Номер 1/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Экономическая политика: стратегия и тактика


Великая депрессия в США и современный российский кризис: причины и пути преодоления

ВИКТОР ОСТАПЕНКО
кандидат экономических наук, заместитель директора
Научно-исследовательского финансового института
Министерства финансов РФ


• Кризис в США 1929-1933 гг. вызван прежде всего монетарными причинами, а современный российский кризис - комплексом других факторов
• Для преодоления из кризиса администрация США использовала в первую очередь экономические меры государственного воздействия, тогда как правительство России применяет в основном монетаристские методы
• Для выхода России из кризиса необходимо сочетать монетаристские и экономико-организационные меры

Экономический кризис 1992-1996 гг. в России по глубине, продолжительности, влиянию на общество можно сравнить с кризисом 1929-1933 гг. в США. Поэтому закономерен рост интереса российских экономистов к антикризисным мерам администрации Ф.Рузвельта.


Особенности американского кризиса
1929-1933 гг.


В 1926-1928 гг. экономика США была на подъеме. Национальный доход возрос с 32 млрд долл. в 1913 г. до 89,7 млрд долл. в 1927 г., или в 2,8 раза (в сопоставимых ценах - в 1,7 раза). Повышалась рентабельность производства, увеличивались дивиденды, а в результате росли и курсы акций. Так, средняя цена акций АТТ увеличилась (максимальное значение) со 151 долл. в 1926 г. до 185,5 долл. в 1927 г., General Electric - с 95,5  до 146,6 долл., Steel Corporation - с 130,75 до 141,25 долл. и т.д.

Быстро расширялся рынок ценных бумаг. В 20-е годы стоимость выпущенных ценных бумаг составила 50 млрд долл. Однако вырученные деньги в меньшей мере шли на развитие производства, в большей - на покупку других ценных бумаг. Половина эмитированных ценных бумаг при этом ничем не была обеспечена.

Инвесторы предпочитали вкладывать деньги не в производство, а в ценные бумаги, приобретая их на вторичном рынке (деньги на вторичном рынке ценных бумаг перемещаются от одного портфельного инвестора к другому и не направляются в производственную сферу). Для покупки ценных бумаг они брали кредиты в банках, которые использовали в качестве кредитных ресурсов, кроме собственных средств, денежные вклады граждан, временно свободные средства компаний, кредиты Федеральной резервной системы. Росту объемов кредитования портфельных инвесторов способствовали низкие проценты, взимаемые банками. Учетная ставка, на которую ориентировались банки устанавливая свои проценты, была самой низкой среди развитых стран - 3,5-4% в 1926-1927 гг. (в Великобритании - 4,5-5%, Германии - 5 - 8%, во Франции - 5 - 7,5%). Да и сами коммерческие банки все больше увлекались куплей-продажей ценных бумаг, которая давала им больший доход, чем кредитование хозяйства.

Эмитенты, владельцы ценных бумаг, охотно продавали их в кредит (маржевые сделки). 40% всех инвесторов покупали акции в кредит под незначительное маржевое обеспечение. В результате произошел инвестиционный "перегрев". Федеральная резервная система не догадалась вовремя "поставить плотины" на пути растущих финансовых потоков вторичного рынка ценных бумаг, направить деньги в производственную сферу.

Обескровленные и потерявшие заказы предприятия начали свертывать производство; курсы акций, резко оторвавшиеся от номинала, стали падать. Коммерческие банки потребовали возврата ссуд, и владельцы ценных бумаг стали продавать их, чтобы погасить кредит. Поскольку покупателей не было, падение курсов приняло лавинообразный характер. 24 октября 1929 г. на Нью-Йоркской фондовой бирже произошел резкий спад курсов акций. В этот день и затем в течение четырех последовательных торговых сессий цена многих популярных акций упала на 100 пунктов и ниже. С 1929 по 1932 г. курс акций Radio Corporation уменьшился в 33 раза, New-York Central - в 51, Krysler - в 27, General Motors - почти в 80, General Electric - в 11, United Steel - в 17 раз.

