.


Copyright  МОНФ-2000г. Дизайн и HTML верстка Олега Ступенькова 
 
Сайт создан в системе uCoz