Владельцы акций не смогли возвратить кредит, следовательно, предприятия потеряли свои деньги на банковских счетах, а граждане - сбережения в банках. Разорились 32 тыс. частных компаний. Сокращение спроса обусловило падение цен (за 1929-1933 гг. суммарное снижение составило около 25%), при этом цены на инвестиционные товары и товары длительного пользования упали в меньшей степени, чем на товары кратковременного пользования.

Объем ВНП в текущих ценах за 1929-1933 гг. снизился почти в 1,9 раза, причем производство инвестиционных товаров и товаров длительного пользования уменьшилось более значительно, чем продукции кратковременного пользования.

Спад капиталовложений был большим, чем спад ВНП (табл. 1). При уменьшении личных доходов на 45% граждане могли покупать в основном лишь товары кратковременного пользования. Предприятия резко уменьшили капиталовложения, так как упал спрос на их продукцию, простаивали производственные мощности, не было денег.

Число полностью безработных достигло в 1933 г. 12,8 млн человек, или 25% общей численности занятых.


Антикризисные меры
администрации США


Поскольку кризис был вызван прежде всего монетарными причинами, бороться с ним можно было, вероятно, монетаристскими методами. Но такие методы более действенны в условиях инфляции, а в США в годы кризиса цены падали. Кроме того, для преодоления спада производства и существенного сокращения безработицы монетаристских мер недостаточно. Поэтому администрация США применяла прежде всего экономические (экономико-организационные) меры, меры государственного воздействия на экономику, финансы, рынок ценных бумаг.

Таблица 1

ВНП и инвестиции в США в 1929-1949 гг.
Показатель 1929 г. 1933 г. 1940 г.
ВНП

в действующих ценах
млрд долл.
% к 1929 г.
в сопоставимых
ценах, % к 1929 г.



103,9
100

100


56,0
53,9

70,2


100,4
96,6

101
Продукция промышленности в сопоставимых ценах, % к 1929 г. 100 64,1 114,3
Валовой объем внутренних частных инвестиций в текущих ценах, млрд долл. 16,7 1,6 13,4
Внутренние инвестиции в основной капитал в текущих ценах, млрд долл. 9,7 ... 6,8

Источники: Макконел К., Брю С. Экономикс. - М.: Республика, 1992; Economic Report of the President, Feb., 1968.

Основные направления антикризисной программы заключались в следующем.

n Правительство наделялось полномочиями регулировать заработную плату, цены, продолжительность рабочего времени, процесс конкуренции в промышленности. Была введена минимальная заработная плата, установлена максимальная продолжительность рабочего дня, действовали "кодексы честной конкуренции".

n Правительственные органы приняли и реализовали ряд программ-заказов (на накапливаемые и приобретаемые государством стратегические материалы, сырье, оборудование). Поставки оплачивались из федерального бюджета.

n Федеральное правительство организовало общественные работы, затратив в 1933-1939 гг. на их финансирование более 12 млрд долл.

n Была принята и реализована федеральная программа чрезвычайной помощи. Объем финансирования программы составил 1 млрд долл., из них 500 млн передано штатам непосредственно, а остальная часть предоставлялась с условием, что на каждый доллар федеральных средств правительства штатов и местные органы власти выделяют на меры по снижению безработицы еще 3 долл.

n Осуществлены организация, государственная поддержка и стимулирование жилищного и дорожного строительства, лесонасаждений, гидромелиорации, обустройства национальных парков. В частности, в 1933 г. создана Ссудная корпорация владельцев жилья, эмитирующая облигации для обеспечения рефинансирования закладных, а в 1938 г. - Федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA, или "Фани-Мэй" - FM). После того как ипотечные банки выдали кредиты гражданам на покупку жилья, они продают эти кредиты (долговые обязательства граждан) FM. Полученные от FM в результате такой сделки деньги служат ипотечным банкам источником выдачи кредита другим гражданам.

Начальный капитал FM был сформирован за счет федерального бюджета, затем она выпустила акции для продажи частным инвесторам, но по-прежнему продолжает оставаться под определенным контролем правительства. FM имеет кредитную линию в министерстве финансов США.

n В марте 1933 г. по решению президента Ф.Рузвельта были закрыты коммерческие банки и за две недели проведена их ревизия. 1/3 банков ликвидирована. Образованная реконструктивная финансовая корпорация взяла на себя функции многих разорившихся банков. Устойчивые банки получили разрешение продолжать операции, неустойчивые ставились под контроль государственных уполномоченных. Коммерческие банки получили право лишь принимать у акционерной компании депозиты и давать ей кредиты. Что касается функций инвестиционного института (проведение операций по купле-продаже ценных бумаг), то выполнять их могли лишь специализированные инвестиционные организации (инвестиционные компании, инвестиционные банки, фонды).

n Для  повышения цен на некоторые виды сельскохозяйственной продукции приняты меры к сокращению ее производства (в целях компенсации ущерба фермерам предоставлялись субсидии, источником которых стали налоги на предприятия, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства).

Правительство стремилось повысить цены на сельскохозяйственные продукты до такого уровня, чтобы соотношение между ними и ценами на промышленные товары соответствовало соотношению среднего уровня сельскохозяйственных и промышленных цен за пятилетие, предшествовавшее первой мировой войне.

n Усилился государственный контроль за деятельностью на рынке ценных бумаг, ужесточились условия включения акций предприятий в листинг бирж, повысилась индивидуальная и коллективная ответственность биржевых посредников за осуществленные операции. Установлены ограничения колебаний котировок акций в течение одного заседания. Под государственный контроль поставлен биржевой кредит.

n В 1930 г. принят закон о таможенном тарифе, в соответствии с которым средний уровень импортных пошлин на облагаемые товары увеличился до 30-40% (по отдельным товарам до 70%), вводилась защита "зарождающихся отраслей".

n Университетам разрешено распоряжаться своей собственностью, а вырученные деньги направлять на уставную деятельность, прежде всего на финансирование НИОКР.

Наряду с экономико-организационными применялись и монетаристские методы:

n понижение официальной учетной ставки. Так, учетная ставка Нью-Йоркского резервного банка периодически снижалась - с 6% в октябре 1929 г. до 1,5% в сентябре 1931 г.;

n расширение покупки федеральной резервной системой векселей и государственных ценных бумаг на открытом рынке;

n передача в 1934 г. золота Федеральной резервной системы в распоряжение казначейства. Решено отказаться от золотого стандарта, запретить экспорт золота, установить свободно колеблющийся курс доллара относительно других валют;

n увеличение расходов федерального бюджета, в основном за счет роста государственного долга (повышения бюджетного дефицита). Если в 1929 г. государственный долг составлял 16,9 млрд долл. (16% ВВП), то в 1940 г. - 50,7 млрд долл. (51% ВВП).


Основные черты кризиса
1992-1996 гг. в России


Если американский кризис 1929-1933 гг. был вызван перетоком денег из сферы обслуживания производства в сферу финансовых операций (на вторичный рынок ценных бумаг), то кризис в России обусловлен совершенно иными причинами.

Среди них можно отметить следующие:

• слом административно-командной системы управления экономикой;

• введение ряда положений, присущих свободной конкурентной рыночной экономике (либерализация цен, заработной платы, внешней торговли, валютного обмена), при отсутствии рыночных учреждений, регуляторов, специалистов, навыков;

• стремление к экономической обособленности бывших республик СССР и др.

Предприятия привыкли получать задания по объему продукции, номенклатуре изделий, прибыли, а также фонды на сырье, материалы, энергоресурсы, наряды на поставку своей продукции потребителям. Когда было объявлено, что все это отменяется, многие руководители предприятий растерялись, и это можно понять, так как еще не было товарного рынка, менеджмента, маркетинга. Либерализация цен и заработной платы дала предприятиям возможность увеличивать выручку от реализации продукции и повышать заработную плату за счет роста цен при уменьшении объемов производства продукции, что привело к инфляции (в США в годы Великой депрессии цены снижались). Инфляция обесценивала имеющиеся у предприятий оборотные средства, часто им не хватало вырученных денег для выдачи заработной платы и покупки сырья, материалов, энергоресурсов. Следствием инфляции, высокого налогового бремени, слабой платежной дисциплины стали массовые неплатежи.

Либерализация валютного обмена и внешней торговли сделала возможным мощный приток иностранных товаров, что усугубило спад производства.

Стремление бывших союзных республик к экономической обособленности привело к потере многими российскими предприятиями поставщиков материалов, комплектующих изделий и потребителей продукции обрабатывающей промышленности.

Резко сократились заказы на вооружение, а необходимые меры по конверсии ВПК не были приняты.

Данные о падении производства, капитальных вложений, темпах роста цен и неплатежей в 1992-1996 гг. приведены в табл. 2.

Анализируя указанные выше процессы и показатели, можно сделать следующие выводы. Либерализация цен, заработной платы, внешней торговли, валютного обмена, замена централизованного распределения продукции предприятий продажей ее на рынке - меры, необходимые для перехода от административно-командной экономики к рыночной.

Однако в условиях низкой конкурентоспособности многих отечественных товаров, отсутствия рыночной инфраструктуры и "генетической рыночной наследственности", гипертрофированного ВПК применение этих мер не могло не привести к кризису экономики. Есть основание считать, что кризис мог быть значительно менее глубоким, если бы государство осуществляло более широкий спектр антикризисных мер.


Антикризисные меры
правительства России


Для преодоления кризиса правительство прежде всего использовало монетаристские методы, что объясняется рядом причин.

Во-первых, в 80-90-е годы в развитых странах не было глубоких кризисов и довольно успешно применялись монетаристские методы воздействия на устойчивость финансов и стабильность экономики.

Во-вторых, в правительстве России тон задавали молодые реформаторы, усвоившие (в научном плане) монетаристские методы.

В-третьих, российское правительство было заинтересовано в привлечении иностранных кредитов, а МВФ и другие международные финансовые организации в качестве основного условия их предоставления называли применение монетаристских методов борьбы с кризисом.

Правительство и Центральный банк России использовали следующие монетаристские меры.

n Сдерживание роста денежной массы для снижения инфляции (табл. 3). Экономисты неоднозначно оценивают эту меру. Ее противники считают, что масса денег в России недостаточна (относительно ВВП), она значительно меньше, чем в развитых странах (12-14% к ВВП против 60-80%, а в ряде случаев даже более 100%). Однако при этом они не учитывают, что в развитых странах значительная масса денег обслуживает рынки земли, недвижимости, ценных бумаг, ипотек, тогда как в России эти рынки только начали формироваться.

Другой довод противников сдерживания денежной массы - широкое хождение в России денежных суррогатов, квазиденег. Но их появление связано, во-первых, с отвлечением значительной массы рублей в сделки "рубли-доллары", домашние сбережения граждан, во-вторых, со стремлением отдельных банков, фондов и фирм получить доход путем сомнительных сделок с денежными суррогатами.

n Снижение учетной ставки Центробанка России. С ростом инфляции учетная ставка повышалась с 20% (январь 1992 г.) до 210% (октябрь 1993 г.) годовых. Затем началось ее снижение - в октябре 1997 г. она упала до 21%. Считается, что по мере уменьшения учетной ставки увеличиваются заимствования коммерческими банками ссудных средств у Центробанка, сами они увеличивают кредитование предприятий.

Таблица 2

Индексы основных экономических показателей России за 1992-1996 гг., % к предыдущему году
Показатель 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г.
Валовой внутренний продукт* 85,5 91,3 87,3 95,9 94,4
Продукция промышленности* 82 86 79 97 96
Продукция сельского хозяйства* 91 96 88 92 93
Капитальные вложения* 60 88 76 90 82
Индекс потребительских цен** 26,1 9,4 3,2 2,3 1,2
Индекс цен предприятий-производителей на промышленную продукцию** 33,8 10,0 3,3 2,8 1,3
Индекс реализации продукции сельскохозяйственными предприятиями** 9,4 8,1 3,0 3,3 1,4
Индекс цен в капитальном строительстве*** 16,1 11,6 5,3 2,7 1,7
Индекс тарифов на грузовые перевозки** 35,6 18,5 3,5 2,7 1,2
Суммарная просроченная задолженность предприятий и организаций промышленности, сельского хозяйства, транспорта на конец года*** ... ... 5,5 2,6 2,2

Источник: Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Издательский центр Госкомстата России, - 1997. - Сс. 10, 12, 208.
*В сопоставимых ценах.
**Декабрь к декабрю предыдущего года, в разах.
***В разах к предыдущему году.

n Снижение доходности государственных ценных бумаг. Чтобы привлечь деньги для финансирования бюджетного дефицита, Министерство финансов повышало ее (доходность государственных краткосрочных облигаций со сроком обращения 3 мес. по результатам аукциона возросла с 103,1% в мае 1993 г. до 176,4% в октябре 1993 г.), а затем стало снижать (в октябре 1997 г. доходность 3-месячных ГКО составили 18,6% годовых). Считается, что с уменьшением доходности государственных ценных бумаг коммерческие банки сокращают их покупку и увеличивают кредитование предприятий.

n Регулирование деятельности коммерческих банков - лицензирование их, установление нормативов отчислений в фонд обязательных резервов Центробанка, а также нормативов, определяющих надежность работы банка.

n Сокращение дефицита государственного бюджета. В России дефицит консолидированного бюджета в 1992-1996 гг. составлял (% к ВВП): 1992 г. - 2,8%, 1993 г. - 2,7, 1994 г. - 7, 1995 г. - 3, 1996 г. - 4%, т.е. как и в США в период кризиса в отдельные годы увеличивался. Но если в США дефицит бюджета сразу не финансировался за счет неинфляционного источника - эмиссии государственных бумаг, то в России вначале использовался инфляционный источник - кредиты Центробанка. Однако в дальнейшем источники финансирования изменились - основными стали эмиссия государственных ценных бумаг и внешние займы.

Размеры эмиссии государственных ценных бумаг быстро увеличивались, повышалась их доходность. Для коммерческих банков они стали привлекательным инструментом. В 1996 г. они приобрели около 70% всех государственных ценных бумаг. Естественно, в таких условиях им невыгодно было кредитовать производство, рентабельность которого в 1996 г. снизилась до 10%. Таким образом, государственная политика в отношении рынка ценных бумаг обеспечила увеличение поступлений денег в бюджет и не способствовала выходу производства из кризиса.

С помощью монетаристских мер удалось остановить инфляцию, однако их оказалось недостаточно для оживления производства. Чтобы выйти из кризиса, необходимо сочетать монетаристские и экономико-организационные меры, причем набор последних не столь стандартен, более разнообразен и вытекает из особенностей экономики.

В России преодолению кризиса способствуют (либо будут способствовать в случае их принятия и реализации) следующие экономико-организационные меры.

n Реструктуризация предприятий посредством выделения жизнеспособных производств, изменения специализации или ликвидации нежизнеспособных, выделения ремонтных, сервисных подразделений, создания дилерских фирм, маркетинговых служб, формирования фонда реструктуризации промышленных предприятий.

n Стимулирование малого бизнеса в производственной сфере и коммунальном хозяйстве путем льготного кредитования, создания бизнес-инкубаторов, лизинговых, венчурных фирм, гарантийно-залоговых фондов. В развитых странах на тысячу жителей приходится 20 мелких предприятий, в России - 4. На поддержку малого инновационного предпринимательства практически все федеральные ведомства в США обязаны выделять 2% своего бюджета. Из федерального бюджета для гарантии проектов малого бизнеса ежегодно направляется 10 млрд долл. С участием государства создаются инвестиционные компании малого бизнеса, имеющие налоговые и финансовые льготы, государственные гарантии по ссудам, выдаваемым малым инновационным фирмам (до 75%).

Таблица 3

Изменение денежной массы и потребительских цен в 1992-1996 гг.
Показатель 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г.
Денежная масса - агрегат М2
(на конец года)

трлн руб.
рост к предыдущему году, в разах



7,1
...


33,2
4,7


97,8
2,9


220,8
2,3


295,2
1,3
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года, в разах) ... 9,4 3,2 2,3 1,2
ВВП, трлн руб. 19,0 171,5 610,7 1630,1 2256,1
Отношение М2 к ВВП, % 37,4 19,4 16,0 13,5 13,1

Источник: Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Издательский центр Госкомстата России. - 1997. - Сс. 9, 176, 219.

n Стимулирование развития фермерства путем государственных закупок сельскохозяйственной продукции, создания машинопрокатных станций, лизинговых фирм, выдачи фермерам субсидий за счет налогообложения перерабатывающей промышленности и посреднической деятельности, льготного кредитования под залог земли и имущества.

n Стимулирование жилищного строительства за счет средств граждан путем развития ипотечного кредита, эмиссии жилищных облигаций, создания строительных трудовых сберегательных касс, выдачи государственных премий гражданам в дополнение к их накоплениям в этих кассах.

n Протекционистская таможенная политика. По некоторым данным, россияне за счет импорта получают 99% мяса птицы, 99 - сахара, 97 - мороженой рыбы, 60 - молока, 33 - сливочного масла, 28% мяса. Ввозные пошлины на сельскохозяйственную продукцию составляют в России 5 - 30%, а в Чехии, например, 50-211%. Протекционистская таможенная политика заключается не только в увеличении ввозных пошлин, но и в введении антидемпинговых квот, технических барьеров (сертифицирования товаров, прямых ветеринарных запретов).

Некоторые экономисты считают, что стоит обратить внимание на капиталовложения, оживить строительство и начнется рост производства. Анализ кризисов свидетельствует о более сложной связи инвестиций и производства. Несомненно, в США увеличение масштабов жилищного строительства, общественные работы, строительство дорог и каналов способствовали выходу производства из кризиса. Однако как в США, так и в России производство преодолело точку падения и начало медленно увеличиваться при продолжающемся спаде капиталовложений. Это можно объяснить тем обстоятельством, что кризис приводит к снижению коэффициента использования имеющихся производственных мощностей. Когда начинается оживление производства, то на первых порах оно возможно за счет увеличения этого коэффициента, т.е. без инвестиций.

Затем наращивание производства, с одной стороны, требует обновления, наращивания мощностей, с другой - обеспечивает рост инвестиций источниками финансирования, повышение амортизационных отчислений, прибыли, доходов и вкладов граждан.

В России в годы кризиса коэффициент использования производственных мощностей снизился в 2 раза (с 80 - 90 до 40 - 45%), а в отдельных отраслях и более. Рост производства на 10 - 15% возможен за счет повышения этого коэффициента в ряде отраслей, в том числе в текстильной, швейной, пищевой. В некоторых отраслях машиностроения увеличение производства за счет данного фактора может быть более существенным.

Однако часть производственных мощностей, особенно в отдельных отраслях машиностроения, не пригодна для выпуска конкурентоспособной продукции.

Кроме того, средства труда на многих предприятиях за годы кризиса не обновлялись. Физический износ основных фондов в нефтеперерабатывающей промышленности увеличился до 77%, газоперерабатывающей - 78, угольной - 56%. Эти средства труда необходимо менять.

Таким образом, рост производства без увеличения производственных инвестиций возможен лишь в течение некоторого времени, затем потребуется увеличение капиталовложений. При этом следует иметь в виду, что росту вложений в обрабатывающую промышленность и сельское хозяйство будут препятствовать помимо прочего высокие относительные размеры импорта машин, бытовой техники, продовольствия, одежды, обуви, мебели и других товаров.

***

Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что опыт США по преодолению кризиса 1929 - 1933 гг. свидетельствует о том, что для оживления экономики необходимо сочетать монетаристские и экономико-организационные меры, усилив роль государства в этом процессе.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz